18 августа 2016 года
Фотопроект «Город на память». 274. Театр «Школа современной пьесы»
«Школа современной пьесы» появилась на волне перестройки и гласности, но лишь единицы из тогдашних многочисленных театров-студий доросли до серьёзных репертуарных храмов Мельпомены. Интерес зрителей к современной драматургии, постоянные эксперименты и импровизации, оригинальные сценарии, матёрые люди театра на одной сцене с талантливым новым поколением – всего-то и нужно для аншлагов. И ещё нужен Иосиф Райхельгауз, который всё это придумал, пестует и лелеет.
Театр «Школа современной пьесы» открылся 27 марта 1989 года премьерой спектакля Иосифа Райхельгауза «Пришёл мужчина к женщине». Дебютная постановка была удостоена премий за режиссуру, лучшую мужскую (Альберт Филозов) и лучшую женскую (Любовь Полищук) роли. В том же году театр получил зал на Неглинной, 29, который мог вместить 380 зрителей. За четверть века в театре побывало более миллиона зрителей, в текущем репертуаре свыше двух десятков спектаклей.
С 1864 года в этом особняке находились гостиница и ресторан «Эрмитаж», основанные купцом Я.Пеговым и кулинаром Люсьеном Оливье, да-да, тот самый Оливье, который – салат. «Считалось особым шиком, когда обеды готовил повар-француз Оливье, ещё тогда прославившийся изобретенным им «салатом Оливье», без которого обед не в обед и тайну которого он не открывал», – писал «дядя Гиляй» в книге «Москва и москвичи». Впрочем, попробуйте попытать удачу по рецептуре 1904 года, ингредиенты известны: «Язык говяжий отварной, два рябчика, четверть фунта икры паюсной, полфунта свежего салата, двадцать пять отварных раков или одна банка омаров, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, пять яиц вкрутую. Майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из двух яиц и фунта прованского масла».
Смотрите старые фотографии: Гостиница «Эрмитаж». 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/4158
Смотрите старые фотографии: Дом крестьянина. 1925 год: https://pastvu.com/p/41447
После Октябрьской революции чревоугодники забыли дорогу в ресторан, во-первых, возникли перебои с поставкой рябчиков и омаров, во-вторых, в бывшем «Эрмитаже» обосновался Дом крестьянина – советское просветительско-агитационное учреждение.
3 ноября 2013 года в здании произошёл сильный пожар и «Школа современной пьесы» вынуждена была играть спектакли на сценах других театров, пока временно не обосновалась в Доме культуры имени Серафимовича на Тишинке. Уже не один сезон прожит на новой сцене, а труппа всё мечтает о возвращении на историческую родину.
Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз: «Мы уже ничего не боимся после пережитого в прошлых сезонах – смена директоров, пожар, переезд в новое здание, ремонт нового здания, цикл юбилейных вечеров, затем еще один ремонт нового здания – на этот раз тотальная реконструкция сцены с установлением поворотного механизма и люков. После всего этого театр намерен… нет, вовсе не отдыхать, а работать, работать, работать, как завещал великий Чехов».
Впрочем, работа работой, а юбилей по расписанию. Поздравить Иосифа Райхельгауза и труппу театра с 25-летием пришли коллеги, друзья, члены попечительского совета. Столы были накрыты примерно там, где до революции находился летний ресторанный дворик.
Смотрите старые фотографии: Летний сад ресторана «Эрмитаж». 1900 год: https://pastvu.com/p/7672
Борис Акунин
Леонид Якубович
Виктор Шендерович
Сергей Соловьёв
Анатолий Чубайс
Татьяна Веденеева
Юлий Гусман
Марк Розовский и Максим Дунаевский
Альберт Филозов и Анжелика Волчкова
28 января 2014 года театр «Школа современной пьесы» получил временную прописку, новая площадка назвали «Театральным клубом на Тишинке». Новоселье прошло в формате перформанса, артисты перенесли часть декораций и реквизита из грузовика в фойе театра, а потом на сцене показали фрагменты лучших спектаклей. В торжествах приняли участие художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз, ведущие артисты Альберт Филозов, Ирина Алфёрова, Александр Гордон.
Городские власти помогли с арендой бывшего Дома культуры имени Серафимовича в Среднем Тишинском переулке, при участии спонсоров был произведен необходимый ремонт. Зрительный зал снова освещает столетняя хрустальная люстра, уцелевшая при пожаре.
Иосиф Райхельгауз: «В театральный перформанс может превратиться что угодно, даже переезд. Мы решили дать всем возможность не только посмотреть на него, но и поучаствовать в процессе. Например, внеся в новое здание вешалку, с которой, как известно, всё начинается, – говорит Иосиф Райхельгауз. – Мы всё-таки называем себя «школой», поэтому считаем своим долгом научить весь город быть немного артистичнее, театральнее, делать любое событие более ярким».
Сбор труппы после летних отпусков проходит в формате пикника в театральном дворе. Загорелые и отдохнувшие актёры радостно обнимаются и показывают друг другу отпускные «себяшки» в мобильных телефонах, а художественный руководитель говорит с журналистами о насущном и наболевшем.
Иосиф Райхельгауз: «Главный приоритет театра – ходит ли к вам зритель. К счастью, на ближайшие спектакли у нас все билеты проданы. Следующий показатель – количество новых премьер. Мы должны быть самыми первыми, не можем позволить себе взять пьесу, которая уже где-либо идёт.
Следующий показатель работы театра – гастроли. У нас сейчас большое количество приглашений на гастроли. Вот только что разговаривал с Татьяной Веденеевой (исполнительницей главной роли в спектакле «Последний ацтек»), как нам успеть в январе съездить в Израиль, Германию и Америку. Она говорит, «давай от Америки откажемся, далеко». Такая замечательная жизнь наступила – «не хочу в Париж».
Мы сделали на Тишинке профессиональную сцену, но очень хотим домой. Сроки восстановления здания на Трубной зависят от многих факторов, к счастью, Мэр, Министр культуры, Попечительский совет театра в едином порыве хотят сделать всё, чтобы здание было восстановлено. Историческое здание необходимо сохранить в классическом виде, а вот новую сцену предполагается сделать предельно современной, приспособленной под европейские стандарты».
В 2015 году Иосиф Райхельгауз прокомментировал ситуацию для портала ЯМОСКВА: «Как только случился пожар, мэр Сергей Семёнович Собянин очень быстро принял решение, выделил деньги, поручил определённым людям – и всё началось. Мы принадлежим Департаменту культуры Москвы и департамент обязан выполнять решения своего непосредственного начальника – мэра Москвы. А потом один конкурс, второй конкурс, конкурс на подпорки, конкурс на замазку… И каждый конкурс это деньги, деньги, деньги… И вот деньги тратятся, проводятся бесконечные совещания, меня куда-то приглашают, а с театром не происходит ничего. Тридцать мужиков сидят за круглым столом и долго из пустого в порожнее рассказывают, как правильно освоить средства. Даже не в театре дело, а в доме, принадлежащем русской истории, русской культуре. Это дом наших великих предшественников. Сейчас он ветшает, штукатурка падает, лепнина рушится, краски выцветают. Катастрофа! Я буду прилагать колоссальные усилия, чтобы всё это взбодрить. Понимаю, что сейчас не лучшее время в стране и, наверное, есть куда тратить деньги и кроме культуры. Но если государство заботится о своём будущем – оно заботится о культуре, здравоохранении, образовании».
Преамбула несколько затянулась, пора познакомиться с репертуаром.
Каждый советский ребёнок должен был любить Ленина и Пушкина. Ленин был дедушка, а Пушкин – наше всё. Что же это за пионер, которому не жаль убитого на дуэли поэта и который не мечтает закрыть грудью нашего гения от пули коварного французишки Дантеса? А если какому-то недорослю сие было непонятно, ему напоминали об этом сначала воспиталка в детском саду и училка лит-ры в школе, затем любимая девушка, жаждущая романтики в отношениях, и ротный политрук, жаждущий приобщиться к культурке.
«Не любить Пушкина невозможно»,- резюмирует режиссёр спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» Иосиф Райхельгауз. Художник Алексей Трегубов поместил героев спектакля на дуэльную площадку, покрытую толстым слоем нечто, похожего на пепел или землю. Артисты перевоплощаются то в персонажей советской эпохи, то оказываются на балу или на дуэли, а необходимый реквизит откапывается откуда-то из недр бутафорской мать сыра земли. Действо получилось оригинальное и нескучное, по окончании спектакля зрители долго не отпускали актёров с места дуэли. В спектакле заняты: Александр Овчинников, Иван Мамонов, Николай Голубев, Татьяна Циренина, Валерия Кузнецова, Даниэлла Селицка.
«Последний ацтек» в постановке театра «Школа современной пьесы» – комедия смешная, таки Шендерович автор пьесы. И злободневная, потому как автор пьесы – Шендерович.
Мистер Гольдинер родился и жил в Харькове, тогда он был не мистер, а товарищ, причём так боялся коммунистическую власть, что вступил в ряды КПСС и даже стал парторгом завода с труднопроизносимым названием, какого-то Тяпляптяжмаша. Времена уже не были кровожадными, усатый вождь благополучно перекочевал на мавзолейные задворки, но построенная им система продолжала работать, приближая светлое будущее. У граждан великой страны была чуйка, что грядущее счастье коммунизма эфемерно и посему уже сейчас норовили урвать кусочек счастья для себя любимого. Всё просто: заложил книгочея-вольнодумца «конторе глубокого бурения» – получи бонус. И угрызений совести-то не было, ведь не расстреляют в самом деле чекисты неосторожного любителя Солженицына.
Ну а когда дверца в «железном занавесе» приоткрылась, товарищ Гольдинер рванул куда подальше. Он оказался не просто еврей (те эмигрировали в Израиль), а умный еврей, и обрёл свою землю обетованную в Нью-Йорке. Старый мистер Гольдинер и не подозревал, что на Брайтоне может звучать не только ностальгический марш Свиридова «Время, вперёд». Время здесь может сделать причудливую загогулину и вернуть мистера назад, хотя бы в воспоминаниях.
Действие спектакля «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» происходит за столиками ресторана, куда заглядывают самые разные персонажи. 5 декабря и без того нескучное действо оживилось неожиданным появлением политика Владимира Жириновского, который по приглашению режиссёра Иосифа Райхельгауза принял участие в сцене «Юбилей». Как заметил после главный либерал-демократ, «я не играл роль, а был самим собой». «Какой талант пропадает!» – подумали зрители.
«Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» – уникальный театральный проект, построенный на актерской импровизации. Персонажи спектакля произносят реплики, сочиняемые ими в режиме on-line, согласно предварительно оговоренному сценарному плану. Спонтанность произносимого текста вносит в спектакль эффект непредсказуемости. Подобная драматургия требует от артиста концентрированности, внимания, способности мгновенно включиться и найти нужные слова в ответ на незапланированную реплику.
Балерина Анастасия Волочкова впервые вышла на сцену в качестве драматической актрисы. Она сыграла одну из главных ролей в спектакле «Пришёл мужчина к женщине», а её партнёром в этой постановке стал Саид Багов.
«Пришёл мужчина к женщине» – для Иосифа Райхельгаза особый спектакль, над которым режиссёр начал работать ещё в год московской Олимпиады. На главную роль тогда планировались Альберт Филозов и Вера Алентова, но актрисе пьеса Семёна Злотникова не нравилась и проект отложили до 1989 года, пока Райхельгауз не открыл в столице новый театр под названием «Школа современной пьесы». Постановка имела зрительский успех, выдержала 500 аншлагов и была записана для телевидения. Мужскую роль Виктора Петровича исполнял Филозов, а женскую Дины Фёдоровны – Любовь Полищук и Ирина Алфёрова.
Позднее режиссёр адаптировал спектакль для нового поколения актёров «Школы современной пьесы» с современной сценографией художника Алексея Трегубова, «живой» музыкой и разнообразным реквизитом на сцене. Каждый новый состав по-своему показывает старую историю.
Спектакль «Уик-энд» о двух днях из жизни преуспевающего коммерсанта поставили режиссер Иосиф Райхельгауз и художник Алексей Трегубов. Главный герой пьесы узнаёт, что о его грехах эпохи первоначального накопления капитала стало известно прокуратуре и гулять ему на свободе максимум пару дней. Самое время бежать из страны туда, куда не дотянется десница правосудия, а можно покориться судьбе и провести выходные в близком кругу, с друзьями и семьёй. Если кому-то из зрителей спектакля душевные терзания представителя бизнес-элиты покажутся скучными,- всегда можно отвлечься на новости, рекламу, бокс или дом-2: фрагменты телевизионных передач идут нон-стоп в качестве комментария происходящему на сцене.
Слово parodia в буквальном переводе с греческого означает пение наизнанку. Пародия – любимейший жанр публики. И в то же время один из самых сложных. Особенно, если авторы ставят перед собой задачу смешить зрителя, не покидая границы хорошего вкуса. Программа «Наизнанку» обращается к разным видам искусства: театр, литература, музыка. В первоапрельском вечере пародий принял участие Валентин Гафт.
Во время городской акции «Ночь в театре» во многих столичных храмах Мельпомены прошли открытые репетиции, концерты, экскурсии, мастер-классы. Театр «Школа современной пьесы» пригласил зрителей посмотреть репетицию спектакля «Последний ацтек» с участием артистов Альберта Филозова и Татьяны Веденеевой.
Иосиф Райхельгауз: «Для меня открытая репетиция абсолютно не отличается от обычной репетиции, потому что наше дело публичное и на репетициях всегда много людей, работающих в театре. Если спектакль сочиняется интересно, создаётся творчески, – то и уборщица, и сотрудник охраны часто смотрят, как это делается. Сегодня я, конечно, был потрясён, что зал и балкон переполнены зрителями, и это замечательно. Мы ещё много лет назад практиковали подобные репетиции и мастер-классы, надеюсь, что мы вернём интерес не только к стадионам и паркам, но и к драматическому театру, к серьёзной музыке и живописи».
Современные дети погружены в техногенный мир. Они не верят в Деда Мороза и предпочитают компьютерные игры живому общению. Но это – только на словах: на самом деле, каждый ребенок втайне верит в волшебство. Спектакль «В поисках волшебства» именно о том, что настоящее чудо возможно. Нужно только поверить в себя.
Главные роли в постановке – Мальчика и Акробатки – исполняют дети, выбранные на открытом кастинге из более чем полусотни претендентов. «Школа современной пьесы» снова подтверждает репутацию театра, продвигающего новые таланты. В качестве режиссеров-постановщиков в спектакле дебютируют яркие молодые режиссеры Александр Цой и Евгений Кочетков. Пьесу «В поисках волшебства» специально для «Школы современной пьесы» написал известный израильский драматург Михаил Хейфец, победитель театрального конкурса «Действующие лица-2012».
На репетиции
Официальный сайт театра: http://www.neglinka29.ru/
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Грузинский Вал…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Школа современной пьесы, Иосиф Райхельгауз, город на память, московские театры, театральная афиша.