11.12.2018 22:08

«Город на память». 277. От «Первомайской» до «Первомайской»

26 августа 2016 года
Фотопроект «Город на память». 277. От «Первомайской» до «Первомайской»

Станция «Первомайская» – одна из загадок столичной подземки, о её существовании помнят любители истории да измайловские старожилы. Речь не об одноимённой действующей станции, а о ранней «Первомайской», принимавшей пассажиров в 1954-1961 годах, а после закрытия ставшей одним из цехов электродепо «Измайлово». Интересно посмотреть обе станции, прогулявшись от одной до другой через измайловский заповедник послевоенной архитектуры.

Попробуем сначала разобраться с переименованиями. Покровский радиус столичной подземки задуман в 1932 году, а конечной была запланирована станция «Стадион». Она открылась для пассажиров в военном 1944 году под другим названием «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», так как возведение центрального стадиона СССР к тому времени было заморожено. Спустя четыре года длинное название укоротили до «Измайловской», в 1963-м переименовали в «Измайловский парк», а в 2005-м – в «Партизанскую».

Когда в 1950 году открылось электродепо «Измайлово», появилась возможность продлить линию и дальше. Станция «Первомайская» была построена по проекту Николая Демчинского в непосредственной близости от депо и по конструкции практически не отличалось от его цехов, которые метрополитеновцы называют нефами. Это была единственная в московском метро станция с деревянной крышей. Путевые стены отделали керамической плиткой и украсили скромной лепниной, для освещения использовались люстры, какие сейчас можно увидеть на «Киевской» и «ВДНХ».

«Первомайская» приняла первых пассажиров 24 сентября 1954 года, но использовалась не слишком долго. Вскоре начались строительные работы по продлению Арбатско-Покровской линии в сторону городских окраин, 21 октября 1961 года открылась наземная станция «Измайловский парк» и этот день стал последним для «Первомайской». В её отделанном мрамором вестибюле разместился актовый зал (клуб) депо, а станционная платформа разобрана и переоборудована под цех подъёмочного ремонта.

Смотрите старые фотографии: Вестибюль станции «Первомайская». 1954-1955 гг.: https://pastvu.com/p/52332

Смотрите старые фотографии: «Первомайская». 1955-1960 гг.: https://pastvu.com/p/22204

Смотрите старые фотографии: «Первомайская». 1954-1961 гг.: https://pastvu.com/p/51307

И снова про топонимическую путаницу. В 1963 году была произведена рокировка: станция «Измайловская», которая была ближе к «парадному» входу в парк, получила название «Измайловский парк», а станция «Измайловский парк» возле депо превратилась в «Измайловскую». Красивое идеологическое название «Первомайская» тоже не пропало всуе и украсило собой новую станцию в эпицентре Первомайских и Парковых улиц. Это была первая в московском метро «сороконожка» (мелкая колонная станция типового проекта, архитекторы М.Марковский и Я.Татаржинская) без наземных вестибюлей со входом через подземные уличные переходы. Сорок колонн облицованы красным с белыми вкраплениями мрамором, пол выложен серым и красным гранитом, а путевые стены покрыты белой и чёрной глазурованной керамической плиткой.

Теперь, когда с названиями всё стало ясно, можно отправляться на прогулку по маршруту: электродепо «Измайлово» – станция «Измайловская» – Измайловский проспект – Заводской проезд и дальше по диагонали через Парковые улицы к станции метро «Первомайская».

«24 сентября 1954 года вступила в эксплуатацию новая, первая наземная, станция метро «Первомайская», расположенная у 1-й Парковой улицы, на территории вагонного парка метро. Она является конечной станцией линии метро «Киевская – Первомайская», – П.Сытин, «Из истории московских улиц», 1958.

По расположению на территории депо и скромности оформления первой «Первомайской» можно предположить, что она и была задумана в качестве временной пассажирской станции. Сейчас это один из ремонтных нефов депо «Измайлово» с частично сохранившимся интерьером.


Станция «Измайловский парк» (она же – «Измайловская») открылась в 1961 году и заменила «Первомайскую». Желающие отдохнуть в Измайловском парке горожане сразу оценили удобство её расположения, ведь пассажиры сразу оказывались посреди лесного массива.

Смотрите старые фотографии: Станция «Измайловский парк». 1962 год: https://pastvu.com/p/21400

Смотрите старые фотографии: Станция «Измайловская». 1964 год: https://pastvu.com/p/66537

Смотрите старые фотографии: Эстакада на перегоне «Измайловская» – «Измайловский парк». 1969 год: https://pastvu.com/p/31630 Сейчас из Измайловского парка такую панораму не увидишь: пространство под эстакадой занято гаражами за заборами, а деревья разрослись и подступили вплотную к линии метро.

Смотрите старые фотографии: Измайловский проспект. 1960 год: https://pastvu.com/p/55956

Пафосное название «проспект» не вполне соответствует действительности. Измайловский проспект – скорее проезд, чем проспект. С одной стороны тянется лесополоса, с другой – жилая застройка. Вроде бы по ещё довоенному генплану здесь действительно собирались проложить широкую магистраль, но в итоге транспортной артерией стала расположенная севернее Первомайская улица. Торговый центр возле метро не снесён, вероятно, лишь по собянинскому недогляду, в заброшенной пристройке к многоэтажке когда-то был ресторан «Осень» (говорят, теперь здесь место встреч сектантов), а расселённый дом с выбитыми окнами добавляет уныния в скромный антураж проспекта.

Измайловский проспект, № 53 – рядом со станцией метро «Измайловская» находится школьное здание 1955 года

А чуть подальше располагаются корпуса вузовских общежитий. Здесь живут студенты МВТУ имени Баумана, которые радуют движухой жителей Измайловского проспекта. Свои дипломы ребята и барышни отмечают ритуальным катанием в тазах и истошными криками «Кто инженер?» – «Я инженер!». Впрочем, в 2016 году власти озаботились моральным обликом бауманской интеллигенции, праздник непослушания накрылся медным тазом и дипломы не обмывались пивными реками.

Измайлово – комфортный для проживания спальный район, большинство и без того немногочисленных фабрик и заводов выведены за город и носы местных жителей обоняют только свежий воздух Измайловского лесопарка. Послевоенные коттеджи и парадные сталинки соседствуют здесь с хрущёвскими и брежневскими типовыми домами, среди которых настойчиво ищут себе место многоэтажные фантазии современных инвесторов.

Заводской проезд, № 25, дом построен в 1949 году. Подъезды этого и соседних домов отличаются круглыми окнами-иллюминаторами.

А это круглое и тяжёлое – пара раритетных люков, один из которых произведён металлистами из города Днепродзержинск, а на втором – эмблема неопознанного предприятия.

В 1949 году на карте Москвы появились Нижняя, Средняя, Верхняя Первомайские улицы и целых 16 Парковых улиц. Может быть, причиной стала скудость воображения чиновников. Возможно, кто-то из тогдашнего городского руководства побывал в Нью-Йорке и впечатлился сеткой из широких авеню и перпендикулярных им стрит. На номерных улицах в Измайлово приезжему человеку действительно удобно ориентироваться.


1-я Парковая улица, № 1, дом построен в 1950 году. На картуше эмблема УПТР – Управления подводно-технических работ.


4-я Парковая улица, № 9, дом построен в 1953 году


4-я Парковая улица, № 10, дом построен в 1952 году


4-я Парковая улица, № 11, дом построен в 1950 году


5-я Парковая улица, № 16, дом построен в 1948 году


5-я Парковая улица, № 21 – Музыкальная школа № 27 им. С.В. Рахманинова

Смотрите старые фотографии: 5-я Парковая улица, № 27а. 1949-1951 гг.: https://pastvu.com/p/81807 Дом был построен в первые послевоенные годы для сотрудников предприятия Мосэнергоремонт и снесён под современную застройку.


5-я Парковая улица, № 32, дом построен в 1951 году


На кошкиной лужайке явно стояло какое-то здание, снесённое за ненадобностью.


6-я Парковая улица, № 15


6-я Парковая улица, № 15А, дом построен в 1949 году. Торцы здания оформлены занятно, каждый этаж в своём стиле. Любопытно, для чего были предназначены эти помещения – мини-ясли, хозблок, контора?


6-я Парковая улица, № 21 – Измайловские бани, построены в 1956 году

Жилые кварталы стали появляться здесь ещё до войны, но массовое капитальное строительство началось сразу после Победы с привлечением рабочей силы из числа немецких и румынских военнопленных. Один из «немецких» кварталов находится на 6-й Парковой улице. Весь квартал построен в 1951 году и с потерями, но дожил до наших дней.

Смотрите старые фотографии: 6-я Парковая улица, пересечение с Первомайской. 1952-1953 гг.: https://pastvu.com/p/30667

Смотрите старые фотографии: 6-я Парковая улица, № 22, № 24, № 26. 1955-1958 гг.: https://pastvu.com/p/6834


6-я Парковая улица, № 32

На станции «Первомайская» завершаются работы по благоустройству переходов, над лестничными маршами возводятся козырьки. Любопытно, что знаменитая красная буква М – символ столичной подземки – крепилась не над входом в собственно метро, а на вентиляционных киосках по соседству.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Нескучный сад до революции…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, Московский метрополитен, архитектура СССР, метро Первомайская, электродепо Измайлово, Бауманские тазы.

Другие публикации