12.12.2018 19:26

«Город на память». 286. МОЖД-МЦК. Лужники (Воробьёвы горы)

27 сентября 2016 года
Фотопроект «Город на память». 286. МОЖД-МЦК. Лужники (Воробьёвы горы)

10 сентября состоялось главное событие 2016 года в сфере столичного транспорта – открылось движение электропоездов «Ласточка» по Московскому центральному кольцу. Совместный проект ОАО «РЖД» и Московского метрополитена вызвал немалый интерес горожан. Куда несёшься ты, птица-«Ласточка»? Что видят пассажиры из окна вагона? Что осталось на возрождённом кольце от Московской Окружной дороги 1908 года? Начинаем кругосветное кольцемосковское путешествие.

Идея ускорить грузооборот и направить товарные составы к месту назначения, минуя вокзалы, появилась в конце XIX века. В 1897 году император Николай II «высочайше признал желательным» строительство Московской Окружной железной дороги и после многочисленных дискуссий, где именно должна проходить дорога, после обсуждения конкурсных проектов был одобрен вариант инженера Петра Рашевского. Строительные работы начались в 1902 году, а в июле 1908 года открылось регулярное движение поездов по стальному кольцу протяжённостью 54 километра.

К магистральным железным дорогам для направления транзитных грузов и к московским заводам были проложены 22 однопутные соединительные ветки. Параллельно с грузоперевозками Окружная дорога стала перевозить пассажиров. Все пассажирские здания располагались внутри кольца, а товарные платформы, пакгаузы, воинские казармы, продовольственные склады, станционные пути – с внешней стороны.

Главной станцией, где находилось паровозное депо (а первыми паровозами на МОЖД были «Овечки», со временем заменённые на более мощные локомотивы), стала станция Лихоборы. От неё по часовой стрелке располагались станции и остановочные пункты Владыкино-Московское, Ростокино, Белокаменная, Черкизово, Лефортово, Андроновка, Угрешская, Кожухово, Канатчиково, Воробьёвы горы, Потылиха, Кутузово, Пресня, Военное поле, Серебряный Бор.

Сложно сказать, сколько всего зданий было построено для Окружной дороги, наверное, несколько сотен. Среди них вокзалы, посты централизованного управления стрелками и сигналами, дома для начальников станций, комендантов и паровозных бригад, жилые дома десяти типов для сотрудников, склады продовольствия, воинские казармы, водоподъёмные здания, кузницы, бани, столовые и прочие объекты станционной инфраструктуры. Часть построек снесли ещё в советское время, часть уничтожили сравнительно недавно, например, при прокладке Третьего транспортного кольца. Заменены на новые многие путепроводы и мосты.

По информации пресс-службы Московского метрополитена, сейчас на Московском центральном кольце насчитывается 86 исторических построек. Все они отремонтированы и выкрашены в оригинальный цвет. Цветных фотоснимков 1908 года видеть не доводилось, так что не берусь судить, насколько нынешний колер соответствует историческому. В советские годы фасады станционных построек МОЖД красили в более насыщенный красный цвет.

Хотя нынешние «Ласточки» следуют по той же траектории, что и старинные «Овечки», МОЖД и МЦК – совершенно разные дороги. Лишь несколько современных станций кольца (к примеру, «Владыкино») находятся точно там, где располагались станции в 1908 году. Исторические и современные «Лихоборы» – это вовсе не одно и то же, а две совершенно разные станции, находящиеся на приличном удалении друг от друга. Старые вокзалы вообще не задействованы в новой системе, для которой построены типовые платформы и павильоны. Ну и, разумеется, станций МЦК стало в два раза больше в соответствии с растущими запросами города.

«Лужники» можно назвать главной станцией Московского центрального кольца – она была построена самой первой и по оригинальному проекту, здесь проходят все официальные мероприятия, на неё придётся основной пассажиропоток в дни проведения Чемпионата мира по футболу, наконец, «Лужники» единственная станция на кольце со множеством окрестных достопримечательностей.

Строительные работы на перегоне Канатчиково – Пресня были начаты летом 2013 года и уже к концу 2015 года возле исторического пассажирского здания «Воробьёвы горы» вытянулись две крытые береговые платформы длиной по 270 метров. В двухэтажном павильоне разместились кассы, турникеты, эскалаторы.

Московское центральное кольцо интегрировано в транспортную систему столицы, почти с каждой станции МЦК возможна пересадка на метро и поблизости проходят маршруты наземного общественного транспорта. От «Лужников» за несколько минут можно дойти до станции метро «Спортивная», а чуть подальше расположена конечная троллейбусов и автобусов.

Последнее в Москве подобное здание диспетчерской простояло ровно 60 лет и сейчас заменяется на каменную постройку. Впрочем, навес для пассажиров пока остался.

Двухэтажное пассажирское здание «Воробьёвы горы» построено в 1907 году по проекту Александра Померанцева. В помещениях вокзала находились пассажирские залы I, II и III классов, багажные помещения, контора начальника станции, служебные квартиры для самого начальника и его помощников, телеграф и буфет.

Смотрите старые фотографии: Пассажирское здание станции «Воробьёвы горы». 1907 год: https://pastvu.com/p/11819

В настоящее время здание занимает транспортная прокуратура. Железная дорога проходит через Лужники по высокой насыпи, чтобы предотвратить затопление железнодорожных путей при частых в те времена разливах Москвы-реки. Поэтому пассажирам приходилось подниматься на второй этаж здания по лестнице и дальше по пешеходному мосту выходить на перрон к поездам.

Смотрите старые фотографии: Лужники. 1935-1937 гг.: https://pastvu.com/p/93131 Через весь снимок проходит линия МОЖД, в центре видны пассажирское здание и башня стрелочного поста. Слева – Новодевичий монастырь. Болельщики и футболисты вряд ли знают, что на месте Большой спортивной арены прежде стояла церковь Тихвинской Иконы Божией Матери.

В 1955-1956 годах на 180 гектарах лужниковских пашен в рекордно короткий срок был построен Центральный стадион имени В.И.Ленина. На Большой спортивной арене проходили соревнования по разным видам спорта, но главным зрелищем был и остаётся футбол. Пока на трибунах не появились пластиковые кресла, болельщики довольно плотно рассаживались на деревянных скамейках и на самые важные матчи сборной СССР и московского «Спартака» собирался аншлаг – свыше 100 000 зрителей. В такие дни по окончании матча происходила неизбежная давка на выходе, ворот-то было много, но метро не справлялось с пиковой нагрузкой. Болельщиков выпускали наружу порциями и регулировали людской поток солдатским оцеплением и конной милицией.

С Лужниками связаны самые яркие страницы истории советского спорта и, на мой взгляд, комплекс был достоин стать памятником архитектуры. Но увы, стадион реконструировался к Олимпийским играм 1980 года, потом к европейским футбольным финалам и перестал соответствовать критериям статуса памятника.

На фото – памятники великим советским футболистам Льву Яшину и Николаю Старостину

При подготовке к грядущему в 2018 году Чемпионату мира по футболу стадион запросто могли снести и построить на его месте новый, что обошлось бы даже дешевле. Но всё-таки было принято решение сохранить исторический фасад, но полностью изменить содержимое чаши. Теперь на Большой спортивной арене не останется места для беговых дорожек и легкоатлетических секторов – только футбольное поле.

А вот с лужниковским бассейном обошлись бесцеремонно, разрушив его экскаваторами в ноябре 2014 года. На этом месте уже строится новый плавательный бассейн и, как обещают авторы победившего конкурсного проекта, внешне он гармонично впишется в окружающий ландшафт.


Элементы оформления фасада нового бассейна

Малая спортивная арена предназначена для проведения хоккейных баталий, но способна трансформироваться под разные задачи. Например, МСА на время новогодних каникул может превращаться в цирковую арену.


Волейбол, баскетбол, спортивная гимнастика, бокс, фехтование, дзю-до, хоккей – за свою историю Дворец спорта повидал немало соревнований высокого уровня. А ещё это популярная концертная площадка.


Универсальный спортивный зал «Дружба» построен в 1979 году к московской Олимпиаде для проведения волейбольного турнира. Изюминка проекта в оригинальной конструкции трибун, верхние – стационарные, а нижние могут складываться «гармошкой». В «Дружбе» играют в теннис, волейбол, баскетбол, проводятся борцовские турниры.

Точечное обновление комплекса началось несколько лет назад, когда вместо неказистых заведений советского общепита в городе спорта вдруг выросли купеческие хоромы.

Реконструкция БСА, возведение многочисленных служебных построек к футбольному чемпионату, строительство бассейна и тотальное благоустройство территории – таковы Лужники-2016. Снесены прежние кассовые павильоны. Даже фонтаны временно демонтированы, а свыше 1000 фонарей 1956 года будут заменены новыми.

Обычно болельщики направляются от метро к Большой или Малой спортивным аренам, зрители идут на концерты в сторону Дворца спорта, а дальше, до Лужнецкой набережной мало кто добирается. Но именно там с постройки Центрального стадиона химиков завода «Каучук» в 1926 году начинался лужниковский спорт. Это был настоящий стадион с первыми в СССР эллиптическими трибунами, рассчитанными на 4000 зрителей.

Смотрите старые фотографии: Начало строительства Центрального стадиона химиков. 1926 год: https://pastvu.com/p/95827 На снимке виден Николаевский (Краснолужский) мост МОЖД.

Смотрите старые фотографии: Центральный стадион химиков. 1928 год: https://pastvu.com/p/95745

Спортивное сооружение меняло названия – стадион резино-химии имени IX съезда профсоюзов, стадион спортивного общества «Трудовые резервы», а в 1956 году было включено в состав Центрального стадиона имени Ленина. Сейчас проводится далеко не первая реконструкция объекта.

Среди окрестных достопримечательностей можно упомянуть конструктивистскую застройку 1920-1930-х годов. Левее метро «Спортивная» общежитие академии коммунистического воспитания сильно перестроено, но чуть дальше по Усачёва можно обнаружить довоенные кварталы жилых домов, школы, бани.


На улице 10-летия Октября к Фестивалю молодёжи и студентов установили скульптурную композицию «Миру – мир». Поначалу персонажей было трое, но в лихие девяностые фигура славянской девушки была похищена вандалами и на постаменте остались лишь два атланта-иностранца, держащие на руках шар земной.

Про Новодевичий монастырь, основанный великим князем Василием III в 1524 году – в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», лучше много не говорить, чтобы совсем не отвлечься от железнодорожной темы сюжета, слишком занимательна история этого монастыря. Архитектурный ансамбль в стиле московского барокко сложился в XVI—XVII веках, а из самых древних построек сохранился Смоленский собор, старейший храм монастыря.

Как водится, по соседству возникло монастырское кладбище, которое со временем разрослось и в 1898 году приросло большой территорией. Архитектор Сергей Родионов распланировал участки, построил кирпичные стены и установил дренажную систему. После Октябрьской революции решением ВЦИК эта земля была отдана для погребения «лиц с общественным положением», под эту категорию попали участники революционных событий, лояльные власти литераторы, прославленные деятели культуры, чекисты, жертвы авиационных катастроф. На некоторых надгробиях даже указан стаж членства в единственной в стране политической партии – ВКП(б).

Тем временем, власти закрыли монастырь и реконструировали храмы под музей, а древний некрополь был практически уничтожен. У монастырских стен сохранилось лишь около сотни надгробий, в основном, декабристов и героев Отечественной войны. Церковные кладбища уничтожались по всей Москве и прах людей, оставивших след в российской истории, стали свозить на Новодевичье. Здесь были перезахоронены Гоголь, Третьяковы, Ермолова, Левитан, а из Парижа доставлен прах Шаляпина.

В 1949 году площадь кладбища увеличили примерно в два раза и эту территорию стали называть новой. Большой участок был отведён под захоронения военачальников, победителей в Великой Отечественной войне, и по значимости Новодевичье уступало лишь некрополю у Кремлёвской стены. По каким-то резонам власти ограничили доступ рядовых горожан на это кладбище, допуская сюда лишь родственников усопших. Исключением был День Победы 9 мая, когда посещение становилось доступно для всех.

Смотрите старые фотографии: Очередь посетителей Новодевичьего кладбища. 1985 год: https://pastvu.com/p/92630 Очередь растянулась вдоль почти всей ограды некрополя, снимок сделан с насыпи МОЖД.

В конце 1970-х годов произошло ещё одно расширение кладбища за счёт ликвидации каменотёсных мастерских. На Новодевичьем нашли последний приют люди, составлявшие цвет советской интеллигенции, чьи имена помнят и будут помнить. А надгробные памятники выполнены такими скульпторами, как Вучетич, Мухина, Кербель, Мотовилов, Шадр. ГУП «Ритуал» даже создал экскурсионное бюро для организованных посещений Новодевичьего кладбища. Вход в некрополь свободный для всех желающих.

На фотографиях – памятники Николаю Гоголю, Юрию Никулину, экипажу и пассажирам АНТ-20 «Максим Горький», Василию Маргелову, Борису Ельцину.

Познавательная прогулка по окрестностям станции «Лужники» затянулась, пора занимать места в «Ласточке» и отправляться дальше.

Московской Окружной железной дороге посвящён журнал: http://mozd.livejournal.com
Забытое кольцо Москвы: http://railroad.100megsfree5.com/Line/Moscow_Belt.html
Инновационный дайджест: http://www.rzd-expo.ru/history/MoskovskayaOkruzhnayaZD/

Следующая станция – «Кутузовская». Кстати, объявления в электропоездах МЦК назойливо дублируются на английском языке – The next station is Kutuzovskaya. Вероятно, руководство полагает, что уже сейчас толпы иноземцев пользуются услугами МЦК.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – МОЖД-МЦК. Кутузовская-Пресня…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Лужники, город на память, МЦК, МОЖД, московские стадионы, Московское центральное кольцо, Московская Окружная железная дорога, Новодевичий монастырь.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.