13.12.2018 11:39

«Город на память». 292. МОЖД-МЦК. Бульвар Рокоссовского – Черкизово

9 октября 2016 года
Фотопроект «Город на память». 292. МОЖД-МЦК. Бульвар Рокоссовского – Черкизово

Седьмой эпизод путешествия по МЦК. Наверняка услугами Московского центрального кольца в дни футбольных матчей воспользуются болельщики «Локомотива» – стадион находится буквально в двух шагах от станции, которая даже названа в честь этого футбольного клуба. После Лужников это самый спортивный участок МЦК, здесь находятся Дворец спорта «Измайлово», институт физкультуры ГЦОЛИФК и недостроенный Центральный стадион СССР имени И.В.Сталина.

Смотрите старые фотографии: МОЖД. Сторожевой дом на 12 версте. 1907 год: https://pastvu.com/p/45676 К 2015 году сторожка лишилась крыши, а местные рабочие превратили комнаты в свалку отходов. Градозащитники подавали заявку на охранный статус, но получили отказ по причине плохого технического состояния здания. К запуску движения по МЦК ветхий дом был без сожаления снесён, а неподалёку открылась новая и красивая станция – «Бульвар Рокоссовского». 

Станция «Бульвар Рокоссовского» построена на территории бывшего Автокомбината № 34, ныне известного как торгово-развлекательный центр «Подсолнухи», а поодаль – в здании бывшей фабрики-прачечной № 72 открылся торговый центр «Фабрика».

Больше здесь смотреть нечего, следующая остановка будет в Черкизово, возле футбольного стадиона «Локомотив». Здесь создан один из самых удобных на МЦК транспортно-пересадочных узлов с быстрой пересадкой на реконструированную станцию метрополитена «Черкизовская». Остановки общественного транспорта находятся подальше, в центр ведёт Большая Черкизовская улица, а на окраину – Щёлковское шоссе.

Станция МЦК «Локомотив»

Реконструкция павильона метро «Черкизовская» и строительство ТПУ


В 1905-1907 годах на станции МОЖД «Черкизово» были построены вокзал, две будки центрального управления стрелками и сигналами, водонапорная башня, пакгауз, казарма для путевых рабочих. Изначально вокзал был одноэтажный с пассажирскими залами (общие для пассажиров всех классов), конторой начальника станции и телеграфом. Подробности в статье Юрия Егорова: http://um.mos.ru/houses/stantsiya_cherkizovo_mozhd/

Смотрите старые фотографии: Вокзал. 1997 год: https://pastvu.com/p/22856

Смотрите старые фотографии: Водоёмное здание. 1907 год: https://pastvu.com/p/22854

Со временем станция утратила почти все исторические постройки. Вокзал «потерял лицо», а при прокладке метрополитена было снесено водоёмное здание. Перед запуском движения МЦК буквально за два месяца вокзал и казармы, превращённые в свалку, были приведены в божеский вид. Фасады очистили от пристроек и покрасили в аутентичный цвет.

Кстати, вокзал также считался утраченным. Он был окружён стихийной застройкой Черкизовского рынка и был обнаружен по характерным элементам оформления фасада во время сноса торговых павильонов.

Пути станции «Черкизово»

Стадион не всегда принадлежал железнодорожному ведомству, он открылся в 1935 году как стадион «Сталинец» профсоюза рабочих электропромышленности. Многие московские футбольные команды проводили на нём свои домашние матчи. По первоначальному проекту над западными зрительскими трибунами возвышалась монументальная колоннада, утраченная в ходе последующих реконструкций и с тех довоенных времён сохранился лишь один павильон.

Позднее «Сталинец» был передан добровольному спортивному обществу «Локомотив», которое к 1966 году отстроило новый стадион по проекту архитекторов Б.Хилькевича и И.Шептовицкой. Здесь проходили спартакиады и соревнования по различным видам спорта.

Смотрите старые фотографии: Стадион «Локомотив». 1975-1979 гг.: https://pastvu.com/p/20914

К 2000 году «Локомотив» перестал быть пятым колесом в телеге московского футбола, команда играла, побеждала и заслужила самую современную на тот момент арену. Коллектив архитекторов под руководством Андрея Бокова спроектировал чисто футбольный стадион без беговых дорожек и легкоатлетических секторов, трибуны здесь расположены практически у кромки поля. На главном входе болельщиков встречает настоящий локомотив — паровоз Л-3516.

Дворец спорта «Измайлово» на Сиреневом бульваре строился к Олимпиаде-80 по проекту архитекторов И.Гунстома и Н.Смирнова, здесь прошёл олимпийский турнир по тяжёлой атлетике. Это многофункциональный комплекс с бассейнами и ледовой площадкой.

Смотрите старые фотографии: Дворец спорта «Измайлово». 1980-1984 гг.: https://pastvu.com/p/102862 На заднем плане виден «Локомотив» и линия Московской Окружной железной дороги.

Ну а самый большой стадион в СССР должен был находиться вовсе не в Лужниках, а в Измайлово. По Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Измайлово и его окрестности должны были стать одним из важных центров общественной жизни. Ещё раньше Сталин заинтересовался подготовкой Германии к Олимпийским играм-1936 и пожелал превзойти по размерам берлинский «Олимпиаштадион». 100 000 зрителей, 120 000, 200 000 – фантазии вождя ничем не ограничивались. На площади в триста гектаров должны были быть возведены десятки спортивных сооружений со стадионом-гигантом в виде подковы в эпицентре этого города спорта. Трибуны окружали арену лишь с трёх сторон для беспрепятственного проезда тяжёлой техники во время военных парадов.

Смотрите старые фотографии: Стадион в Измайлово. 1960-1965 гг.: https://pastvu.com/p/26338

Смотрите старые фотографии: Концерт «Миру-мир». 1987 год: https://pastvu.com/p/329007

Под стадионом был обустроен бункер для Генералиссимуса, который по конспирологической теории и был главным объектом, а стадион задумывался лишь для маскировки. Согласно легенде, Сталин побывал на объекте в 1941 году, проехав семнадцать километров из Кремля по подземной автомобильной дороге. В рассекреченный объект стали водить экскурсантов (музейный комплекс «Запасной командный пункт Верховного Главнокомандующего» открылся в 1996 году), но показывают лишь несколько комнат. По мнению знатоков, это фейковая экспозиция, не настоящий бункер, а подтрибунные помещения. В принципе, советские сооружения гражданской обороны можно и сейчас использовать по назначению – МЧС и компетентные органы поддерживают подобные объекты в рабочем состоянии.

Строительство спортивного комплекса началось в 1933 году по проекту архитектора Николая Колли, но по каким-то причинам Центральный стадион СССР имени И.В.Сталина возводился неспешно и до войны успел обзавестись лишь частью зрительских трибун, которые до сих пор стоят вокруг непостроенного монстра. А вот играть на футбольном поле некому, разве что командам, выступающим на первенстве Москвы. В 1960-е годы Борис Иофан облагородил сооружение, которое было передано в ведение Института физкультуры.

История института ещё более старинная, чем история стадиона. Московский институт физической культуры основан в 1918 году, когда, казалось бы, не о здоровом образе жизни населения надо думать, а как спасать людей от голода, выводить экономику из кризиса, отражать атаки врагов на всех фронтах. Спустя два года Ленин лично подписал утверждение Государственного института физической культуры как высшего «учебного учреждения Народного комиссариата здравоохранения».

С 1934 по 1993 год этот вуз назывался ГЦОЛИФК – Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры и готовил тренерские и педагогические кадры. Среди его выпускников Лев Яшин, Валерий Харламов, Ирина Роднина, Павел Буре, Александр Овечкин и многие другие мастера советского и российского спорта. Сейчас Институт физкультуры скрывается за аббревиатурой РГУФКСМиТ.

По мнению авторов википедии, ГЦОЛИФК отличился не только спортивными, но и коммерческими достижениями, сдавая свою территорию в аренду торговцам Черкизовского рынка. «Российская газета» называла Черкизовский рынок «чёрной дырой», где не действуют законы, где много нелегальных гастарбайтеров, где торгуют контрабандными товарами. Хотя ценам на «Черкизоне» мог порадоваться кошелёк любого горожанина, ассортимент товаров был однообразен, качество низкое и в поисках нужной шмотки приходилось слоняться в толкучке среди назойливых продавцов. Впрочем, одна моя кожаная куртка точно была куплена на Черкизовском рынке и носилась долго и счастливо.

«Черкизону» явно покровительствовал кто-то из городских властей и лишь в 2009 году, когда Владимир Путин потребовал от руководителей правоохранительных органов усиления борьбы с контрабандой, рынок закрылся очень быстро.

Прошли годы, на месте снесённых торговых рядов образовался мегапустырь, а для обеспеченных покупателей открылось многоэтажное «шубохранилище» под названием Торговый центр «Новочеркизовский».

Рельсы МОЖД-МЦК ведут дальше – в Измайлово

К стадиону «Измайлово» примыкает любопытное торгово-художественное образование – Измайловский вернисаж. Уже четверть века по выходным дням сюда съезжаются коллекционеры, ценители антиквариата, народные умельцы со своим товаром. По информации официального сайта http://www.kremlin-izmailovo.com/territorija/vernisazh-v-izmajlovo, «Вернисаж в Измайлово» – это крупнейшая, с мировым именем выставка-ярмарка изделий и предметов художественного и прикладного искусства, созданная 25 лет назад для художников, дизайнеров, ремесленников, кустарей, общественных творческих организации, союзов, артелей народных промыслов и других производителей народного ремесла при поддержке Правительства Москвы. На «Улице ремёсел» представлены работы мастеров из Жостово, Палеха, Гжели, Сергиева Посада и других промысловых городов, а мастера живописи и графики выставляются на «Аллее художников».


Долговременная огневая точка – такие колпаки устанавливали в 1941 году на подступах к столице.

Главное украшение района – сказочные дворцы Измайловского Кремля, к истории русской архитектуры отношения не имеющие, но радующие глаз горожан и туристов. Для любознательных посетителей работают музеи национального костюма, водки, колоколов, русских сказок, русской народной игрушки, истории Российского флота. Парадный вход расположен со стороны метро «Партизанская», а подходы со стороны МЦК ещё предстоит благоустроить.

С высоты надземного пешеходного перехода видна панорама пустующей пока Северо-Восточной хорды.

На перегоне есть действующее ответвление к Электрозаводу и – если повезёт – на этой дороге можно повстречать маневрового «Грачика».

Что сохранилось на кольце с начала века? Половина МЦК осталась позади и на этом этапе в кадр попала 51 историческая постройка Московской Окружной железной дороги. Из них 10 вокзалов, 20 домов и казарм. Ещё 21 – это посты централизации стрелок, здания депо и сторожки. Если вычесть ошибочно попавшие постройки после 1908 года и приплюсовать то, что скрыто за заборами ведомственных территорий, получатся относительно объективные полсотни творений Померанцева.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – МОЖД-МЦК. Измайлово – Соколиная гора…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, МЦК.

Другие публикации