11 октября 2016 года
Фотопроект «Город на память». 294. МОЖД-МЦК. Лефортово – Нижегородская
Измайловский парк был последней туристической достопримечательностью на нашем пути, «Ласточка» на полном ходу влетает в брутальную индустриальную зону. Но ведь Окружная дорога и строилась в первую очередь для грузоперевозок и «Лефортово» – одна из станций, на которую доставлялось сырьё для московской промышленности.
Не ищите на схеме МЦК пассажирскую станцию с таким названием, архитектурный ансамбль исторической станции «Лефортово» находится на перегоне «Соколиная гора» – «Шоссе Энтузиастов».
На первый взгляд станционный городок выглядит вполне аутентичным эпохе создания Московской Окружной железной дороги. Но, если подойти поближе и присмотреться, по кирпичам можно определить новоделы, лишь стилизованные под старинные постройки. От оригинальных зданий сохранились вокзал и жилой дом 5 типа (улица Уткина, № 40), в котором находились квартиры для телеграфистов, сигналистов, сцепщиков, помещения для жандарма, сторожа. Узнать больше о станции «Лефортово» и других станциях МОЖД можно из статей Юрия Егорова на сайте «Узнай Москву»: http://um.mos.ru/houses/stantsiya_lefortovo_mozhd/
Смотрите старые фотографии: Станционные пути. 1979 год: https://pastvu.com/p/22828
Вокзал с разных ракурсов
Жилой дом 5-го типа
В 2012 году казармы служащих не стали непреодолимым препятствием для прокладки автомобильной магистрали и были снесены, однако вскоре воссозданы на новом месте, чуть левее вокзала.
Смотрите старые фотографии: Казармы служащих Окружной железной дороги у Владимирского шоссе. 1907 год: https://pastvu.com/p/10267
В 1965 году на железной дороге возвели пост электрической централизации (улица Уткина, № 40Б), который уже в наши дни стилизовали и выкрасили под старину. В том же стиле на станции выполнены и три служебных постройки, напоминающие сторожки. По инсайдерской информации, такая любовь к эстетике модерна возникла в процессе согласования сноса здания казармы как попытка «откупиться» от Мосгорнаследия. Так или иначе, но нынешний станционный городок выглядит вполне симпатично (примерно как Измайловский кремль из предыдущего сюжета, не имеющий никакого отношения к истории русской архитектуры).
Современные стилизации под исторические здания МОЖД
Станция МЦК «Шоссе Энтузиастов»
Промышленная застройка Гаражной улицы
Жилой комплекс «Золотая звезда» строится на месте автотранспортного предприятия
Компьютерный центр «Будёновский» разместился в корпусах автокомбината № 2, здания построены в 1951 году
На внешней стороне МЦК за эстакадами находится Московский Электродный завод, о котором писал справочник «Архитектура авангарда»: «Конец 1920-х – начало 1930-х годов. Архитектор неизвестен. Протяженное промышленное здание с динамичной композицией уличного фасада, с закруглённой четырехэтажной угловой частью. Контраст ленточных окон цилиндрической части с вертикальными окнами лестничных клеток подчёркнут горизонтальными поясками и аттиком. Основной корпус, тянущийся вдоль улицы, – трехэтажный, с окнами, горизонтальность которых акцентирована поясками».
Старинное Владимирское шоссе в 1919 году по инициативе Луначарского было переименовано в шоссе Энтузиастов. В советские годы участок возле МОЖД был плотно застроен заводами, фабриками и зданиями НИИ, среди которых внезапно обнаруживается довольно большой Владимирский пруд. Этот водоём встречается на картах ещё XVIII века, позднее назывался прудом Хлудова, а сейчас за продолговатую форму прозван местными жителями «Огурцом».
Памятник «Рабочий» (1960-е годы, скульптор Г.Нерода) возле НИИ на шоссе Энтузиастов
Почти напротив этого памятника на противоположной стороне шоссе Энтузиастов 19 января 1987 году произошла авария на газовой магистрали. Городские власти не реагировали на сообщения прохожих о сильном запахе газа, а к вечеру прогремел взрыв, погибли люди.
Смотрите старые фотографии: Авария на газовой магистрали. 1987 год: https://pastvu.com/p/17232
Солидный административный корпус (шоссе Энтузиастов, № 42с1) украшен лепниной, сейчас здание находится в ведении Федеральной таможенной службы.
Шоссе Энтузиастов, № 36 – Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт (ВНИГНИ). Ещё в 1939 году было принято постановление Совнаркома об образовании Московского геологоразведочного треста, а в 1947 году открылся его филиал на шоссе Энтузиастов. Здание построено по проекту архитекторов Л.Веснина и В.Веснина. В задачи учреждения входили поисковые работы на нефть и горючие газы, проведение научно-исследовательских работ. Сейчас ВНИГНИ – головной институт Федерального агентства по недропользованию, определяющий направления геологоразведки в разных регионах.
На улице Буракова возле локомотивного депо «Москва-Сортировочная» установлен памятник пролетариям-участникам первого коммунистического субботника, которые по окончании рабочего времени оставались ремонтировать паровозы. Благодаря Владимиру Ленину, который назвал эту инициативу «великим почином», идея трудиться бесплатно на благо общества захватила всю страну. В годы Гражданской войны трудовой героизм рабочих был объясним желанием помочь фронту, ну а в мирное время всенародные субботники стали досадной необходимостью и вызывали иронию. В последние годы Советского Союза «великий почин» трансформировался в весеннюю уборку дворов и благоустройство территории. В 1980-е годы мне запомнился субботник в Останкинском телецентре, когда сотрудники аппаратной двигали мебель и искали крысиные норы (грызуны любили полакомиться кабелями).
Там же, на улице Буракова, можно увидеть очень странный памятник Ленину, как будто к классической скульптуре приделаны непропорционально большие руки.
Проспект Будённого, № 32 – бывший клуб ДОРПРОФСОЖа (ДК имени Ленина Московско-Рязанской железной дороги), ныне – Центр досуга и культуры «Соколиная гора» построен в 1928-1930-е годы в стиле постконструктивизм по проекту архитектора Георгия Гольца.
Сказочный корабль пришвартовался на детской площадке на 3-й улице Соколиной горы
Следующая станция МЦК – «Андроновка». С неё можно перейти на платформу «Фрезер» Казанского направления, которая открылась для пассажиров в 1932 году, одновременно с вводом в эксплуатацию завода «Фрезер».
Завод «Фрезер», производивший стандартный и специальный режущий инструмент для различных отраслей, в том числе и высокоточный инструмент для часовой и приборостроительной промышленности, пополнил список усопших столичных предприятий. Некролог опубликован на сайте: http://sovprom.info/tool-industry/mizik.html
Молодёжь осваивала азы профессии в Московском инструментальном техникуме, позднее – МГТУ «Станкин» (шоссе Фрезер, № 10).
Смотрите старые фотографии: Строительство завода «Фрезер». 1931 год: https://pastvu.com/p/80355
Завод «Фрезер», производивший стандартный и специальный режущий инструмент для различных отраслей, в том числе и высокоточный инструмент для часовой и приборостроительной промышленности, пополнил список усопших столичных предприятий. Некролог опубликован на сайте: http://sovprom.info/tool-industry/mizik.html
Смотрите старые фотографии: Станция «Андроновка». 1907 год: https://pastvu.com/p/45172
Ещё в начале ХХ века, словно предвидя грядущий индустриальный бум, здесь спланировали размещение крупнейшей станции МОЖД «Андроновка». Территориально она не совпадает с одноимённой станцией Московского центрального кольца и, чтобы осмотреть старинные постройки, придётся пройти по тропе вдоль путей или подъезжать с противоположной стороны по Андроновскому шоссе.
От оригинальных построек остался вокзал, в котором некогда располагались пассажирский зал – общий для всех классов, контора начальника станции и телеграф. На фото – здание вокзала с разных сторон.
Как сообщает сайт «Узнай Москву» http://um.mos.ru/houses/stantsiya_andronovka_mozhd/: «В жилом доме 3-го типа (Андроновское шоссе, 7) располагались квартиры станционных служащих: начальника станции и его помощника, составителей поездов, телеграфистов. Дом был изуродован в ходе «реставрации» построек Окружной к столетнему юбилею дороги. Его сложная изящная кровля с выступающими деревянными балками и карнизами заменена простейшей четырёхскатной крышей, вместо оригинальных оконных и дверных заполнений установлены дешевые пластиковые стеклопакеты».
Смотрите старые фотографии: Если быть более внимательным, за деревьями можно обнаружить сторожевой дом, а вот водонапорная башня осталась только на фотоснимках: 1999 год: https://pastvu.com/p/26229
Это новодел-стилизация
Улица Пруд-Ключики, 12 – приют для бездомных животных «Альма», созданный в 1998 году. На пустыре в промзоне усилиями энтузиастов были построены вольеры с бытовками. Живущие в приюте 600 собак и кошек получают все необходимые прививки, здесь их лечат и стерилизуют.
Речка Нищенка и пожарная автоцистерна ЗИЛ на Андроновском шоссе
Следующая станция МЦК «Нижегородская» находится на пересении с автомагистралью, там, где Нижегородская улица заканчивается и начинается Рязанский проспект. На железнодорожной платформе «Карачарово» возможна пересадка в электрички Горьковского направления.
Смотрите старые фотографии: Платформа Карачарово. 1960 год: https://pastvu.com/p/320428
Здесь был переезд через железнодорожные пути
Смотрите старые фотографии: Переезд через железнодорожные пути. 1953 год: https://pastvu.com/p/37546
От переезда видны все немногочисленные местные достопримечательности – храм Троицы Живоначальной в Карачарове да торговый комплекс в бывшем цеху Карачаровского механического завода. Троицкая церковь, построенная в 1774 году, в советский период была закрыта для богослужений и использовалась как цех экспериментально-механического завода швейной промышленности. В 1993 году возрождённый храм вернули верующим, восстановив также снесённую до первого яруса колокольню.
Смотрите старые фотографии: Церковь Троицы в Карачарово. 1910 год: https://pastvu.com/p/221620
Смотрите старые фотографии: Церковь Троицы в Карачарово. 1987 год: https://pastvu.com/p/303951
Церковь Троицы в Карачарово
Здесь строятся новые станции Московского метрополитена «Нижегородская улица» и «Карачарово».
Нижегородская улица, № 102. Московская фабрика нетканых материалов имени Сакко и Ванцетти
Заброшенный путепровод, по которому проходила соединительная ветвь Москва-Товарная Нижегородского направления – Угрешская
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – МОЖД-МЦК. Новохохловская – Угрешская…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, железная дорога, город на память.