16 октября 2016 года
Фотопроект «Город на память». 296. МОЖД-МЦК. Угрешская – Кожухово
Путешествие по индустриальному кольцу близится к завершению. Ещё в XIX веке в Симоновой слободе появились Кузнечно-котельный и меднолитейный механический завод Бари (1893) и Центральное электрическое общество (1897), а в 1916 году началось строительство будущего автогиганта АМО-ЗИС-ЗИЛ. Московская Окружная железная дорога обслуживала не только эти и многие другие предприятия, но и работала на нужды армии.
Как сообщают составители Альбома исполнительных типовых чертежей Московской Окружной железной дороги, «на МОЖД построено четыре воинских продовольственных пункта на станциях: Угрешская, Пресня, Серебряный Бор и Лихоборы. На всех продовольственных пунктах кухни, столовые, хлебопекарни, дома для команд и коменданта и отхожие места на 52 очка выстроены каменными. Кладовые с погребом отапливаемые, сараи для дров, торфа и экипажные, а также все службы при домах комендантов, состоящие из ледников, сараев, коровников и отхожих мест, устроены деревянными.
Помещения продовольственных пунктов, как то: дома команды и комендантов, столовые, кухни и хлебопекарня снабжены водопроводом и канализацией и надлежащей мебелью. Продовольственные пункты огорожены сплошными деревянными заборами, а с фасада, обращённого к станции, решётчатым забором так, что со стороны станции все здания продовольственного пункта хорошо видны. Внешнее освещение сделано керосино-калильными фонарями системы «Люкс». Все здания продовольственных пунктов исполнены по утверждённым проектам, согласованным с представителем военного ведомства».
Подробности на сайте wiki.nashtransport.ru
Воинский продовольственный пункт на «Угрешской» находился на внешней стороне кольца, сейчас здесь можно увидеть дом коменданта, казарму для команды, столовую на 600 человек, отхожее место и один из продовольственных складов. Эти постройки не первый год сдаются в аренду предпринимателям. По словам одного из арендаторов, он принял здание с худой крышей, без полов и самостоятельно сделал ремонт. Все постройки свежевыкрашены и выглядят вполне ухоженными.
Лишь водонапорную башню посмотреть вблизи не получится – она оказалась на территории городского сборного пункта, каждую весну и осень принимающего тысячи призывников. По сути это такой же военный продовольственный пункт, какой был по соседству на МОЖД. Молодые люди в течении нескольких дней здесь живут, пока за ними не приедет офицер из части, который будет сопровождать новобранцев до места службы. Чтобы беспрепятственно осмотреть старинную водонапорную башню, краеведам придётся либо получить на это разрешение от столичного военкома, либо призваться в армию (второй вариант представляется более реалистичным).
В северо-восточной горловине станции находится съезд к базе материально-технического обеспечения ГУП «Мосгортранс», который пересекается с трамвайными путями. Перед базой расположено трамвайное разворотное кольцо. Путь съезда частично электрифицирован трамвайной контактной сетью с напряжением 550 В постоянного тока и со стороны базы Мосгортранса обслуживается уникальным электровозом ЭПМ3б-2099, переделанным из тепловоза ТГМ3б.
Чуть дальше находился вход на стадион «Подшипник» ГПЗ-1. Его территория занята пейнтбольным клубом и складами.
Смотрите старые фотографии: Стадион «Подшипник». 1958-1963 гг.: https://pastvu.com/p/57944 На фото видны постройки военного продовольственного пункта и жилые дома на 2-й улице Машиностроения. Справа за кадром остались корпуса подшипникового завода.
История ГПЗ-1 вела отсчёт с 1929 года, когда правительство приняло решение о строительстве первенца советской подшипниковой промышленности. Спустя год началось возведение фундамента, а уже в марте 1932-го завод дал первые изделия. Советская власть успешно осуществила план импортозамещения. Ассортимент продукции составляли кольца, крупногабаритные подшипники, подшипники качения, ролики, сепараторы и заготовки к ним, специальные подшипники, шарики.
В фойе бывшего заводского Дворца культуры до сих пор можно увидеть композицию, собранную из изделий ГПЗ-1.
В 1990-е годы начался спад производства: ежегодный выпуск 124 миллионов подшипников сократился до 240 тысяч в 2012 году. Появились планы переноса предприятия в Саратов, а на исторической территории завода уже обосновался торговый комплекс «Дубровка». Сайт, посвящённый советским заводам, рассказывает о ситуации на ГПЗ-1: http://sovprom.info/to4mash/pervyj-gosudarstvennyj-podshipnikovyj-zavod.html
Смотрите старые фотографии: Шарикоподшипниковская улица. 1949 год: https://pastvu.com/p/481525 Слева на фото заводские корпуса, вдали проходит Московская Окружная дорога.
Разворотное трамвайное кольцо «2-я улица Машиностроения» существует с 1937 года. Интересно, что при планировании пассажирских станций МОЖД учитывалось расположение строящихся в то время трамвайных линий: «с развитием сети трамваев поездки по Окружной дороге будут как бы продолжением поездов по городским трамваям и тариф за проезд по Окружной дороге должен быть назначен сообразно тарифу по трамваям». К началу пассажирского движения по нынешнему МЦК привязка к трамвайным маршрутам перестала быть актуальной и станции кольца состыковали со станциями метрополитена, приравняв тариф МЦК к плате за проезд в метро.
Станция МЦК «Дубровка»
Смотрите старые фотографии: Крушение поезда. 1908 год: https://pastvu.com/p/104667
Ночью 16 октября 1908 года в этих местах случилось первое крушение на Московской Окружной железной дороге. По вине начальника станции, не сделавшего распоряжения стрелочнику о переводе стрелки, поезд не свернул на главный путь и врезался в упор.
За окнами электропоезда промелькнул Велозаводский рынок, павильон для которого построили в 1971 году, а прежде овощи, фрукты и другая сельхозпродукция реализовывалась на колхозном рынке, что в Ленинской Слободе. Было время, когда вход на рынок представлял собой стильный деревянный павильон и был украшен скульптурами.
Смотрите старые фотографии: Рынок в Ленинской Слободе. 1931-1932 гг.: https://pastvu.com/p/93525
Смотрите старые фотографии: Автозаводская улица. 1962-1965 гг.: https://pastvu.com/p/363731
На этом участке Окружная дорога проходит параллельно Автозаводской улице, которая начала застраиваться ещё до войны, а в 1950-е годы была украшена нарядными новостройками. Наверняка станция МЦК «Автозаводская» будет востребована как местными жителями, так и для пересадки на одноимённую станцию метрополитена.
Станция метро «Автозаводская»
Станция МЦК «Автозаводская». Нет необходимости подробно показывать интерьеры каждой станции кольца – за некоторым исключением все платформы построены по типовому проекту и оформлены в корпоративных красно-серых цветах РЖД. Взглянув на циферблат, вспоминаешь, что на всех пассажирских вокзалах Окружной дороги тоже была единообразная мебель и одинаковые часы (но фирмы Буре).
На перегоне МЦК «Автозаводская» – «ЗИЛ» можно увидеть очень редкое сооружение в конструктивистском стиле – купальню-баню Рогожско-Симоновского района. «Комбинат чистоты» был построен в 1928-1930 годах по проекту архитектора Сергея Панина вблизи заводов АМО и «Динамо» (современый адрес Автозаводская улица, 21) и мог за час обслужить около 400 человек.
За минувшие десятилетия «начинка» бассейна неизбежно менялась в соответствии с новыми требованиями, была демонтирована прыжковая вышка, заменено оборудование, но в оформлении интерьеров сохранились вазоны с советской символикой, метлахская плитка и две гипсовые скульптуры – «Пловчиха» (девушка на старте) и «Спортсмен» (юноша, сжимающий в руке то ли ядро, то ли мяч). Здание могло быть снесено при строительстве Третьего транспортного кольца, но выстояло, хотя и лишилось одного крыла. Сейчас используется как физкультурно-оздоровительный комплекс.
Смотрите старые фотографии: Купальня-баня Рогожско-Симоновского района. 1932 год: https://pastvu.com/p/149890
Смотрите старые фотографии: Тюфелева роща. 1907-1917 гг.: https://pastvu.com/p/3476
20 июля 1916 года в Тюфелевой роще состоялась торжественная закладка завода Автомобильного московского общества, за возведение которого взялся «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и Ко». Постройка завода АМО велась под руководством архитекторов Александра Кузнецова и Артура Лолейта. Фасады некоторых корпусов разработал архитектор Константин Мельников. Договор, заключённый братьями Рябушинскими с фирмой FIAT, предусматривал лицензионное производство полуторатонных грузовиков FIAT 15 Ter образца 1915 года.
Так началась история Завода имени Сталина, производившего в советское время десятки моделей грузовых автомобилей, автобусов, представительских легковых автомобилей, вездеходов и бронетранспортёров. С 1956 года автомобильный завод носит имя Ивана Лихачёва, одного из первых директоров, который поднимал предприятие в первые годы советской власти и наладил выпуск оборонной продукции во время Великой Отечественной войны.
Смотрите старые фотографии: ЗИС. 1948 год: https://pastvu.com/p/10387
Смотрите старые фотографии: ЗИС. 1947-1948 гг.: https://pastvu.com/p/37819
Смотрите старые фотографии: ЗИЛ. 1956 год: https://pastvu.com/p/15559
Автогигант стал жертвой плановой экономики, демонстрируя аттракцион неслыханной щедрости и отдавая в другие города свои перспективные модели. Благодаря разработкам конструкторского бюро ЗИЛ появился новый автомобильный завод в Брянске, производство автобусов передали в Ликино-Дулёво, а КамАЗ в Набережных Челнах построен для производства первого в СССР бескапотного грузовика, прототип которого создали московские автозаводцы.
Станция «Кожухово» Московской Окружной железной дороги была задумана до исторического решения о постройке автозавода, но оказалась очень кстати. Здесь зиловская продукция грузилась на платформы и по железной дороге отправлялась во все края необъятного СССР. От станционной инфраструктуры МОЖД сохранилось только здание пассажирского вокзала, а площадка, где сотни грузовиков ожидали отправки, стала пустырём.
Смотрите старые фотографии: Погрузочная площадка ЗИЛа. 1978-1979 гг.: https://pastvu.com/p/28943
Смотрите старые фотографии: Кожухово. Пассажирское здание. 1907 год: https://pastvu.com/p/53655
Смотрите старые фотографии: Кожухово. Жилой дом 4-го типа. 1907 год: https://pastvu.com/p/53692 (не сохранился)
Кожухово. Пассажирское здание
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – МОЖД-МЦК. ЗИЛ – Лужники…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, железная дорога, ЗиЛ, город на память.