13.12.2018 16:38

«Город на память». 297. МОЖД-МЦК. ЗИЛ — Лужники

17 октября 2016 года
Фотопроект «Город на память». 297. МОЖД-МЦК. ЗИЛ — Лужники

Для безопасности горожан подходы к железнодорожным путям МЦК огорожены прозрачными сетчатыми заборами, а на некоторых участках установлены пятиметровые шумозащитные экраны. Сейчас старая дорога рождается заново и со временем за окнами электропоезда мы увидим совсем другой ландшафт. Но уходящая индустриальная натура это тоже часть истории нашего города, о чём и напоминает фотопроект «Город на память».

В 1990-е годы с развалом прежних экономических связей ЗИЛ «посыпался», производство автомобилей сокращалось, а потом конвейер и вовсе остановился. На месте снесённых заводских корпусов строятся спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд» и жилой комплекс «ЗилАрт». В память об автомобильном заводе одна из станций МЦК названа «ЗИЛ». С её платформы открывается панорама масштабного строительства на бывшей заводской территории.

Мимо зиловских руин электропоезд отправляется дальше, через Москву-реку к станции МЦК «Верхние Котлы».


Алексеевский мост. 1907 год: https://pastvu.com/p/27648

Трёхпролетный железнодорожный мост через Москву-реку построен в 1905-1907 годах по проекту инженеров Н.Белелюбского и Н.Богуславского. Первоначальное название — Алексеевский — в честь наследника престола цесаревича Алексея в советские годы как-то не прижилось и мост переименовали в Кожуховский. К 1999 году старый мост был уничтожен и на его месте введён в эксплуатацию современный мост под новым названием — Даниловский.


Варшавское шоссе, вид с насыпи МОЖД. 1962 год: https://pastvu.com/p/413631 Автор: Н.Кулешов

«Ласточка» по путепроводу пересекает Варшавское шоссе

Станция МЦК, расположенная возле Варшавского шоссе, получила довольно экзотическое название — «Верхние Котлы». Такое название носила деревня, вошедшая в состав Москвы в 1932 году. Первое упоминание этой местности относится к концу XIV века, когда через неё проходили русские войска, направлявшиеся биться на Куликово поле.

Позднее Верхние Котлы славились помещичьими садами, крестьяне занимались сельским хозяйством и извозом, а москвичи облюбовали эти места для дачного отдыха. К концу XIX века пейзанскую идиллию нарушили промышленники, построив шёлкокрутильную фабрику торгового дома «Катуар и сыновья» (1896), кирпичный завод З.Якобсона (1899) и другие предприятия. Запуск движения по Московской Окружной железной дороге стимулировал индустриальное развитие района.


Окружная дорога на пересечении с Варшавским шоссе. 1933-1940 гг.: https://pastvu.com/p/499784


Испытание моста на прочность. 1907-1908 гг.: https://pastvu.com/p/42642


Камвольная прядильня имени М.И.Калинина. 1922-1932 гг.: https://pastvu.com/p/292990 Камвольно-прядильная фабрика имени М.И.Калинина (Варшавское шоссе, № 25А) была открыта ещё до революции как «Шерсточесальная и прядильная фабрика Товарищества Даниловской камвольной прядильни». В наши дни производство свёрнуто, на территории разместился бизнес-центр. От прежних времён сохранился памятник Михаилу Калинину (1949, скульптор Н.Саркисов).


Дима Билан на съёмках клипа в студии Муз-ТВ в помещении бывшей прядильной фабрики


Варшавское шоссе, № 27 — здание 1910 года постройки, бывший Дом культуры фабрики имени Калинина


Варшавское шоссе, № 23 — казармы Даниловской камвольной прядильни 1896 года постройки, в советское время — общежитие фабрики имени Калинина, сейчас — Московская академия экономики и права.


Стадион «Труд». 1955 год: https://pastvu.com/p/91779

Варшавское шоссе № 14с1, Дворец водного спорта и стадион «Труд». На стадионе, основанном в 1928 году, проходили тренировки и соревнования по самым разным видам спорта. Сейчас здесь можно увидеть даже американский футбол, в общих чертах напоминающий регби.

На заднем плане одноэтажное здание стрелкового тира, а за ним Московская церковь евангельских христиан-баптистов, которые в 1992 году выкупили территорию детского сада и отстроили на участке несколько новых зданий.


Строительная площадка гостиницы с апартаментами

Следующая станция МЦК «Крымская» находится на пересечении с Севастопольским проспектом


А это уже Загородное шоссе, № 15к1 — жилой дом 1956 года постройки. Загородный путепровод сооружён над путями МОЖД в 1953 году вместо старого Якунчиковского путепровода.

Памятник водителям-воинам, водителям-труженикам установлен у ворот автокомбината № 23 Мосстройтранса (бывшая Автобаза № 3) в 1988 году. На фронт ушло 330 сотрудников автобазы, 299 человек с войны не вернулось. Автомобиль ЗиС-5В 1942 года с деревянной кабиной был отреставрирован известным коллекционером Александром Ломаковым. Этот памятник — всё, что осталось от автопредприятия, которое было снесено для постройки торгово-развлекательного центра «Рио».

Впереди очередная и последняя на нашем пути историческая станция Московской Окружной железной дороги — «Канатчиково». Название местности происходит от фамилии купца Канатчикова, владевшего в середине XIX века дачной усадьбой. Когда в 1894 году здесь открылась больница для душевнобольных, в народе её стали называть «Канатчикова дача», хотя официально клиника носила имя инициатора строительства Николая Алексеева, а в советское время — врача-психиатра Петра Кащенко. Архитектором ансамбля стал Леонид Васильев.


Алексеевская больница. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/10950


Вокзал станции «Канатчиково» представляет собой двухэтажное здание с полуколоннами, арочными окнами, карнизами и двумя изображениями львиных голов по сторонам от входных дверей. Над входом установлена табличка с указанием высоты станции над уровнем моря – 66,30 саженей. Перед вокзалом сохранилась пассажирская платформа с пакгаузом и подлинными фонарями 1908 года. Подробности можно узнать в статье Юрия Егорова на сайте: http://um.mos.ru/houses/stantsiya_kanatchikovo_mozhd/


В Канатчиковском переулке сохранился жилой дом 3-го типа со служебными квартирами железнодорожников — телеграфистов, сигналистов, сцепщиков. Не так давно здесь квартировало отделение милиции, а затем в социальной гостинице ночевали иностранцы-нелегалы с малолетними детьми.


Путевая полуказарма находится на промышленной территории и выглядит заброшенной


Пожарный сарай (перестроенный)


Отхожее место. В кадр не попали неопознанные под сайдингом жилой дом 2-го типа и пост центрального управления стрелками и сигналами.


Канатчиково. ТЭЦ-20. 1987 год: https://pastvu.com/p/326662


Канатчиково. Лесобаза. 1980-1983 гг.: https://pastvu.com/p/49531


МОЖД. Путепровод на Вавилова. 2000 год: https://pastvu.com/p/26409 Автор: Ермаков С.Н. Старый путепровод над МОЖД был демонтирован при прокладке Третьего транспортного кольца, при этом и автомобильная трасса, и железнодорожные рельсы оказались спрятаны в тоннель.

«Площадь Гагарина» — единственная подземная станция Московского центрального кольца. С неё удобно сделать пересадку на станцию метро «Ленинский проспект». В 1960-е годы появилось решение возобновить пассажирские перевозки по МОЖД и в центре станции метро «Ленинский проспект» оставили задел под переход, ведущий к Окружной дороге. Но помехой послужил основной недостаток старых сооружений: мосты с низкими порталами не позволяли просто и дёшево электрифицировать трассу.

Городской достопримечательностью стал памятник Юрию Гагарину. Место для установки монумента выбрано не случайно — 14 апреля 1961 года первый космонавт был торжественно встречен в аэропорту Внуково, а затем кортеж отправился в центр столицы по Ленинскому проспекту. Авторы памятника — скульптор П.Бондаренко, архитекторы Я.Белопольский, Ф.Гажевский, конструктор А.Судаков — создали стелу, увенчанную титановой скульптурой Гагарина. Памятник открылся в 1980 году в канун Московской Олимпиады.

Строительство комплекса Академии наук СССР началось в 1974 году, но по разным причинам — недостаточное финансирование, сложные условия для устройства инженерно-технических коммуникаций, особые свойства грунтов на берегу Москвы-реки — затянулось до 1990 года. Комплекс представляет собой трёхэтажный подиум, на котором стоят два соединённых друг с другом высотных 22-этажных здания. Башни увенчаны декоративными металлическими конструкциями золотистого цвета, за что комплекс прозвали «золотые мозги».

У подножия комплекса на вершине склона есть небольшая смотровая площадка (на фото — вид в сторону Хамовников), а по другую сторону Московского центрального кольца находится одно из самых привлекательных мест для пеших или велосипедных прогулок — Нескучный сад.


Сергиевский железнодорожный мост: https://pastvu.com/p/11920 Фотография снята во время большого наводнения в апреле 1908 года и наглядно иллюстрирует, зачем железнодорожный путь МОЖД поднят на высокую насыпь. Первоначально мост назывался Сергиевским в память о великом князе Сергее Александровиче, но после Февральской революции переименован в Андреевский.

В 1999 году при строительстве Третьего транспортного кольца старый мост инженера Лавра Проскурякова и архитектора Александра Померанцева сплавили на баржах к Парку Горького, а автомобили и электропоезда теперь выскакивают из Гагаринского тоннеля прямиком на современный мост, стоящий на новых опорах. Сейчас этот мост принято называть Новоандреевским.

Тепловозы на кольце стали редкостью, а вот «Ласточки» летают согласно заявленным интервалам — время ожидания электропоезда от 6 до 12 минут. Поезда состоят из пяти вагонов, общая длина всего состава достигает 130 метров. Система климат-контроля обеспечит комфортную температуру внутри салона в любое время года. Установленные по контуру дверей уплотнительные профили обеспечивают герметичность, не пропуская пыль и влагу. Пассажирские двери оборудованы кнопками на внешней и внутренней стороне вагона для открытия дверей по требованию пассажира в режиме готовности открытия по требованию.

Элементы потолка содержат интегрированное освещение, громкоговорители, цифровые табло для вывода информации для пассажиров, линии освещения и вентиляционные решётки для системы кондиционирования. На полках для ручной клади предусмотрены электророзетки на напряжение 220 В переменного тока, что позволяет во время следования производить подзарядку мобильных телефонов и прочих устройств. В головных вагонах поезда установлены санузлы с биотуалетами. Благодаря широким габаритам и бестамбурному исполнению вагонов удалось обеспечить пассажировместимость, которая при полном использовании пространства сравнима с пассажировместимостью двухэтажных вагонов, эксплуатирующихся в странах Европы. Максимальная вместимость поезда – 1200 пассажиров.

Собственно на этом путешествие вокруг столицы из Лужников в Лужники по Московскому центральному кольцу завершается. Электропоезд «Ласточка» проходит кольцо меньше, чем за полтора часа, которые можно провести гораздо увлекательнее, если знать историю Лужников, Стрешнево, Ростокино, Черкизово, Измайлово, Дубровки и других районов, через которые ещё в 1908 году была проложена железная дорога вокруг Москвы.

А что касается сохранившихся исторических построек, то в кадр попали 77 зданий, возведённых к 1908 году (из них 15 вокзалов, 36 жилых домов и казарм, 26 служебных построек). На самом деле старинных зданий больше, но какие-то остались неопознанными под современным камуфляжем, а некоторые расположены на закрытых ведомственных территориях.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — театр «Московская оперетта»…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память.

Комментарии


Другие публикации

25.03.2019 в 11:35

«Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход


Ежегодно ВДНХ посещает около 25 000 000 посетителей и большинство из них попадают на территорию через Главный вход - триумфальную арку с барельефами и скульптурами.

23.03.2019 в 22:31

«Город на память». 439. ВСХВ-ВДНХ СССР. Северный вход


Уникальный архитектурный ансамбль, сложившийся в 1939-1954 годах, расположен в Останкино на обширном пространстве, в разные периоды называвшемся ВСХВ-ВДНХ СССР-ВВЦ.

15.03.2019 в 12:29

Токийские волки в погоне за горизонтом


Не важно, который раз вы пришли на наш концерт, но пока нам всем нравится рок-н-ролл - мы друзья!

12.03.2019 в 18:04

Двери Земли


Большая персональная выставка художницы Марии Комысы.

12.03.2019 в 17:18

Постановка «Про мою маму и про меня»


В минувшие выходные, жительниц СВАО поздравили бесплатным спектаклем по пьесе известного драматурга Елены Исаевой.

10.03.2019 в 12:43

«Город на память». 438. Метро никогда не спит


Но и ночью метро не спит - на станциях проводят уборку, в тоннелях проверяют состояние путей, а в электродепо поезда готовят к новому рабочему дню.

08.03.2019 в 00:05

«Город на память». 437. Швивая горка и кинотеатр «Иллюзион»


Среди достопримечательностей Швивой горки: Афонское подворье, Музей русской иконы, кинотеатр «Иллюзион».

05.03.2019 в 20:35

Революция в Останкино. Ой, реновация


В Москве закипели очередные страсти вокруг многострадальной реновации.

05.03.2019 в 00:59

«Город на память». 436. Бункер-703


На сегодняшний день в Москве рассекречены уже двенадцать бункеров. Бункер ЧЗ-703 несколько десятилетий действовал в качестве защищённого спецархива МИД СССР.

04.03.2019 в 12:12

«Город на память». 435. Музей архитектуры


Первые предложения создать в Москве музей архитектуры высказывались ещё в XIX веке, но реализовать эту идею удалось только при Советской власти.

03.03.2019 в 21:46

«Город на память». 434. Воздвиженка


В XIII—XIV веках на месте современной Воздвиженки проходила «волоцкая дорога» — торговый путь из Москвы в Смоленск через Волоколамск.

20.02.2019 в 19:18

«Тобол» Гардемарины возвращаются


Когда хочется уехать в отпуск надо ходить на такие фильмы, как «Тобол» - сразу и остынешь, и успокоишься.

20.02.2019 в 16:54

В Москве прошла премьера эпоса «Тобол»


В торжественной обстановке съемочная группа представила картину на суд зрителей.

20.02.2019 в 02:20

Московское метро. Остановка по требованию


Журналистам показали, как метрополитен использует вынужденный простой на благо пассажиров.

19.02.2019 в 10:24

«Город на память». 433. Улица Годовикова и завод «Калибр»


Значительное влияние на развитие инфраструктуры микрорайона оказал основанный в 1931 году завод «Калибр».