13.12.2018 16:38

«Город на память». 297. МОЖД-МЦК. ЗИЛ – Лужники

17 октября 2016 года
Фотопроект «Город на память». 297. МОЖД-МЦК. ЗИЛ – Лужники

Для безопасности горожан подходы к железнодорожным путям МЦК огорожены прозрачными сетчатыми заборами, а на некоторых участках установлены пятиметровые шумозащитные экраны. Сейчас старая дорога рождается заново и со временем за окнами электропоезда мы увидим совсем другой ландшафт. Но уходящая индустриальная натура это тоже часть истории нашего города, о чём и напоминает фотопроект «Город на память».

В 1990-е годы с развалом прежних экономических связей ЗИЛ «посыпался», производство автомобилей сокращалось, а потом конвейер и вовсе остановился. На месте снесённых заводских корпусов строятся спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд» и жилой комплекс «ЗилАрт». В память об автомобильном заводе одна из станций МЦК названа «ЗИЛ». С её платформы открывается панорама масштабного строительства на бывшей заводской территории.

Мимо зиловских руин электропоезд отправляется дальше, через Москву-реку к станции МЦК «Верхние Котлы».

Трёхпролетный железнодорожный мост через Москву-реку построен в 1905-1907 годах по проекту инженеров Н.Белелюбского и Н.Богуславского. Первоначальное название – Алексеевский – в честь наследника престола цесаревича Алексея в советские годы как-то не прижилось и мост переименовали в Кожуховский. К 1999 году старый мост был уничтожен и на его месте введён в эксплуатацию современный мост под новым названием – Даниловский.

Смотрите старые фотографии: Алексеевский мост. 1907 год: https://pastvu.com/p/27648

«Ласточка» по путепроводу пересекает Варшавское шоссе

Смотрите старые фотографии: Варшавское шоссе, вид с насыпи МОЖД. 1962 год: https://pastvu.com/p/413631

Станция МЦК, расположенная возле Варшавского шоссе, получила довольно экзотическое название – «Верхние Котлы». Такое название носила деревня, вошедшая в состав Москвы в 1932 году. Первое упоминание этой местности относится к концу XIV века, когда через неё проходили русские войска, направлявшиеся биться на Куликово поле.

Позднее Верхние Котлы славились помещичьими садами, крестьяне занимались сельским хозяйством и извозом, а москвичи облюбовали эти места для дачного отдыха. К концу XIX века пейзанскую идиллию нарушили промышленники, построив шёлкокрутильную фабрику торгового дома «Катуар и сыновья» (1896), кирпичный завод З.Якобсона (1899) и другие предприятия. Запуск движения по Московской Окружной железной дороге стимулировал индустриальное развитие района.

Смотрите старые фотографии: Окружная дорога на пересечении с Варшавским шоссе. 1933-1940 гг.: https://pastvu.com/p/499784

Смотрите старые фотографии: Испытание моста на прочность. 1907-1908 гг.: https://pastvu.com/p/42642

Смотрите старые фотографии: Камвольная прядильня имени М.И.Калинина. 1922-1932 гг.: https://pastvu.com/p/292990

Камвольно-прядильная фабрика имени М.И.Калинина (Варшавское шоссе, № 25А) была открыта ещё до революции как «Шерсточесальная и прядильная фабрика Товарищества Даниловской камвольной прядильни». В наши дни производство свёрнуто, на территории разместился бизнес-центр. От прежних времён сохранился памятник Михаилу Калинину (1949, скульптор Н.Саркисов).


Дима Билан на съёмках клипа в студии Муз-ТВ в помещении бывшей прядильной фабрики


Варшавское шоссе, № 27 – здание 1910 года постройки, бывший Дом культуры фабрики имени Калинина


Варшавское шоссе, № 23 – казармы Даниловской камвольной прядильни 1896 года постройки, в советское время – общежитие фабрики имени Калинина, сейчас – Московская академия экономики и права.

Смотрите старые фотографии: Стадион «Труд». 1955 год: https://pastvu.com/p/91779

Варшавское шоссе № 14с1, Дворец водного спорта и стадион «Труд». На стадионе, основанном в 1928 году, проходили тренировки и соревнования по самым разным видам спорта. Сейчас здесь можно увидеть даже американский футбол, в общих чертах напоминающий регби.

На заднем плане одноэтажное здание стрелкового тира, а за ним Московская церковь евангельских христиан-баптистов, которые в 1992 году выкупили территорию детского сада и отстроили на участке несколько новых зданий.


Строительная площадка гостиницы с апартаментами

Следующая станция МЦК «Крымская» находится на пересечении с Севастопольским проспектом


А это уже Загородное шоссе, № 15к1 – жилой дом 1956 года постройки. Загородный путепровод сооружён над путями МОЖД в 1953 году вместо старого Якунчиковского путепровода.

Памятник водителям-воинам, водителям-труженикам установлен у ворот автокомбината № 23 Мосстройтранса (бывшая Автобаза № 3) в 1988 году. На фронт ушло 330 сотрудников автобазы, 299 человек с войны не вернулось. Автомобиль ЗиС-5В 1942 года с деревянной кабиной был отреставрирован известным коллекционером Александром Ломаковым. Этот памятник – всё, что осталось от автопредприятия, которое было снесено для постройки торгово-развлекательного центра «Рио».

Впереди очередная и последняя на нашем пути историческая станция Московской Окружной железной дороги – «Канатчиково». Название местности происходит от фамилии купца Канатчикова, владевшего в середине XIX века дачной усадьбой. Когда в 1894 году здесь открылась больница для душевнобольных, в народе её стали называть «Канатчикова дача», хотя официально клиника носила имя инициатора строительства Николая Алексеева, а в советское время – врача-психиатра Петра Кащенко. Архитектором ансамбля стал Леонид Васильев.

Смотрите старые фотографии: Алексеевская больница. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/10950


Вокзал станции «Канатчиково» представляет собой двухэтажное здание с полуколоннами, арочными окнами, карнизами и двумя изображениями львиных голов по сторонам от входных дверей. Над входом установлена табличка с указанием высоты станции над уровнем моря – 66,30 саженей. Перед вокзалом сохранилась пассажирская платформа с пакгаузом и подлинными фонарями 1908 года. Подробности можно узнать в статье Юрия Егорова на сайте: http://um.mos.ru/houses/stantsiya_kanatchikovo_mozhd/


В Канатчиковском переулке сохранился жилой дом 3-го типа со служебными квартирами железнодорожников – телеграфистов, сигналистов, сцепщиков. Не так давно здесь квартировало отделение милиции, а затем в социальной гостинице ночевали иностранцы-нелегалы с малолетними детьми.


Путевая полуказарма находится на промышленной территории и выглядит заброшенной


Пожарный сарай (перестроенный)


Отхожее место. В кадр не попали неопознанные под сайдингом жилой дом 2-го типа и пост центрального управления стрелками и сигналами.

Смотрите старые фотографии: Канатчиково. ТЭЦ-20. 1987 год: https://pastvu.com/p/326662

Смотрите старые фотографии: Канатчиково. Лесобаза. 1980-1983 гг.: https://pastvu.com/p/49531

Смотрите старые фотографии: МОЖД. Путепровод на Вавилова. 2000 год: https://pastvu.com/p/26409

Старый путепровод над МОЖД в районе Канатчиково был демонтирован при прокладке Третьего транспортного кольца, при этом и автомобильная трасса, и железнодорожные рельсы оказались спрятаны в тоннель.

«Площадь Гагарина» – единственная подземная станция Московского центрального кольца. С неё удобно сделать пересадку на станцию метро «Ленинский проспект». В 1960-е годы появилось решение возобновить пассажирские перевозки по МОЖД и в центре станции метро «Ленинский проспект» оставили задел под переход, ведущий к Окружной дороге. Но помехой послужил основной недостаток старых сооружений: мосты с низкими порталами не позволяли просто и дёшево электрифицировать трассу.

Городской достопримечательностью стал памятник Юрию Гагарину. Место для установки монумента выбрано не случайно – 14 апреля 1961 года первый космонавт был торжественно встречен в аэропорту Внуково, а затем кортеж отправился в центр столицы по Ленинскому проспекту. Авторы памятника – скульптор П.Бондаренко, архитекторы Я.Белопольский, Ф.Гажевский, конструктор А.Судаков – создали стелу, увенчанную титановой скульптурой Гагарина. Памятник открылся в 1980 году в канун Московской Олимпиады.

Строительство комплекса Академии наук СССР началось в 1974 году, но по разным причинам – недостаточное финансирование, сложные условия для устройства инженерно-технических коммуникаций, особые свойства грунтов на берегу Москвы-реки – затянулось до 1990 года. Комплекс представляет собой трёхэтажный подиум, на котором стоят два соединённых друг с другом высотных 22-этажных здания. Башни увенчаны декоративными металлическими конструкциями золотистого цвета, за что комплекс прозвали «золотые мозги».

У подножия комплекса на вершине склона есть небольшая смотровая площадка (на фото – вид в сторону Хамовников), а по другую сторону Московского центрального кольца находится одно из самых привлекательных мест для пеших или велосипедных прогулок – Нескучный сад.

Смотрите старые фотографии: Сергиевский железнодорожный мост: https://pastvu.com/p/11920 Фотография снята во время большого наводнения в апреле 1908 года и наглядно иллюстрирует, зачем железнодорожный путь МОЖД поднят на высокую насыпь.

Первоначально мост назывался Сергиевским в память о великом князе Сергее Александровиче, но после Февральской революции переименован в Андреевский.

В 1999 году при строительстве Третьего транспортного кольца старый мост инженера Лавра Проскурякова и архитектора Александра Померанцева сплавили на баржах к Парку Горького, а автомобили и электропоезда теперь выскакивают из Гагаринского тоннеля прямиком на современный мост, стоящий на новых опорах. Сейчас этот мост принято называть Новоандреевским.

Тепловозы на кольце стали редкостью, а вот «Ласточки» летают согласно заявленным интервалам – время ожидания электропоезда от 6 до 12 минут. Поезда состоят из пяти вагонов, общая длина всего состава достигает 130 метров. Система климат-контроля обеспечит комфортную температуру внутри салона в любое время года. Установленные по контуру дверей уплотнительные профили обеспечивают герметичность, не пропуская пыль и влагу. Пассажирские двери оборудованы кнопками на внешней и внутренней стороне вагона для открытия дверей по требованию пассажира в режиме готовности открытия по требованию.

Элементы потолка содержат интегрированное освещение, громкоговорители, цифровые табло для вывода информации для пассажиров, линии освещения и вентиляционные решётки для системы кондиционирования. На полках для ручной клади предусмотрены электророзетки на напряжение 220 В переменного тока, что позволяет во время следования производить подзарядку мобильных телефонов и прочих устройств. В головных вагонах поезда установлены санузлы с биотуалетами. Благодаря широким габаритам и бестамбурному исполнению вагонов удалось обеспечить пассажировместимость, которая при полном использовании пространства сравнима с пассажировместимостью двухэтажных вагонов, эксплуатирующихся в странах Европы. Максимальная вместимость поезда – 1200 пассажиров.

Собственно на этом путешествие вокруг столицы из Лужников в Лужники по Московскому центральному кольцу завершается. Электропоезд «Ласточка» проходит кольцо меньше, чем за полтора часа, которые можно провести гораздо увлекательнее, если знать историю Лужников, Стрешнево, Ростокино, Черкизово, Измайлово, Дубровки и других районов, через которые ещё в 1908 году была проложена железная дорога вокруг Москвы.

А что касается сохранившихся исторических построек, то в кадр попали 77 зданий, возведённых к 1908 году (из них 15 вокзалов, 36 жилых домов и казарм, 26 служебных построек). На самом деле старинных зданий больше, но какие-то остались неопознанными под современным камуфляжем, а некоторые расположены на закрытых ведомственных территориях.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – театр «Московская оперетта»…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.