13.12.2018 21:08

«Город на память». 298. Театр «Московская оперетта»

19 октября 2016 года
Фотопроект «Город на память». 298. Театр «Московская оперетта»

Хотя «Московская оперетта» и родилась на Большой Дмитровке, но в знакомое всем театралам здание вселилась лишь спустя четыре десятка лет, выступая всё это время на разных сценических площадках. И вот в 1961 году Театр оперетты и историческая сцена встретились и с тех пор не расстаются.

В 1893 году купец Г.Солодовников собрался устроить в усадьбе XVIII века на Большой Дмитровке театральную сцену и пригласил для этой перестройки архитектора Константина Терского. У заказчика было два пожелания – максимально сохранить существующие стены и выполнить работу в сжатые сроки. Терский свою миссию выполнил, хотя планировка здания получилась изрядно запутанная.

Смотрите старые фотографии: Театр Солодовникова. 1901-1903 гг.: https://pastvu.com/p/6875

Театр открылся в 1896 году и предоставил сцену «Частной Русской опере» Саввы Мамонтова, который объединил вокруг себя сонм талантливых людей, а сам выступал в качестве режиссёра. Вероятно, проект был обречён на успех, ведь у Мамонтова пел сам Шаляпин, дирижёром служил Сергей Рахманинов, а декорации создавали живописцы Левитан, Серов, Поленов, братья Васнецовы. Среди самых ярких постановок «Частной Русской оперы» называют оперы «Моцарт и Сальери», «Снегурочка», «Псковитянка», «Хованщина», «Каменный гость», «Садко». Можно упомянуть, что в этом здании в 1896 году состоялся один из первых московских киносеансов, просмотр фильмов братьев Люмьер «Выход рабочих с завода Люмьер», «Завтрак младенца», «Разрушение стены» и десятиминутного блокбастера «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».

Ну а в предпринимательской деятельности Савва Мамонтов играл по-крупному, не смог уследить за использованием своих капиталов и расплатиться с кредиторами. Дело дошло до суда и Мамонтов на несколько месяцев оказался арестантом Таганской тюрьмы. Как говорится, от сумы да тюрьмы не зарекайся. Присяжные вынесли оправдательный вердикт, но деньги и репутация были утрачены. Тут уж не до театра, на сцене которого в этот период стали выступать артисты «Товарищества русской частной оперы» под управлением Кожевникова.

Да и театр вскоре постигла печальная участь – он сгорел в 1907 году. Как писала пресса, «огонь возник на сцене, но от какой причины, до сих пор не выяснено. Только благодаря усилиям пожарных удалось отстоять наружные стены, все фойе, корпус уборных, все коридоры и стены, отделяющие коридоры от зрительного зала. Только к восьми часам утра огонь стих. Сцена, декорации, мебель в партере, ложи во всех ярусах, оркестр с музыкальными инструментами – всё это сделалось добычей пламени. Погиб, между прочим, украшавший потолок плафон художника Врубеля». Тушение пожара затрудняла та самая сложная планировка театральных помещений, к тому же пожарная команда прибыла с опозданием по вине нерасторопной телефонистки.

В 1908 году последствия пожара устранили и в театр Солодовникова въехал Оперный театр Зимина, который пропагандировал русскую классическую оперу, а также ставил значительные произведения западно-европейской классики. До наступления смутных революционных времён театралы успели посмотреть оперы «Иван Сусанин», «Русалка», «Демон», «Князь Игорь», «Сказка о царе Салтане», «Хованщина», «Борис Годунов», «Кармен», «Орлеанская дева» и другие. Но в 1917 году пришли большевики и объявили, что искусство теперь принадлежит народу, а театр будет называться Театром Совета рабочих депутатов. Название не прижилось и менялось дважды – на Малую государственную оперу и Театр музыкальной драмы.

Смотрите старые фотографии: Театр Зимина. 1913 год: https://pastvu.com/p/40088

В то время авторитет Сергея Зимина никто не ставил под сомнение и он продолжал работать в дирекции. В 1922 году он вновь возглавил театр, организовав акционерное общество «Первая свободная опера С.И.Зимина», но ненадолго: уже в 1924 году труппу отправили под суд, но оправдали за отсутствием состава преступления. В 1925-1928-х годах на исторической сцене выступал Экспериментальный театр, затем – Второй Государственный театр оперы и балета, а с 1936 по 1961 год здесь размещался филиал Большого театра, а заодно и поликлиника Союза театральных деятелей. В 1936 году здание было в очередной раз перестроено.

С открытием Кремлёвского дворца съездов примы Большого театра перебрались поближе к власти, а намоленный театралами зал достался Московскому государственному театру оперетты, у которого сложилась своя запутанная история. В 1922 году новая экономическая политика позволила предпринимателям слегка развернуться и открыть на Большой Дмитровке, 17 частный Московский театр оперетты, который в 1925 году переименовали в Московский театр музыкальной комедии. Заведение просуществовало недолго и трансформировалось в «Трудовой коллектив артистов оперетты» под руководством Николая Бравина. И уже на базе этого коллектива был создан Московский государственный театр оперетты.

День получения государственного статуса – 24 ноября 1927 года – считается днём рождения нынешней «Московской оперетты», а основал и руководил театром всемирно известный актёр и режиссёр Григорий Ярон. В то время театр располагался в здании зимнего театра «Аквариум» на Большой Садовой улице, дом 16. Первой постановкой стала «Игра с Джокером», а настоящий успех пришёл с опереттой «Женихи» Исаака Дунаевского. Среди наиболее значимых постановок первых сезонов — «Золотая долина», «Сын клоуна», «Белая акация», «Холопка», «Поцелуй Чаниты», «Весёлая вдова» Легара, «Летучая мышь» Штрауса, «Фиалка Монмартра» Кальмана.

Смотрите старые фотографии: Театр оперетты. 1970 год: https://pastvu.com/p/110413

Смотрите старые фотографии: Театр оперетты. 1974 год: https://pastvu.com/p/102207

Благодаря ярчайшему таланту, великолепному мастерству артистов и постановщиков в течение многих десятков лет был одним из главных в жанре не только в своей стране, но и в Европе. И сегодня ему удаётся сохранять статус ведущего театра. В его репертуаре соединяются классика и современная оперетта, мюзикл и шоу. Кальман и Штраус, Легар и Зуппе, Оффенбах и Бернстайн, Лоу и Герман… В течение сезона «Московская оперетта» играет более 300 спектаклей, а число зрителей достигает почти полмиллиона.

За годы своего существования «Московская оперетта» выпустила более 250 премьер, которые неизменно вызывали и вызывают огромный интерес у зрителей и критиков. На сцене театра в разные годы блистали Татьяна Шмыга, Татьяна Санина, Владимир Канделаки, Владимир Шишкин, Владимир Володин, Вячеслав Богачёв, Сергей Алимпиев, а постановки осуществляли Йожеф Свобода, Мстислав Ростропович, Валерий Левенталь, Николай Эрдман и другие мэтры. В 1988 году театр получил статус академического. Уже в наши дни «Мосоперетта» привлекла внимание любителей театра к жанру мюзикла, на её сцене шли «Метро», «Нотр-Дам де Пари», «Ромео и Джульетта», «Граф Орлов» и «Монте-Кристо», а осенью 2016 года состоялась премьера мюзикла «Анна Каренина», в котором заняты Валерия Ланская, Екатерина Гусева, Наталия Быстрова, Теона Дольникова, Дмитрий Ермак, Игорь Балалаев и другие звёзды жанра.


Герард Васильев в 1968 году был приглашен солистом в Московский театр оперетты и сейчас продолжает выступать на этой сцене.

«Московская оперетта»: https://mosoperetta.ru
Краеведческие подробности о здании театра: http://um.mos.ru/houses/teatr_savvy_mamontova/
Адрес театра: Большая Дмитровка, дом 6

Зрительный зал рассчитан на 1600 мест и включает в себя партер, ложи бенуара, амфитеатр, бельэтаж и ложи бельэтажа, балконы и ложи 1-го и 2-го ярусов, однако некоторые ложи заняты под световое оборудование, а балкон 2-го яруса не эксплуатируется (оттуда плохо видно сцену).

Зал оформлен в бордово-золотых тонах, плафон зрительного зала расписан художником Константином Коровиным и представляет собой расположенные по кругу дюжину портретов русских и зарубежных композиторов: Глинки, Чайковского, Бетховена, Римского-Корсакова, Моцарта, Рубинштейна, Даргомыжского, Бизе, Мусоргского, Верди, Бородина, Вагнера. Имена этих композиторов не связаны с опереттой или мюзиклом, так как роспись плафона сделана до того, как здание передали труппе Московского театра оперетты.

«Баядера»

«Джейн Эйр»


По словам директора «Московской оперетты» Владимира Тартаковского, в феврале 2017 года в афише появится музыкальный спектакль в двух действиях «Филумена Мартурано», а в апреле состоится премьера спектакля «Любовь и голуби».

Рабочие моменты репетиции спектакля «Фиалка Монмартра»

Артисты «Московской оперетты» в репетиционном зале

Исполнители главных ролей мюзикла «Анна Каренина» во время презентации

«Московская оперетта» – это не только звёзды сцены, но и большой коллектив «бойцов невидимого фронта», которые трудятся в пошивочном цеху, готовя сценические наряды для ближайшей премьеры. Только для трёх исполнительниц главной роли в «Анне Карениной» шьют каждой по восемь разных костюмов, причём для каждого исполнителя предусмотрен свой манекен в зависимости от комплекции актёра. В театре работает обувной мастер, который может изготовить любую обувь на заказ. Специалисты по реквизиту и декорациям, рабочие сцены, которые перетаскивают тонны этих самых декораций, осветители и звуковики – это те люди, которых не видят зрители, но без них яркое зрелище не состоялось бы.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – сад «Эрмитаж»…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память.

Другие публикации