23 октября 2016 года
Фотопроект «Город на память». 300. Электродепо «Северное», «Сокол», «Измайлово»
Московский метрополитен тянет свои разноцветные щупальца всё дальше на окраины города, увеличивается количество поездов, выходящих на линии, и для их обслуживания требуются новые электродепо (тяговые части). Все депо по аскетичному оформлению зданий и стандартному набору выполняемых технологических процессов похожи друг на друга, но в некоторых словно оживает история столичной подземки. Это самые первые депо – «Северное» (1935 год), «Сокол» (1938), «Измайлово» (1950).
В штате Московского метрополитена более 45 000 сотрудников и многие из них – инженеры, механики, слесари – трудятся в депо, обеспечивая комфорт и безопасность пассажиров метро. Планировка территории везде примерно одинаковая – парковые пути ведут к воротам корпусов, где расположены длинные цеха (нефы) с углублением (канавой) между рельсами. Сюда пассажирские составы прибывают для отстоя и текущего ремонта, а также мойки, продувки, санобработки и дезинфекции вагонов. Для наружной мойки и продувки состав подаётся в специальные камеры, а обеззараживание салонов проводят, включая на полчаса ультрафиолетовые лампы.
В депо непременно присутствует административно-бытовой корпус с диспетчерской, кабинетами руководства, столовой, комнатами отдыха локомотивных бригад. Для обслуживания хозяйственной техники предназначено мотодепо, в котором «живут» дизельные мотовозы и дрезины, краны, снегоочистители, зумпфовые агрегаты для очистки стен и потолка тоннелей, универсальные платформы для транспортировки инструментов и материалов, путеизмерители, диагностические комплексы. Обычно эта техника выходит на линию по ночам, когда отключено электроснабжение. Кстати, в корпусах депо для безопасности сотрудников отсутствует контактный рельс и напряжение подаётся на токоприёмник вагона при помощи подвесной удочки.
Электродепо «Северное» ТЧ-1 (тяговая часть)
Введено в эксплуатацию: 26 апреля 1935 года
Обслуживает маршруты Сокольнической линии, регулярное пассажирское движение начато 15 мая 1935 года
Эксплуатируются вагоны типа: 81-717.5М/714.5М
Адрес: Краснопрудная улица, дом 9а (метро «Красносельская»)
Строительство электродепо «Северное» на месте засыпанного Красного пруда началось весной 1932 года. У строителей тогда отсутствовал опыт проектирования подобных сооружений и здание электродепо получилось с низкими потолками и деревянными полами. В депо было сооружено девять канав для отстоя подвижного состава, а подъёмочный ремонт выполнялся в торце депо при помощи домкратов.
В сентябре 1934 года с Мытищинского машиностроительного завода в депо поступили первые два вагона №1 – моторный, выкрашенный в красный цвет, и №1001 – прицепной песочного цвета. Проектирование вагонов московского метро было поручено Центральному вагоностроительному бюро Всесоюзного объединения вагоностроительных и тормозных заводов. Электрооборудование создавалось на заводе «Динамо», кузова и тележки строили в Мытищах. Большинство электроаппаратов и тяговые двигатели были ранее разработаны немецкой фирмой Siemens. Токоприёмники имели только моторные вагоны. Салон освещался тридцатью лампами, которые получали питание от высокого напряжения. Первые вагоны получили индекс – «А».
Сотрудники депо сразу же приступили к отработке технологии обслуживания и ремонта вагонов, изучали их схемы и конструкцию. В «Северном» проходила подготовка машинистов для подземной железной дороги и последующая сдача экзаменов на права на управление поездами метрополитена. Комиссия оформила первое свидетельство: «Выдано гр. Иванову Ивану Ивановичу в том, что он имеет право самостоятельного управления электропоездами моторовагонной тяги метрополитена. Основание: акт испытания № 1, 30 декабря 1934 года». По второму акту такое же свидетельство получил А.С.Трофимов, по третьему – Н.С.Тимофеев.
В январе 1935 года началась опытная эксплуатация участка «Сокольники» – «Комсомольская», а 4 февраля поезд впервые прошёл по всей трассе. Трое первых специалистов успешно обучали своих товарищей и к открытию регулярного движения успели подготовить 40 машинистов и 40 начальников поездов. Ещё зимой первыми пассажирами столичной подземки стали делегаты VII Всесоюзного съезда Советов. На момент открытия Московского метрополитена линия начиналась от станции «Сокольники» и разветвлялась от станции «Охотный ряд» на два направления: до Парка культуры и Смоленской площади.
Пассажиров метро становилось всё больше и в 1943 году число вагонов в составе увеличили до шести. После победы в Великой Отечественной войне было принято решение использовать в Московском метрополитене 120 немецких вагонов, эксплуатировавшихся в Берлинском метро. Им присвоили индекс «В» (военные). В Германии они выпускались в 1927-1930 годах и по техническим и эксплуатационным характеристикам уступали советским типа «А» и «Б». Немецкие вагоны требовали не только восстановительного ремонта, но и значительной модернизации. Тем не менее, они эксплуатировались до 1961 года.
В 1957 году Кировско-Фрунзенская линия была продлена от станции «Парк культуры» до станции «Спортивная», а затем «перешагнула» через Москву-реку и протянулась до Университета. Одновременно развивалось и электродепо – сначала в 1958 году вступил в строй цех подъёмочного ремонта, а в 1960 году возвели второй корпус для отстоя составов.
В августе 1990 года Кировско-Фрунзенскую линию продлили от станции «Преображенская площадь» до станции «Улица Подбельского» (сейчас – «Бульвар Рокоссовского) с образованием нового электродепо «Черкизово», для которого «северяне» готовили оборудование, вагоны и штат профессиональных специалистов.
Особенность электродепо «Северное» – разобранный старый «гейт» (место соединения метропутей с железной дорогой). Через эти ворота в депо раньше прибывали вагоны с Мытищинского машиностроительного завода.
Электродепо «Сокол» ТЧ-2
Введено в эксплуатацию: 10 сентября 1938 года
Обслуживает маршруты Замоскворецкой линии.
Эксплуатируются вагоны типа: 81-717/714, 81-717.5/714.5
Адрес: Ленинградское шоссе, дом 2б (метро «Сокол»)
Первый участок Горьковской (Замоскворецкой) линии был открыт 11 сентября 1938 года, поезда тогда следовали от станции «Сокол» до «Площади Свердлова» («Театральной»). Даже во время Великой Отечественной войны метростроевцы продолжали работу и продлили линию до «Завода имени Сталина» («Автозаводской»), а в 1960-е годы метро пришло на окраины города – к Северному Речному вокзалу и в Коломенское. До 1969 года все поезда, ходившие по «зелёной ветке», обслуживало электродепо «Сокол».
К открытию движения парк депо «Сокол» был укомплектован четырёхвагонными составами из вагонов типов «А» и «Б». Вагоны этих типов были практически схожи, но на «Б» модернизировали колёсные тележки, усовершенствовали тормозное оборудование, доработали систему вентиляции салонов. До постройки депо в Измайлово «Сокол» обслуживал и Арбатско-Покровскую линию, которая в 1938 году проходила только через центр города – от «Киевской» до «Курской». С апреля 1941 года на Арбатско-Покровской линии работал первый опытный шестивагонный состав из новых вагонов типа «Г».
Осенью 1941 года депо было закрыто в связи с опасностью прорыва немецких войск к Москве со стороны Ленинградского шоссе, но после завершения контрнаступления Советской Армии временно эвакуированные составы стали возвращаться на «Сокол». В январе 1950 года открылась Кольцевая линия Московского метрополитена и ходившие по ней четырёхвагонные составы также обслуживались в ТЧ-2.
Депо соединено однопутной веткой с железнодорожной станцией Подмосковная Московской железной дороги, через которую в метро приходят новые составы из Мытищ. Это так называемый «гейт» – место соединения метропутей с железной дорогой. А парк постоянно обновлялся, в 1960 году «Сокол» получил первые опытные вагоны типа «Е», которые легко отличить по продольным полосам вдоль корпуса – гофрирование повышало прочность кузова. Впервые были применены алюминиевые сплавы, из которых были изготовлены двери, каркасы и другие элементы кузова, уменьшив вес вагона на пять тонн. Конструкционная скорость выросла до 90 км/ч (по сравнению с 75 км/ч у вагонов «Д»). Для удобства пассажиров появилась вентиляция с автоматической подачей воздуха, а проёмы раздвижных дверей стали шире на 25 сантиметров.
К концу 1965 года Горьковско-Замоскворецкая линия обслуживалась только вагонами типа «Е», предварительно прошедшими серьёзный ремонт и модернизацию. Дело в том, что запуск в серию был преждевременным и уже в ходе эксплуатации выявились многочисленные конструктивные недостатки. Позднее в депо поступили более совершенные «Ем» и «Еж», а с 1979 года и до наших дней на линию выходят «номерные» 81-717/714 и 81-717.5/714.5.
Особенности электродепо «Сокол» – действующий «гейт» на станцию Подмосковная (фото вверху) и соседство с филиалом вагоноремонтного предприятия (бывший завод по ремонту подвижного состава, второй филиал находится на территории депо «Выхино»).
Электродепо «Измайлово» ТЧ-3
Введено в эксплуатацию: 10 января 1950 года
Обслуживает маршруты Арбатско-Покровской линии.
Эксплуатируются вагоны типа: 81-740.1/741.1, 81-740.4/741.4 («Русич»), 81-760/761 «Ока»
Адрес: Измайловский проспект, дом 45 (метро «Измайловская»)
Электродепо «Измайлово» – единственное на Московском метрополитене, куда водят туристические экскурсии. Действительно, оно отличается от других сугубо функциональных депо некоторыми архитектурными излишествами – красивой башней с часами, изначально предназначенной для наблюдения за движением. В здание депо встроена и настоящая достопримечательность – конечная пассажирская станция «Первомайская», действующая с 1954 по 1960 год. Ещё в депо можно увидеть два восстановленных вагона типа «А», которые используются как экскурсионные.
Станция «Первомайская» была построена по проекту Николая Демчинского в непосредственной близости от депо и по конструкции практически не отличалось от его цехов, которые метрополитеновцы называют нефами. Это была единственная в московском метро станция с деревянной крышей. Путевые стены отделали керамической плиткой и украсили скромной лепниной, для освещения использовались люстры, какие сейчас можно увидеть на «Киевской» и «ВДНХ».
«24 сентября 1954 года вступила в эксплуатацию новая, первая наземная, станция метро «Первомайская», расположенная у 1-й Парковой улицы, на территории вагонного парка метро. Она является конечной станцией линии метро «Киевская – Первомайская», – П.В.Сытин, «Из истории московских улиц», 1958.
Вскоре начались строительные работы по продлению Арбатско-Покровской линии в сторону городских окраин, 21 октября 1961 года открылась наземная станция «Измайловский парк» и этот день стал последним для «Первомайской». В её отделанном мрамором вестибюле разместился актовый зал (клуб) депо, а станционная платформа разобрана и переоборудована под цех подъёмочного ремонта. По расположению на территории депо и скромности оформления «Первомайской» можно предположить, что она и была задумана в качестве временной пассажирской станции.
Как и другие самые старые электродепо, «Измайлово» изначально комплектовалось вагонами типов «А» и «Б», а позднее в его нефах побывали и другие буквы метроалфавита – «В», «Г», «Д», «Е», «Ем», «Еж». Удивительно, но по Арбатско-Покровской линии никогда не было регулярного движения, пожалуй, самых распространённых в столичной подземке «номерных» вагонов 81-717/714 и устаревших «ёжиков» сразу заменили на современные составы «Русич» и «Ока».
Особенность электродепо «Измайлово» – встроенная в его здание бывшая станция «Первомайская»
Узнайте больше о Московском метрополитене на сайтах:
http://old.mosmetro.ru/
http://mosmetro.livejournal.com
https://no-exit.org/
http://vagon.metro.ru/
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Московский дворец молодёжи…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, Московский метрополитен.