6 января 2017 года
Фотопроект «Город на память». 302. Коломенское. Государев двор
Село Коломенское, ставшее известным как княжеская и царская вотчина, впервые упоминается в 1336 году в духовной грамоте князя Ивана Калиты. Спустя два века здесь начал складываться уникальный архитектурный ансамбль, привлекающий ныне туристов и ценителей русского зодчества. В первые годы советской власти для сохранения наследия прошлых веков в Коломенском был создан музей, возле исторических зданий появились образцы деревянного зодчества, доставленные из Поморья и Сибири. Коломенское знаменито и археологическими находками в Дьяковом городище – считается, что это было древнейшее поселение на территории нынешней Москвы.
Не одно поколение реставраторов пыталось разгадать тайны Коломенского. За прошедшие столетия ансамбль не раз перестраивался и перед специалистами по сохранению наследия стояла дилемма: то ли законсервировать здания как есть, со всеми поздними наслоениями, то ли приводить к первоначальному облику, избавляясь от «лишних» элементов. Причём в любом случае найдутся оппоненты, критикующие работу реставраторов.
Пётр Барановский, основавший в 1923 году в Коломенском музей русской архитектуры, считал, что зданиям нужно придать первозданный вид. Он зафиксировал состояние памятников и отреставрировал их, удаляя «позднейшие» слои. Поработать ему довелось десять лет, а затем последовал арест с обвинением в утаивании церковных ценностей при сборе экспонатов для Коломенского, а заодно обвинение в попытке покушения на жизнь товарища Сталина. Вернувшись из лагерей, Барановский продолжал работу по сохранению архитектурных памятников в разных городах России. В Москве его стараниями был сохранён от уничтожения Покровский собор на Красной площади, открыт музей в Спасо-Андрониковом монастыре, проведена реставрация Крутицкого подворья.
С 2005 года Коломенское входит в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника http://www.mgomz.ru, в который также включены царская усадьба Измайлово, дворцово-парковый ансамбль Лефортово и усадьба Люблино.
Смотрите старые фотографии: Вход в музей-заповедник со стороны проспекта Андропова. 1970-1975 гг.: https://pastvu.com/p/94364
Справа на фото – административное здание парка
Со времён Ивана Калиты село на высоком берегу Москвы-реки приглянулось великим князьям и стало резиденцией правителей земель Русских. Василий III, Иван Грозный, Пётр I, Екатерина II, Николай I так или иначе поучаствовали в создании и реконструкции архитектурного ансамбля, а расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича. В 1667—1668 годах для него был возведён великолепный деревянный дворец, имевший 270 помещений. В единый комплекс Государева двора входили деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный дворы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни. Весь Государев двор окружён оградой с тремя воротами – Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окружённые высоким тыном.
Наши современники, приезжающие в Коломенское на метро, через Казанский сад выходят к Задним воротам Государева двора.
Смотрите старые фотографии: Задние ворота. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/94509
Эти ворота с конца XVIII века служили основным въездом на хозяйственный двор царской резиденции. Другое название ворот – Спасские – связано с иконой Спаса Нерукотворного, ранее находившейся в киоте над проездными арками. С южной стороны к Спасским воротам примыкали два помещения Стрелецких караулен, построенных в 1680-е годы и использовавшихся для охраны усадьбы (разобраны в XIX веке). Выполненные из кирпича ворота имеют два пролёта: широкий предназначался для проезда обозов и экипажей, а более узкая «калитка» использовалась пешеходами. В 2001-2003 годах была выполнена полномасштабная реставрация Спасских ворот, а в 2007 году восстановлены Стрелецкие караульни.
Задние ворота
Справа от входа в 1667-1668 годах для удовлетворения гастрономических запросов царя Алексея Михайловича и его свиты были построены Кормовой и Хлебный дворцы. Здесь выпекали хлеб, готовили разнообразные блюда из мяса, дичи, рыбы, овощей и хранили припасы. Постройки хозяйственных дворов были возведены одновременно с деревянным царским дворцом Алексея Михайловича в 1667-1668 годах. Каменные здания просуществовали до начала XIX века. В 1815 году постройки разобрали, а кирпич употребили для сооружения стен, примыкающих к Спасским воротам.
Музейные работники раскрыли для обозрения фундаменты хозяйственных построек, погребов и стрелецких караулен, восстановив планировку XVII века. В ходе археологических раскопок обнаружено около 400 артефактов минувших веков, которые стали экспонатами музея.
Государевы ледники сейчас накрыты стеклянным колпаком. Ранней весной эти глубокие каменные погреба набивали москворецким льдом и хранили здесь различные продукты – свежее и просолённое мясо, рыбу, икру, солёные овощи и грибы, сыры, яйца, ягодные морсы.
Дальше по Липовой аллее, в середине Государева двора, находился деревянный дворец Алексея Михайловича. От богатой постройки сохранились лишь рисунки и чертежи, по которым современные строители сделали макет здания в натуральную величину, установив его в южной части музея-заповедника.
Дворец соединялся переходом длиной около пятидесяти метров и шириной около трёх метров с храмом Казанской иконы Божией Матери. В 1649 году в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери. Тогда же была заложена каменная Казанская церковь при царском Коломенском дворце. По другой версии, каменную пятиглавую церковь в Коломенском приказал возвести царь Михаил Феодорович в память об избавлении Москвы от польских интервентов.
Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней – единичный пример в архитектуре XVII века. Казанская церковь была расписана, богато убрана, разнообразными тканями, коврами. Металлический пол центральной части, и лещадный пол пределов для тепла выстилались войлоком. Иконы на стенах оформлялись пеленами, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах. Согласно упоминаниям, свита царя молилась в помещении трапезной, самые близкие – в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных тронах.
Через Передние ворота можно пройти к набережной Москвы-реки на площадь Вознесения.
Смотрите старые фотографии: Передние ворота. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/87403
Передние ворота, построенные в 1671-1673 годах, представляют собой четырёхъярусное сооружение на трёх пилонах с двумя арочными проёмами между ними. Первый ярус, в настоящее время покрытый скатными кровлями, первоначально завершался белокаменной балюстрадами. Над ним было устроено гульбище с выходом из северной стены второго яруса башни. Второй ярус занимала «органная палата», в третьем располагался часовой механизм, а большие «указные круги» (циферблаты часов) размещались на западной и восточной стенах часовой палатки. Четвёртый ярус – восьмерик с арками для звона, причём колокола звонили под управлением часового механизма. Венчал сооружение символ царской власти – двуглавый орёл.
Перед воротами были поставлены по четыре деревянных льва, декорированных шерстью. «Органным устройством», создававшим имитацию львиного рыка, управлял часовой механизм. Создал эту «музыкальную шкатулку» мастер Пётр Высоцкий, который, предположительно, являлся одним из авторов и всего сооружения. В музее находится гиря – единственный сохранившийся элемент того часового механизма.
К Передним воротам примыкают Полковничьи и Приказные палаты, создавая единый ансамбль. С северной стороны располагалась Приказная изба с управляющими хозяйством Коломенского, а с юга – Полковничьи палаты со штабом охранного полка. В ходе реставрационных работ сохранены подлинные конструкции балок XVII века, воссозданы белокаменные полы, средневековые окна и дверные проёмы, исторические интерьеры Приказных и Полковничьих палат. Здесь открылась экспозиция «Вехи истории Коломенского».
Здесь же находился Сытный двор, впервые упомянутый в 1680 году. Комплекс двора был построен из большемерного кирпича, перекрыт низкими сводами, имел скромный кирпичный декор и деревянное оформление в виде разнообразных по форме крыш, чердаков, навесов и крылец. В состав двора входили Клюшничьи, Уксусная (Хлебная), Поваренная (Пивоваренная) и Кладовая палаты, ледники, тёплый («Фряжский») погреб, кладовая и сушила. Изначально одноэтажное сооружение со временем обветшало и в 1766-1768 годах подверглось реконструкции с достройкой второго этажа. Над воссозданием исторического облика Сытного двора потрудились несколько поколений реставраторов.
В рамках создания музея деревянного зодчества архитектор-реставратор Пётр Барановский перевёз в Коломенское домик Петра I. Небольшой деревянный дом был построен в устье Северной Двины в 1702 году специально для Петра I, прибывшего в Новодвинскую крепость. В ожидании повторной осады Архангельска, Пётр прожил в домике более двух месяцев, и покинул его только убедившись, что нападения шведского флота не последует. Он провёл это время, наблюдая за строительством крепости и спуском на воду новых кораблей.
Домик Петра собран из готовых венцов и имеет типичное для российских строений устройство: две тёплых, обогреваемых печами клети, объединённые холодными сенями, расположенными в средней части дома. К сеням на главном фасаде примыкает крыльцо, а с противоположной стороны сделан прируб. Основной объём домика поделен в продольном направлении на две неравные части. Более широкая часть представляет собой своего рода анфиладу и выходит на главный фасад. В левой и правой её частях расположены кабинет («светлица») и спальня («почивальня»).
В 1877 году домик Петра был перевезён из крепости в Архангельск, где он стоял, укрытый для сохранности сначала деревянным, а затем каменным футляром, на набережной Северной Двины. Когда над ним нависла угроза уничтожения, Петр Барановский спас памятник деревянного зодчества и в разобранном виде доставил из Архангельска в Коломенское. Оригинальное крыльцо домика не сохранилось, а имеющееся появилось в ходе реставрационных работ. В деревянном крыльце воспроизведены элементы украшения каменных крылец, характерных для XVII века. Дом имеет традиционное двухскатное покрытие с кровлей, составленной из «красного» тёса.
В домике сейчас размещены музейные экспонаты – мебель, холодное оружие, столовые приборы, макеты кораблей, гравюры.
Музей русской архитектуры был основан Барановским в 1923 году. По его замыслу Коломенское должно было стать музеем деревянного зодчества и сюда стали свозить старинные постройки из разных районов Москвы и других городов. Первым экспонатом стала медоварня – хозяйственная постройка бывшего Николаевского Единоверческого монастыря, привезённая в 1927 году из бывшего села Преображенское.
Памятный столб-часовня – это белокаменный столб последней трети XIX века, поставленный крестьянами в деревне Шайдорово (окрестности Царицыно) в знак благодарности за отмену крепостного права императором Александром II Освободителем. Во время сноса Шайдорово в 1970-е годы столб перевезли в Коломенское.
Половецкая баба, конец XI—XII веков – надмогильный памятник над курганом половца-кумана.
Челобитный столб находился у главного фасада дворца Алексея Михайловича. Сюда просители приносили жалобы и просьбы, адресованные царю, и здесь же оглашались указы государя. Позднее на столбе появились солнечные часы и в советские годы столб назывался Часовым.
Борисов камень, XII век – гранитный валун, пограничный знак владений Полоцкого князя Бориса в верховьях Западной Двины. Перевезён из Государственного Исторического музея и установлен в Коломенском в 1920-х годах.
Вид на Полковничьи палаты и Передние ворота со стороны Москвы-реки
Смотрите старые фотографии: Передние ворота. 1913 год: https://pastvu.com/p/5917
Церковь Вознесения Господня в Коломенском была построена в 1528-1532 годах по велению великого князя Василия III.
Смотрите старые фотографии: Церковь Вознесения Господня. 1882-1889 гг.: https://pastvu.com/p/231506
Смотрите старые фотографии: Церковь Вознесения Господня. Каменный трон на втором ярусе. 1883 год: https://pastvu.com/p/20108
Государь всея Руси молился о наследнике и пригласил итальянского архитектора Петра Франческо Анибале, известного также как Петрок Малый или Пётр Малой Фрязин, для создания величественного моленного храма. Впрочем, достоверно его авторство не подтверждено. Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Проект менялся несколько раз уже по ходу строительства и работы завершились лишь летом 1532 года. Любопытно, что к этому времени княгиня Елена уже родила государю наследника, сына Ивана, прозванного позднее Грозным.
В истории русского зодчества этот шатровый храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым. Храм высотой 62 метра выполнен из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико – чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения.
Начиная с 1886 года эксперты не раз проводили исследования, выявляя ценные архитектурные детали и уточняя датировку изменений, которые произошли со зданием за минувшие века. В 1970-е годы археологи сняли метровый культурный слой вокруг церкви Вознесения и обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. В некоторых публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения», однако это утверждение было опровергнуто.
С 1994 года украшение музея-заповедника Коломенское входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в течение нескольких лет в церкви проводились реставрационные работы. Опасения некоторых специалистов вызывает расположение памятника на оползневом берегу.
Смотрите старые фотографии: Пристань. 1930-1935 гг.: https://pastvu.com/p/216814
Смотрите старые фотографии: Пристань и за ней паромная переправа. 1992 год: https://pastvu.com/p/59895
Подробное описание архитектурных памятников: http://www.mgomz.ru/category/pamyatniki
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Коломенское и Дьяково…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память.