1 апреля 2017 года
Фотопроект «Город на память». 314. Казанский вокзал и Новорязанская улица
Новорязанская улица проложена в 1887 году на месте спрятанного в трубу ручья Ольховец. Находящийся поблизости Казанский вокзал в те времена назывался Рязанским, отсюда возникло и название улицы. Большинство построек – и дореволюционных, и советского периода – так или иначе связаны с транспортниками: от Казанского вокзала до дома культуры «Автомобилист» и первого стадиона железнодорожников.
Первое здание Рязанского вокзала было деревянным и открылось в 1862 году, но уже спустя пару лет архитектор М.Левестам возвёл каменное здание, которое оказалось тесным и неудобным для пассажиров. Перестройки не привели к существенным улучшениям, а в связи с открытием Московско-Казанской железной дороги и увеличением пассажиропотока потребовалось новое здание.
Смотрите старые фотографии: Рязанский вокзал. Вид с Каланчёвской площади. 1900 год: https://pastvu.com/p/380651
Смотрите старые фотографии: Казанский вокзал. 1946-1950 гг.: https://pastvu.com/p/89289 На переднем плане видны полуторки с деревянными лавками в кузове и надписью «такси» на борту.
В конкурсе проектов победил Алексей Щусев, который и был утверждён в 1913 году как главный архитектор строительства нового вокзала. Для реализации проекта, символично названного «Ворота на Восток», были выделены значительные средства и привлечены лучшие художники Николай Рерих, Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Евгений Лансере и другие. До революции закончилась закладка фундаментов, строились котельная, багажное отделение, главный вход с башней. В 1919 году здание было сдано в эксплуатацию в упрощённом виде и лишь перед Великой Отечественной войной завершён последний этап строительства.
Главная башня вокзала стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля, а венчает её шпиль с драконом Зилантом, который изображался на древнем гербе Казани. На фасаде здания установлены часы со знаками зодиака на циферблате. В интерьере наиболее выразителен зал ресторана, которому был придан вид трапезной палаты времён московского барокко, в его оформлении присутствуют белоснежные с позолотой детали, живописные вставки, лепнина, встроенные в простенки зеркала.
Благотворительный новогодний спектакль на Казанском вокзале
Смотрите старые фотографии: Весенний базар возле Казанского вокзала. Вид со стороны Рязанского проезда. 1939 год: https://pastvu.com/p/498619
Кажется, реконструкция Казанского вокзала никогда не прекращалась и никогда не закончится. В 1950-х годах был построен подземный зал пригородного сообщения, соединённый с вестибюлем станции метро «Комсомольская»-радиальная, а начиная с 1970-х и до 1997 года здесь проводились работы по перепланировке помещений для увеличения пропускной способности вокзала. Реконструкция достигла апогея при Лужкове, когда появились новые корпуса на Рязанском проезде и Новорязанской улице, включая Царскую башню, возведённую по чертежам Щусева, а также дебаркадер над перронами. В 2012 году на платформе было сооружено двухэтажное здание для служб пригородного сообщения.
Смотрите старые фотографии: Начало Новорязанской улицы. 1985-1995 гг.: https://pastvu.com/p/87010 В левой части фото видно глухое здание «холодного склада», построенного в 1913 году.
Смотрите старые фотографии: Казанский вокзал. 1945-1955 гг.: https://pastvu.com/p/52981 А эта замечательная фотография снята со стороны Новорязанской улицы, но чуть подальше. Виден вход в метро и памятник Ленину, который был демонтирован при строительстве новых вокзальных зданий и хранится на складе багажного отделения.
Современный вид с новыми корпусами
Памятник создателям железных дорог России. Скульптор Салават Щербаков изваял фигуры Ефима и Мирона Черепановых, Павла Мельникова, Сергея Витте, Михаила Хилкова, Франца Антона фон Герстнера и бюст императора Николая I. Скульптурная композиция открылась в канун Дня железнодорожника в 2013 году.
Перроны и багажное отделение
В 1936 году был основан Главный центр магистральных перевозок почты. 17 декабря 1964 года состоялась пробная посадка вертолёта Ми-4П на крышу нового здания почтамта. Предполагалось, что вертолёты с почтой будут регулярно курсировать между почтамтом и аэропортами. «Вертодром» на крыше был рассчитан на две машины, в надстройке оборудованы командно-диспетчерский пункт, комнаты для экспедиторов и экипажей. Несмотря на успешно проведённый эксперимент, инициатива доставки корреспонденции по воздуху не получила дальнейшего развития. Сейчас здание относится к ФГУП «Почта России».
Смотрите старые фотографии: Посадка Ми-4П на крышу почтамта. 1964 год: https://pastvu.com/p/334291 В левой части снимка видно бывшее веерное депо, обслуживавшее малогабаритные паровозы.
Веерное депо – единственное здание, сохранившееся от первого проекта вокзала, построено в 1890-х годах. Оно было рассчитано на малогабаритные паровозы и для гигантов ХХ века, таких как ИС или П36 не пригодилось.
Новорязанская улица, № 2 – доходный дом Бровкина, построен в 1895 году
Новорязанская улица, № 8А – довоенное здание построено для Главного химического управления РККА, позднее в нём размещался проектный институт
Новорязанская улица, № 12 – бывший Дом Правления Московско-Рязанской железной дороги построен в 1904 году по проекту архитектора Н.Якунина. За ним во дворе – колледж лёгкой промышленности, бывшая школа № 634 (Новорязанская улица, № 14).
Новорязанская улица, № 16 – жилой дом 1927 года
Новорязанская улица, № 23 – Рязанский парк городских железных дорог (1910-1911, мастерская гражданского инженера М.Поливанова)
Смотрите старые фотографии: Рязанский парк городских железных дорог. 1911 год: https://pastvu.com/p/2406
Кирпичное здание без окон – это бывший «вагонный сарай». Трамвайный парк сдан в эксплуатацию в 1911 году, но уже в 1937 году закрылся, подвижной состав был переведён в Ростокино (Трамвайное депо имени Баумана), а территорию занял 2-й Троллейбусный парк.
Смотрите старые фотографии: Троллейбусный парк № 2. 1956 год: https://pastvu.com/p/8634 На фото раритетные троллейбусы ТБЭС-ВСХВ и ТБУ-1.
В 1964 году на экраны вышел кинофильм «Первый троллейбус», в котором снялись молодые актёры Ирина Губанова, Александр Демьяненко, Олег Даль, Георгий Вицин, Михаил Кононов. Съёмки этой лирической мелодрамы проходили в Москве и Одессе, причём троллейбусы выходят на маршрут с Новорязанской улицы, потом в кадре появляется Северянинский путепровод, а дальнейшая поездка продолжается по одесским улицам.
Новорязанская улица, № 18 – Молочный завод № 1 имени Горького, после реконструкции известный как бизнес-центр «Стендаль»
Новорязанская улица пересекается с 1-м Басманным переулком
Новорязанская улица, № 22 – доходный дом (1914, архитектор И.Герман)
Новорязанская улица, № 24 – на месте пустыря построен бизнес-центр
Новорязанская улица, № 25 строение 1
Новорязанская улица, № 26 строение 1 – дом культуры «Автомобилист» 1936 года превратился в «Loft Factory»
Подковообразное здание на Новорязанской улице, № 27 построено по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова в 1926-1929 годах как гараж для грузовых автомобилей на 104 машиноместа. Грузовики въезжали в гараж с Новорязанской улицы через торцы здания, а выезжали сделав полукруг внутри гаража. В середине дуги размещались мастерские.
Смотрите старые фотографии: 1956 год: https://pastvu.com/p/53726 Кадр из кинофильма «Человек родился»
В 1948 году гараж перепрофилировали под 4-й автобусный парк, который в разные годы обслуживал 45 маршрутов. На волне вывода промпредприятий из центра города была произведена «оптимизация»: в 2014 году парк перебрался в Новокосино. Дальнейшая судьба памятника архитектуры русского авангарда неизвестна.
Смотрите старые фотографии: Стадион «Локомотив». 1952-1956 гг.: https://pastvu.com/p/40756
Гараж соседствовал с самым первым стадионом столичных железнодорожников. Добровольное спортивное общество «Локомотив» было создано в 1936 году, а его предшественниками были «Клуб имени Октябрьской революции» (основан в 1922) и «Казанка» (при паровозном депо Москва-пассажирская Казанской железной дороги, основан в 1931). Команда «КОР» принимала соперников на стадионе между Новорязанской и Ольховской улицами.
Смотрите старые фотографии: Стадион «Локомотив». 1962-1970 гг.: https://pastvu.com/p/88087
Распад Союза вызвал экономический коллапс – без госплана предприятия оказались предоставлены сами себе и в новых реалиях были вынуждены отказаться от поддержки «социалки», своих спортивных объектов, домов культуры, пионерских лагерей. Стадион «Локомотив» оказался заброшен и надолго превратился в пустырь. Странно, что на этом месте не вырос очередной бизнес-центр или жилой квартал. Лишь в 2016 году состоялась реконструкция стадиона и теперь это футбольное поле Спортивной школы олимпийского резерва № 27 «Сокол» Москомспорта.
Обсудить итоги футбольного матча болельщики могли в саду, который назывался Детский парк имени Милютина. Сейчас от этого парка с эстрадой, памятником юному Володе Ульянову и детской свиньёй-качалкой остался небольшой сквер.
Смотрите старые фотографии: В сквере. 1957 год: https://pastvu.com/p/93109
Новорязанская улица завершается у Елоховской площади жилыми домами № 30 (1937), № 31с5 (1932), № 31с6 (1933), № 32 (1963), № 36 (1941), № 38с1 (1928).
Смотрите старые фотографии: Новорязанская улица, № 36. 1948-1952 гг.: https://pastvu.com/p/401205
Новорязанская улица, № 38 строение 2 – заброшенное здание
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Цыганский театр «Ромэн»…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, Казанский вокзал, Новорязанская улица.