16.12.2018 23:46

«Город на память». 314. Казанский вокзал и Новорязанская улица

1 апреля 2017 года
Фотопроект «Город на память». 314. Казанский вокзал и Новорязанская улица

Новорязанская улица проложена в 1887 году на месте спрятанного в трубу ручья Ольховец. Находящийся поблизости Казанский вокзал в те времена назывался Рязанским, отсюда возникло и название улицы. Большинство построек – и дореволюционных, и советского периода – так или иначе связаны с транспортниками: от Казанского вокзала до дома культуры «Автомобилист» и первого стадиона железнодорожников.

Первое здание Рязанского вокзала было деревянным и открылось в 1862 году, но уже спустя пару лет архитектор М.Левестам возвёл каменное здание, которое оказалось тесным и неудобным для пассажиров. Перестройки не привели к существенным улучшениям, а в связи с открытием Московско-Казанской железной дороги и увеличением пассажиропотока потребовалось новое здание.

Смотрите старые фотографии: Рязанский вокзал. Вид с Каланчёвской площади. 1900 год: https://pastvu.com/p/380651

Смотрите старые фотографии: Казанский вокзал. 1946-1950 гг.: https://pastvu.com/p/89289 На переднем плане видны полуторки с деревянными лавками в кузове и надписью «такси» на борту.

В конкурсе проектов победил Алексей Щусев, который и был утверждён в 1913 году как главный архитектор строительства нового вокзала. Для реализации проекта, символично названного «Ворота на Восток», были выделены значительные средства и привлечены лучшие художники Николай Рерих, Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Евгений Лансере и другие. До революции закончилась закладка фундаментов, строились котельная, багажное отделение, главный вход с башней. В 1919 году здание было сдано в эксплуатацию в упрощённом виде и лишь перед Великой Отечественной войной завершён последний этап строительства.

Главная башня вокзала стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля, а венчает её шпиль с драконом Зилантом, который изображался на древнем гербе Казани. На фасаде здания установлены часы со знаками зодиака на циферблате. В интерьере наиболее выразителен зал ресторана, которому был придан вид трапезной палаты времён московского барокко, в его оформлении присутствуют белоснежные с позолотой детали, живописные вставки, лепнина, встроенные в простенки зеркала.

Благотворительный новогодний спектакль на Казанском вокзале

Смотрите старые фотографии: Весенний базар возле Казанского вокзала. Вид со стороны Рязанского проезда. 1939 год: https://pastvu.com/p/498619

Кажется, реконструкция Казанского вокзала никогда не прекращалась и никогда не закончится. В 1950-х годах был построен подземный зал пригородного сообщения, соединённый с вестибюлем станции метро «Комсомольская»-радиальная, а начиная с 1970-х и до 1997 года здесь проводились работы по перепланировке помещений для увеличения пропускной способности вокзала. Реконструкция достигла апогея при Лужкове, когда появились новые корпуса на Рязанском проезде и Новорязанской улице, включая Царскую башню, возведённую по чертежам Щусева, а также дебаркадер над перронами. В 2012 году на платформе было сооружено двухэтажное здание для служб пригородного сообщения.

Смотрите старые фотографии: Начало Новорязанской улицы. 1985-1995 гг.: https://pastvu.com/p/87010 В левой части фото видно глухое здание «холодного склада», построенного в 1913 году.

Смотрите старые фотографии: Казанский вокзал. 1945-1955 гг.: https://pastvu.com/p/52981 А эта замечательная фотография снята со стороны Новорязанской улицы, но чуть подальше. Виден вход в метро и памятник Ленину, который был демонтирован при строительстве новых вокзальных зданий и хранится на складе багажного отделения.


Современный вид с новыми корпусами

Памятник создателям железных дорог России. Скульптор Салават Щербаков изваял фигуры Ефима и Мирона Черепановых, Павла Мельникова, Сергея Витте, Михаила Хилкова, Франца Антона фон Герстнера и бюст императора Николая I. Скульптурная композиция открылась в канун Дня железнодорожника в 2013 году.

Перроны и багажное отделение

В 1936 году был основан Главный центр магистральных перевозок почты. 17 декабря 1964 года состоялась пробная посадка вертолёта Ми-4П на крышу нового здания почтамта. Предполагалось, что вертолёты с почтой будут регулярно курсировать между почтамтом и аэропортами. «Вертодром» на крыше был рассчитан на две машины, в надстройке оборудованы командно-диспетчерский пункт, комнаты для экспедиторов и экипажей. Несмотря на успешно проведённый эксперимент, инициатива доставки корреспонденции по воздуху не получила дальнейшего развития. Сейчас здание относится к ФГУП «Почта России».

Смотрите старые фотографии: Посадка Ми-4П на крышу почтамта. 1964 год: https://pastvu.com/p/334291 В левой части снимка видно бывшее веерное депо, обслуживавшее малогабаритные паровозы.


Веерное депо – единственное здание, сохранившееся от первого проекта вокзала, построено в 1890-х годах. Оно было рассчитано на малогабаритные паровозы и для гигантов ХХ века, таких как ИС или П36 не пригодилось.


Новорязанская улица, № 2 – доходный дом Бровкина, построен в 1895 году


Новорязанская улица, № 8А – довоенное здание построено для Главного химического управления РККА, позднее в нём размещался проектный институт


Новорязанская улица, № 12 – бывший Дом Правления Московско-Рязанской железной дороги построен в 1904 году по проекту архитектора Н.Якунина. За ним во дворе – колледж лёгкой промышленности, бывшая школа № 634 (Новорязанская улица, № 14).


Новорязанская улица, № 16 – жилой дом 1927 года

Новорязанская улица, № 23 – Рязанский парк городских железных дорог (1910-1911, мастерская гражданского инженера М.Поливанова)

Смотрите старые фотографии: Рязанский парк городских железных дорог. 1911 год: https://pastvu.com/p/2406

Кирпичное здание без окон – это бывший «вагонный сарай». Трамвайный парк сдан в эксплуатацию в 1911 году, но уже в 1937 году закрылся, подвижной состав был переведён в Ростокино (Трамвайное депо имени Баумана), а территорию занял 2-й Троллейбусный парк.

Смотрите старые фотографии: Троллейбусный парк № 2. 1956 год: https://pastvu.com/p/8634 На фото раритетные троллейбусы ТБЭС-ВСХВ и ТБУ-1.

В 1964 году на экраны вышел кинофильм «Первый троллейбус», в котором снялись молодые актёры Ирина Губанова, Александр Демьяненко, Олег Даль, Георгий Вицин, Михаил Кононов. Съёмки этой лирической мелодрамы проходили в Москве и Одессе, причём троллейбусы выходят на маршрут с Новорязанской улицы, потом в кадре появляется Северянинский путепровод, а дальнейшая поездка продолжается по одесским улицам.

Новорязанская улица, № 18 – Молочный завод № 1 имени Горького, после реконструкции известный как бизнес-центр «Стендаль»

Новорязанская улица пересекается с 1-м Басманным переулком


Новорязанская улица, № 22 – доходный дом (1914, архитектор И.Герман)


Новорязанская улица, № 24 – на месте пустыря построен бизнес-центр

Новорязанская улица, № 25 строение 1


Новорязанская улица, № 26 строение 1 – дом культуры «Автомобилист» 1936 года превратился в «Loft Factory»

Подковообразное здание на Новорязанской улице, № 27 построено по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова в 1926-1929 годах как гараж для грузовых автомобилей на 104 машиноместа. Грузовики въезжали в гараж с Новорязанской улицы через торцы здания, а выезжали сделав полукруг внутри гаража. В середине дуги размещались мастерские.

Смотрите старые фотографии: 1956 год: https://pastvu.com/p/53726 Кадр из кинофильма «Человек родился»

В 1948 году гараж перепрофилировали под 4-й автобусный парк, который в разные годы обслуживал 45 маршрутов. На волне вывода промпредприятий из центра города была произведена «оптимизация»: в 2014 году парк перебрался в Новокосино. Дальнейшая судьба памятника архитектуры русского авангарда неизвестна.

Смотрите старые фотографии: Стадион «Локомотив». 1952-1956 гг.: https://pastvu.com/p/40756

Гараж соседствовал с самым первым стадионом столичных железнодорожников.  Добровольное спортивное общество «Локомотив» было создано в 1936 году, а его предшественниками были «Клуб имени Октябрьской революции» (основан в 1922) и «Казанка» (при паровозном депо Москва-пассажирская Казанской железной дороги, основан в 1931). Команда «КОР» принимала соперников на стадионе между Новорязанской и Ольховской улицами.

Смотрите старые фотографии: Стадион «Локомотив». 1962-1970 гг.: https://pastvu.com/p/88087

Распад Союза вызвал экономический коллапс – без госплана предприятия оказались предоставлены сами себе и в новых реалиях были вынуждены отказаться от поддержки «социалки», своих спортивных объектов, домов культуры, пионерских лагерей. Стадион «Локомотив» оказался заброшен и надолго превратился в пустырь. Странно, что на этом месте не вырос очередной бизнес-центр или жилой квартал. Лишь в 2016 году состоялась реконструкция стадиона и теперь это футбольное поле Спортивной школы олимпийского резерва № 27 «Сокол» Москомспорта.

Обсудить итоги футбольного матча болельщики могли в саду, который назывался Детский парк имени Милютина. Сейчас от этого парка с эстрадой, памятником юному Володе Ульянову и детской свиньёй-качалкой остался небольшой сквер.

Смотрите старые фотографии: В сквере. 1957 год: https://pastvu.com/p/93109

Новорязанская улица завершается у Елоховской площади жилыми домами № 30 (1937), № 31с5 (1932), № 31с6 (1933), № 32 (1963), № 36 (1941), № 38с1 (1928).

Смотрите старые фотографии: Новорязанская улица, № 36. 1948-1952 гг.: https://pastvu.com/p/401205


Новорязанская улица, № 38 строение 2 – заброшенное здание

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Цыганский театр «Ромэн»…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, Казанский вокзал, Новорязанская улица.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.