17.12.2018 00:14

«Город на память». 315. Цыганский театр «Ромэн»

13 апреля 2017 года
Фотопроект «Город на память». 315. Цыганский театр «Ромэн»

Идея создания цыганского театра, возникшая в 1930 году, была поддержана столичной интеллигенцией и наркомом просвещения РСФСР Анатолием Луначарским. Что не удивительно, ведь начиная с XVII века цыганская культура вдохновляла русских литераторов и музыкантов – среди ценителей цыганских песен и танцев были Пушкин, Толстой, Куприн и ещё многие замечательные деятели культуры.

Выходцы из Индии – цыгане – распространились по всему миру, при этом сохраняя традиции и самобытность. Цыганское сообщество всегда жило по своему закону и в этом своде правил предусматривались профессии, которыми желательно заниматься. В России в цыганской среде было популярно ремесло музыканта, певца, актёра, а также коневодство и гадание. Во время войны с Наполеоном зажиточные цыгане добровольно пожертвовали крупные суммы денег на содержание российской армии, лучших коней для кавалерии, а молодёжь отправилась служить в уланские полки.

В Москве и Санкт-Петербурге с успехом выступали цыганские хоры, в конце XIX века была создана театральная труппа, представившая оперетты «Цыганские песни в лицах», «Цыганский барон», «Дети лесов», «Цыганская жизнь». Несмотря на то, что цыгане воздерживались от работы на фабриках и в общем-то не попадали под категорию пролетариата или крестьянства, советская власть отнеслась к ним лояльно и предоставила возможность заниматься тем, что они умеют и любят делать.

24 января 1931 года состоялось открытие цыганской театральной студии, которая 16 декабря представила премьеру спектакля по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах» и вскоре была переименована в Цыганский театр «Ромэн» (рома – это цыган). Первые артисты театра стали основателями театральных династий Оглу, Жемчужных, Золотарёвых, Шишковых, их дети и внуки посвятили жизнь сцене.

В театре поначалу ставились пьесы цыганских драматургов и на цыганском языке, но в 1937 году с приходом Михаила Яншина (артист МХАТ, режиссер, знаток и ценитель цыганского искусства) на должность главного режиссёра в репертуаре появились «Цыгане» по Пушкину, «Макар Чудра» по Горькому, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» по пьесам Лорки. Как грамотный режиссер, Яншин не ломал традиции, но добавил мхатовской драматургии в удалой фольклор. При нём в репертуаре появились спектакли на русском языке.

В годы Великой Отечественной войны артисты театра «Ромэн» выступали перед бойцами на передовой, сыграв 1200 спектаклей, артистки лично ухаживали за ранеными. На сбережения цыганских артистов был построен тяжёлый бомбардировщик, получивший собственное имя «Ромэновец». Репертуар театра пополнился военными спектаклями «Всё о тебе» и «На берегах Днестра». Некоторые актёры воевали в действующей армии. Призванный в 1940 году в РККА Сергей Золотарёв боевое крещение принял на границе, прошёл всю войну и после Победы вернулся в театр. Артист Николай Нарожный защищал Москву, участвовал в прорыве ленинградской блокады. Танцор Виктор Беляков стал метким снайпером, только за несколько месяцев 1942 года уничтожившим полсотни врагов. О подвигах артистов-цыган на войне подробно рассказывает историк Николай Бессонов: http://www.svenko.net/history/artists_war.htm

В рамках акции «Ночь в театре» ромэновцы впервые представили музыкальный спектакль «19-17» (режиссер Валерия Янышева), посвящённый жизни цыган во время революции 1917 года и в годы Великой Отечественной войны.

В 1951 году в театр артистом вспомогательного состава пришел Николай Сличенко. В 1977 он стал главным режиссёром и возглавляет «Ромэн» по сей день уже в качестве художественного руководителя. В театре Сличенко сыграл свыше 60 ролей, поставил спектакли «Грушенька», «Мы – цыгане», «Огненные кони», «Живой труп», «Птицам нужно небо», «Таборные игры», исполняет цыганские песни и романсы в кино и на эстраде.

Первой сценой театра стал зал в Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, 10 (в начале века это было самое высокое жилое здание в Москве, а зал был обустроен для Театра-кабаре «Летучая мышь»), здесь труппа «Ромэна» выступала с 1931 по 1956 год. А в Дом Нирнзее вселился Учебный театр ГИТИС, а цыгане переехали на Большую Дмитровку, 26 в бывший особняк купцов Ляпиных, в советские годы известный как Клуб Нарпита. В восьмидесятые годы весь квартал старой застройки, включая ляпинский особняк, пошёл под снос.

В 1969 году завершилась кочевая жизнь театра «Ромэн» и цыганские артисты начали оседлый образ жизни по адресу: Ленинградский проспект, дом 32. Ещё в XIX веке француз Транкий Яр основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

Смотрите старые фотографии: Ресторан «Яръ». 1910 год: https://pastvu.com/p/77904

В 1910 году по поручению тогдашнего владельца доходного дома Алексея Судакова архитектор Адольф Эрихсон взамен сгоревшего ресторана возвёл новое здание в стиле модерн, с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду. Внутри были устроены Большой и Малый залы, императорская ложа и кабинеты.

Пролетарская революция пресекла лихие кутежи, ресторан был закрыт, а Алексей Судаков арестован. В период НЭПа в здании «Яра» некоторое время ещё работал ресторан, а потом чревоугодников и сибаритов изгнали из гастрономического рая, разместив в его залах сначала кинотеатр, затем спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, киностудию «Межрабпом-Русь». В 1939 году здание было перестроено под клуб архитектором П. Рагулиным, роспись потолка осуществлял художник П.Корин. Здесь обосновался Центральный дом Гражданского воздушного флота (Клуб лётчиков).

Смотрите старые фотографии: Клуб лётчиков. 1937-1939 гг.: https://pastvu.com/p/8600


В 1952 году по распоряжению генерал-лейтенанта авиации Василия Сталина архитекторами Павлом Штеллером, Иосифом Ловейко и Виктором Лебедевым здание было вписано в единый архитектурный ансамбль гостиницы «Советская». При этом ресторан был встроен внутрь сталинки без потери исторической планировки. В этой гостинице останавливались многие зарубежные высокопоставленные гости, проживал и младший сын вождя.

В старой Москве «Яръ» был центром цыганской культуры. Здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители, в конце XIX – начале XX веков в «Яре» пел цыганский хор Ильи Соколова, здесь исполняли романсы знаменитые цыганские певицы – Олимпиада Фёдорова (Паша), а позднее – Варвара Панина (Васильева).

Вполне логично, что в 1969 году в театрально-концертном зале (бывшем Белом зале ресторана) гостиницы «Советская» и соседнем здании (бывший дом Судакова также постройки Адольфа Эрихсона, позднее – кинотеатр «Победа») разместился единственный в мире цыганский театр «Ромэн». В доме Судакова располагается административная часть театра, а прежде здесь жил обслуживающий персонал ресторана.

Смотрите старые фотографии: Дом Судакова. 1905-1909 гг.: https://pastvu.com/p/26703

Смотрите старые фотографии: Сад ресторана «Яръ». 1910-1911 гг.: https://pastvu.com/p/77897

Двор был окружён декоративной скалой, сад украшен фонтаном, беседками, гротами. Старожилы из окрестных домов помнят, как играли в далёком детстве в этом саду – фонтана и беседок в нём уже не было, а со временем территория обрастала гаражами, мастерскими и сад практически исчез.

А в бывшем Белом зале ресторана закипели цыганские страсти на сцене театра «Ромэн».

Смотрите старые фотографии: Ресторан «Яръ». Летний (Белый) зал. 1912-1914 гг.: https://pastvu.com/p/77902

В связи с многочисленными перестройками значительная часть оригинальных деталей интерьеров была утрачена, но то, что мы сейчас видим в театре – мраморные полы, паркет, лепнина на потолке, люстры, стены, облицованные декоративной штукатуркой «венецианкой» – всё это наслоение разных эпох – по-своему интересно. А по доскам, которыми застелен планшет театральной сцены, ходил Фёдор Шаляпин.

Традиционный костюм русской цыганки состоит из рубашки и юбки (или нескольких юбок), может дополняться накинутой на плечи или повязанной на корпус или бёдра шалью. Замужняя русская цыганка носила также платок на голове и фартук. Очень ценился цветочный узор ткани. Цыганок, носящих традиционный костюм, можно встретить в наши дни не только на театральной сцене.

Традиционный костюм русского цыгана копировал русскую купеческую моду, и состоял из свободных штанов, свободной рубахи, жилета, сапог и картуза. Сапоги считались отличительным признаком юношей и мужчин, мальчики их не носили. Ещё одним важным аксессуаром считался кнут. Цыгане его не покупали, а делали сами или получали в дар.

В театральном гардеробе хранятся сотни сценических костюмов разных лет, некоторые извлекаются из закромов и, как в былые времена, работают на сцене.

Размеры зеркала сцены – девять на двенадцать метров и пятнадцать метров в высоту. Предусмотрена оркестровая яма для музыкантов. На 20 штанкетах можно смонтировать 350 осветительных приборов, на 150 из них можно настраивать цветопередачу и направление луча программой с пульта, остальные правятся вручную. Правые и левые ложи служат для технических нужд – в них тоже установлены осветительные приборы.

Среди классических постановок единственного в мире цыганского репертуарного театра можно вспомнить «Кармен», «Сломанный кнут», «Цыганку Азу», «Живой труп». Из современного репертуара знатоки рекомендуют посмотреть «Мы – цыгане», «Поющие струны души» об истории становления театра «Ромэн», программу «У нас сегодня концерт», в которой чередуются старинные романсы и весёлые плясовые, музыкально-драматические спектакли «Колокола любви», «Колдовская любовь», «Грушенька». Из постановок «Цыганская свадьба» и «Таборные игры» можно узнать много интересного о цыганских обычаях и традициях. В репертуаре есть и предназначенная юным зрителям «Принцесса Кристана».

На сцену выходят цыганские звёзды Народные артисты Борис Василевский, Моисей Оглу, Николай Николаевич Сергиенко, Ирэна Борисовна Морозова, Ирина Михайловна Некрасова, Екатерина Андреевна Жемчужная и Георгий Николаевич Жемчужный, династия Лекаревых – Николай Григорьевич, Николай – младший, Артур, Анжела, её мама – известная танцовщица Ганга Батталова, президент Московского союза цыган Роман Андреевич Грохольский, супруги Пётр и Валерия Янышевы. Коллектив театра гордится своими сотрудниками, не один десяток лет работающими в «Ромэне». Среди них помощник режиссёра Вера Ивановна Белова.

С афишей театра можно ознакомиться на официальном сайте: http://www.teatr-romen.ru

Сцены из спектакля «Мы – цыгане» с участием Народного артиста СССР Николая Сличенко

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Земляной Вал. Улица Чкалова…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Ленинградский проспект, город на память, московские театры, Цыганский театр Ромэн.

Другие публикации

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

17.04.2022 в 23:29

«Город на память». 720. Улица Образцова и МИИТ


В 1898 году Московское инженерное училище переехало на Бахметевскую улицу в новое здание, правая сторона которого отводилась для учёбы, а в левой разместилось общежитие.

16.04.2022 в 01:36

«Город на память». 719. Улица Образцова и площадь Борьбы


Улица Образцова получила название в честь инженера-железнодорожника, академика Владимира Образцова, работавшего в Московском институте инженеров транспорта.

11.04.2022 в 03:53

«Город на память». 718. Немецкая слобода


Начиная с XVI века иноземцы массово потянулись в Россию на постоянное место жительства: купцы осваивали необъятный новый рынок, военные поступали на государеву службу, ма

04.04.2022 в 01:43

«Город на память». 717. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала


Вокзальный комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.

25.03.2022 в 23:24

«Город на память». 716. Московский редевелопмент


Процесс перепрофилирования невостребованных столичных объектов недвижимости происходит уже давно и по-разному.

21.03.2022 в 00:36

«Город на память». 713. Сыромятники индустриальные


В XVI веке на правом берегу Яузы возникла слобода, где селились ремесленники, занимавшиеся выделкой сыромятных кож.

12.03.2022 в 01:04

«Город на память». 712. Гжельский переулок, индустриальная застройка


После закрытия и вывода предприятий въездные ворота демонтировали и теперь всем можно увидеть несколько примечательных старых строений.

11.03.2022 в 02:00

«Город на память». 711. Гжельский переулок и улица Сергия Радонежского


В середине XIX века 1-й Безымянный переулок у Рогожской заставы получил название Гжельский по проживавшим здесь выходцам из Гжели - села в Московской губернии.

22.02.2022 в 20:39

«Город на память». 709. Из села Останкино в деревню Марфино


В древности на северной окраине Москвы шумели лесные чащи, а в середине XVI века здесь были основаны два поселения - Осташково (Останкино) и Марфино.

19.12.2021 в 14:30

«Город на память». 708. Музей криптографии


«Миссия музея — вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого».

13.12.2021 в 18:34

«Город на память». 707. Зеленоград – округ Москвы на удалёнке


Архитектор Игорь Покровский воплотил в Зеленограде своё видение стиля советского модернизма, железобетонно-брутального и в то же время затейливого.

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова – Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.