18.12.2018 11:55

Макбет

Долгое время в России, тогда ещё царской, эта шекспировская пьеса была запрещена к постановке. Царская власть тоже не одобрял пропаганду насилия, особенно по отношению к царской (или королевской) власти. Да и вообще у пьесы дурная слава — ранее неоднократно в процессе работы над спектаклем случались какие-то катаклизмы или несчастья с актерами. Поэтому режиссер Антон Яковлев, по его словам, подстраховался — убрал из своей версии спектакля трёх ведьм, а заодно и несколько других менее значимых персонажей. Но не волнуйтесь, предсказания не исчезли вместе с ведьмами. Они звучат зловещим шепотом регулярно на протяжении всего спектакля. В остальном сюжет не претерпел существенных изменений. Все, кому по замыслу Шекспира было положено умереть, умерли, все злодеяния свершились, и в финале справедливое возмездие настигло злодеев. Но горы трупов и море крови не оскорбят взгляд чувствительного зрителя. Все убийства происходят за сценой, а вместо колюще-режущих предметов, которыми так богат был IX век, персонажи предпочитают использовать обычные мусорные пакеты из ближайшего супермаркета. Простим режиссёру эту маленькую вольность.

Впрочем, в этой постановке в центре внимания не перипетии сюжета, а внутренние переживания Макбета, его перерождение из честного воина в честолюбивого злодея. Исполнитель главной роли Даниил Страхов считает Макбета уставшим от войн романтиком, которому власть нужна для того, чтобы изменить окружающий мир. Однако в спектакле не объясняется, чем плох «добрейший король Дункан» и что же именно хотел изменить в мире Макбет, кроме фигуры на троне. Мне кажется, Макбет внутренне уже был готов к предательству, иначе никакие предсказания ведьм, никакие уговоры леди Макбет не заставили бы его изменить своему сюзерену. Но жажда власти — это такой дракон, который никогда не бывает удовлетворен первой жертвой. Раз вкусив крови, он требует ещё и еще, и остановить его может только смерть. Совершая все новые и новые преступления Макбет становится тираном, теряет последних друзей и теряет связь с реальностью, уверовав в свою неуязвимость. Визуально это подчеркнуто раскачивающейся на цепях высокой платформой, где в одиночестве находится Макбет. В целом, сценография, костюмы, свет очень хороши. Но многие сцены в спектакле оставляют впечатление излишней статичности. Спектакль сделан добротно, но увлекательным я бы его не назвал.

Своего зрителя эта работа найдет. По крайней мере, поклонницы Даниила Страхова не обойдут вниманием постановку со своим кумиром в главной роли.

Макбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон ЯковлевМакбет, реж. Антон Яковлев

Текст и фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: Шекспир, пьеса, театр на малой бронной.

Другие публикации