Долгое время в России, тогда ещё царской, эта шекспировская пьеса была запрещена к постановке. Царская власть тоже не одобрял пропаганду насилия, особенно по отношению к царской (или королевской) власти. Да и вообще у пьесы дурная слава — ранее неоднократно в процессе работы над спектаклем случались какие-то катаклизмы или несчастья с актерами. Поэтому режиссер Антон Яковлев, по его словам, подстраховался — убрал из своей версии спектакля трёх ведьм, а заодно и несколько других менее значимых персонажей. Но не волнуйтесь, предсказания не исчезли вместе с ведьмами. Они звучат зловещим шепотом регулярно на протяжении всего спектакля. В остальном сюжет не претерпел существенных изменений. Все, кому по замыслу Шекспира было положено умереть, умерли, все злодеяния свершились, и в финале справедливое возмездие настигло злодеев. Но горы трупов и море крови не оскорбят взгляд чувствительного зрителя. Все убийства происходят за сценой, а вместо колюще-режущих предметов, которыми так богат был IX век, персонажи предпочитают использовать обычные мусорные пакеты из ближайшего супермаркета. Простим режиссёру эту маленькую вольность.
Впрочем, в этой постановке в центре внимания не перипетии сюжета, а внутренние переживания Макбета, его перерождение из честного воина в честолюбивого злодея. Исполнитель главной роли Даниил Страхов считает Макбета уставшим от войн романтиком, которому власть нужна для того, чтобы изменить окружающий мир. Однако в спектакле не объясняется, чем плох «добрейший король Дункан» и что же именно хотел изменить в мире Макбет, кроме фигуры на троне. Мне кажется, Макбет внутренне уже был готов к предательству, иначе никакие предсказания ведьм, никакие уговоры леди Макбет не заставили бы его изменить своему сюзерену. Но жажда власти — это такой дракон, который никогда не бывает удовлетворен первой жертвой. Раз вкусив крови, он требует ещё и еще, и остановить его может только смерть. Совершая все новые и новые преступления Макбет становится тираном, теряет последних друзей и теряет связь с реальностью, уверовав в свою неуязвимость. Визуально это подчеркнуто раскачивающейся на цепях высокой платформой, где в одиночестве находится Макбет. В целом, сценография, костюмы, свет очень хороши. Но многие сцены в спектакле оставляют впечатление излишней статичности. Спектакль сделан добротно, но увлекательным я бы его не назвал.
Своего зрителя эта работа найдет. По крайней мере, поклонницы Даниила Страхова не обойдут вниманием постановку со своим кумиром в главной роли.
Рубрика: Культура. Метки: Шекспир, пьеса, театр на малой бронной.