21 мая 2017 года
Фотопроект «Город на память». 327. Спартаковская площадь и театр «Модерн»
Гаврикова площадь была известна с первой половины XIX века и находилась в Басманной слободе. На волне топонимической революции первых лет советской власти имя домовладельца Гаврикова сохранилось лишь в названиях окрестных переулков, а сама площадь стала именоваться Спартаковской – в память о погибших товарищах из немецкой марксистской организации «Союз Спартака».
Рабочее восстание в Берлине произошло в январе 1919 года и было жестоко подавлено правительственными войсками, несколько пошатнув веру российских большевиков в скорое торжество мировой революции. Для того времени немецкое спартаковское восстание было значимым событием, но по прошествии сотни лет мало кто вспомнит имена Розы Люксембург или Карла Либкнехта и название площади вызывает у наших современников ассоциации либо с римским гладиатором Спартаком, либо с одноимённым футбольным клубом, чемпионом России-2017.
Сотню лет назад Спартаковская площадь представляла собой мощёное булыжником пространство, со всех сторон окружённое конторами и доходными домами. Такой ландшафт сохранялся и в первые десятилетия советской власти.
Смотрите старые фотографии: Спартаковская площадь. 1940 год: https://pastvu.com/p/48658
Если обратиться к старым картам, то можно узнать о существовании на этом месте Переведеновского лесного двора. Вероятно, на площадь съезжалось множество подвод с дровами и строительными материалами, вокруг опилки и навоз, пьяные грузчики и прочие прелести дореволюционной оптовой торговли.
Пройдёт несколько десятилетий и окрестности огласятся паровозными гудками. Любопытный исторический факт: учредители и создатели Московско-Рязанской железной дороги изначально делали ставку на грузоперевозки и в 1862 году по ней ходили только два пассажирских поезда в сутки, но уже спустя несколько лет эксплуатации доходы от перевозки пассажиров и товаров сравнялись. Перевозка грузов всё равно оставалась приоритетной, в 1897 году здесь открылась станция «Москва-Товарная-1» с крытыми складами, а несколько раньше, в 1894 году, в Гавриковом переулке был построен огромный элеватор. Лесной двор уступил место хлебному изобилию.
Здание элеватора Московско-Казанской железной дороги реконструировано с размещением бизнес-центра в бывших зерновых складах (Спартаковский переулок, дом 2с1).
Смотрите старые фотографии: Элеватор Московско-Казанской железной дороги. 1894 год: https://pastvu.com/p/356931
К Спартаковской площади относятся и адреса складских построек станции Москва-Товарная-Рязанская.
Смотрите старые фотографии: Пакгаузы Казанской железной дороги. 1966 год: https://pastvu.com/p/358765
А в этом заброшенном здании по другую сторону железной дороги раньше размещалась фабрика по производству полуфабрикатов – сухих ягодных киселей в брикетах.
Спартаковский переулок, дом 2 строение 4 – современное здание
В наши дни промышленная зона отступила под натиском редевелопмента – перепрофилирования невостребованных объектов под новые направления, когда заводы и фабрики становятся офисами или апартаментами. Московский завод метеорологической аппаратуры, оптово-розничное объединение «Мосвоенторг» и производственный корпус авторемонтного завода тоже были закрыты, их здания стали обширным офисным пространством.
Спартаковская площадь, дом 14 строение 1 – доходный дом Пелагеи Миловановой построен до 1917 года (на кирпичах можно обнаружить клейма кирпичного производства Миловановой)
На Спартаковской площади в 1911 году по проекту архитектора Капитолия Дулина была построена главная местная достопримечательность – белокаменный особняк Хлебной биржи. Такие учреждения специализировались на работе с определённым видом товара и его производными. В частности, Московская хлебная биржа помогала совершать сделки по купле-продаже хлеба и способствовала сближению крестьян с торговцами. Некоторые элементы оформления фасада и интерьеры сохранились с тех времён. Лозунг «Хлеба и зрелищ» вполне актуален для этого места: бывшая Хлебная биржа спустя десятилетия стала театральной сценой.
Смотрите старые фотографии: Хлебная биржа. 1910-1911 гг.: https://pastvu.com/p/12981
Смотрите старые фотографии: Дворец пионеров. 1973-1975 гг.: https://pastvu.com/p/147386
Смотрите старые фотографии: Театр «Модернъ». 1996 год: https://pastvu.com/p/51841
После революции в здании разместился Дом коммунистического воспитания, переименованный в 1934-1935 годах в Бауманский детский дом культуры. Старожилы вспоминают, что на протяжении десятилетий в доме работало множество кружков – театральный, юных натуралистов, авиамоделирования, кройки и шитья, хореографии, хорового пения, рисования. Воспитанниками Дворца пионеров были прославленные советские актеры Лев Дуров, Алла Ларионова и Ролан Быков. В 1982 году Дворец пионеров переехал в новое здание, а спустя пять лет сюда вселился «Театр-студия на Спартаковской», созданный Светланой Враговой из выпускников-щепкинцев. С 1994 года бывший студенческий театр получил новое название – Московский драматический театр «Модернъ».
В репертуаре театра было несколько успешных спектаклей, но время не стоит на месте и это учреждение культуры перестало соответствовать новым требованиям. В декабре 2016 года Департамент культуры города Москвы принял решение встряхнуть театр и произвёл кадровые перестановки. Новый художественный руководитель Юрий Грымов планирует серьёзно обновить репертуар, в котором приоритет будет за современной драматургией.
В фойе размещена галерея старых фотографий интерьеров этого здания
В интерьерах причудливо перемешаны советские артефакты и модерн Светланы Враговой, а от Хлебной биржи, вероятно, остались некоторые светильники и элементы оформления лестничных маршей.
С приходом Юрия Грымова у театра появился новый логотип, а название теперь пишется без дореволюционной буквы «еръ» – «МОДЕРН». В Большом зале установлено новое световое оборудование, сделан косметический ремонт (светлые стены перекрашены в тёмно-серый цвет), количество зрительских мест увеличилось с 230 до 320.
Юрий Грымов: «Актёр это жертвенная профессия. На кастинг в наш театр поступило больше тысячи анкет от профессиональных людей, звёзды приходят, стоят в очереди и 10-15% кандидатов очень хорошие, они безработные и хотят работать. Это же шок. Это неблагодарная и жертвенная профессия. В новом спектакле сейчас репетируют неземные актёры с тяжёлой судьбой, звезда Эфроса Анна Каменкова, Игорь Яцко. Каменкова играет в спектакле важную, но небольшую роль, появляясь в конце первого и в начале второго акта. Но я хочу, чтобы наши актёры увидели что такое не просто яркая индивидуальность, а высокий стиль и актёрская культура.
В ближайшее время в театр «МОДЕРН» нельзя будет попасть, мы очень лихо продаём билеты на премьеру «О дивный новый мир». Пока выпустили детский спектакль «Сказки простого карандаша» (по сказкам Евгения Клюева). Я считаю, что это хорошая трогательная и познавательная история и есть смысл сходить на этот спектакль. Не люблю детские спектакли, где кривляются непонятные люди,- и дети не понимают, и родители с ума сходят. А «Сказки простого карандаша» – это нормально, в меру драматично и есть, где улыбнуться.
Мы вводим дресс-код для зрителей: с 23 мая в театр на вечерние спектакли нельзя будет прийти в кроссовках и джинсах, никаких толстовок и рюкзаков – будем возвращать деньги за билеты, тема закрыта. Днём можно, вечером – будьте любезны! – мужчины в костюмах, дамы – в платьях или в брючных костюмах. И на прессу дресс-код распространяется, чтобы не было, как на недавней премии «Ника», когда на полу сидят люди в непонятных позах и с тремя рюкзаками. Чтобы фотографы не мешали зрителям, накануне пройдёт пресс-показ фрагментов спектакля для фотосъёмки. А на премьеру аккредитованный пишущий журналист должен приходить в костюме. Мой монастырь – мои правила.
В фойе будет играть тапёр, для взрослых зрителей бесплатное шампанское, сок для детей. Даже звонки перед спектаклем авторские, музыку пишут Дашкевич. В Большом зале очень удобные кресла, причём с любого из нынешних 320 мест хорошо видно сцену, в Лондоне нет таких помещений, это всё суперпартер. В антракте зрители могут пообедать в буфете, предварительно сделав и оплатив заказ на сайте.
Исторические интерьеры Хлебной биржи воспроизводить не будем, тут ещё и московская масонская ложа размещалась до революции и нас уже обвинили, что я звезду сделал эмблемой. На бывшем складе зерна во дворе за зданием театра будет построена новая сцена-трансформер, её можно арендовать для проведения ивентов. Когда разберём завалы во дворе, можно организовать парковку для зрителей на 30 машин. А на реконструкцию театра пока нет денег: ещё придётся платить штрафы за все здешние вакханалии прошлых лет.
Меня назначили в театр «МОДЕРН» перед Новым годом, я пришёл сюда 3 января и – ужаснулся. Я избалован хорошими актёрами и, честно говоря, переживал. Мы уже расстались с десятью актёрами, которые были профнепригодны, но остальные тридцать пять они обалденные, они расцвели, они очень хорошие, и взрослые, и средние, и молодёжь. Из РАМТа пришёл талантливый Виктор Потапешкин, через год-два будет звездой.
У нас нет крепостного права, но требования жёсткие, репетиции идут практически ежедневно и артист не может приходить на них неподготовленным, а я с этим сталкивался в других театрах. Не один театр существует на старом репертуаре за счёт аренды и буфета. У меня не будет и пьяных монтировщиков, падающих прямо на сцене. Если такое здесь случится – до свидания за 24 часа, а если дирекция не сможет найти нового, то сам директор встанет вместо монтировщика. Здесь не будет ситуации, когда всем пофиг.
Труппа как таковая есть с зарплатой по ставке 22 000 рублей, но мы с артистами так договорились: заключаем срочные контракты и все вместе пытаемся зарабатывать деньги. В этом театре раньше артистам запрещали сниматься в кино и сериалах, а мои пусть где хотят снимаются, звёзды будут – Носик, Балуев, Суханов, Пашутин и многие другие ждут своего сценария. Мы должны сейчас выпустить Хаксли, а потом ещё три спектакля до конца года. Несколько спектаклей из старого репертуара уже сняты, зато переносим сюда мой детский спектакль «Затерянный мир». Вот ещё говорят, что нет пьес – это не так, на днях приезжал известный украинский драматург, принёс прекрасные пьесы – только ставь или кино снимай.
Я хочу поставить «Войну и мир», и в этом спектакле, над которым работаю уже несколько лет, будет занято около 70 человек. Полностью это произведение Льва Толстого никто не ставил, а мы ухитрились сохранить главные сюжетные линии».
Профессиональные актёры и студенты выпускных курсов театральных вузов живо заинтересовались кастингом в «МОДЕРН» и в адрес театра поступило более 1000 анкет не только от российских претендентов, но и из Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана.
На фото: сцены из спектакля «О дивный новый мир». Роман-антиутопия Олдоса Хаксли был написан в 1932 году. По мнению режиссёра Юрия Грымова, в этом произведении поднимаются вопросы, касающиеся нравственности, отсутствия веры и технологий, которые существуют ради технологий, но не ради людей. Если в оригинале романа «О дивный новый мир» кумиром обитателей мира будущего был автомобильный магнат Генри Форд, то в современной трактовке объектом поклонения становится создатель соцсети фейсбук, программист Марк Цукерберг.
Актёр Игорь Яцко
На театральных задворках до сих пор сохранились полуразрушенные хлебные склады, а чуть ближе к железной дороге прежде находилась фабрика «Мягкая тара» (изготовление мешков). Старожилы вспоминают, что по соседству с Домом пионеров находился ещё один очаг культуры – кинотеатр «Новатор» (Спартаковская площадь, дом 5).
А Спартаковская площадь превратилась в проезжую часть третьего транспортного кольца
В завершение прогулки – советский металл и немецкий ретроавтопром
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – РАМТ…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метка: Москва.