19.12.2018 22:52

«Город на память». 328. РАМТ (Центральный детский театр)

21 мая 2017 года
Фотопроект «Город на память». 328. РАМТ (Центральный детский театр)

Центральный детский театр был основан в 1921 году (современное название – Российский академический Молодёжный театр) и за эти годы поставил свыше 400 спектаклей. Но театральная история особняка Полторацкого началась еще в XIX веке.

Доходный дом на Театральной площади построен в 1821 году по заказу Константина Полторацкого. Проект архитектора Александра Элькинского был реализован Фёдором Шестаковым при участии Осипа Бове. В 1840-х годах дом перешёл к купцу Бронникову и при нём залы и бельэтаж дома стали сдаваться театру московского Артистического кружка. Позднее здание арендовал артист и режиссёр Михаил Лентовский, достроивший третий этаж и оборудовавший практически новый зрительный зал на 1500 мест.

Театральную историю дома продолжил купец Павел Шелапутин, для молодых актёров, которым не нашлось ролей в Большом и Малом театрах, открылся Императорский новый театр. На этой сцене давал спектакли частный Оперный театр Зимина и частный театр Константина Незлобина.

Смотрите старые фотографии: Новый императорский театр. 1900 год: https://pastvu.com/p/15790

После революции здание перешло к театру-студии МХАТ 2-й, где Михаил Чехов ставил преимущественно классический репертуар, игнорируя современную советскую драматургию. По воспоминаниям современников, МХАТ второй был «сложнейшим, интереснейшим творческим организмом, ареной столкновения несхожих, а порой и полярно противоположных индивидуальностей и художественных устремлений». Разногласия в руководстве не способствовали выживанию театра в годы ужесточения цензуры и в 1936 году появилось постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о его закрытии: «Так называемый МХАТ 2-й не оправдывает своего звания МХАТ и на деле является посредственным театром, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью».

Смотрите старые фотографии: Центральный детский театр. 1936-1940 гг.: https://pastvu.com/p/274779

Здание на площади Свердлова передали «Московскому театру для детей» под руководством юной Наталии Сац (театр прежде располагался на Тверской улице в бывшем кинотеатре «Арс»). Год его основания – 1921 – считается годом основания Центрального детского театра и его преемника – Российского академического Молодёжного театра. «Жемчужина Адальмины» – первый спектакль нового театра, который с первых дней выполнял педагогическую миссию, порой вовлекая детей в представление, раскрывая перед ними дверь в сказку.

Интерес к спектаклям был огромный, бывало, что дети сидели по двое на одном стуле. «Да, надо любить это трудное дело, надо любить эти застывшие, внимательные мордашки, согретые отсветами рампы, вскрики и реплики общительного зала, высокий звук аплодирующих детских ладошек…» – так описывал атмосферу детского театра литератор Лев Кассиль. В сезоне 1936 года в штате трудились 375 сотрудников плюс оркестр из 28 музыкантов, с театром сотрудничали композитор Дмитрий Кабалевский, писатели Валентин Катаев и Евгений Шварц.

А потом наступила чёрная полоса – в 1937 году Наталия Сац была репрессирована как жена «врага народа», ушли многие артисты, а в 1939-м произошёл пожар, в огне погибли исторические интерьеры. Вскоре началась война и актёры вошли в состав фронтовых концертных бригад Воронежского, Сталинградского, 3-го Украинского фронтов, а часть труппы ЦДТ отправилась в эвакуацию в Сибирь, где за 1942 год выпустила семь премьерных спектаклей. Сотрудники театра передали свои сбережения на постройку танка.

Лишь в 1947 году Центральный детский театр смог вернуться на свою сцену на площадь Свердлова. В 1950-1960-е годы ЦДТ был одним из самых популярных столичных театров, здесь ставил спектакли Анатолий Эфрос, играл Олег Ефремов.

Смотрите старые фотографии: Центральный детский театр. 1972 год: https://pastvu.com/p/112274

Все советские годы театр был обязан выполнять определённые идеологические госзаказы, но при этом находил возможность создавать спектакли, приобщавшие зрителей к сокровищам мировой культуры и учившие «мыслить и страдать».


Вид со стороны Большой Дмитровки, здесь находится служебный вход в РАМТ

В 1980 году на пост художественного руководителя был назначен Алексей Бородин, который возглавляет труппу и по сей день. Нынешнее название – Российский академический Молодёжный театр – появилось в 1992 году, расширяя диапазон зрительской аудитории. В его репертуаре можно обнаружить не только постановки для детей-школьников, но и для зрителей постарше, для зрителей любого возраста.

Открывается сезон в РАМТе старейшим спектаклем репертуара – «Приключения Тома Сойера», который сыгран свыше 600 раз. Труппа много гастролирует, и не только по заграницам, но по российской глубинке, добираясь до Хабаровска, Биробиджана, Комсомольска-на-Амуре.

Смотрите старые фотографии: Интерьеры фойе 1900-1936 гг.: https://pastvu.com/p/39137

Смотрите старые фотографии: Интерьеры фойе 1936 года: https://pastvu.com/p/39135

«Цветы для Элджернона» (2013), режиссёр Юрий Грымов

Юрий Грымов: «Чувственный эксперимент в области человеческих отношений. Эта история не связана с достижениями науки. Я максимально отошел от этого, увидел ее живой и человечной, абсолютно библейской, и поэтому – про людей и вне времени». В главной роли – Максим Керин.

Рассказ Дэниела Киза первоначально был издан в апрельском номере «Журнала фэнтези и научной фантастики» за 1959 год. В дальнейшем Киз дописал рассказ до полноценного романа, получившего премию «Небьюла» как лучший роман в 1966 году. Главный герой — Чарли Гордон, 32-летний умственно отсталый уборщик в хлебопекарне — добровольно участвует в эксперименте по улучшению интеллекта. После успешной операции над мышью по кличке Элджернон они решают провести аналогичную операцию над каким-нибудь умственно отсталым человеком. Выбор останавливается на Чарли, так как он выказывает стремление научиться лучше читать и писать, стать умнее. Скорость обучения Чарли во много раз превосходит скорость обучения обычных людей — и уже через несколько недель он свободно знает несколько языков и с удовольствием читает техническую литературу. Несмотря на видимую первоначальную удачу эксперимента, поведение мыши даёт серьёзный повод для беспокойства — её интеллект начинает угасать столь же быстро, как и нарастал. Через некоторое время Элджернон умирает. В романе главный герой пытается до последнего, используя свой всё ещё могучий интеллект, найти положительный выход из этой ситуации. Но умственный уровень Чарли снижается так же быстро, как и повышался, и возвращается в исходное состояние.

«Дом с башенкой» (2016), режиссёр Екатерина Половцева

Екатерина Половцева: «Иногда нужно заново пройти через боль потери, чтобы отпустить, простить себя за то, что не был рядом, не помог, не спас, оказался беспомощен и растерян. Для того, чтобы в итоге прийти к свету и любви». В ролях: Максим Керин, Мария Рыщенкова, Алексей Блохин, Тарас Епифанцев, Анна Ковалёва, Николай Мохнаткин, Александр Пахомов, Людмила Пивоварова.

Спектакль поставлен по автобиографическому рассказу советского драматурга Фридриха Горенштейна. Отец будущего писателя был расстрелян ещё до войны как враг народа, а мама умерла в эвакуации. Мальчик оказался среди людей, равнодушных к его горю. Несколько лет он проведёт в детском доме и после никогда не изживёт своё сиротство и одиночество. «Дом с башенкой» был его первым рассказом, опубликованным в 1964 году в журнале «Юность». Да и вообще единственным произведением, опубликованным в СССР. Горенштейновская проза была неудобной в стране социалистического реализма.

Режиссёр Екатерина Половцева поставила спектакль жёсткий и реалистичный. В этом заслуга и Ирины Уколовой, работавшей над сценографией, костюмами и светом. Реквизит подобран тщательно и аутентичен эпохе, хотя эта история вне времени и могла произойти в любую эпоху и в любом месте.

«Демократия» (2016), режиссёр Алексей Бородин

Алексей Бородин: «Меня очень пугает, что люди сегодня совершенно ушли от дискуссии, перестали слышать друг друга, принимать разные точки зрения… Мы отвыкли вести диалог, отсюда – бесконечный замкнутый круг одних и тех же проблем, невозможность исправить одни и те же ошибки. Мне кажется, театр – это как раз то место, где люди собираются вместе и могут вступить в диалог». В ролях: Илья Исаев, Пётр Красилов, Алексей Весёлкин, Алексей Мясников, Андрей Бажин, Алексей Блохин, Олег Зима, Александр Доронин.

Спектакль создан по пьесе английского драматурга Майкла Фрейна, рассказывает о политической ситуации в Германии 1960-1970-х годов, когда канцлер Вилли Брандт сделал первые шаги к сближению двух немецких государств, образованных после Второй Мировой войны – ФРГ и ГДР. Любопытно, что на сцене – только мужчины, женские роли в спектакле не предусмотрены. «Демократия» представляет синтез шпионского детектива и психологической драмы.

«Свои люди – сочтёмся» (2016), режиссёр Егор Равинский

Егор Равинский: «Для меня это история не столько о человеческой жадности, гордыне и страхе, сколько об отчаянной попытке человека управлять своей жизнью, «схватить этот мир за рога», «ухватить судьбу за хвост». В этой истории добро и зло «размываются», становятся почти неотделимы друг от друга, белое оборачивается черным и наоборот…» В ролях: Александр Гришин, Рамиля Искандер, Дарья Семенова, Татьяна Матюхова, Михаил Шкловский и другие актёры.

Купец Самсон Силыч Большов задумал объявить себя банкротом, переписав состояние на «своего человека» – приказчика Лазаря Подхалюзина, а заодно и выдать за него единственную свою дочь Липочку. История фиктивного банкротства подчиняет себе всю семью, одна афера порождает другую, доводя купца до долговой ямы. Егор Равинский поставил пьесу в классической манере, в исторических костюмах и декорациях, не пытаясь осовременить сюжет. А мог бы, ибо за минувшие примерно полтора века в России много чего поменялось, но только не нравы предприимчивой части населения. Самсон Силыч, заплати налоги и спи спокойно.

«Рикки» (2017), режиссёр Владимир Богатырёв

Владимир Богатырёв: «Рикки мог бы и не сражаться с коварным Нагом, нарушающим законы Джунглей. Но каждый выбирает свой путь. Наш спектакль – это разговор с юным зрителем о жертвенности одиночки, который вынужден становиться героем, о том, надо ли рисковать своим покоем, а иногда и жизнью, ради того, чтобы мир стал добрее и справедливее». В ролях: Юрий Трубин (Рикки), Александр Девятьяров (Тедди), Анастасия Прокофьева (Нагайна), Изнаур Орцуев (Наг), Александра Аронс (Чучундра) и другие актёры.

Автор «Книги джунглей» Редьярд Киплинг много путешествовал по странам и континентам, но его любовью была Индия, страна, которую литератор называл «раем на земле». Там родились сюжеты многих его рассказов, в индийском селении происходит и действие истории про Рикки-Тикки-Тави. Рикки – маленький мангуст, объявивший великую войну могущественным соперникам – двум не знающим жалости кобрам.

«Для детей надо играть так же, как для взрослых, только ещё лучше», – сказал когда-то Константин Станиславский. Создатели новой постановки про жизнь обитателей индийских джунглей по-взрослому добавили в спектакль драматизма в духе жёсткого документального сериала о дикой природе National Geographic и обошлись без хэппи-энда. Бывает ты ешь медведя, а бывает, что медведь ест тебя. В общем, как советовал поступать в подобных случаях детский писатель Самуил Маршак, авторы говорят с детьми «без сюсюканья и без проповеднической наставительности».

Российский академический Молодёжный театр находится по соседству с Большим театром, его сцена помнит выступления Федора Шаляпина и Леонида Собинова. Именно тут собирался артистический кружок Островского и проводились самые яркие балы конца XIX века. В наши дни в РАМТе проходят Летние балетные сезоны, представляющие шедевры мировой хореографии. На фото: репетиция балета «Лебединое озеро».


Большой театр в отражении и из окна РАМТа

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Лесная улица и ДК имени Зуева…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метка: Москва.

Другие публикации