20.12.2018 23:04

«Город на память». 340. Московская консерватория. Малый зал

16 июня 2017 года
Фотопроект «Город на память». 340. Московская консерватория. Малый зал

Московская консерватория была основана в 1866 году и поначалу размещалась на Воздвиженке, но спустя пять лет арендовала, а затем и купила большой дом на Никитской, построенный Василием Баженовым для княгини Екатерины Дашковой.

В первые годы существования консерватории уровень требований для поступающих в неё был по необходимости очень низкий, только учившиеся раньше в классах музыкального Общества имели некоторую теоретическую подготовку, все остальные должны были начинать теорию музыки с элементарного курса. Вскоре желающих получить высшее музыкальное образование становилось всё больше и в доме Дашковой стало тесно.

Старинный особняк был разобран и на его месте по проекту архитектора Василия Загорского к 1898 году выросло новое здание консерватории с учебными классами и концертными залами. Финансирование консерватории осуществлялось за счёт доходов Русского музыкального общества от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение. На строительство нового корпуса денег не было и директор Василий Сафонов обратился за помощью к московскому купечеству.

Московская консерватория стала всенародной стройкой и получила поддержку не только от меценатов-фабрикантов, но и на самом высоком уровне, от императора Александра III. Проект здания изначально предусматривал винные погреба Удельного ведомства с винным магазином, продукция которого, вероятно, служила утешением для меломанов, которым не досталось билетов на концерт. А обилеченные счастливчики наслаждались звуками музыки в интерьерах, созданных при участии купцов Морозовых, Харитоненко, Солодовникова, фон Дервиза и других меценатов. За сотню с лишним лет из стен консерватории вышли выдающиеся музыканты и исполнители, многие из которых позже стали преподавать в вузе.

В наши дни Москва не испытывает недостатка в современных концертных площадках с отличной акустикой и светом – от подземного соборного зала в храме Христа Спасителя до гигантского Крокус Сити Холл, но залы Московской консерватории и сейчас остаются престижными и востребованными. Идеальная акустика, историческая обстановка, замечательная архитектура, удобное расположение в самом центре Москвы погружают зрителя в неповторимую атмосферу.

От старого дома Дашковой, остался только фасад с полуротондой. Портик предназначался для подъезда экипажей к дверям консерватории, за которыми находится первый вестибюль, напоминающий круглый сводчатый тамбур, а за ним второй, с кассовыми окошками.

Смотрите старые фотографии: Консерватория во дворце Дашковой. 1894 год: https://pastvu.com/p/22652

Смотрите старые фотографии: Фасад. 1901 год: https://pastvu.com/p/205362

Смотрите старые фотографии: Фасад. 1928 год: https://pastvu.com/p/6471

Смотрите старые фотографии: Фасад. 1948-1953 гг.: https://pastvu.com/p/4636

Смотрите старые фотографии: Фасад. 1975-1979 гг.: https://pastvu.com/p/177134


Вид из окон Консерватории на Большую Никитскую улицу и храм Вознесения Господня

Смотрите старые фотографии: Большая Никитская улица. 1900-1901 гг.: https://pastvu.com/p/335357


Современный вид

Смотрите старые фотографии: Консерватория со стороны Малого и Среднего Кисловских переулков. 1914 год: https://pastvu.com/p/5462

Памятник Петру Чайковскому работы скульптора Веры Мухиной открыт в 1954 году. Приёмная комиссия отвергла несколько предложенных Мухиной проектов – Чайковский дирижирует, Чайковский сидит перед пюпитром в компании юного пастушка – и даже к окончательному варианту возникли претензии. Памятник уже отлили в бронзе, но решения об установке всё не было. Вера Мухина ходила по инстанциям, отправляла письма Сталину и Молотову, но до открытия не дожила. Работу завершили ученики – Нина Зеленская и Зинаида Иванова.

Скульптура памятника Чайковскому выполнена из бронзы, пьедестал сделан из красного гранита. Сам композитор изображён сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Кажется, что правая рука с карандашом готова записать музыкальную фразу, а левая — отсчитывает ритмы её звучания. На передней стороне постамента написано: «Великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому».

Рядом с памятником композитору расположена мраморная скамья с бронзовой решёткой в виде нотного стана, на которой размещены фрагменты музыкальных фраз из главных произведений Чайковского (начальные строки мелодий из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора — «День ли царит…»). На решётке также приведены инициалы композитора и даты рождения и смерти Чайковского. По её краям расположены арфы, декорированные драпировкой.

Московская консерватория прежде всего учебное заведение и значительную часть здания занимают классы. Проходя по коридору мимо дверей классов можно услышать весь классический репертуар, кто-то музицирует, кто-то упражняется в вокале.

Смотрите старые фотографии: Класс. 1890-1896 гг.: https://pastvu.com/p/69035

Смотрите старые фотографии: Класс фортепиано. 1890-1896 гг.: https://pastvu.com/p/69034

25 октября 1898 года был открыт Малый зал консерватории, здесь прошло «музыкальное утро памяти Чайковского». Малый зал находится в левом флигеле консерватории (Первый учебный корпус). На стенах первого фойе можно увидеть мраморные доски с именами всех закончивших консерваторию с золотой медалью. В холле установлены бюсты Бетховена и Шопена, вдоль стен – антикварная мебель из карельской берёзы.

Над аркой эстрады Малого зала размещён барельефный портрет Николая Рубинштейна, в оформлении использованы лепные изображения музыкальных инструментов. Зал славится идеальной акустикой и прекрасно подходит для камерных концертов. В 1959 году вместо старинного салонного органа Фридриха Ладегаста (кстати, подарок мецената Василия Хлудова) был установлен орган Шуке, заказанный в Германской Демократической республике.

В зале было предусмотрено около 500 зрительских мест, сейчас их количество сократилось до 435. В Малый зал приходили слушать Танеева, Рахманинова, Скрябина, Шостаковича, Шнитке, Лемешева, Козловского, Образцову, Вишневскую, Ойстраха, Рихтера, Гилельса, Ростроповича и ещё многих великих композиторов, пианистов, скрипачей, вокалистов.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Московская консерватория. Большой зал…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метка: Москва.

Другие публикации