16 июня 2017 года
Фотопроект «Город на память». 341. Московская консерватория. Большой зал
Большой зал консерватории открылся 7 апреля 1901 года торжественным концертом с исполнения гимна «Воздвигнут храм искусству дорогому». За великолепную акустику зал назвали «большой скрипкой Страдивари», но фоторепортаж не воспроизводит чарующие звуки музыки, зато позволяет виртуально прогуляться от фойе до галёрки. С 2006 года Большой зал носит имя основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна.
Зрители проходят через центральный вход и поднимаются по лестнице мимо двух амазонок, скопированных с древнегреческих статуй работы Кресилая и Фидия и украшавших некогда храм Артемиды в Эфесе. Весь вестибюль устроен в духе античного храма.
Бюст Петра Чайковского
В фойе партера ведут две широкие лестницы, здесь можно увидеть витраж с изображением девы-мученицы Святой Цецилии, которая с XVI века считается покровительницей церковной музыки. Оригинал витража был заказан мастерам Северного стекольно-промышленного общества и установлен в фойе к открытию нового здания консерватории. В октябре 1941 года взрывная волна немецкой авиабомбы уничтожила витраж, который был воссоздан лишь спустя семьдесят лет. Все эти годы проём в стене был заложен и на стене висела картина Ильи Репина «Славянские композиторы».
Партер окружён с трёх сторон прогулочными холлами, украшенными портретами Ференца Листа (1886, художник Илья Репин), Николая Рубинштейна (1946, художник Василий Яковлев) и вышеупомянутым полотном «Славянские композиторы» (на этой картине-аллегории Репин изобразил российских, польских, чешских музыкантов, которые жили в разные годы). Вдоль стен установлены бюсты знаменитых композиторов.
Смотрите старые фотографии: Большой зал. 1901 год: https://pastvu.com/p/205364
Смотрите старые фотографии: Большой зал. 1900 год: https://pastvu.com/p/12786
На эту сцену выходили Шаляпин, Стравинский, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович, Рихтер, Ойстрах, Ростропович, приезжавшие на гастроли Горовиц, Дебюсси, Форе, Бернстайн и ещё много великих имён можно перечислить.
Орган парижской фирмы «Кавайе-Колль» 1899 года подарен железнодорожным предпринимателем Сергеем фон Дервизом. Говорят, что в дни революционных событий большевики прятали в нём оружие.
На арке размещён медальон-барельеф основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна, а на стенах зала – четырнадцать портретов классиков русской и западноевропейской музыки, написанных художником Николаем Бодаревским. В эту галерею первоначально вошли Чайковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, Шуман, Глюк, Рубинштейн, Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, Мендельсон, Вагнер, Бородин.
В 1953 году произошла ротация композиторов: Глюк, Мендельсон, Гендель, Гайдн уступили место Даргомыжскому, Мусоргскому, Римскому-Корсакову и Шопену, чьи портреты выполнили Михаил Суздальцев и Николай Мещанинов. Указание последовало с самого верха, вероятно, сталинское руководство посчитало произведения иностранцев чуждыми советской культуре и решило разбавить галерею отечественными мастерами музыки. На складе сохранились портреты Гайдна и Мендельсона, которые после реставрации разместили в фойе.
В убранстве зала использованы символические изображения музыкальных инструментов – это и лепной декор на фризах, и люстры, и бра.
Зал рассчитан на 1852 зрителя, примерно столько же мест было в зале и на момент открытия – 1853. Надо заметить, что лучшие места находятся в партере, а на балконе между рядами слишком узкие проходы. Впрочем, некоторые концерты вызывали ажиотаж и меломаны сидели на ступеньках, стояли в проходах. В годы Первой Мировой войны многие особняки и театральные залы отдавали под госпитали для раненых воинов. Консерватория не стала исключением и в Большом зале размещался лазарет. А в 1924-1933 годах в Большой зал люди шли не только слушать музыку, но и смотреть фильмы в кинотеатре «Колосс».
В 2011 году Большой зал открылся после реставрации и сейчас выглядит в первозданном виде, как сотню лет назад. В частности, в инженерный корпус были выведены системы, обеспечивающие вентиляцию, звук и свет, но создававшие вибрации. «Я должен подчеркнуть, что это была настоящая научная реставрация. Мы исследовали все слои краски, которые накопились на стенах Большого зала, и выяснили его первоначальные цвета. Поначалу они нас несколько удивили — это была эпоха модерна, и были очень тонкие полутона, сочетающиеся несколько странно. В ходе реставрации вернулся витраж Святой Цецилии, утраченный в начале Великой Отечественной войны», – рассказывал ректор Московской консерватории, профессор Александр Соколов.
Ложа слева от сцены предназначалась исключительно для Его Императорского Величества. В наши дни эта традиция соблюдается: ложа ожидает посещений главы государства и билетов в неё не продают.
Ознакомиться с афишей можно на официальном сайте Московской консерватории: http://www.mosconsv.ru/ru/default.aspx
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Петровский путевой дворец…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метка: Москва.