2 августа 2017 года
Фотопроект «Город на память». 346. Промзона № 11. Складочная улица
За Савёловским вокзалом начиналась территория тяжёлой промышленности – металлургии, металлобработки, машиностроения. Крупные заводы были рассчитаны на плановую социалистическую экономику, оказались наиболее уязвимы в условиях рынка и стали закрываться в первую очередь. Тут очень кстати оказалась лужковская политика вывода из города вредных производств, но почему-то кажется, что мэр заботился не столько об экологии, сколько о коммерческом использовании освобождающихся территорий.
Московский завод шлифовальных станков (Механический завод «Самоточка») был основан в 1927 году на территории ещё дореволюционного предприятия возле Савёловского (Бутырского) вокзала. С 1879 года завод Э.Альтфатера изготовлял котлы, резервуары для нефти, машины для производства папиросных гильз и укупорки винных бутылок. Позднее Механический и чугунолитейный завод Ю.Штолле производил токарные («Самоточка») и револьверные станки, в первые годы советской власти здесь ремонтировались узкоколейные паровозы и железнодорожные вагоны, выпускались полиграфические машины и различные станки.
Смотрите старые фотографии: Механический завод «Самоточка». 1933 год: https://pastvu.com/p/30456
В послевоенные годы Московский завод шлифовальных станков превратился в высокотехнологичное производство, к примеру, здесь были изготовлены зеркала для солнечных батарей космической станции «Мир». Завод рос, строились новые корпуса. Продукция экспортировалась в 39 стран мира. К 1998 году производство было свёрнуто, на заводской территории раскинулся гигантский торговый комплекс «Савёловский», а о былых временах напоминает лишь мемориал в память о заводчанах, погибших на войне. Памятник был установлен в 1965 году. В нынешнем «Савёловском» удобно ориентироваться, торговые точки сгруппированы по направлениям – компьютеры и мобильная связь, спорт, детские товары, одежда и обувь. Ассортимент обширный, а цены разумные.
Переезд на Складочной улице и линейное путевое здание (сторожевой дом, место дежурства и отдыха железнодорожников)
Один из флагманов первых пятилеток чугунно-литейный завод «Станколит» прекратил своё существование. Он был построен на Складочной улице к 1934 году и выпускал чугунные отливки для станкостроительных заводов. В военный период завод работал для фронта, для Победы, производя мины. В годы послевоенных пятилеток «Станколит» стал основной литейной базой станкостроения, школа передового опыта специализированного литейного производства.
Современный вид на бывшую проходную
Смотрите старые фотографии: Главная проходная. 1966-1968 гг.: https://pastvu.com/p/152040
А здесь находился мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. На нынешней территории его не удалось обнаружить.
Смотрите старые фотографии: Мемориал. 1966-1968 гг.: https://pastvu.com/p/152039
В постсоветский период рухнули налаженные экономические связи между бывшими республиками СССР и российскими регионами, «Станколит» стал банкротом. Сейчас на его территории расположен одноимённый бизнес-парк из десятка зданий, переоборудованных под офисные блоки, гипермаркет, торговые галереи, склады, фитнес-клуб, автомойки, кафе. Основная активность сконцентрирована в огромном корпусе 1973 года постройки, некоторые корпуса 1933 года ожидают то ли снос, то ли реконструкцию.
О литейном прошлом напоминает стоящая в центре внутреннего двора колонна. Двенадцать таких колонн были отлиты на заводе в 1967 году для восстановления Триумфальной арки.
Вблизи главной проходной для удобства рабочих была открыта железнодорожная пассажирская платформа Станколит.
А здесь мимо стройплощадки есть короткий путь к Новодмитровской и Большой Новодмитровской улицам.
Завод «Борец» (Складочная улица, 6) был основан в 1897 году немецким промышленником Густавом Листом и первоначально носил имя основателя «Бутырский машиностроительный завод Густава Листа». Цех построил в 1898 году архитектор Николай Струков, а спустя десять лет по проекту Николая Поликарпова сооружены новые цеха, склад, больница. Свою деятельность завод начал с изготовления ручных пожарных насосов, затем перешёл к производству поршневых и центробежных насосов, а в 1910 году заводом был выпущен первый российский компрессор.
Смотрите старые фотографии: В сборочном цеху завода «Борец». 1948 год: https://pastvu.com/p/563833
За активное участие в революционном движении завод в 1922 году получил название «Борец». С началом войны на заводе стали производить миномёты, реактивные снаряды для «Катюши» и мины. Многие разработки компрессоров были выполнены впервые в СССР, а за выпуск новых машин для нефтяной промышленности коллектив в 1947 году был награждён орденом Ленина. В 1986 году на заводе проведена комплексная реконструкция и модернизация, введены в эксплуатацию станки с числовым программным управлением. Заводчане тогда вряд ли могли предположить грядущий крах производства. Но в 2008 году в рамках городской кампании по выводу вредного производства из Москвы предприятие было закрыто с переносом производственных мощностей в Краснодар.
Территория огорожена забором с колючей проволокой, действует пропускной режим и увидеть памятник Ленину и мемориал воинам – работникам завода «Борец» не представляется возможным.
Бывшая медико-санитарная часть № 48 (строение 1956 года) обслуживала заводы «Борец», Станколит, НПО «Техномаш» и другие окрестные предприятия.
Веломедведь на Складочной улице
Путепровод Рижского направления Московской железной дороги через Складочную улицу, ограничение по высоте для проезда – два метра.
Смотрите старые фотографии: Сально-Клеевой завод Наумовых (Полковая улица). 1880-1886 гг.: https://pastvu.com/p/66207
Московский комбинат твёрдых сплавов имени С.П.Соловьёва (Полковая улица, 1) основан в 1936 году (прежние названия – «Цветные металлы», «Завод редких металлов») на месте дореволюционного Сально-клеевого завода Наумовых. В настоящее время комбинат принадлежит шведской компании Sandvik AB, производство частично свёрнуто, сносятся старые корпуса.
Недостроенное складское здание на пересечении улицы Двинцев и Стрелецкой с девяностых годов полузаброшено, строительство то возобновляется, то прекращается. Участок принадлежит Центру лекарственного обеспечения столичного Департамента здравоохранения.
Улица Двинцев, 3с1 – производственный корпус (1975)
Современная пожарная часть № 35 (Полковая улица, 12) находится здесь с 1930-х годов. Не исключено, что и до революции в этом месте квартировали огнеборцы – на территории находится электрический фонарь 1913 года, изготовленный на Екатерининском заводе в польском городе Сосновицы.
В начале ХХ века Москва освещалась, в основном, газовыми фонарями, а электрических с дуговыми лампами было всего 400 по причине их дороговизны. В 1912 году Отдел освещения при Московской городской управе разработал план улучшения освещения города. Спустя год в Москве впервые появились электрические фонари со светильниками для ламп накаливания, которые давали до 80% экономии электроэнергии по сравнению со старыми лампами.
В сквере установлен разорванный газовый баллон. По какой-то причине сотрудники не стали комментировать, откуда он здесь появился. Возможно, баллон стоит здесь как напоминание о какой-то трагической истории.
Офис-парк «Шереметьевский» (Полковая улица, 3) с 1920-х годов был известен как мебельная фабрика «Москва». Кирпичные здания построены в шестидесятые годы. В 2004 году в рамках программы Правительства Москвы о переносе производственных площадок за пределы города, производство было полностью модернизировано и переведено в Солнечногорский район Московской области. Заводские корпуса реконструированы под офисы.
Извилистая Складочная улица вполне оправдывает своё название, на всём её протяжении заборы-заборы-заборы. ГБУ «Автомобильные дороги» занимает большой участок по адресу Складочная улица, 5. Здесь находятся административные здания, склады, гаражи.
На фото: Складочная улица и окрестности с высоты смотровой площадки Останкинской телебашни. На заднем плане – 6-й автобусный парк. По диагонали в нижний правый угол идёт Огородный проезд, здесь находятся асфальтовый завод, компании «Мосвторцветмет» (утилизация лома цветных металлов) и «Промэнерго».
Смотрите старые фотографии: 6-й автобусный парк. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/52772
Филиал «Северо-Восточный» ГУП «Мосгортранс», бывший 6-й автобусный парк (Анненская улица, 25) открыт 1 августа 1954 года для обслуживания участников и гостей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Первоначально подвижной состав парка состоял из 150 автобусов ЗИС-158, которые размещались на стоянке у Горбатого моста на Красной Пресне. Затем парк разместили под эстакадой путепровода у платформы «Северянин». В 1956 году решением Моссовета парку была передана территория бывшей автобазы Министерства обороны на Анненской улице. Главные здания построены ещё до войны, в 1939 году.
Смотрите старые фотографии: 6-й автобусный парк. 1968-1969 гг.: https://pastvu.com/p/576012
Алексеевская соединительная ветка и пешеходный переход, оборудованный лабиринтом, чтобы спешащие горожане не бежали через рельсы, сломя голову. Для оповещения о приближающемся поезде установлен светофор со звуковым сигналом.
Позитивные котики с Анненской улицы. Кстати, предыдущий сюжет про Анненскую улицу и её котиков оказался резонансным. Дело в том, что люди, проживающие в пятиэтажном доме № 6, с удивлением узнали, что популярный сервис Яндекс-карты попросту «стёр» их. Яндекс отреагировал быстро и обещал исправить ошибку. По Анненской улице можно пройти к Огородному проезду, где и завершится трилогия про промзону № 11.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Промзона № 11. Огородный проезд…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, промзона, редевелопмент, Савёловский, завод Станколит, завод Борец, мебельная фабрика Москва, Складочная улица.