2 августа 2017 года
Фотопроект «Город на память». 346. Промзона № 11. Складочная улица
За Савёловским вокзалом начиналась территория тяжёлой промышленности — металлургии, металлобработки, машиностроения. Крупные заводы были рассчитаны на плановую социалистическую экономику, оказались наиболее уязвимы в условиях рынка и стали закрываться в первую очередь. Тут очень кстати оказалась лужковская политика вывода из города вредных производств, но почему-то кажется, что мэр заботился не столько об экологии, сколько о коммерческом использовании освобождающихся территорий.
Московский завод шлифовальных станков (Механический завод «Самоточка») был основан в 1927 году на территории ещё дореволюционного предприятия возле Савёловского (Бутырского) вокзала. С 1879 года завод Э.Альтфатера изготовлял котлы, резервуары для нефти, машины для производства папиросных гильз и укупорки винных бутылок. Позднее Механический и чугунолитейный завод Ю.Штолле производил токарные («Самоточка») и револьверные станки, в первые годы советской власти здесь ремонтировались узкоколейные паровозы и железнодорожные вагоны, выпускались полиграфические машины и различные станки.
Смотрите старые фотографии: Механический завод «Самоточка». 1933 год: https://pastvu.com/p/30456
В послевоенные годы Московский завод шлифовальных станков превратился в высокотехнологичное производство, к примеру, здесь были изготовлены зеркала для солнечных батарей космической станции «Мир». Завод рос, строились новые корпуса. Продукция экспортировалась в 39 стран мира. К 1998 году производство было свёрнуто, на заводской территории раскинулся гигантский торговый комплекс «Савёловский», а о былых временах напоминает лишь мемориал в память о заводчанах, погибших на войне. Памятник был установлен в 1965 году. В нынешнем «Савёловском» удобно ориентироваться, торговые точки сгруппированы по направлениям — компьютеры и мобильная связь, спорт, детские товары, одежда и обувь. Ассортимент обширный, а цены разумные.
Переезд на Складочной улице и линейное путевое здание (сторожевой дом, место дежурства и отдыха железнодорожников)
Один из флагманов первых пятилеток чугунно-литейный завод «Станколит» прекратил своё существование. Он был построен на Складочной улице к 1934 году и выпускал чугунные отливки для станкостроительных заводов. В военный период завод работал для фронта, для Победы, производя мины. В годы послевоенных пятилеток «Станколит» стал основной литейной базой станкостроения, школа передового опыта специализированного литейного производства.
Современный вид на бывшую проходную
Смотрите старые фотографии: Главная проходная. 1966-1968 гг.: https://pastvu.com/p/152040
А здесь находился мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. На нынешней территории его не удалось обнаружить.
Смотрите старые фотографии: Мемориал. 1966-1968 гг.: https://pastvu.com/p/152039
В постсоветский период рухнули налаженные экономические связи между бывшими республиками СССР и российскими регионами, «Станколит» стал банкротом. Сейчас на его территории расположен одноимённый бизнес-парк из десятка зданий, переоборудованных под офисные блоки, гипермаркет, торговые галереи, склады, фитнес-клуб, автомойки, кафе. Основная активность сконцентрирована в огромном корпусе 1973 года постройки, некоторые корпуса 1933 года ожидают то ли снос, то ли реконструкцию.
О литейном прошлом напоминает стоящая в центре внутреннего двора колонна. Двенадцать таких колонн были отлиты на заводе в 1967 году для восстановления Триумфальной арки.
Вблизи главной проходной для удобства рабочих была открыта железнодорожная пассажирская платформа Станколит.
А здесь мимо стройплощадки есть короткий путь к Новодмитровской и Большой Новодмитровской улицам.
Завод «Борец» (Складочная улица, 6) был основан в 1897 году немецким промышленником Густавом Листом и первоначально носил имя основателя «Бутырский машиностроительный завод Густава Листа». Цех построил в 1898 году архитектор Николай Струков, а спустя десять лет по проекту Николая Поликарпова сооружены новые цеха, склад, больница. Свою деятельность завод начал с изготовления ручных пожарных насосов, затем перешёл к производству поршневых и центробежных насосов, а в 1910 году заводом был выпущен первый российский компрессор.
Смотрите старые фотографии: В сборочном цеху завода «Борец». 1948 год: https://pastvu.com/p/563833
За активное участие в революционном движении завод в 1922 году получил название «Борец». С началом войны на заводе стали производить миномёты, реактивные снаряды для «Катюши» и мины. Многие разработки компрессоров были выполнены впервые в СССР, а за выпуск новых машин для нефтяной промышленности коллектив в 1947 году был награждён орденом Ленина. В 1986 году на заводе проведена комплексная реконструкция и модернизация, введены в эксплуатацию станки с числовым программным управлением. Заводчане тогда вряд ли могли предположить грядущий крах производства. Но в 2008 году в рамках городской кампании по выводу вредного производства из Москвы предприятие было закрыто с переносом производственных мощностей в Краснодар.
Территория огорожена забором с колючей проволокой, действует пропускной режим и увидеть памятник Ленину и мемориал воинам — работникам завода «Борец» не представляется возможным.
Бывшая медико-санитарная часть № 48 (строение 1956 года) обслуживала заводы «Борец», Станколит, НПО «Техномаш» и другие окрестные предприятия.
Веломедведь на Складочной улице
Путепровод Рижского направления Московской железной дороги через Складочную улицу, ограничение по высоте для проезда — два метра.
Смотрите старые фотографии: Сально-Клеевой завод Наумовых (Полковая улица). 1880-1886 гг.: https://pastvu.com/p/66207
Московский комбинат твёрдых сплавов имени С.П.Соловьёва (Полковая улица, 1) основан в 1936 году (прежние названия — «Цветные металлы», «Завод редких металлов») на месте дореволюционного Сально-клеевого завода Наумовых. В настоящее время комбинат принадлежит шведской компании Sandvik AB, производство частично свёрнуто, сносятся старые корпуса.
Недостроенное складское здание на пересечении улицы Двинцев и Стрелецкой с девяностых годов полузаброшено, строительство то возобновляется, то прекращается. Участок принадлежит Центру лекарственного обеспечения столичного Департамента здравоохранения.
Улица Двинцев, 3с1 — производственный корпус (1975)
Современная пожарная часть № 35 (Полковая улица, 12) находится здесь с 1930-х годов. Не исключено, что и до революции в этом месте квартировали огнеборцы — на территории находится электрический фонарь 1913 года, изготовленный на Екатерининском заводе в польском городе Сосновицы.
В начале ХХ века Москва освещалась, в основном, газовыми фонарями, а электрических с дуговыми лампами было всего 400 по причине их дороговизны. В 1912 году Отдел освещения при Московской городской управе разработал план улучшения освещения города. Спустя год в Москве впервые появились электрические фонари со светильниками для ламп накаливания, которые давали до 80% экономии электроэнергии по сравнению со старыми лампами.
В сквере установлен разорванный газовый баллон. По какой-то причине сотрудники не стали комментировать, откуда он здесь появился. Возможно, баллон стоит здесь как напоминание о какой-то трагической истории.
Офис-парк «Шереметьевский» (Полковая улица, 3) с 1920-х годов был известен как мебельная фабрика «Москва». Кирпичные здания построены в шестидесятые годы. В 2004 году в рамках программы Правительства Москвы о переносе производственных площадок за пределы города, производство было полностью модернизировано и переведено в Солнечногорский район Московской области. Заводские корпуса реконструированы под офисы.
Извилистая Складочная улица вполне оправдывает своё название, на всём её протяжении заборы-заборы-заборы. ГБУ «Автомобильные дороги» занимает большой участок по адресу Складочная улица, 5. Здесь находятся административные здания, склады, гаражи.
На фото: Складочная улица и окрестности с высоты смотровой площадки Останкинской телебашни. На заднем плане — 6-й автобусный парк. По диагонали в нижний правый угол идёт Огородный проезд, здесь находятся асфальтовый завод, компании «Мосвторцветмет» (утилизация лома цветных металлов) и «Промэнерго».
Смотрите старые фотографии: 6-й автобусный парк. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/52772
Филиал «Северо-Восточный» ГУП «Мосгортранс», бывший 6-й автобусный парк (Анненская улица, 25) открыт 1 августа 1954 года для обслуживания участников и гостей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Первоначально подвижной состав парка состоял из 150 автобусов ЗИС-158, которые размещались на стоянке у Горбатого моста на Красной Пресне. Затем парк разместили под эстакадой путепровода у платформы «Северянин». В 1956 году решением Моссовета парку была передана территория бывшей автобазы Министерства обороны на Анненской улице. Главные здания построены ещё до войны, в 1939 году.
Смотрите старые фотографии: 6-й автобусный парк. 1968-1969 гг.: https://pastvu.com/p/576012
Алексеевская соединительная ветка и пешеходный переход, оборудованный лабиринтом, чтобы спешащие горожане не бежали через рельсы, сломя голову. Для оповещения о приближающемся поезде установлен светофор со звуковым сигналом.
Позитивные котики с Анненской улицы. Кстати, предыдущий сюжет про Анненскую улицу и её котиков оказался резонансным. Дело в том, что люди, проживающие в пятиэтажном доме № 6, с удивлением узнали, что популярный сервис Яндекс-карты попросту «стёр» их. Яндекс отреагировал быстро и обещал исправить ошибку. По Анненской улице можно пройти к Огородному проезду, где и завершится трилогия про промзону № 11.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете — Промзона № 11. Огородный проезд…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, промзона, редевелопмент, Савёловский, завод Станколит, завод Борец, мебельная фабрика Москва, Складочная улица.
Ревизия показала, что за последние годы кинотеатры советской постройки понесли большие потери, но ещё сохранившиеся продолжают борьбу за зрителя.
В кинотеатре «Спутник» в Лефортово зрители могут не только посмотреть новые фильмы, но и побывать на выставке раритетного кинопроекционного оборудования.
Самый известный московский кинотеатр носил название «Россия», он открылся в 1961 году и сохранил на фасаде оригинальную вывеску. Сейчас зал арендует Театр мюзикла.
Как писал в 1954 году путеводитель «По Москве», «в пятой пятилетке в Москве намечается построить 27 новых благоустроенных кинотеатров на 12500 мест».
Содержание и ремонт кинотеатров требовали серьёзных расходов и администрациям кинотеатров ничего не оставалось, как сдавать помещения в аренду.
В третью часть обзора советских кинотеатров попал уникальный технический аттракцион - Круговая кинопанорама, открывшаяся 16 июня 1959 года на ВДНХ.
В зданиях советской постройки успешно работает сеть Москино, которая спасла от закрытия 13 больших и маленьких кинотеатров.
«Город на память» навёл справки о 138 кинотеатрах, работавших в Москве в 1970-1980-х годах.
Камушками называют пресненский жилой микрорайон, расположенный почти на самом берегу Москвы-реки на месте старых Дорогомиловских каменоломен.
Очередной лефортовский сюжет посвящён не петровским или екатерининским временам, а преимущественно советской науке и студенчеству.
Своим возникновением Рогожская слобода обязана императрице Екатерине II, выделившей старообрядцам землю в благодарность за вклад в борьбу с эпидемией чумы.
Окрестности села Измайлово вошли в состав столицы в 1935 году как часть нового района - Сталинского.
Главным украшением канала Москва-Волга стал Северный речной вокзал, построенный по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.
Авторы архитектурного проекта вдохновлялись концептуальной графикой нидерландского художника Эшера.
Корреспондент «РБ» делится фото и сопровождает их судорожной рефлексией от крайнего дня ММКЯ