21.12.2018 15:25

«Город на память». 347. Промзона № 11. Огородный проезд

4 августа 2017 года
Фотопроект «Город на память». 347. Промзона № 11. Огородный проезд

Почти все предприятия в Огородном проезде ориентированы на пищевую промышленность, причём их продукция была хорошо известна москвичам и пользовалась большим спросом. Можно вспомнить останкинское молоко по 16 копеек в трёхугольных пакетах, «Докторскую» колбасу, сырок «Дружба», «Жигулёвское» пиво. А в типографию издательства «Известия» мы заглянем, чтобы ознакомиться с современным полиграфическим оборудованием.


Вид на Огородный проезд со смотровой площадки Останкинской телебашни

Смотрите старые фотографии: Огороды у Бутырской слободы. 1898-1902 гг.: https://pastvu.com/p/79890 Глядя на этот снимок, становится ясно, почему Огородный проезд назван именно так.

Огородный проезд, 20 – Останкинский пивоваренный завод возведён к 1949 году на основании ещё довоенного постановления Наркомпрома о строительстве в СССР десяти крупных пивоваренных заводов. На территории предприятия находились элеватор для хранения ячменя с подъездными железнодорожными путями и собственная солодовня. Железобетонный элеватор вместимостью 14 000 тонн полностью обеспечивает сырьевой запас. Солодовня мощностью 18 000 тонн в год не только обеспечивает потребность собственного производства, но и позволяет поставлять солод другим пивоваренным заводам (продается в вагонах насыпью и мешках). С первых дней своего существования завод выпускает пиво по классической технологии из отборного натурального сырья.

О качестве производимой в последние годы продукции встречаются разные мнения, чаще негативные, при этом некоторые сорта пенного и квас заслуживали похвалы. Впрочем, нынешний пивной рынок насыщен импортом и крафтовыми сортами, а советские граждане были не так избалованы, да и на международных конкурсах пиво из Останкино удостаивалось престижных наград. Останкинский пивоваренный завод прекратил варить пиво несколько лет назад и его территория станет объектом редевелопмента.

Огородный проезд, 18 – ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» с 1954 года является одним из крупнейших производителей колбасных изделий и полуфабрикатов в России. Предприятие ежедневно реализует до 200 000 колбасных изделий и до 100 000 полуфабрикатов около 200 наименований. Около 50% продукции комбината реализуется в Москве и Московской области, остальное – в других регионах России и странах СНГ.

Как сообщает официальный сайт, «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат – это процветающее предприятие, которое входит в ТОП самых успешных компаний России. «Останкино» принадлежат 15 торговых домов, 7 фирменных магазинов в Москве и одни из самых современных свинокомплексов в стране. На комбинате (выпускающем 500 тонн продукции в сутки!) работает 7700 сотрудников, каждый из которых является профессионалом своего дела. Все производственные мощности снабжены новейшим немецким и австрийским оборудованием. Совокупность этих факторов позволяет «Останкино» придерживаться международных стандартов в производстве продукции, которая благодаря своему качеству, натуральности и вкусу пользуется признанием среди покупателей».

Смотрите старые фотографии: Сосисочная линия. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/499899

По мнению представителей комбината, «буженина, ветчина, бекон, докторская колбаса, сервелат, салями, грудинка, шпик, бастурма, пельмени, блинчики, котлеты, паштеты и прочие деликатесы под торговой маркой «Останкино» – это продукция, качество которой неоднократно отмечалось экспертами». На мой субъективный взгляд, в бюджетном сегменте продукция комбината вполне съедобна (прямо сейчас на плите в кастрюле плавает «Папа может»), но вот деликатесы выберу от других производителей.

Останкинский мясоперерабатывающий комбинат

Смотрите старые фотографии: Останкинский мясоперерабатывающий комбинат. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/499900

Огородный проезд, 16 – Московский хладокомбинат № 9, ныне – фабрика мороженого «Баскин-Робинс», производящая мороженое, десерты, торты, напитки. Компания активно работает с потребителями, открывает фирменные кафе, проводит презентации и платные экскурсии на производство для всех желающих от семи лет и старше. Любители холодного лакомства положительно отзываются о продукции, но отмечают, что цены «Баскин-Робинс» выше, чем у конкурентов.


Подъездные пути к хладокомбинату заброшены

Улица Руставели, 14 – Останкинский молочный комбинат введён в эксплуатацию в 1955 году и его эмблема с девочкой и молочной бутылкой быстро стала узнаваемой. В 1990-е годы конъюнктура молочного рынка стала меняться, в России пришли гиганты мировой индустрии «Данон», «Пармалат», «Вимм-Билль-Данн», но ОМК пережил кризис и остался конкурентоспособным за счёт выпуска новых продуктов. Сейчас мощность завода составляет около 1000 тонн молока в сутки, а ассортимент включает в себя более 60 наименований.

Смотрите старые фотографии: Цех Останкинского молочного комбината. 1956 год: https://pastvu.com/p/156843

Смотрите старые фотографии: Приёмно-отгрузочный цех Останкинского молочного комбината. 1970-1975 гг.: https://pastvu.com/p/230646


Образцы упаковки молочной продукции 1960-1980-х годов. На первый взгляд, треугольная форма молочных пакетов кажется неудобной для транспортировки, но для их развоза в магазины существовали специальные металлические и пластиковые ёмкости с ячейками. Крышечки на стеклянных бутылках были разного цвета: белый – молоко, зелёный – кефир, жёлтый – ряженка. В период подготовки к Олимпиаде-80 Советский Союз стал активно сотрудничать с иностранными компаниями, в том числе со шведской Tetra Pak, тогда на прилавках впервые появились прямоугольные литровые пакеты.

Улица Руставели, 14, строение 11 – Московский завод плавленых сыров «Карат» – крупнейшая в России компания по выпуску плавленых, твердых, домашних, молодых сыров и других видов молочной продукции, включая творог, сметану, сливочное масло. Завод плавленых сыров № 1 был основан в 1934 году и впервые в СССР стал производить плавленый сыр. В 1963 году он вошёл в состав Московского объединения «Молоко», в 1970-м построен новый корпус.

Сырок «Дружба» – пожалуй, самый знаменитый продукт завода: его можно намазать на бутерброд, сварить из него суп или закусывать им в процессе алкогольных возлияний. В 1968 году производилось 12 000 тонн всенародного сырка. В 1993 году после создания бренда «Карат» последовало обновление оборудование и расширение ассортимента, к которому претензий по качеству не обнаружено.

Памятник сырку «Дружба» несколько раз менял место в связи со строительными работами в Огородном проезде. Сюда прокладывали линию метро, станция «Бутырская» находится на пересечении Огородного проезда и улицы Руставели.


В промышленном квартале Руставели-Добролюбова-Огородный находится также Останкинский завод напитков (улица Добролюбова, 8), основанный в 1947 году по распоряжению Совета Министров СССР. Завод производил минеральные воды, в том числе «Московскую», которая добывалась с глубины 420 метров и была любимой минеральной водой Леонида Брежнева. При подготовке «Олимпиады-80» в сотрудничестве с компанией «Пепси Кола» завод осуществлял производство напитков «Пепси». Сейчас завод производит также знакомые с советского детства газированные напитки «Буратино», «Байкал», «Тархун» и квас.


Московский машиностроительный опытно-экспериментальный завод молочного оборудования (проезд Добролюбова, 8А) с 1932 года производит пастеризаторы, оборудование для производства масла, творога, кефира, йогурта, плавленого сыра, оборудование для консервной промышленности – стерилизационные установки для фруктово-овощных пюре и другое оборудование для переработки молока, производства масла и сыра. «Молмаш» готов предоставить оборудование «под ключ» – полностью укомплектованный молочный завод.


ЗАО «Останкинский завод бараночных изделий» (Огородный проезд, 11) был основан в 1966 году как экспериментальное предприятие, производящее столь любимые москвичами сушки и баранки. Передовые разработки останкинцев осваивали хлебозаводы по всему Союзу. В современном ассортименте есть и печенье, пряники, сухари, мармелад, зефир, вафли, крекеры.

К заводам по путепроводу над Огородным проездом были проложены рельсы, ведущие к Октябрьской железной дороге. Ветка заброшена, путепровод демонтирован, остались только опоры моста. По городской легенде, на промзоне остался поезд, который не решились вывезти по аварийному мосту, но проверить это затруднительно, проход закрыт заборами.

Смотрите старые фотографии: Огородный проезд, путепровод. 1988 год: https://pastvu.com/p/26131


Огородный проезд, 8 – бывший завод «Искра», производственные площади сдаются в аренду


Огородный проезд, 4 – ОАО «Мосвторцветмет» занимается утилизацией лома цветных металлов, а за ним (Огородный проезд, 2) ожидает вывода за МКАД экологически вредное предприятие – асфальтовый завод ЗАО «Асфальтобетон».

В проезде Добролюбова располагаются склад и полиграфический центр издательства «Известия». Производство здесь небольшое, печатный и переплётный цеха укомплектованы самым современным оборудованием. Продукция может быть изготовлена на полноцветных цифровых печатных машинах Xerox 800, Xerox iGen-4, цифровой машине для выборочного УФ-лакирования JETvarmish, на фальцевально-швейном агрегате Freccia 145, декоративная отделка – фольгирование, конгревное тиснение и высечка – на автомате KAMA ProCut 53F.


Процесс создания книги или брошюры начинается с рулонов бумаги


Рулонная цифровая печатная машина Screen TP Jet 520 компактна и занимает сравнительно немного места

Отпечатанные листы подвозят к машине для фальцовки, которая несколько раз сгибает бумагу, превращая большой печатный лист в тетрадку.

Каждый журнал, брошюра или книга в зависимости от количества страниц состоит из нескольких тетрадей. Толстая книга состоит из десятков пронумерованных тетрадей. Листоподборочная машина складывает эти тетради в нужной последовательности. Здесь рабочим нужно быть очень внимательными, чтобы не перепутать порядок страниц. А затем подборка отправляется на ниткошвейную машину. На выходе из ниткошвейки мы получаем скреплённый нитками блок.


Особый интерес корреспондента РБ (как полиграфиста с восемнадцатилетним стажем) вызвал фальцевально-швейный агрегат Компании Smyth (Италия). Известинцы выбрали комплектацию ниткошвейной машины Freccia 145 не с традиционным самонакладом Headop, а новейшую разработку – Digitaline.

Smyth Freccia 145 предназначена для шитья всех видов тетрадей, из любой бумаги и любыми нитями. Благодаря возможности работать с мелованными сортами бумаги, быстрой смене формата и легкости эксплуатации и обслуживания, машина прекрасно зарекомендовала себя по такому важному критерию как соотношение цена/качество. Среди возможных опций – автоматическая проклейка тетрадей и шитво на марлю.


Сшитые блоки подвозят к следующей машине, где корешок блока проклеивается горячим клеем и накрывается обложкой. Клей схватывает моментально и почти готовые брошюры или журналы везут к трёхножевой резальной машине (в «Известиях» используют резку Wohlenberg). После резки остаётся только проверить качество, упаковать готовую продукцию и отправить заказчику.

Для книг в твёрдом переплёте все основные операции такие же, только после шитья блоки подают на линию, где блок одевается не в мягкую обложку, а в картонный переплёт. Линия вставки состоит из нескольких машин, занимает много места и в линейке новейшего оборудования «Известий» не представлена.


Типография также выпускает сувенирную продукцию, календари, открытки.


Левее «Известий» находится автобаза № 23 производственного объединения «Мосхлебтранс», имеющая шестидесятилетний опыт работы по перевозке хлеба, хлебобулочных, кондитерских изделий, молока, муки, продуктов питания. На автобазе грузовые машины проходят техническое обслуживание и диагностику. А всего в «Мосхлебтрансе» работают свыше 1300 автомобилей – от тяжёлых МАЗов до раритетных «Москвичей».

Смотрите старые фотографии: Памятник на автобазе № 23. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/34470 В советские годы на территории автобазы № 23 стоял на постаменте памятник – фургон ГАЗ-АА 1938 года. Есть предположение, что именно этот грузовик снимался в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя» как средство передвижения бандитов «Чёрной кошки». Возможно, это и не так, но судьба машины с автобазы известна: фургон оказался в руках частного коллекционера, участника военно-патриотического клуба «Дивизион», который счёл своим долгом полностью восстановить его оригинальный вид от рамы до хлебного кунга. Сейчас автомобиль вновь на ходу и иногда участвует в ралли ретроавтомобилей.


Улица Добролюбова, 2 строение 1 – ещё одно автотранспортное предприятие одиннадцатой промзоны – Автокомбинат № 6, специализировавшийся на перевозках молока. Сейчас его территории занимает курьерская компания ООО «Мэйджор Экспресс».

Смотрите старые фотографии: Автокомбинат № 6. 1983-1984 гг.: https://pastvu.com/p/289445


Закрыт и 13-й таксомоторный парк на другой стороне улицы Добролюбова. Корпуса сдаются в аренду, на территории находятся склады, учебная площадка автошколы.

Смотрите старые фотографии: ТМП № 13. 1987 год: https://pastvu.com/p/448718


Улица Добролюбова, 8А – строительная организация «СервисПромСтрой-2000»

Смотрите старые фотографии: Путепровод под путями соединительной ветви Московско-Бресткой железной дороги. 1907-1909 гг.: https://pastvu.com/p/82388


За железной дорогой – территория Авторемонтного завода № 5 (АРЗ-5)


Московский химический лакокрасочный завод № 1 (Анненский проезд, 1) был основан в 1929 году и пока он работал на полную мощность, доставлял наибольший дискомфорт местным жителям. Современное название – Лакокрасочный завод «Оливеста».


Физкультурно-оздоровительный комплекс «Стрелецкий» строится в рамках редевелопмента промзоны


Ещё одно современное здание – многоэтажный гараж-стоянка


Московский завод алюминиевых сплавов ЗАО «Алмос» располагался между Октябрьской и Шереметьевской улицами и радовал местных пацанов отходами производства, которые вываливались на свалку, называвшуюся «авиационка». На месте завода и свалки не один год происходит перманентная попытка строительства бизнес-центра Greendale с гостиничным блоком.


Приметы современной Москвы – замена плитки на улице Руставели и граффити в Огородном проезде.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Октябрьская улица и ЦАТРА…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Останкино, железная дорога, город на память, промзона, Бутырка, улица Руставели, Огородный проезд, типография Известия.

Другие публикации