11 августа 2017 года
Фотопроект «Город на память». 350. Дангауэровка
В первые годы советской власти на шоссе Энтузиастов энергично разрасталась сложившаяся ещё в XIX веке промышленная зона. Одним энтузиазмом сыт не будешь и государство простимулировало трудящихся улучшением жилищных условий. Пролетарии и прежде жили в Дангауэровской слободе, но теперь для них строился социальный городок с неплохими по тогдашним меркам квартирами, школой, детским садом, магазинами, домом культуры, банями.
История завода «Дангауэр и Кайзер» началась в 1869 году с основания кузнечно-слесарных мастерских вблизи Владимирского шоссе. В 1873 году А.Дангауэр получил разрешение на открытие механического котельного завода с пятью кузнечными горнами, одной паровой машиной в 6 лошадиных сил и 27 рабочими, поставив на поток производство оборудования для пищевой промышленности. После национализации Котельный механический и медно-аппаратный завод Дангауэра и Кайзера получил короткое название – «Котлоаппарат» и вскоре стал специализироваться на выпуске промышленного холодильного оборудования. В 1931 году завод переименовали в «Компрессор». Заводчане внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне, наладив производство боеприпасов и пусковых установок реактивной артиллерии «Катюша». За ударный труд предприятие награждено орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Вероятно, слово «дангауэровский» так прочно вошло в топонимику района, что при строительство нового городка решили сохранить старорежимное название. Впрочем, жильё предназначалось не только для дангауэровских компрессорщиков, но и для пролетариев других заводов. К примеру, один из корпусов построил «Радиоприбор», другой предназначался для рабочих «Парижской коммуны». Генеральный план посёлка составили М.Мотылёв и Р.Вегнер, в реализации проекта участвовали также Н.Молоков, И.Звездин, Е.Шервинский, братья Мовчан и другие архитекторы. Предполагалось, что на площади в 50 гектаров раскинется целый город на 45 000 жителей, но в полной мере этот план не удалось осуществить. Всего было построено два десятка зданий и несколько объектов инфраструктуры.
Смотрите старые карты. План г. Москвы. 1940 год: http://retromap.ru/0619401_z15_55.748588,37.719111
Дангауэровская слобода возникла ещё до революции. Авиамоторная улица обрывается на пересечении с шоссе Энтузиастов, а дальше на север вёл аппендикс под названием Центральный проезд Дангауэровского городка. Спустя десяток лет Авиамоторная продлится в глубину промышленной зоны.
Рабочий посёлок спрятался за сталинским ампиром, которым градостроители украсили шоссе Энтузиастов. Шоссе Энтузиастов, 20 (1938, архитекторы А.Фёдоров, И.Буров и М.Виссинг).
Смотрите старые фотографии: Перекрёсток Авиамоторной улицы и шоссе Энтузиастов. 1947 год: https://pastvu.com/p/44852
Шоссе Энтузиастов, 24 (1940)
Шоссе Энтузиастов, 26 (1955)
Местные жители, случается, спорят, можно ли причислять тот или иной дом к микрорайону Дангауэровка. Да, эти дома на улицах Авиамоторная, Пруд Ключики, Кабельные строили для своих рабочие разные ведомства, но, по сути, их объединяет общий архитектурный стиль и период постройки – с 1929 по 1935 годы. Дома построены по индивидуальным проектам, в некоторых случаях архитекторы «поколдовали» с планировкой, в других случаях это просто кирпичные пеналы.
Первым в 1929 году был построен дом 49 по Авиамоторной улице (архитекторы И.Звездин и Е.Шервинский). Вот он с разных сторон.
Жилой дом «Радиоприбор» считается «визитной карточкой» Дангауэровки. Дом построен по проекту архитектора Н.Молокова, по другой информации – М.Виссинга (Авиамоторная улица, 22). Он отличается выразительностью деталей, карнизов, балконов, лоджий. На первом этаже предусмотрены гастроном, аптека, ателье и другие предприятия торговли и обслуживания горожан.
Смотрите старые фотографии: Дангауэровка. Жилой дом «Радиоприбор». 1933-1934 гг.: https://pastvu.com/p/528225
Один из дворов горожане долго называли «Американкой» – здания по Авиамоторной, 28 и 3-й Кабельной улице, 2 возведены для проживания американских специалистов (1929 и 1930, архитектор М.Мотылёв), которые должны были консультировать наших инженеров на «Рускабеле». Приехали ли заморские гости и в каком количестве – история умалчивает. Один из корпусов также упоминается как «Дом ударников», вероятно, вместо иностранцев в него вселились передовики производства. Здесь можно увидеть памятник Ленину.
На памятнике заметны свежие повреждения и прокомментировать это кощунство можно однозначно. Каким-то слоям общества нравится/не нравится Иван Грозный,царь Николай, Ленин, Сталин – деятельность любого исторического персонажа может заслуживать неоднозначных оценок. Но установка и демонтаж памятников являются исключительно прерогативой государства, а действия, совершаемые мудилами с молотками, квалифицируются как вандализм и являются уголовно наказуемыми по статье 214 УК РФ.
Во дворах городка были установлены как минимум три фонтана, из которых сохранился один, да и тот уже давно не освежает горожан в летний зной.
Смотрите старые фотографии: Дангауэровка. Фонтан во дворе на 2-й Кабельной улице. 1950-1953 гг.: https://pastvu.com/p/43179
Смотрите старые фотографии: Дангауэровка. Улица Пруд Ключики, 1. 1928-1932 гг.: https://pastvu.com/p/4561
Как и другие подобные посёлки в Москве, горожане прозвали дангауэровские кварталы Новыми Домами. Новаторство архитекторов нашло отражение и в официальной топонимике. В 1942 году была построена железнодорожная платформа Новая.
Смотрите старые фотографии: Платформа Новая. 1964 год: https://pastvu.com/p/207371
А по соседству с платформой разбит сквер, и тоже – Новый.
Школа в Дангауэровке. Бывшее школьное здание скрыто за разросшимися деревьями, сейчас его занимает Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл» (связь и информатизация).
Смотрите старые фотографии: Панорама Дангауэровки. 1938 год: https://pastvu.com/p/341124 Слева на переднем плане школьное здание (Авиамоторная улица, 26, 1931, архитектор Д.Фридман)
Смотрите старые фотографии: Школа в Дангауэровке. 1935-1940 гг.: https://pastvu.com/p/379
В сквере в 2010 году открыли монумент, символизирующий единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны.
Некоторые здания микрорайона представляются чужеродными вкраплениями. Лефортовский стройцентр (2-й Кабельный проезд, 1) – то ли новодел, то ли реконструкция некоего производственного цеха.
Московская финансово-юридическая академия, учебный корпус «Авиамоторный» (3-я Кабельная улица, 1 строение 1) – здание возведено в начале 1930-х годов для школы НКВД, а после войны здесь размещалась конная школа милиции.
2-я Кабельная улица, 4 – жилой дом (1939, реконструкция 2007 с изменением планировки, надстройкой двух этажей и пристройкой пятиэтажного корпуса)
2-й Кабельный проезд, 4 – общежитие № 3 Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ). Говорят, что на месте этого, построенного в 1960-е годы здания, в военное время находилась 1-я Московская школа контрразведки СМЕРШ.
Местные жители любят свои уютные дангауэровские дворики и не стремятся к реновации, даже несмотря на соседство с крупным производством. «Русское производство изолированных проводов для электричества Товарищества для эксплоатации электричества Михаила Подобедова и Ко» было основано в 1885 году, а в советские годы труднозапоминаемое название предприятия сократилось до лаконичного «Москабель». Современный адрес: 2-я Кабельная улица, владение 2.
Смотрите старые фотографии: «Москабель». 1992 год: https://pastvu.com/p/82881
Смотрите старые фотографии: «Москабель». 1958-1976 гг.: https://pastvu.com/p/630632
В 1928 году по специфике предприятия были названы прилегающие к нему улицы – Кабельные улицы, Кабельные проезды. В 2002–2005 годах предприятие реструктуризировали: отдельные цеха стали юридически самостоятельными производствами, была создана группа компаний «Москабельмет». С момента создания холдинга специализируется на выпуске широкой номенклатуры кабелей для передачи электроэнергии, электротехнической промышленности и связи. Основная продукция: медная катанка (заготовка для производства проводов), цветной прокат (контактные провода для городского наземного электрического и железнодорожного транспорта, провода для линий электропередачи и электротехнической промышленности), силовой кабель (для электроэнергетики), обмоточный и эмалированный провод (для электротехнической промышленности), волоконно-оптический кабель (для предприятий связи). Продукция востребована крупными компаниями «Ростелеком», «МТС», «Мегафон», «Вымпелком», «Транснефть», «Газпром», а также Министерством обороны и Московским метрополитеном.
Где-то в центре заводской территории установлена уменьшенная копия Эйфелевой башни, но для прохода на территорию действующего предприятия и осмотра местной достопримечательности потребуется оформление пропуска.
Авиамоторная улица, 30А корпус 1 – школа № 1321 «Ковчег» при Центре лечебной педагогики http://sch1321uv.mskobr.ru. Это отличный пример современного образовательного учреждения со всей необходимой инфраструктурой, дошкольным отделением, спортивными залами и бассейнами, конюшней и левадой, а изюминка «Ковчега» – созданный при школе Музей кочевой культуры http://nomadic.ru/. Идея принадлежит учителю географии, который совершил велопутешествие по Монголии, был очарован этой страной и увлёкся историей кочевых племён. Со временем музейная экспозиция пополнилась подлинными предметами быта народов разных континентов.
В 1939 году на территории Монголии у реки Халхин-Гол произошёл военный конфликт, инициатором которого выступила Япония, сначала оккупировавшая Маньчжурию, а затем угрожавшая Монголии, Китаю и СССР. Согласно Протоколу о взаимопомощи, части Красной Армии были развёрнуты на монгольской территории и приняли участие в боевых действиях с применением артиллерии, бронетехники и авиации. В итоге Япония отказалась от своих агрессивных планов в отношении Монголии. Война была непродолжительной, но кровопролитной. На Халхин-Голе погибли почти 10 000 советских военнослужащих, в их память на школьном дворе установлены танк Т-26, штабная юрта и бронеавтомобиль ФАИ.
В этот сюжет не уместились многие окрестные достопримечательности (пожарное депо, дом культуры, бани, гараж Мельникова, сквер имени Калинина и другие), мы обязательно к ним вернёмся в историях про Авиамоторную улицу и шоссе Энтузиастов.
Познавательный исторический эскурс о заводе и рабочем посёлке можно найти на сайте: https://topos.memo.ru/node/82
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Авиамоторная улица…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, образование, город на память, конструктивизм, прогулки по Москве, архитектура СССР, промзона, Дангауэровка.