21.12.2018 22:57

«Город на память». 351. Авиамоторная улица

16 августа 2017 года
Фотопроект «Город на память». 351. Авиамоторная улица

Само название – Авиамоторная – намекает на индустриальную специфику улицы и её окрестностей, а появилось оно в 1933 году после создания здесь Центрального института авиационного моторостроения. Прежнее название – Первая улица Всехсвятской Слободы – в советские годы стало совсем неактуальным. До середины ХХ века Авиамоторная завершалась на пересечении с шоссе Энтузиастов, но в 1950 году была продлена через Дангауэровку в большую промышленную зону и сейчас её длина составляет три с половиной километра.

Авиамоторная в те времена была улицей будущего – мощная научно-производственная база давала стране передовые технологии, несколько крупных вузов готовили кадры для советской науки, в Дангауэровской слободе построили образцовый посёлок для рабочих. Градостроители не забыли и про досуг жителей, здесь есть стадион, кинотеатры, клуб, скверы. Научный потенциал Авиамоторной сохранился до наших дней, а окрестные фабрики и заводы закрываются один за другим, превращаясь в бизнес-центры или строительные площадки под новую застройку.


Авиамоторная улица, 1 – на месте довоенного конструктивистского школьного здания построено современное (2006)

Старое фото: Авиамоторная улица, 1. Школа № 424. 2000 год: https://pastvu.com/p/212793


Авиамоторная улица, 2. Проходная Центрального института авиационного моторостроения имени П.И.Баранова. Институт был основан в 1930 году и с тех пор причастен к созданию всех отечественных авиадвигателей. Уже в первые годы здесь был сконструирован М-34 – самый мощный авиадвигатель СССР того периода, позволивший экипажам Громова и Чкалова совершить серию героических перелетов, в том числе в США через Северный полюс. В ходе Великой Отечественной войны разработки ЦИАМ позволили добиться качественного превосходства советской авиации над немецкой. При участии специалистов института создавались двигатели для реактивной авиации, в том числе признанный шедевром инженерной мысли НК-12.


В месте, где Солдатская улица плавно переходит в Авиамоторную, находится кинотеатр «Спутник», открывшийся в 1958 году. Здание построено по типовому проекту, после недавнего ремонта главный зал рассчитан на 238 мест. «Спутник» (Солдатская улица, 15) входит в сеть кинотеатров «Московское кино», помимо киносеансов здесь проходят концерты, творческие встречи, дискуссионные клубы, мастер-классы, в 2015 году открылась театральная площадка СЦЕНА|СПУТНИК.

Старое фото: Панорама Лефортово. 1980-1981 гг.: https://pastvu.com/p/418256 Самое начало Авиамоторной улицы. На снимке на переднем плане кинотеатр «Спутник» (вид сзади, из этих дверей зрители выходили после сеанса), ЦИАН, Лефортовская военная тюрьма (построена в 1881 году, после революции перешла в ведение советской пенитенциарной системы), здания МЭИ на Энергетической и Красноказарменной улицах, а на горизонте за шоссе Энтузиастов – промышленная зона. Где-то там вдали заканчивается Авиамоторная улица.


Солдатская улица, 17 – ещё немного ретро: типовое кафе «Минутка» 1988 года постройки позднее было переименовано в кафе «Улыбка»


Авиамоторная улица, 7 – школьное здание


Позитив на 2-й Синичкиной улицеАвиамоторная здесь закладывает вираж (если вспомнить слэнг пилотов) и сворачивает направо вдоль железнодорожных путей в сторону шоссе Энтузиастов. Чуть в стороне остаётся бизнес-центр в Юрьевском переулке, в советские годы известный как завод «Спецтара».

Старое фото: Завод «Спецтара». 1960-1966 гг.: https://pastvu.com/p/386421 Считается, что предприятие занималось изготовлением деревянной ящичной тары, впрочем, звёзды на воротах намекают, что под незатейливым названием могло маскироваться и некое оборонное производство.


В 1956-1958 годах по нечётной стороне улицы выросли несколько нетипичных для Москвы зданий. Это одноподъездные жилые дома серии МГ-1, которые можно встретить и в других районах, но широкого распространения эта серия не получила.


Авиамоторная улица, 6 – Всероссийский НИИ нефтяной промышленности (ВНИИНП), история которого отсчитывается с создания в 1933 году Центрального института авиационных топлив и масел. С тех пор специалисты института решают инженерные проблемы нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Институтская крыша утыкана трубами, словно диковинными грибами.

Старое фото: Авиамоторная улица, 8. Корпуса Московского электротехнического института связи, построенные до войны. 1965-1967 гг.: https://pastvu.com/p/426202 Здесь размещалось студенческое общежитие № 1, а после 1969 года научно-исследовательский сектор и военная кафедра МЭИС. Институт был основан ещё в 1921 году на базе Электротехникума народной связи и сыграл большую роль в развитии телеграфной, телефонной и радиосвязи в СССР.

Вот лишь несколько примеров использования разработок МЭИС, которые стали полезны и доступны любому человеку. На выставке научно-технического творчества в 1953 году уже демонстрировался магнитофон и даже телерадиомагнитола, собранные руками студентов. Для организации «службы точного времени» на телефонной сети была создана аппаратура «Говорящие часы». В шестидесятые годы для Московского телецентра была разработана уникальная для того времени аппаратура «электронной рирпроекции», позволившая совмещать на экране телевизора изображения с двух камер – диктора и любого другого сюжета. Первые авторские свидетельства на сжатие видеосигналов по такому популярному ныне цифровому методу, как MPEG-4 были получены в восьмидесятых годах учёными этого вуза.


Аудиторный корпус (Авиамоторная улица, 8А) – самое старое здание вуза построено в 1931-1936 годах и выполнено в стиле конструктивизма с объемом полукруглой формы, образующим главный фасад, от которого отходят три луча. Здесь находятся ректорат, основные кафедры и факультеты, управляющие и экономические отделы университета. Имеется спортивный зал, актовый зал, несколько кафе и столовых. Левое крыло соединено переходной галереей по третьему этажу с библиотечным («Б») корпусом, правое – с лабораторным («Л») и корпусом кафедры передатчиков («П»). Современное название вуза – Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ).

Старое фото: МЭИС. лаборатория антенн. 1965-1969 гг.: https://pastvu.com/p/426212

Старое фото: Памятник Сталину во дворе МЭИС. 1951 год: https://pastvu.com/p/100914


Памятник погибшим связистам


Авиамоторная улица, 10. Калининский райком КПСС располагался в невыразительном административном здании, построенном в 1930-е годы, и с приходом новых властей его дни были сочтены. Теперь на его месте выстроен бизнес-центр «Авиа Plaza». А районная администрация (в наши дни это – Префектура Юго-Восточного административного округа г. Москвы), как встарь, находится на этом же перекрёстке, занимает один из корпусов бизнес-центра.

Старое фото: Сквер имени Калинина. 1948 год: https://pastvu.com/p/49655 Сквер сохранился, но первоначальная чёткая планировка не читается, деревья стали большими, появились новые постройки. Наибольшие изменения коснулись Лефортовского рынка – он закрыт и на его месте в 2017 году развернулось строительство транспортно-пересадочного узла ТПУ «Авиамоторная». Под землёй будет новая станция метрополитена, а над ней – 75-метровый билдинг с торговым центром, паркингом и апартаментами.


Авиамоторная улица, 41 – торговый комплекс возле сквера

Станция метро «Авиамоторная» открылась 30 декабря 1979 года. Оформление подземного зала посвящено строителям авиационных двигателей (скульпторы – Дж.Бодниек, Х.Рысин, художник – А.Мосийчук). Торцевая стена покрыта белым полированным мрамором и украшена металлической скульптурной композицией – восходящие потоки воздуха поднимают к небу женщину, парящую среди самолётов. Свод станции украшен декоративным куполом из анодированных под золото четырёхугольных пирамид – чеканные панно образуют подвесной потолок, на каждом панно изображены созвездия и солнечные лучи.

17 февраля 1982 года на «Авиамоторной» произошла авария: в результате поломки механизма работающего на спуск эскалатора пропало сцепление тележек лестницы с двигателем и эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз с увеличенной скоростью. Пассажиры не могли устоять на ногах, не успевали сойти на платформу и в этой давке погибли 8 человек и 30 получили травмы. Дежурный по эскалатору пытался остановить машину, но ни рабочий, ни аварийный тормоз не помогли. Причиной трагедии стали конструктивные недоработки и ошибка мастера, который регулировал тормоза. После этой трагедии были проверены все эскалаторы серии ЭТ – усилены ступени, модернизированы тормоза, заменены приводные валы.

Старое фото: Перекрёсток Авиамоторной улицы и шоссе Энтузиастов. 1947-1948 год: https://pastvu.com/p/7556

Авиамоторная улица поглотила Центральный проезд Дангауэровского городка и потянулась дальше, в самую гущу промышленных предприятий. Дангауэровка – это жилые кварталы на улицах Авиамоторная, Пруд Ключики, Кабельные, построенные различными ведомствами для своих рабочих. Здания объединяет общий архитектурный стиль и период постройки – с 1929 по 1935 годы.

Памятник Ленину во дворе Дангауэровки


Монумент, символизирующий единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны.


Довоенная школа в Дангауэровке (сейчас его занимает Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл»)


Авиамоторная улица, 30А корпус 1 – школа № 1321 «Ковчег» при Центре лечебной педагогики. Краеведческие или мемориальные уголки при школах – явление распространённое, но энтузиасты из Дангауэровки создали настоящий Музей кочевой культуры со множеством удивительных экспонатов, привезённых из разных стран мира. Это подлинные жилища кочевых племён, вездеход геологов, танк Т-26 и другие раритеты. А ещё здесь есть конюшня с левадой и живые козы.

Дангауэровка получила название по имени фабриканта А.Дангауэра, основавшего здесь в 1873 году котельный завод. После революции предприятие стало специализироваться на выпуске промышленного холодильного оборудования и в 1931 году было переименовано в «Компрессор». На шоссе Энтузиастов по заказу профсоюза металлистов для рабочих был построен клуб «Пролетарий» (1929, архитектор В.Владимиров), известный позднее как Дом культуры завода «Компрессор». Здание состоит из соединённых галереей двух объёмов – корпуса для занятий в кружках и зрительного зала на 834 места. Помещения сдаются в аренду, первоначальные интерьеры дома культуры не сохранились. Во дворе среди елей спрятался памятник Владимиру Ленину.


Московский завод холодильного машиностроения «Компрессор» практически прекратил существование и предлагает в аренду складские, производственные и офисные помещения. На воротах сохранился герб СССР устаревшего образца с одиннадцатью лентами (в каком году в состав Союза входили 11 республик?), а рядышком старинный фонарь, вероятно, времён господина Дангауэра.


Авиамоторная, 30 – жилой дом (1940)

Авиамоторная улица, 40 – Дворец борьбы имени Ивана Ярыгина — предназначен для проведения тренировок сборов и соревнований по вольной и греко-римской борьбе. На этом месте планировали возвести бассейн, в девяностые годы стройку забросили и уже в наши дни здесь вырос новый спортивный комплекс.


Авиамоторная улица, 44 – 8-й таксомоторный парк был переведён на Авиамоторную в 1955 году на бывшую территорию автобазы Министерства авиационной промышленности СССР.

Старое фото: 8-й таксомоторный парк. 1973-1980 гг.: https://pastvu.com/p/72791


Авиамоторная улица, 51 – жилой дом (1940) и бюст академика Виктора Кузнецова – одного из создателей ракетно-ядерного щита СССР.

Авиамоторная улица, 63 строение 1 – гараж для Госплана СССР (1936, архитектор К.Мельников совместно с В.Курочкиным) выглядит как половина типичного автомобиля тридцатых годов: большое круглое окно столовой – правая фара, каннелюры административного здания – решётка радиатора. Изначально над фарой возвышалась печная труба, со временем демонтированная. Собственно гараж находился левее – одноэтажное здание, перекрытое стальными фермами.

Гараж Госплана – последнее по времени постройки из сохранившихся архитектурных сооружений Мельникова и является памятником архитектуры советского авангарда. Все годы здание использовалось по первоначальному назначению – как гараж для различных организаций и сегодня в нём находятся автомобильные мастерские. Оценить стиль постройки лучше зимой, когда густая листва деревьев не закрывает панораму.

Старое фото: Гараж Госплана СССР. 1936-1940 гг.: https://pastvu.com/p/81772

Авиамоторная улица, 73 – типография и склады на территории прежде относившейся к Министерству обороны. После вывода военного ведомства у входа остался мемориальный знак в память о погибших на Великой Отечественной войне с надписью «Никто не забыт, ничто не забыто».

Огнеборцы особенно внимательны к промышленной зоне, изобилующей пожароопасными объектами, и периодически проводят на заводской территории пожарно-спасательные учения. По легенде этих учений, в административном здании произошло возгорание, люди отрезаны огнём от выхода и требуется их эвакуация. Для ликвидации пожара и спасения людей на условное место происшествия прибыли автоцистерна и пожарная автолестница, а также машина «скорой помощи». Поставленная задача была выполнена.

Типичные представители фауны Авиамоторной улицы – коза и котик.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – шоссе Энтузиастов и «Серп и Молот»…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, конструктивизм, прогулки по Москве, архитектура СССР, промзона, Авиамоторная улица.

Другие публикации