21.12.2018 23:26

«Город на память». 352. Шоссе Энтузиастов и «Серп и Молот»

23 августа 2017 года
Фотопроект «Город на память». 352. Шоссе Энтузиастов и «Серп и Молот»

Шоссе Энтузиастов начинается от Рогожской заставы и завершается в Балашихе, а это ни много, ни мало двадцать с лишним километров через промышленные зоны к Терлецкому лесопарку и мимо спального района дальше за МКАД. Это типичная советская индустриальная Москва и у горожан слово «энтузиасты» ассоциируется с трудовыми подвигами ударников производства. Но, на самом деле, Владимирское шоссе было переименовано ещё в 1919 году до постройки промышленных гигантов. По инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского шоссе назвали в память политкаторжан, следовавших в ссылку и на каторгу по Владимирскому тракту.


Это пока не шоссе, а бульвар Энтузиастов – небольшой участок трассы из центра на окраину с торговой площадью возле железнодорожной платформы «Серп и молот» и зелёным сквером на месте деревянной застройки. Добраться сюда можно на метро.

Смотрите старые фотографии: Бульвар Энтузиастов. 1940-1950 гг.: https://pastvu.com/p/52243

Станция метро «Римская» Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена открыта 28 декабря 1995 года. Она названа в честь столицы Италии, спроектирована при участии итальянских архитекторов Джампаоло Имбриги и Андреа Куатрокки, но её размещение именно на Рогожке не очень понятно – здесь нет ничего связанного с замечательной страной, расположенной на Апеннинском полуострове.

Станционный зал оформлен скульптором Леонидом Берлиным и итальянскими художниками. В торце зала – композиция с единственным в столичном метро фонтаном, изображающая младенцев Ромула и Рема среди развалин. По легенде, правитель Древнего Рима Амулий повелел убить законных наследников и два младенца были брошены в корзине в воды Тибра. Однако корзину прибило к берегу и дети выжили, вскормленные волчицей. Месть – это блюдо, которое подают холодным. Спустя годы Ромул и Рем вернулись, отправили Амелия к праотцам и задумались об основании нового города. Кажется, история завершится хэппи-эндом, но вот тут горячие южные парни не на шутку повздорили, определяя локацию будущей столицы империи, и Ромул убил своего брата.

«Площадь Ильича» – станция Калининско-Солнцевской линии, открыта 30 декабря 1979 года. Массивные пилоны станционного зала облицованы красным мрамором и напоминают мавзолей. На сайте http://www.paleometro.ru/metro8.php приведены снимки раковин древних моллюсков, сохранившихся в мраморе. На торцевой стене размещён скульптурный портрет Ленина работы Николая Томского.


Каменный Ильич установлен в сквере в 1967 году (скульптор Г.Иокубонис, архитекторы В.Чеканаускас, Б.Белозерский)


А рядом сохранилась куда более древняя достопримечательность – каменный верстовой столб 1783 года «От Москвы две версты». Подобные знаки были установлены в конце XVIII века на всех заставах города. Говорят, что на Дорогомиловской заставе можно обнаружить остатки ещё одного столба.


Бульвар Энтузиастов, 2 – многофункциональный бизнес-центр Golden Gate кажется сильно увеличенной и несколько искажённой копией верстового столба.


Новый железнодорожный путепровод Курского и Горьковского направлений Московской железной дороги построен в 1951 году по проекту инженера С.Терёхина и архитектора К.Яковлева.

Смотрите старые фотографии: Шоссе Энтузиастов. Путепровод. 1920-1930 гг.: https://pastvu.com/p/53779 За путепроводом начиналась производственная зона № 23 «Серп и Молот».

Смотрите старые фотографии: Товарная станция Московско-Курской железной дороги. 1870-1878 гг.: https://pastvu.com/p/198593

Ещё в 1861 году вблизи Владимирского шоссе появилась железнодорожная станция Москва-Товарная-Курская, а спустя семь лет построены вагоноремонтные мастерские. В советский период это предприятие называлось Московский завод по модернизации и строительству вагонов имени Войтовича (в честь рабочего-молотобойца Василия Войтовича, который трудился в вагонных мастерских, в революционные дни вступил в Красную гвардию и погиб в бою). Завод прекратил работу в 2011 году и вскоре его территория перешла под юрисдикцию Московского метрополитена для размещения электродепо «Нижегородское» Третьего пересадочного контура и Кожуховской линии.

На шоссе Энтузиастов выходил фасад клуба Завода имени Войтовича. Клуб открылся в 1918 году, на фасаде сохранена мемориальная доска, напоминающая, что в этом здании на митинге выступал Ленин. Если не ошибаюсь, в советские годы зданиям с подобными ленинскими досками автоматически присваивался охранный статус.

Смотрите старые фотографии: Шоссе Энтузиастов, клуб Завода имени Войтовича. 1962-1963 гг.: https://pastvu.com/p/93503

К северу от шоссе Энтузиастов раскинулась территория завода «Серп и Молот» – гордости советской металлургии. Заводские постройки занимали около 80 корпусов по единому адресу – улица Золоторожский Вал, 11.

Со второй половины ХІХ века эту местность стали осваивать промышленники, строились фабрики и заводы, проложена железная дорога. Металлургический завод Гужона основан в 1883 году. Юлий Гужон, француз по происхождению, был одним из влиятельных промышленников и экономистов того времени. К началу Первой Мировой войны завод выпускал 80 000 тонн стали ежегодно и считался основным оборонным предприятием Москвы. Заводчик управлял жёстко, с рабочими не церемонился, на уступки не шёл и однажды во время забастовки уволил сразу 1200 человек. Не удивительно, что сразу после Октябрьской революции Гужон бросился в бега, но был убит в Ялте и вовсе не красногвардейцами, а офицерами Добровольческой армии.

Национализированный завод в 1922 году получил название «Серп и Молот», восстановился после разрухи и вскоре по производству стали вышел на довоенный уровень. В 1931 году завод включён во вновь организованное объединение «Спецсталь». В последующие три года была создана техническая база с современным для того времени оборудованием и освоена новая технология производства продукции из качественной стали. На территории построены корпуса фасонно-литейного, калибровочного и лентопрокатного цехов, установлены первые электропечи, волочильные станы, термические и травильные агрегаты.

Во время Великой Отечественной войны завод выпускал оружейную продукцию для фронта. За доблестный труд в годы первых пятилеток и выполнение военных заказов «Серп и Молот» был награждён в 1939 году орденом Ленина и в 1945 году орденом Трудового Красного Знамени.

В 1949 году впервые в мире здесь разработали технологию применения кислорода для интенсификации мартеновского производства стали, за что группе ученых и работников завода была присуждена Сталинская премия СССР первой степени. Впоследствии эта технология получила широкое распространение как на отечественных, так и на зарубежных металлургических заводах.

В 1950 году Сталинская премия была присуждена сталеварам завода, добившимся резкого сокращения продолжительности мартеновской плавки и удлинения кампании между ремонтами печей. В этот же период энергетики завода внедрили на печах испарительное охлаждение элементов, котлы-утилизаторы и систему автоматического управления тепловым режимом плавки. В 1963 году началось частичное переоборудование мартеновского цеха в электросталеплавильный. Были пущены и освоены установки электрошлакового переплава (ЭШЛ).

В 1970-х годах «Серп и Молот» прошёл полную реконструкцию, в ходе которой завод переведён на изготовление высококачественной продукции из высоколегированных и нержавеющих марок стали. При этом были предусмотрены комплексная механизация и автоматизация всех производственных операций и применение наиболее прогрессивных технологических процессов. В 1976 году плавка на мартеновских печах была остановлена, завод полностью перешёл на электропечи.

В 1983 году за большие успехи в выполнении заданий по выпуску высококачественной продукции, улучшению технико-экономических показателей на основе реконструкции и технического перевооружения завода коллектив был награждён орденом Октябрьской Революции. В состав завода входили электрофасонно-литейный цех, сортопрокатный цех, листопрокатный цех, цех холодной прокатки нержавеющей ленты, сталепроволочный цех, цех горячей прокатки полос и листов, калибровочный цех, механический цех, цех ремонта металлургического оборудования, цех ремонта металлургический печей, ремонтно-механический цех, электрический цех, цех товаров народного потребления, центральная заводская лаборатория. В ассортимент выпускаемой продукции входили трубы, сталь и изделия из стали, проволока, металлические листы и ленты.

Вряд ли кто-то тогда мог предвидеть скорый распад Союза и последующий за ним экономический спад. В 1990-х годах завод ещё держался, хотя объём выпускаемой продукции был сокращён. В 2007 году был законсервирован калибровочный цех, спустя год сортопрокатный стан 320/250 был перенесён в город Ярцево, а вскоре закрылись сортопрокатный и сталепроволочный цеха. В апреле 2011 года выплавка стали на заводе была прекращена и корпуса начали готовить к сносу. В сентябре 2013-го был объявлен международный конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию территории завода «Серп и Молот», на которой планируется возвести жилой микрорайон, а также офисные здания.

В ноябре 2015 года компании Донстрой было предоставлено разрешение на застройку участка, занимаемого заводом «Серп и Молот» жилыми домами, офисной недвижимостью и сопутствующей инфраструктурой. Прославленный завод завершил свою историю, уступая место жилым кварталам.

Несколько фотографий 2016 года, сделанных в арт-пространстве со стороны Золоторожского Вала

К 2017 году на территории, прилегающей к шоссе Энтузиастов, цеха уже снесены и ведётся строительство жилья и офисов

Смотрите старые фотографии: Шоссе Энтузиастов. 1977 год: https://pastvu.com/p/527894 За забором – строительство нового сортопрокатного цеха.


Вот такое здание внушительных размеров было возведено


Мрачную громадину словно стёрли ластиком и вновь на этом месте стройка.

Смотрите старые фотографии: Ещё один ракурс. Шоссе Энтузиастов. 1979 год: https://pastvu.com/p/561408


Шоссе Энтузиастов, 5 – ВНИИ кабельной промышленности


Нижегородская эстакада

Смотрите старые фотографии: Единоверческий Всехсвятский монастырь. 1883 год: https://pastvu.com/p/638072 Монастырь основан в 1862 году при Новоблагословенном кладбище в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Вскоре после революции был закрыт и позднее практически полностью разрушен.

Смотрите старые фотографии: Владимирское шоссе. Никольская церковь. 1911 год: https://pastvu.com/p/62583


Шоссе Энтузиастов, 7 – перестроенная Никольская церковь, постройка Единоверческого Всехсвятского монастыря находилась на территории завода «Серп и Молот»


Шоссе Энтузиастов, 7А – предположительно монастырские кельи, здание было перестроено в 2006 году


Утончённые москвичи предпочитают петь караоке ангельскими голосами, а тяжёлым физическим трудом пускай занимаются суровые челябинские мужики.


Здесь заканчиваются бывшие металлургические владения и пора ознакомиться с чётной стороной шоссе Энтузиастов.


Шоссе Энтузиастов, 4А строение 1 – ресторан «Вардзиа» заслуживает упоминания по причине оригинального дизайна фасада. Вардзиа – это пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков, выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества и создатели ресторана сделали имитацию пещеры, декорировали кирпичное здание валунами, устроили фонтан и установили скульптуры жителей гор, предлагающих отведать шашлыка и выпить доброго грузинского вина. В 2017 году ресторан работает, но постройка частично разобрана.


Новостройка на Душинской улице


Душинская улица, 4 – жилой дом серии МГ-2 – один из домов квартала, построенного в 1955-1958 годах


Шоссе Энтузиастов, 10 – жилой дом (1940)


Шоссе Энтузиастов, 12 строение 1 – школьное здание (1938)


Шоссе Энтузиастов, 12 корпус 2 – торгово-развлекательный центр «Город» открылся в 2009 году после ликвидации складов и свалки вторчермета.

Институт пластмасс имени Г.С.Петрова, Центральное конструкторское бюро тяжелого машиностроения, Институт стекла, Первомайская нефтебаза, овощная база и ещё несколько предприятий составили промышленную зону южнее шоссе Энтузиастов.

Подъёмная улица, 12 – «Московский завод автоматических линий и специальных станков». Предприятие основано в 1898 году как мастерские германского акционерного общества «Альфред Гутман и Компания», а с 1917 года завод «Подъёмник» стал главным отечественным поставщиком электрических мостовых кранов для строек первых пятилеток. На заводе впервые в СССР были спроектированы и изготовлены эскалаторы для Московского метрополитена, а также лифты для высотного здания МГУ. В годы Великой Отечественной войны здесь ремонтировали танки и производили аэростатные лебёдки. В 2010 году завод прекратил выпуск высокоточных шлифовальных станков и стал сдавать площади в аренду.

В просторных цехах обосновались кинематографисты, в частности, здесь снимался сериал «Интерны». На фото: съёмка художественного фильма «Кухня. Последняя битва» с участием Дмитрия Нагиева, Дмитрия Назарова, Сергея Лавыгина.

Эффектная аэрография, изображающая противостояние двух танковых армий в битве на Курской дуге

Возвращаемся из глубины промзоны на шоссе Энтузиастов, которое пересекает подъездные железнодорожные пути завода «Серп и молот» по Горбатому мосту, сооружённому в 1924 году и реконструированному в 1950-м по проекту инженера Ю.Вернера и архитектора Ю.Гольцева.


Шоссе Энтузиастов, 9 – административное здание (1914)

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – шоссе Энтузиастов и пожарная часть 16…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, промзона, редевелопмент, шоссе Энтузиастов, завод Серп и Молот.

Другие публикации