21.12.2018 11:10

Вечно живой Ильич в Маяковке

В Театре Маяковского два года шли разговоры о том, что художественный руководитель Миндаугас Карбаускис собирается поставить «Обломова». Первую премьеру Маяковки в рамках Года Театра приурочили к 160-летию романа Ивана Гончарова. Романа, главный герой которого давно стал персонажем нарицательным, как и его стиль жизни. Необходимо признать, что 600 страниц этого произведения, способны осилить лишь люди, наделённые особой страстью к книгочтению, потому что роман Гончарова, занял место среди классических произведений, имея неочевидные литературные достоинства, а сюжет перемудрен, перекручен, и буквально высасывается из пальца в финальных главах.

Тем не менее, Обломова у нас в стране знают все, потому что те, кто не читал, тот смотрел, а кто не читал и не смотрел, наверняка внимательно слушал учительницу по литературе и запомнил Обломова навеки вечные. Запомнил не потому, что в школьном сочинении клеймил его лентяем и бездельником, обличал лень и апатию, а, боясь признаться себе самому, немного ему завидовал и узнавал в нём себя. Феномен «обломовщины» являет собой почву для весьма широких дискуссий, а сама личность Ивана Ильича Обломова, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно глубока и энигматична. Вероятно, именно по этой причине Карбаускис обратился к «Обломову», желая обрушить «национальные» рамки «исконного русского типажа», в которые долго был заперт главный герой, произвести над ним психологическое препарирование и доказать его космополитичность, вненациональность. «Обломовская» склонность к созерцательности, пассивности в каком-то роде присуща множеству людей, и вряд ли может обозначаться пороком, скорее странной труднообъяснимой патологией всего человечества.

Премьера в Маяковке, безусловно, удалась. Карбаускис не пошел по проторенному пути, а задал новый вектор для понимания сложной природы характера Обломова, которого удивительно тонко и точно играет Вячеслав Ковалев. Очень неожиданно появление Анатолия Лобоцкого в роли старого слуги Захара, который блистательно доказал, что «маленьких ролей» для настоящего артиста не бывает.

Отменно хороша и сценография спектакля, с воссозданным интерьерным срезом дома, включая даже окна, через которые льётся то утренний, то дневной свет, и через подобные многочисленные беззвучные необычные акценты мощно вовлекая зрителя в действие. Сергей Бархин уже в седьмой раз создаёт театральное пространство для замыслов Карбаускиса. Музыку к спектаклю написал Фаустас Латенас, которого, без всякой ложной скромности необходимо назвать выдающимся современным композитором. Помимо актёрской игры, великолепных декораций и костюмов, музыка в этом спектакле является третьим фактором, дарующим эстетическое удовольствие.

Рассказывая о том, как создавался спектакль и задумывался образ героя, Фаустас Латенас сказал, что знает Маяковку как театр с большими и хорошими актёрами, а премьера «Обломова» стала для него своеобразным новогодним подарком, и сейчас, он счастлив как Обломов во сне, и жизнь ему кажется сказкой.

Про Обломова Латенас говорит: «Он мой герой. Во всех нас присутствует подобная «обломовщина», когда человек устаёт от жизни и ему просто хочется посидеть, поговорить с друзьями, выпить кофе, рассказать анекдот и ничего не делать». Он сам иногда мечтает посидеть в одеяле, закрыться, отдохнуть. Поего мнению, Обломов похож на вечного ребенка, в нём много нежного, хорошего, детского. Композитор, также обратил внимание на то, что в спектакле будет постоянно звучать знаменитая беллиниевская Casta Diva, вплетаясь в его музыку. Немногие знают, что на тему этой кантаты и связи её с «Обломовым» написано много исследовательских работ. Casta Diva, как детская молитва, как просьба чего-то, появляется уже в самом начале, а в последней колоратуре звучит возвышенно и красиво, ведь Обломову даруется чудо впервые познать любовь. Постановке Карбаускиса, заметил Латенас, присущ свой стиль, когда тишина сильнее, чем крик. Ведь есть вещи, про которые чем меньше говорим, тем лучше они воспринимаются.

Исполнитель главной роли Вячеслав Ковалев, рассказал, что для него «Обломов» это роман-притча. На протяжении трёх месяцев репетиционного периода он постоянно переживал противоречивые чувства. С одной стороны его герой — абсолютно безвольный человек, с другой – абсолютно честный и порядочный, с третьей – он свободный, потому что делает то, что хочет, и это вызывает уважение. Обломов кажется ему нежным и беззащитным, что есть высшее проявление мужества. Он смог понять этот парадокс только на репетициях. Работая над образом, ему пришлось расстаться со своим главным сценическим оружием, личными брутальными наработками. В каких-то ролях можно закрыться агрессией и прочими мужскими атрибутами, надеть шлем и взять щит, но тут он чувствовал себя обнажённым. Всё пришлось в себе переделывать, даже голос, и говорить как «тенор-тенор».

Анатолий Лобоцкий признался, что как послушный артист, он в первую очередь прислушивается к режиссёру, во вторую — к автору, Ивану Гончарову, и в третью — к себе. Он не стал смотреть знаменитый фильм Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», где его героя слугу Захара гениально играет Андрей Попов, потому что повторить это невозможно, а украсть что-то точно захотелось бы. Кстати, ролью Захара Лобоцкий своеобразно «награжден» к 60-летнему предстоящему юбилею.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, рецензия, театр Маяковского, Обломов.

Комментарии


Другие публикации

19.07.2019 в 00:30

«Танцпол» — танцы со смертью


Очередная премьера Балета Москва в ЦИМе навеяна американскими танцевальными марафонами времен Великой депрессии.

12.07.2019 в 11:02

На сцене Театра Луны попробовали современный танец


В Москве в начале июля прошел фестиваль современного танца «Проба No 3», в рамках которого состоялись мастер-классы от топовых хореографов и танцовщиков.

02.07.2019 в 17:44

Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра Фоменко


В спектакле «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» всё смешано, все перепутано, все вывернуто наизнанку и доведено до максимального абсурда и сарказма.

28.06.2019 в 18:41

«Зобеида» — страшная сказка с хорошим концом


По сценарию спектакля «Зобеида» злой царь и колдун Синодаб развлекал себя тем, что похищал самых красивых девушек и обманом завоевывал их сердца.

27.06.2019 в 17:20

В поединке за сердце адмирала Нельсона побеждает Англия


Во МХАТе имени Горького под занавес сезона состоялись премьерные показы спектакля «Леди Гамильтон» в постановке Александра Дмитриева.

15.06.2019 в 22:00

Уроки ОбщеЖития в стиле contemporary dance


«ОбщеЖитие» - это совместное существование, уклад жизни, поиск своего места среди людей, школа построения отношений.

08.06.2019 в 21:38

Моя прекрасная леди


Сюжет о простой цветочнице, которая усилиями педагога превращается из «гадкого утенка в прекрасного лебедя» и о чувстве вспыхнувшем между ними, поразил Аллу Сигалову.

07.06.2019 в 12:42

Высокая вода венецианцев


Мы видим человека, нет, не смирившегося со своей участью, скорее умиротворенного, готового принять свою судьбу, но не оставляющего надежды на благополучный исход.

22.05.2019 в 10:46

Поющие в советском терновнике


Первая шокирующая деталь – режиссёр разместил актёров спектакля «Московский хор» не на сцене, а в зрительном зале.

25.04.2019 в 12:26

Спасите умирающее сердце


Иногда нам так необходима обыкновенная история с простыми человеческими чувствами, болью, одиночеством, трепетом и страхом смерти.

21.04.2019 в 16:41

Венеция, Монако, Пупзения и другие проблемы геополитики в одной парижской квартире


12 апреля на экспериментальной сцене Театра Российской армии состоялась премьера комедии «Венеция в снегу» в постановке Татьяны Морозовой.

08.04.2019 в 21:48

Вечный Мэр, ЛОХи и ОРКи в спектакле Максима Виторгана о городе Лжедмитрове


Театральная критика ещё до премьеры дружно обругала спектакль Максима Виторгана «В городе Лжедмитрове», подвергнув сомнению его способности как режиссёра.

31.03.2019 в 20:17

Конфликт поколений в эпоху интернета


Интрига в спектакле «Это всё она» начинается еще до начала действия, когда зрителей приглашают прямо на сцену, где стулья расположены спиной друг другу.

29.03.2019 в 17:31

Почём Теллур для народа? На Таганке Богомолов поставил Сорокина


Сорокин, как психо-инвалид детства, сладострастно занимается вовлечением нетравмированных почитателей в свой трансцендентный опыт погружения в пучины подсознания.

26.03.2019 в 23:05

Рок Карамазовых


Режиссёр Александр Рагулин рискнул оказаться посмешищем, заработать скандальную репутацию, но всё-таки поставил рок-оперу «КарамазоВы».

21.03.2019 в 09:04

Самоирония. В Театре Пушкина поставили спектакль о зрителях и актерах


По сюжету пьесы, в игру актеров, показывающих «Лондонского купца», вмешиваются зрители - бакалейщик и его жена. Они лучше знают, как играть актерам.