21.12.2018 11:10

Вечно живой Ильич в Маяковке

В Театре Маяковского два года шли разговоры о том, что художественный руководитель Миндаугас Карбаускис собирается поставить «Обломова». Первую премьеру Маяковки в рамках Года Театра приурочили к 160-летию романа Ивана Гончарова. Романа, главный герой которого давно стал персонажем нарицательным, как и его стиль жизни. Необходимо признать, что 600 страниц этого произведения, способны осилить лишь люди, наделённые особой страстью к книгочтению, потому что роман Гончарова, занял место среди классических произведений, имея неочевидные литературные достоинства, а сюжет перемудрен, перекручен, и буквально высасывается из пальца в финальных главах.

Тем не менее, Обломова у нас в стране знают все, потому что те, кто не читал, тот смотрел, а кто не читал и не смотрел, наверняка внимательно слушал учительницу по литературе и запомнил Обломова навеки вечные. Запомнил не потому, что в школьном сочинении клеймил его лентяем и бездельником, обличал лень и апатию, а, боясь признаться себе самому, немного ему завидовал и узнавал в нём себя. Феномен «обломовщины» являет собой почву для весьма широких дискуссий, а сама личность Ивана Ильича Обломова, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно глубока и энигматична. Вероятно, именно по этой причине Карбаускис обратился к «Обломову», желая обрушить «национальные» рамки «исконного русского типажа», в которые долго был заперт главный герой, произвести над ним психологическое препарирование и доказать его космополитичность, вненациональность. «Обломовская» склонность к созерцательности, пассивности в каком-то роде присуща множеству людей, и вряд ли может обозначаться пороком, скорее странной труднообъяснимой патологией всего человечества.

Премьера в Маяковке, безусловно, удалась. Карбаускис не пошел по проторенному пути, а задал новый вектор для понимания сложной природы характера Обломова, которого удивительно тонко и точно играет Вячеслав Ковалев. Очень неожиданно появление Анатолия Лобоцкого в роли старого слуги Захара, который блистательно доказал, что «маленьких ролей» для настоящего артиста не бывает.

Отменно хороша и сценография спектакля, с воссозданным интерьерным срезом дома, включая даже окна, через которые льётся то утренний, то дневной свет, и через подобные многочисленные беззвучные необычные акценты мощно вовлекая зрителя в действие. Сергей Бархин уже в седьмой раз создаёт театральное пространство для замыслов Карбаускиса. Музыку к спектаклю написал Фаустас Латенас, которого, без всякой ложной скромности необходимо назвать выдающимся современным композитором. Помимо актёрской игры, великолепных декораций и костюмов, музыка в этом спектакле является третьим фактором, дарующим эстетическое удовольствие.

Рассказывая о том, как создавался спектакль и задумывался образ героя, Фаустас Латенас сказал, что знает Маяковку как театр с большими и хорошими актёрами, а премьера «Обломова» стала для него своеобразным новогодним подарком, и сейчас, он счастлив как Обломов во сне, и жизнь ему кажется сказкой.

Про Обломова Латенас говорит: «Он мой герой. Во всех нас присутствует подобная «обломовщина», когда человек устаёт от жизни и ему просто хочется посидеть, поговорить с друзьями, выпить кофе, рассказать анекдот и ничего не делать». Он сам иногда мечтает посидеть в одеяле, закрыться, отдохнуть. Поего мнению, Обломов похож на вечного ребенка, в нём много нежного, хорошего, детского. Композитор, также обратил внимание на то, что в спектакле будет постоянно звучать знаменитая беллиниевская Casta Diva, вплетаясь в его музыку. Немногие знают, что на тему этой кантаты и связи её с «Обломовым» написано много исследовательских работ. Casta Diva, как детская молитва, как просьба чего-то, появляется уже в самом начале, а в последней колоратуре звучит возвышенно и красиво, ведь Обломову даруется чудо впервые познать любовь. Постановке Карбаускиса, заметил Латенас, присущ свой стиль, когда тишина сильнее, чем крик. Ведь есть вещи, про которые чем меньше говорим, тем лучше они воспринимаются.

Исполнитель главной роли Вячеслав Ковалев, рассказал, что для него «Обломов» это роман-притча. На протяжении трёх месяцев репетиционного периода он постоянно переживал противоречивые чувства. С одной стороны его герой – абсолютно безвольный человек, с другой – абсолютно честный и порядочный, с третьей – он свободный, потому что делает то, что хочет, и это вызывает уважение. Обломов кажется ему нежным и беззащитным, что есть высшее проявление мужества. Он смог понять этот парадокс только на репетициях. Работая над образом, ему пришлось расстаться со своим главным сценическим оружием, личными брутальными наработками. В каких-то ролях можно закрыться агрессией и прочими мужскими атрибутами, надеть шлем и взять щит, но тут он чувствовал себя обнажённым. Всё пришлось в себе переделывать, даже голос, и говорить как «тенор-тенор».

Анатолий Лобоцкий признался, что как послушный артист, он в первую очередь прислушивается к режиссёру, во вторую — к автору, Ивану Гончарову, и в третью – к себе. Он не стал смотреть знаменитый фильм Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», где его героя слугу Захара гениально играет Андрей Попов, потому что повторить это невозможно, а украсть что-то точно захотелось бы. Кстати, ролью Захара Лобоцкий своеобразно «награжден» к 60-летнему предстоящему юбилею.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, рецензия, театр Маяковского, Обломов.

Другие публикации

03.05.2021 в 01:59

Фарс-конфуз или просак Ла Суша


Миндаугас Карбаускис поставил в театре им. Вл. Маяковского спектакль «Школа жен» по пьесе Жана-Батиста Мольера в переводе Дмитрия Быкова.

21.01.2021 в 02:53

Как коррупция и ложь погубили империю


Пьеса «Ромул Великий» была написана Фридрихом Дюрренматтом в 1948 году и обозначена автором как «исторически недостоверная комедия».

20.01.2021 в 11:41

Лес рубят – щепки летят


20 и 21 января МХАТ им.Горького представляет премьеру спектакля «Лес» по пьесе Александра Островского.

17.12.2020 в 10:24

Якубович молится за нас


МХАТ им.Горького поставил спектакль о православной Вере с участием Дмитрия Певцова, Алисы Гребенщиковой, Леонида Якубовича.

03.06.2020 в 15:53

«Город на память». 587. Театр Маяковского и ГИТИС


В 1886 году в перестроенном особняке княгини Шаховской на Большой Никитской улице открылся театр «Парадиз», будущий Театр имени Маяковского.

19.03.2020 в 11:24

Нонна Гришаева наконец получила роль Людмилы Гурченко!


В спектакле Вахтанговского театра «Люся. Признание в любви» Нонна Гришаева - настоящий атомный взрыв на сцене!

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

21.02.2020 в 00:11

«Три сестры» вернулись на Тверской бульвар


В МХАТ имени Горького 20 февраля состоялась премьера восстановленного спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова.

20.02.2020 в 00:59

Не про любовь. Ромео и Джульетта в РАМТе


14 февраля, в день всех влюбленных, в РАМТе состоялась очень созвучная празднику премьера: «Ромео и Джульетта».

17.02.2020 в 21:27

Три сестры сварили варенье в МХАТ


В МХАТ имени Горького начались прогоны спектакля «Три сестры» - реконструированной версии постановки Владимира Немировича-Данченко 1940 года.

16.01.2020 в 00:27

Трамвай иллюзий на языке жестов


В Центре Драматургии и Режиссуры на Беговой необычная премьера — спектакль «Белые деревья. Иллюзии» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».