23 августа 2017 года
Фотопроект «Город на память». 354. Шоссе Энтузиастов и парадные сталинки
Чем ближе к городской окраине – тем воздух чище (вдоль шоссе Энтузиастов раскинулась лесопарковая зона – Измайловский парк и Терлецкая дубрава), а промышленных предприятий меньше. Индустрия здесь собрана в промзону № 54 «Прожектор» в окрестностях Московской Окружной железной дороги и чётко отделена от спальных районов 1-й Владимирской улицей. Жилая застройка района самая разная – есть и несколько солидных сталинок, и интересные примеры реновации пятиэтажек без сноса устаревших зданий.
Памятник «Рабочий» установлен в 1970 году на пересечении шоссе Энтузиастов и проспекта Будённого (скульптор Г.Нерода)
Шоссе Энтузиастов пересекается с Московской Окружной железной дорогой, построенной к 1908 году, чтобы разгрузить московские вокзалы. С открытием МОЖД товары и грузы стали доставляться на заводы не транзитом через центр, а непосредственно на территорию по подъездным железнодорожным путям. Это стальное кольцо способствовало расширению промышленной зоны и эксплуатировалось на протяжении всего советского периода.
Московская Окружная железная дорога обладала огромной инфраструктурой – вокзалы, депо, мастерские, продовольственные пункты, казармы, посты централизованного управления стрелками, водоёмные здания, дома для сотрудников дороги десяти типов и ещё немало служебных объектов. Выполняя высочайшее указание императора «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид», власти засуетились и привлекли к строительству лучших инженеров и архитекторов. В создании проекта участвовали П.Рашевский, А.Померанцев, Н.Марковников, И.Рыбин. В итоге кольцо стало не просто функциональным промышленным объектом, но и архитектурным шедевром. Все станционные здания были выдержаны в едином стиле, но отличались друг от друга в деталях.
Пришли иные времена, на месте заводов возводятся жилые комплексы и грузоперевозки уступили место пассажирскому сообщению. Чтобы по Московскому центральному кольцу полетели «Ласточки», потребовалась электрификация дороги и реконструкция путепроводов.
Смотрите старые фотографии: Шоссе Энтузиастов. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/94298
Вблизи шоссе Энтузиастов находится одноимённая станция МЦК, которая открылась 10 сентября 2016 года, в день запуска пассажирского движения по кольцу.
Несмотря на сносы многих обветшавших за сотню лет построек, архитектурный ансамбль кольца, в основном, сохранился и к открытию МЦК оставшиеся здания были отреставрированы и свежевыкрашены. Не обошлось и без странностей. В 2012 году старинные казармы железнодорожных служащих не стали непреодолимым препятствием для прокладки автомобильной магистрали и были снесены, однако по какой-то причине воссозданы на новом месте, чуть левее вокзала исторической станции МОЖД «Лефортово».
Смотрите старые фотографии: Казармы служащих Окружной железной дороги у Владимирского шоссе. 1907 год: https://pastvu.com/p/10267
Это новодел-копия казармы служащих
Шоссе Энтузиастов, 36 – Главное здание Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института (ВНИГНИ) построено в 1949 году по проекту братьев Леонида и Виктора Весниных.
Шоссе Энтузиастов, 42 – украшенное лепниной здание было построено для одного из НИИ, подпадавших в советские годы под категорию «почтовых ящиков». Сейчас здание занимает Федеральная таможенная служба. На шоссе Энтузиастов промышленные предприятия чередовались с подобными научно-исследовательскими институтами, которые работали на важнейшие отрасли народного хозяйства и оборону страны. В одном из них был получен первый в СССР графит для ядерных реакторов, в другом создавалась бортовая аппаратура космических станций, в третьем – корабельные системы управления стрельбой, в четвёртом разрабатывались новые технологии изготовления электрокерамики, а сейчас институтские корпуса сдаются в аренду под офисы и торговлю или передаются другим ведомствам.
Смотрите старые фотографии: Авария на газовой магистрали. 1987 год: https://pastvu.com/p/17232 Как раз возле этих зданий в январе 1987 года произошла авария на газовой магистрали. Городские службы не реагировали на сообщения прохожих о сильном запахе газа, а к вечеру прогремел взрыв, погибли люди. По другой версии, причиной взрыва стало локальное землетрясение.
Как упоминалось ранее, шоссе Энтузиастов получило своё название в 1919 году в честь революционеров и политических заключённых, которые направлялись в сибирскую ссылку по Владимирскому тракту. Архитекторы станции метро «Шоссе Энтузиастов» вспомнили эту историю и посвятили оформление зала теме борьбы за свободу. В западном торце установлена скульптурная композиция «Пламя свободы» (автор Андрей Кузнецов) – каменные руки, разрывающие оковы. Прогулявшись по станции, пассажиры могут освежить в памяти некоторые события истории Российской империи – крестьянские бунты и восстание декабристов.
В советские годы участок возле МОЖД был плотно застроен заводами, фабриками и зданиями НИИ, среди которых внезапно обнаруживается довольно большой Владимирский пруд. Этот водоём встречается на картах ещё XVIII века, позднее назывался прудом Хлудова, а сейчас за продолговатую форму прозван местными жителями «Огурцом».
Шоссе Энтузиастов, 31 – Московский Электродный завод, первенец отечественной электродной промышленности, построен в 1933 году. Вот что пишет о главном здании справочник «Архитектура авангарда»: «Архитектор неизвестен. Протяженное промышленное здание с динамичной композицией уличного фасада, с закруглённой четырехэтажной угловой частью. Контраст ленточных окон цилиндрической части с вертикальными окнами лестничных клеток подчёркнут горизонтальными поясками и аттиком. Основной корпус, тянущийся вдоль улицы, – трехэтажный, с окнами, горизонтальность которых акцентирована поясками».
Завод является одним из старейших предприятий Москвы и производит более сорока марок электродов для сварки всех основных и ряда специализированных марок сталей и сплавов. Выпускаемая им продукция используется предприятиями энергетики, нефтегазоперерабатывающими комплексами, в химической и пищевой промышленности, металлургии и машиностроении. По мнению местных жителей, именно этот завод насыщает атмосферу района индустриальными ароматами.
Электродный проезд, 16 – административное здание (1933)
Шоссе Энтузиастов, 46 строение 1 – административное здание (1939)
Шоссе Энтузиастов, 48 – жилой дом для профессуры построен в 1940 году по проекту Алексея Щусева
Шоссе Энтузиастов, 50
Шоссе Энтузиастов, 50Б – ныне заброшенное здание, построенное в 1952 году для детского сада завода «Салют»
Шоссе Энтузиастов, 54 – типовое школьное здание первой половины 1930-х годов (архитектор Д.Фридман)
Шоссе Энтузиастов, 56 строение 32 – административно-производственный корпус завода «Прожектор» (1963). Вокруг завода сложилась Промзона № 54, в постсоветские годы пришедшая в упадок и перестраиваемая под офисы. На соседних улицах Московский прожекторный завод построил для своих сотрудников несколько жилых домов, детские сады, дворец культуры.
1-я Владимирская улица, 10Б – Дворец культуры «Прожектор» с концертным залом на 900 мест, помещениями для кружков и спортивных секций построен в 1972 году.
Смотрите старые фотографии: Дворец культуры «Прожектор». 1972-1974 гг.: https://pastvu.com/p/34525
1-я Владимирская улица, 8 – жилой дом (1955)
Памятник молодогвардейцу Олегу Кошевому установлен в школьном дворе
На 2-й Владимирской улице три дома 1951-1952 годов постройки реконструированы в эстетике конструктивизма и ещё три корпуса построены заново на месте снесённых пятиэтажек. Получились стильные здания с элитными квартирами. Увы, переселенцам из «хрущёвок» ничего подобного не светит – грядущая массовая реновация пойдёт по пути уплотнительной застройки многоэтажными «человейниками».
Смотрите старые фотографии: Шоссе Энтузиастов, 60. 1938-1940 гг.: https://pastvu.com/p/1224 В двадцатые-тридцатые годы при строительстве домов использовались деревянные перекрытия. Внешне здание выглядит основательно, но несущие конструкции по прошествии нескольких десятилетий приходят в негодность и этот дом (1936, архитекторы Г.Гурьев-Гуревич, А.Зальцман) снесли зимой 1976-1977. На его месте сейчас обычная кирпичная двенадцатиэтажка.
Шоссе Энтузиастов, 66 – жилой дом (1938)
Жаль, что в постсоветские годы пришли в упадок многие исторические объекты Измайловского парка, но конноспортивная школа, основанная ещё до войны, пережила экономические катаклизмы девяностых и по-прежнему округу оглашает лошадиное ржание.
Смотрите старые фотографии: Конно-спортивная школа «Буревестник» (ныне «Измайлово»). 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/5964
Электродный проезд, 11 – Конноспортивный комплекс «Измайлово» основан по инициативе знаменитого кавалериста Гражданской войны, маршала Семёна Будённого. В окрестностях располагался Военный городок (городок Осоавиахима) со спортивной площадкой, парашютной вышкой и камерой окуривания для работы в противогазах. Конноспортивная школа была построена в 1935 году по проекту М.Коржевой и М.Прохоровой, создавших и многие другие измайловские объекты. Конюшня была рассчитана на 40 лошадей, по соседству располагалось поле с трибунами и сарай для фуража. В 1948-1953 годах архитектор Б.Аверинцев построил новую конюшню на 70 кономест и крытый манеж. Скульптуру лошади возле входа в манеж выполнил Э.Гиляров.
Смотрите старые фотографии: Площадка для конкура и центральная ложа. 1985 год: https://pastvu.com/p/229134
Шоссе Энтузиастов, 33 – стадион «Авангард», ныне Центральный спортивный клуб МЧС России. Стадион «Авангард» с футбольным полем и трибунами, спортивным залом, открытыми баскетбольной и волейбольной площадками построен в 1954 году.
Смотрите старые фотографии: Перед стадионом «Авангард». 1950-1954 гг.: https://pastvu.com/p/212283
Смотрите старые фотографии: Спортзал стадиона «Авангард». 1956 год: https://pastvu.com/p/157540
Шоссе Энтузиастов, 58 – кинотеатр «Слава», возведённый в 1952-1957 годах по проекту И.Жолтовского (аналогичные работы архитектора – кинотеатры «Буревестник» и «Победа»).
Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Слава». 1957 год: https://pastvu.com/p/91451
Смотрите старые фотографии: Фойе кинотеатра «Слава». 1956 год: https://pastvu.com/p/91452 Просто нет слов – по интерьерам кинотеатр на рабочей окраине напоминает царский дворец. Добавьте к этому буфет с достойным ассортиментом, аквариум, тир с пневматикой…
В девяностые годы кинопрокат не был готов конкурировать с видеосалонами и оказался в кризисе. «Слава» превратилась в культурно-развлекательный центр с боулингом, бильярдом, караоке, рестораном, однако со временем городские власти предприняли попытку вернуть сдаваемый в аренду кинотеатр. Итогом тяжбы стал поджог здания неизвестными лицами. С февраля 2007 года минуло больше десяти лет, но выявленный объект культурного наследия по-прежнему пребывает в плачевном состоянии.
Шоссе Энтузиастов, 74 – жилой дом (1958)
Завершить прогулку из Рогожки в Перово можно двумя элегантными сталинками, построенными уже после смерти усатого вождя, но ещё до начала хрущёвской борьбы с архитектурными излишествами. В Москве есть несколько магазинов, по каким-то причинам обходившихся без евроремонта и сохранивших советские интерьеры, и один из них – «Спорт» – находится на шоссе Энтузиастов.
Шоссе Энтузиастов, 76 – жилой дом (1958)
В городе немало довоенных крышек люков Народного комиссариата связи, но такие – с рисунком в клеточку и точками в аббревиатуре Н.К.С. – замечены только на ВДНХ и шоссе Энтузиастов, которое дальше идёт через лесопарк и современные жилые кварталы до МКАД, за чертой города тянется до Балашихи и там переходит в Горьковское шоссе.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – от «Войковской» до «Водного стадиона»…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Измайлово, город на память, архитектура СССР, промзона, московские кинотеатры, сталинки, шоссе Энтузиастов, конно-спортивная база, кинотеатр Слава.