22.12.2018 17:26

«Город на память». 358. Театральная площадь и Малый театр

12 октября 2017 года
Фотопроект «Город на память». 358. Театральная площадь и Малый театр

После изгнания наполеоновских оккупантов Москва стала возрождаться из пепла пожаров. В 1813 году была создана Комиссия для строения в Москве, а спустя год наблюдение за всеми постройками и заведование всей «фасадической частью» было возложено на архитектора Осипа Бове. Под его руководством был разработан проект будущей Театральной площади с четырьмя симметрично стоящими зданиями по периметру. Одинаковый ритм этих корпусов должен был по замыслу Бове подчёркивать монументальность Петровского театра.

Площадь несколько раз меняла названия: Петровская, Театральная, в 1919-1991 годах — площадь Свердлова и вновь — Театральная.

Это место в центре Москвы с XVIII века было «намолено» театралами, не пропускавшими премьеры в Петровском театре, основанном в 1776 году князем Петром Урусовым в самом начале улицы Петровки. Здание не раз горело и очередное возрождение здания театра произошло под эгидой уже упоминавшейся Комиссии. Лауреатом длившихся несколько лет архитектурных конкурсов стал проект Андрея Михайлова, доработанный Осипом Бове.

Но первым театром в этих местах был не Большой, а будущий Малый, открывшийся по инициативе поэта и драматурга Михаила Хераскова в 1756 году как Вольный русский театр при Московском университете. Он успел поменять нескольких владельцев, пока дирекция Императорских театров не объединила обе труппы — балетно-оперную и драматическую. У театров-соседей были одни и те же актёры, общие костюмерные и подземный коридор, соединяющий здания.

Размежевание произошло уже после Отечественной войны. В 1824 году архитектор Александр Элькинский по проекту Бове перестроил здание купца Варгина и в октябре того же года Малый представил на суд зрителей свою первую постановку — увертюру сочинения Алексея Верстовского. А в январе 1825 года открылся и Большой театр, там давали представление «Торжество муз», посвящённую возрождению этого храма Мельпомены.

Поначалу «малый» писали со строчной буквы, но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными. А какие актёры выходили на эту сцену! Рыкалова, Никулина, Медведева, Федотова, артистическая семья Садовских, династия Бороздиных — Музилей — Рыжовых, Ленский, Южин, Лешковская, Яблочкина, Остужев, Пашенная, Турчанинова, Ильинский, Жаров, Бабочкин, Царев… разве всех перечислишь? И каждое имя – золотая страница в истории российского театра.

Еще при жизни А.С.Пушкина Малый создал сценические версии трех произведений поэта: «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыгане». Комедия Грибоедова «Горе от ума» впервые была поставлена без цензурных ограничений. Николай Гоголь советами участвовал в постановке «Ревизора» («Мертвые души», «Женитьба», «Игроки» также шли на этой сцене). Иван Тургенев специально для Малого театра создал пьесы «Холостяк» и «Нахлебник».

С Малым связана творческая судьба русского драматурга Александра Островского. Считается, что с Островского начался весь русский театр в его современном понимании, драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Он написал 48 пьес («Свои люди — сочтёмся!», «Не в свои сани не садись», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница»), и все они были поставлены в Малом театре. Драматург сам читал пьесы актёрам и репетировал.

«У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского»,- обратился когда-то к Островскому писатель Иван Гончаров. Памятник Островскому (скульптор Николай Андреев, архитектор Иван Машков) был установлен уже при Советской власти, в 1929 году.

Ознакомиться с репертуаром театра можно на официальном сайте: http://www.maly.ru

В 1914 году сильный пожар возник в пристройках Малого театра, где хранились декорации Императорских театров и располагались машинное отделение и квартиры служащих. Пожарные боролись с огнём около трёх часов, локализовали возгорание, но не смогли спасти декорации, представлявшие большую ценность.


2017 год. Элина Быстрицкая и Юрий Соломин (художественный руководитель театра)


Актёр Театра имени Вахтангова Владимир Этуш возле памятника Островскому

В 2014 году началась реконструкция здания Малого театра, прошедшая в несколько этапов — сначала подземные работы с размонтированием старого коллектора реки Неглинки и углублением на шесть метров вниз. Это позволило создать коммуникационный коридор, который связал между собой все зоны театра, дал возможность быстро менять декорации и улучшил логистику. Здесь же размещены и инженерные системы, в ходе ремонта был укреплён фундамент. Затем был отреставрирован фасад здания, а в завершение — зрительный зал и сцена, причём этот этап проходил особенно бережно, чтобы сохранить уникальную акустику зала. Зрители, пришедшие в обновлённый Малый театр, не заметят изменений его исторического облика. Лишь расстояние между креслами увеличилось для большего комфорта.

Продолжаем прогулку по Театральной площади. Двери современного здания Большого театра открылись для зрителей в 1856 году. Его проект создал главный архитектор императорских театров Альберт Кавос, который прекрасно разбирался в проектировании многоярусных театров со сценой-коробкой и с итальянскими и французскими типами лож. 20 августа 1856 года театр открылся оперой «Пуритане» В.Беллини. Его истории будет посвящён следующий сюжет проекта «Город на память».

Монументальное театральное здание и сквер перед ним с дореволюционных времён до наших дней к праздничным датам становились некими арт-объектами с оригинальными декорациями и иллюминацией.


Новый 2017 год


Фестиваль «Круг света» (2013)

Старый фонтан был демонтирован в 1996 году в ходе реконструкции площади и на его месте установили новый, более помпезный. Обратите внимание на герб СССР на Большом театре — в наши дни на фронтон вернулся императорский двуглавый орёл.

Позднее площадь стала одним из главных мест встреч фронтовиков, ветеранов Великой Отечественной войны. В День Победы в сквере у фонтана собирались тысячи седовласых мужчин и женщин в полевой или парадной форме с наградами. Некоторые искали своих однополчан и держали в руках таблички с названиями подразделений.

На Театральной стартуют забеги легкоатлетов «Кремлёвская миля» и ралли ретроавтомобилей L.U.C CHOPARD CLASSIC WEEKEND RALLY

Между Большим и Малым театрами расположено семиэтажное здание в стиле неоготики, возведённое архитектором Романом Клейном в 1908 году для торгового дома «Мюр и Мерилиз» (улица Петровка, дом 2). Шотландские коммерсанты Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз торговали здесь с 1885 года и, как писали газеты того времени, «подобного громадного магазина по внутреннему помещению, равно и по обилию и разнообразию продающихся в нём товаров, определённо нигде нет в России». Цена был указана на товаре, что не позволяло покупателям торговаться, а продавцам самостоятельно завышать цены. Мюр и Мерилиз ввели практику обмена или возврата товара, а каждое лето устраивали распродажи.

Пожары в старом магазине вынудили владельцев выстроить новое здание, которым мы любуемся, проходя через Театральную площадь. После Октябрьской революции магазин перешёл в собственность государства и вновь открылся под вывеской Мосторг, а с 1933 года носит название ЦУМ — Центральный универсальный магазин.

После реконструкции 1974 года универмаг прирос новым корпусом за счёт уничтоженного стильного Голофтеевского пассажа.

На противоположной стороне площади стараниями архитекторов Александра Элькинского, Фёдора Шестакова и Осипа Бове в 1821 году был построен доходный дом, но сказалась аура этих мест и здание вскоре стало частью театральной истории Москвы. Сначала здесь выступал Артистический кружок, а потом актёр и режиссёр Михаил Лентовский достроил третий этаж и оборудовал практически новый зрительный зал на 1500 мест. Купец Павел Шелапутин дал возможность реализовать молодёжи свой талант и открыл Императорский новый театр для актёров, которым не нашлось ролей в Большом и Малом. На этой сцене давали спектакли частный Оперный театр Зимина, частный театр Константина Незлобина, театр-студия МХАТ 2-й, а в советские годы здание передали Центральному детскому театру, наследником которого в наши дни стал РАМТ (Российский академический молодёжный театр).


РАМТовцы спешат к служебному входу


Угловой дом выбивается из классического ряда, хотя это всё тот же архитектор Элькинский и всё тот же доходный дом Константина Полторацкого, но перестроенный в 1938 году для размещения вестибюля станции метро «Охотный ряд» (в 1955-1957 годах — «Имени Кагановича», снова «Охотный ряд», в 1961-1990 — «Проспект Маркса» и в третий раз — «Охотный ряд»).

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — Театральная площадь и Большой театр…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, День победы, Большой театр, Малый театр, РАМТ, город на память, ретроавтомобили, Театральная площадь, Мюр и Мерилиз.

Другие публикации

08.09.2020 в 00:30

День закрытия 33-й Московской международной книжной ярмарки в «Манеже»


Корреспондент «РБ» делится фото и сопровождает их судорожной рефлексией от крайнего дня ММКЯ

12.08.2020 в 16:05

ВДНХ отметила День рождения


После нескольких месяцев онлайн-мероприятий на ВДНХ вернулись развлечения.

12.08.2020 в 15:55

Ускорить оформление ДТП поможет велопатруль


В Москве на Лесной улице и внутри Бульварного кольца приступил к работе велопатруль.

02.08.2020 в 23:33

РАМТ. 100 лет в диалоге со зрителем


После вынужденного перерыва оживает культурная жизнь Москвы. Одним из первых открыл свой 100-й юбилейный сезон Российский Академический Молодежный Театр.

22.07.2020 в 22:56

Опасная пицца


Сумка курьера парализовала движение в центре Москвы и доставила хлопот спецслужбам. Рассказывает наш корреспондент.

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.