22.12.2018 21:30

«Город на память». 361. Русаковская улица и пожарная каланча

22 ноября 2017 года
Фотопроект «Город на память». 361. Русаковская улица и пожарная каланча

Русаковская улица – участок проложенного в конце XIX века Сокольнического шоссе, переименованный в 1921 году в память о враче и революционере Иване Русакове. Среди местных архитектурных достопримечательностей можно отметить рабочие городки Бориса Иофана и Михаила Мотылёва, дореволюционный кинотеатр, в последние годы известный под названием «Орлёнок», деревянный на каменном основании дом экспедиции Калинкинского мёдо-пивоваренного товарищества, довоенные школьные здания, а самая заметная постройка на Русаковской улице – Сокольнический полицейский дом с пожарной каланчой.

Иван Русаков, ещё будучи студентом медицинского факультета Московского университета, проникся социал-демократическими идеями, а в 1905 году участвовал в вооружённом восстании. По приговору суда следующие три года он провёл в тобольской ссылке, где занимался врачебной деятельностью и научной работой. Вернувшись в Москву, доктор работал в больницах, не прекращая подпольной партийной деятельности, а после победы пролетарской революции возглавил Сокольнический райсовет рабочих и солдатских депутатов. По инициативе Русакова в Сокольническом районе были созданы первая лесная школа и станция любителей природы, первый детский сад. В 1921 году Иван Русаков добровольцем отправился на подавление Кронштадтского контрреволюционного восстания и был убит мятежниками.


Квартал 998 составляют несколько жилых домов, построенных в 1920-е годы для работников окрестных предприятий, предположительно, при участии архитектора Михаила Мотылёва. В периметре был обустроен двор-сад с прогулочными дорожками, фонтаном, бюстами Ленина и Сталина.

Смотрите старые фотографии: Двор-сад рабочего посёлка. 1950-1953 гг.: https://pastvu.com/p/43156


Гаврикова улица, 3 – десятиподъездный жилой дом строился в 1929 году для железнодорожников как дом-коммуна, с яслями, домовой кухней, прачечной.


Русаковская улица, 2, строения 1 и 2 – два дома, построенные в 1926 году, вероятно, по проекту Бориса Улинича, поначалу были трёхэтажными, но спустя десять лет в ходе реконструкции подросли до пяти этажей. В послевоенные годы возник проект надстройки существующих зданий до семи этажей, а в проезде между корпусами предполагалось уместить 12-этажную башню, но архитектурно-строительный совет эту идею отклонил. Хотя нечто подобное было реализовано в пятидесятые годы в начале Сущёвского вала.

Смотрите старые фотографии: Русаковская улица, 2. 1953 год: https://pastvu.com/p/298494

Конструктивистский жилой комплекс «Русаковский» свой ресурс исчерпал, ведь довоенные пятиэтажки строили с деревянными перекрытиями. Рабочий посёлок не является архитектурным памятником, жильцы расселяются и его снос – вопрос времени. Вероятно, на месте квартала вырастет новый многоэтажный дом. Например, такой – Русаковская улица, 1 – жилой дом (2006).


Русаковская улица, 4, строение 4 – магазин (1940)


Три жилых дома – Русаковская улица, 4, строение 1, Русаковская улица, 6 и Русаковская улица, 8 построены в 1926-1927 годах.

На противоположной стороне Русаковской улицы в 1925-1926 годах Борис Иофан возвёл три дома с арками и лоджиями, которые прозвали «итальянскими». Архитектор учился в Риме и до возвращения в Россию реализовал несколько проектов в Италии. Позднее Иофан создал проекты Дворца Советов и сталинских высоток, «Дома на набережной» и МГУ, корпусов Тимирязевки, станции метро «Бауманская», а «показательные дома для рабочих» стали его первым московским опытом.

Впрочем, заселились в эти новостройки не столько пролетарии, сколько представители партноменклатуры и интеллигенции, – дома-то были кооперативные. Братья-архитекторы Борис Иофан и Дмитрий Иофан тоже получили здесь квартиры, но Борис позднее перебрался в «Дом на набережной». На момент заселения горожане радовались улучшению жилищных условий, но число жильцов увеличивалось за счёт понаехавших из деревень родственников и рождённых детей, а планировка с коммунальной кухней на три семьи и совмещённым санузлом не была рассчитана на подобное уплотнение.

До революции в этих местах располагались Сокольнические мужское и женское училища. А в 1928 году между Русаковской улицей и Леснорядским переулком выросла 28-я фабрично-заводская школа-семилетка (позднее школа № 315).

Смотрите старые фотографии: 1-е Сокольнические мужское и женское училища. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/2453 (здание не сохранилось)

А в 1928 году между Русаковской улицей и Леснорядским переулком выросла 28-я фабрично-заводская школа-семилетка (позднее школа № 315). Смотрите старые фотографии: 1930-1931 гг.: https://pastvu.com/p/302881

Русаковская улица, 10, строение 6 – школа № 319 (1936), позднее перепрофилированная под административное здание РОНО Сокольнического района.

Смотрите старые фотографии: Русаковская улица, 10, строение 6 – школа № 319 (1936), позднее перепрофилированная под административное здание РОНО Сокольнического района. 1974 год: https://pastvu.com/p/23259

Смотрите старые фотографии: Школьный огород. 1949 год: https://pastvu.com/p/208165 В этом образовательном квартале нашлось место и для огорода, где школьники на практике применяли знания, почерпнутые на уроках ботаники. Выращенные своими руками зелень и овощи дополняли стандартный рацион школьной столовой. Но самое интересное на старом снимке – это деревянная застройка на противоположной стороне улицы, где в те времена находился конный двор с конюшней, а с 1963 года стоит жилая девятиэтажка.

Смотрите старые фотографии: Первая шахта московского метро. 1932-1935 гг.: https://pastvu.com/p/51779

А это знаменательное место – 7 ноября 1931 года здесь состоялось торжественное открытие первой шахты Московского метрополитена. Это был опытный участок, доказавший, что прокладывать метротоннели можно как открытым способом, так и закрытым, на глубине 25-30 метров. Молодой инженер В.Маковский из Технического отдела Управления Метростроя вопреки сомнениям скептиков доказал свою правоту. Исследование проводилось более полугода, а его итогом стало Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 806 от 25 мая 1932 года о строительстве участка Сокольнической линии закрытым способом на большой глубине. По факту первая очередь столичной подземки получилась комбинированной, с участками как мелкого, так и глубокого заложения.

Смотрите старые фотографии: Вентиляционный киоск метро с мемориальной табличкой. 1965-1975 гг.: https://pastvu.com/p/199492


Современный венткиоск № 174 Сокольнической линии с мемориальной табличкой о первой шахте Московского метрополитена.

Возле Митьковской соединительной ветки ещё до революции был построен завод «Пиво-медоваренное «Товарищество Калинкина» СПб-М» (1892-1902, архитектор Август Вебер). Калинкинское пиво некогда ценилось гурманами пенного напитка и упоминалось в произведениях Толстого и Чехова. В советские годы предприятие производило пиво и безалкогольные напитки. Московский завод безалкогольных напитков Но со временем краснокирпичные производственные корпуса пришли в упадок и были снесены под строительство офисно-гостиничного комплекса «Бородино Плаза».

Смотрите старые фотографии: Контора и корпуса пивоваренного завода. 1911 год: https://pastvu.com/p/8234

Снос конторы (административно-лабораторного корпуса) пивоваренного завода в 2008 году привлёк внимание Москомнаследия и, по мнению экспертов этой организации, разрушение двухэтажного старинного дома было незаконным. Собственники сослались на отсутствие документов о признании конторского корпуса памятником, да и здание просто самообрушилось во время ремонта. Начались проверки, и уже не один год за рисованным фальшфасадом скрывается пустырь. Возможно, на этом месте появится гостиница, стилизованная под дореволюционную постройку.


Русаковская улица, 13А, строение 2 – административное здание


За железной дорогой – цех по производству готовых лекарственных средств (таблетно-фасовочный участок) «Мосхимфармпрепараты имени Семашко» – старейшей компании отечественной фармацевтической индустрии, созданной в 1882 году.


Русаковская улица, 19, строение 3 – деревянный дом экспедиции медопивоваренного завода купца Калинкина (по другим данным, принадлежал Сокольническому пивоваренному заводу Торгового дома «Ванано, Рихтера и К»). Построен в 1885–1891 годах, украшен «сергиево-посадской» резьбой, которая покрывает не только наличники окон второго этажа, но и простенки между ними. В советские годы дом служил складом.


Русаковская улица, 19, строение 2 – здание постройки 1916 года


Русаковская улица, 18 – жилой дом


Русаковская улица, 23А – вечерняя школа общего музыкального образования № 13, сейчас – детская музыкальная школа имени П.Юргенсона, одна из старейших в Москве. В школе проводится обучение по специальностям: фортепиано, вокал, скрипка, виолончель, баян, аккордеон, домра, гитара, балалайка, духовые и ударные инструменты, есть эстрадное отделение.


Русаковская улица, 23 – ещё до революции в этом здании открылся синематограф «Олимп», поменявший название сначала на «Молот» а с 1971 года – на «Орлёнок». По одной из версий, Владимир Ленин, ограбленный в Сокольниках бандитами и лишившийся автомобиля, звонил отсюда с просьбой прислать за ним другую машину, чтобы отправиться на ёлку в детский дом. Но сокольнические пожарные считают, что вождь после нападения банды Якова Кошелькова обратился в первую очередь к ним, ведь милиция размещалась в их здании с каланчой. С 1963 года после пристройки новой коробки кинозал стал вмещать 450 зрителей, в старом здании обосновался Дом политпросвещения.


Вместо кинотеатра теперь ресторан азербайджанской кухни


Маленковская улица, 42, строение 1 – предположительно, раньше в этом доме находился детский сад


Русаковская улица, 22 – панельный жилой дом серии И-286 (1970, архитекторы В.Нестеров, А.Половников)


Памятник Герою Советского Союза капитану Николаю Гастелло, направившего горящий бомбардировщик ДБ-3 на вражескую механизированную колонну.


В начале 1970-х годов на месте малоэтажной застройки на Русаковской улице выросли панельные дома, в восьмидесятые была застроена Сокольническая площадь (в доме 9 находился фирменный магазин фототоваров «Зенит» и кафе «Стромынка»), а высотки появились относительно недавно: в 2006 году – «Холидей Инн Сокольники» и в 2010-м – жилой комплекс «Дом в Сокольниках».

Смотрите старые фотографии: Русаковская улица. 1998 год: https://pastvu.com/p/348722


Современный вид с каланчи

Смотрите старые фотографии: Вид с каланчи. 1960 год: https://pastvu.com/p/38089

Сокольническая площадь, дом 9

Смотрите старые фотографии: Сокольническая площадь, дом 9. 1985 год: https://pastvu.com/p/92459

От дореволюционных времён на Сокольнической площади сохранились храм Воскресения Христова и модерновое здание бывшего театра-варьете «Тиволи», в советский период это – кинотеатр «Луч», ныне – Дом молодёжи «Сокольники». Театр «Тиволи» был открыт в 1912 году, здесь выступали выдающиеся оперные певцы Шаляпин и Собинов, артисты Малого театра и МХТ.

Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Луч». 1949 год: https://pastvu.com/p/68500

В старину было принято объединять в одном здании правоохранителей и огнеборцев. В Сокольниках Полицейский дом с пожарной командой был построен к 1884 году по проекту архитектора Максима Геппенера, автора многих московских индустриальных зданий, учебных заведений и доходных домов.

Смотрите старые фотографии: Сокольнический полицейский дом. 1890 год: https://pastvu.com/p/527184

Многие из его построек сохранились до наших дней и имеют статус объектов культурного наследия – Комиссаровское техническое училище, Главная насосная станция в Саринском проезде, Дом городских училищ имени Императора Александра II, главный дом городской усадьбы К.Мейера и другие. В 1890-е годы Геппенер выполнял крупные городские заказы по проектированию сооружений московской трамвайной сети и Мытищинского водопровода.

Решение о строительстве здания городская дума приняла ещё в 1863 году, а вот деньги собирали всем миром и этот процесс растянулся почти на два десятка лет. Чтобы грамотно распорядиться собранной суммой в 20 000 рублей, был объявлен архитектурный конкурс, который и выиграл Максим Геппенер. В то время каланча была одним из самых высоких зданий в Москве – пожарные на галерее сразу замечали дым и на место происшествия отправлялась дежурная команда. В отсутствие телефонной связи дозорные информировали коллег о возгорании, звоня в колокол и поднимая на шпиль каланчи шары, кресты, флаги. Эти условные знаки показывали ранг и район пожара.

«На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому «высокопоставленному» лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, — только гляди, не зевай! И ходит он кругом и «озирает окрестности»,- так описывал дозорную службу литератор Владимир Гиляровский.

Конная упряжка была гордостью каждой пожарной части. По свидетельству Гиляровского, лошади были красивы и сильны, их отбирали на воронежском и тамбовском конных заводах, причём каждая часть была укомплектована одинаковой мастью: на Пятницкой – вороные, на Мясницкой – рыжие, на Таганской – чалые, на Якиманке – серые в яблоках… А впереди обоза скакал трубач, разгоняя горожан с проезжей части улицы.

Смотрите старые фотографии: Пожарный обоз. 1901-1902 гг.: https://pastvu.com/p/24426

По дореволюционной традиции пожарные занимали общее здание с полицейским участком и однажды здесь побывал Владимир Ленин, обратившийся за помощью, когда грабители в Сокольниках отобрали у него автомобиль.

К 1930-м годам пожарные депо были оснащены телефонной связью и каланча превратилась в атавизм. Лошадей заменили краснобокие автомобили, распугивающие прохожих сиреной. Владимир Гиляровский: «Теперь пожарное дело в Москве доведено до совершенства, люди воспитанны, выдержанны, снабжены всем необходимым. Дисциплина образцовая — и та же былая удаль и смелость, но сознательная, вооруженная технической подготовкой, гимнастикой, наукой… Быстрота выездов на пожар теперь измеряется секундами. В чистой казарме, во втором этаже, дежурная часть — одетая и вполне готовая. В полу казармы широкое отверстие, откуда видны толстые, гладко отполированные столбы. Тревожный звонок — и все бросаются к столбам, охватывают их в обнимку, ныряют по ним в нижний сарай, и в несколько секунд — каждый на своем определённом месте автомобиля: каску на голову, прозодежду надевают на полном ходу летящего по улице автомобиля».

Смотрите старые фотографии: Пожарная каланча в Сокольниках. 1986-1987 гг.: https://pastvu.com/p/276254

В конце 1990-х годов здание пожарной части в Сокольниках было отреставрировано и перекрашено в бежевый цвет вместо тёмно-красного с белыми вставками. Каланчу вновь украсили утраченные в советские годы декоративные элементы – четыре старинные пожарные каски. Сейчас в здании по адресу улица Русаковская, 26 размещаются пожарно-спасательная часть № 12 и Управление по ВАО Главного управления МЧС России по г.Москве.

Об истории части и специфике пожарной службы рассказывает Евгений Голубев, начальник караула 12 ПСЧ, капитан внутренней службы:

«Деревянная Москва в старину часто горела, несколько раз выгорала полностью и жители района Сокольники решили собрать деньги, чтобы построить каланчу. В те времена пожарные жили прямо в депо, вместе с семьями, детьми. Несмотря на серьёзность и опасность профессии, в пожарную охрану тогда почему-то набирали людей, не годных к строевой службе.

На самом верху, на галерее каланчи находился пост вперёдсмотрящего, который завидев где-то дым, звонил в колокол. В дневное время на каланче вывешивались шары, ночью зажигали огонь. Средства индивидуальной защиты органов дыхания изобрели лишь в ХХ веке, а прежде пожар тушили всегда снаружи, не входя в горящее здание. В одной из телевизионных викторин был задан вопрос: для чего пожарному нужны были усы? Правильный ответ: усы смачивались и их можно было засунуть в нос и недолгое время находиться в задымлённом помещении. Причём люди чаще гибли не от дыма или огня, а от собственных лошадей: колокол зазвонит, лошадь резко встаёт на дыбы и – копытом в лоб.

Интересно, что в разных пожарных частях использовались лошади разных пород, к примеру, в Сокольниках «служили» лошади серой в яблоках масти. Конный экипаж выезжал из ворот свободно, современные машины буквально протискиваются в ворота, но изменить конструкцию нет возможности, так как здание является памятником архитектуры. Сейчас в пожарной части два отделения – две машины автоцистерны, а автолестницы нет: в старом тесном гараже она не поместилась бы по габаритам.

Чтобы как можно быстрее по сигналу тревоги оказаться на первом этаже, пожарные используют два спусковых столба. Машина должна выехать в течение минуты после того, как прозвучит тревога. Обычно в частях предусмотрено столько спусковых столбов – сколько отделений. Внизу под столбом подстелен амортизирующий материал, покрышки, резина, чтобы мягче приземляться. Кто придумал это нехитрое приспособление – история умалчивает, в разных странах конструкция может отличаться. Например, по стандарту США столб тоньше, а в России – толще. Сбежать вниз по лестнице запрещено, потому что второпях можно поскользнуться. Пока диспетчер выписывает путёвку, отделение быстро одевается, забирает путёвку и через секунды оказывается за воротами. На улице бойцы занимают места в автомобиле.

В соседней части на Соколиной горе есть три машины – автолестница, насос и цистерна. Автолестница приезжает на пожар, если возникнет необходимость. Они бывают 30-метровыми, 50-метровыми, есть 90-метровые коленчатые подъёмники, но если горит пятиэтажка, то нет смысла вызывать большую лестницу, в Москве машине с большими габаритами очень трудно встать из-за тесных дворов и припаркованного в них личного автотранспорта. По некоторым мостам запрещён проезд автомобилей большого тоннажа. Кстати, установка шлагбаумов во дворах должна согласовываться с инспекцией, но это делается не всегда. Ещё надо найти хозяина шлагбаума, добежать до него, чтобы открыл… Но если есть явные признаки возгорания, пожарные имеют право обеспечить проезд техники и вскрывать запертые двери. Такие действия огнеборцев регламентируются Федеральным законом № 69 «О пожарной безопасности». В подобных ситуациях составляется акт, который подписывает полицейский. Сейчас службы разделены и если кто-то забыл ключи в квартире и захлопнул дверь – то выезжают спасатели, а не пожарные. У них есть специальные механизмы, чтобы открыть дверь. Если кота снять с дерева – то это тоже к спасателям.

Насосный автомобиль оснащён мощным насосом для подачи воды из гидранта. На фасадах зданий или фонарных столбах можно увидеть буквы ПГ и стрелки – они указывают, где находится ближайший гидрант. Свой район изучен достаточно хорошо, а для ориентации на чужой территории есть справочник со схемами и характеристиками гидрантов, которые бывают тупиковыми или кольцевыми. К кольцевым можно подключить до пяти машин. Сокольнические пожарные иногда берут воду в Оленьем и Путяевских прудах.

Масштаб пожара обозначается цифрами один, один-бис, второй, третий… Приставка «бис» означает что-то вроде «плюса», то есть больше первого, но ещё не второй номер. Чаще всего пожар в квартире обозначают первым номером, а в школе, детском саду или административном здании – один-бис. Это значит, что диспетчер вызовет на место происшествия больше машин. Ранг пожара может вырасти после прибытия первого экипажа, разведки и оценки ситуации старшим. Первый вопрос очевидцам: могут ли находиться в квартире люди? Если горит квартира на первом этаже двенадцатиэтажного дома – на предмет задымления надо проверить все двенадцать этажей.

Диспетчер на пункте связи несёт дежурство круглосуточно, как и весь караул, работает сутки через трое. Сообщение о чрезвычайной ситуации сначала поступает в дежурную службу, а оттуда рассылается по частям. Комната оснащена телефонами, радиостанцией, компьютерами, в них забивается вся информация, поступающая с места происшествия. Начальник караула передаёт информацию по радиосвязи и диспетчер записывает всё на бумагу и в электронной форме. Перед диспетчером развешаны карты всей Москвы, района выезда, округа. Части расположены так, чтобы в любой конец своего района машина могла доехать не более, чем за десять минут. Если промедлить – начнут лопаться оконные стёкла и огонь быстро распространится на другие помещения. Помимо «своего» района пожарных могут направить и в соседние – для тушения крупного пожара. По каждому объекту района на пункте связи имеются карточки с поэтажными планами зданий – школ, больниц, производственных помещений. Нужную карточку командир отделения берёт с собой, ну а на месте получает дополнительную информацию от охраны объекта.

Для хранения и сушки рукавов – гибких трубопроводов для подачи воды – предусмотрено отдельное помещение. В Сокольниках для сушки используют старую каланчу, 20-метровые рукава складывают вдвое, поднимают наверх и вывешивают, чтобы вода вытекла. Последние каланчи построили в конце 1920-х годов, но и в современных зданиях проектируются вертикальные башенки для сушки.

На посту газодымозащитной службы хранятся средства защиты и баллоны с запасом воздуха на 40-45 минут. Пожарные выбирают себе маски дыхательного аппарата под свой размер, а для эвакуации пострадавших берут с собой универсальные, безразмерные. На пожар выезжает машина оснащённая компрессором, который заправит опустевшие баллоны. Они лёгкие, изготовлены из композитных материалов. Существуют специальные аппараты для работы под землёй, например, в тоннелях и на станциях метрополитена. При возгораниях в коллекторах или тоннелях метро работает отделение до пяти человек – большой группой проще разбирать завалы и эвакуировать пострадавших».

Традиционная рубрика: люки старого образца. На Русаковской улице замечены Телефон НКС и НКПТ, Канализация МКХ, Водосток.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Калошин переулок…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Сокольники, город на память, прогулки по Москве, Русаковская улица, МЧС России, пожарная каланча.

Другие публикации