23.12.2018 11:27

«Город на память». 363. Крестовский мост

21 декабря 2017 года
Фотопроект «Город на память». 363. Крестовский мост

Название Крестовского моста (путепровода) напоминает о XVIII веке, когда пересечение Камер-Коллежского вала и дороги на Ярославль охранялось таможней с заставой, а рядом были установлены часовня и крест. Современный мост через пути Октябрьской железной дороги и Алексеевской соединительной линии, украшенный четырьмя массивными гранитными фонтанами, построен в 1937 году.


Это памятный камень на месте Крестовской заставы

По чётной стороне по адресу проспект Мира, 102 располагается комплекс из нескольких десятков корпусов бизнес-центра «Парк Мира». Это территория Московского дроболитейного и патронного завода, основанного фабрикантом Инаровым в 1901 году. Спустя два года на заводе был построен первый производственный цех — деревянная дроболитейная башня с подсобными помещениями. Вскоре предприятие перешло к новым владельцам и получило название Дроболитейный завод Акционерного общества «Феттер и Гинкель», который выпускал скобяные изделия, металлическую и эмалированную посуду, рыболовные и охотничьи принадлежности, инструмент, канцелярские принадлежности, столовые приборы, шорные товары, а приоритетным (судя по названию) оставалось производство охотничьей дроби, гильз, картечи, войлочных и картонных пыжей, револьверных патронов и ручных осветительных ракет.

После революции завод выполнял оборонные заказы по выпуску боеприпасов, с 1931 по 1966 год шифровался под номером 58, позднее получил название «Московский завод радиотехнической аппаратуры», а с 1977 года — НПО «Импульс». После вывода режимного объекта здесь разместятся дом с апартаментами бизнес-класса, бизнес-центр и торговая галерея.


1919-1921 гг.: https://pastvu.com/p/686811 Композиция «Молотобойцы» скульптора Булаковского – одно из первых монументальных произведений советской эпохи. Скульптурная группа была установлена на воротах Дроболитейного завода и простояла до начала шестидесятых годов.


Дроболитейный переулок. 1972 год: https://pastvu.com/p/95946

Дроболитейный переулок до 1922 года назывался Кладбищенским, так как он заканчивается у ворот одного из старейших московских погостов — Пятницкого кладбища, основанного после чумного бунта 1771 года. Указ Екатерины II предписывал строить при кладбищах «на первый случай хотя бы небольшие деревянные церкви» и такая церковь простояла на Пятницком несколько десятилетий, пока её не сменил каменный храм Троицы Живоначальной, возведённый по проекту Афанасия Григорьева и освящённый в 1835 году.


Ещё одна церковь — Симеона епископа Персидского — была построена в 1915 году (архитектор Николай Благовещенский) на средства московского купца С.Зайцева в память о похороненном здесь отце. В советское время кресты и колокола с часовни были сняты, а помещение церкви долгое время использовалось как склад кладбищенского инвентаря.

На кладбище сохранились дореволюционные надгробия


Пятницко-Кладбищенская школа. 1909 год: https://pastvu.com/p/154134


Кладбище остаётся в стороне, отправляемся по мосту над гаражами и железнодорожными путями


Крестовский путепровод. 1881-1900 гг.: https://pastvu.com/p/511240


Крестовский путепровод. 1986 год: https://pastvu.com/p/25284 Автор: Ермаков С.Н. На его месте сохранён небольшой технический мост, проход по которому закрыт.


Крестовский путепровод. 1976-1980 гг.: https://pastvu.com/p/10042

В 2007-2009 годах Крестовскому путепроводу потребовалась реконструкция с расширением проезжей части до десяти полос, при этом были ликвидированы трамвайные маршруты, десятилетиями проходившие по проспекту Мира. Строители проводили работы поэтапно на отдельных участках путепровода, несущие конструкции были разобраны и собраны заново, под мостом создана новая транспортная развязка. Оформление моста осталось прежним и даже фонтаны заработали.


Крестовские башни. 1900 год: https://pastvu.com/p/643434

Самые заметные сооружения в окрестностях Крестовского путепровода были построены в 1892 году по проекту Максима Геппенера. Это две краснокирпичные водонапорные башни сорокаметровой высоты, соединённые между собой ажурным мостиком. Фасады были фрагментарно облицованы тарусским мрамором, а мостик украшен образом святого Георгия Победоносца и иконой Божией Матери «Живоносный источник». Внутри каждой из башен размещался металлический резервуар на 78 тонн воды, закачанной с Алексеевской насосной станции, а дальше вода самотёком поступала в центр города по трубам водопровода. В башнях располагались также конторы, архив, мастерская по ремонту водомеров, квартиры сотрудников. Строительство лично финансировал городской голова, купец Николай Алексеев.


Крестовские башни. 1930-1935 гг.: https://pastvu.com/p/21890  Кстати, тротуар вымощен плиткой.

В 1937 году вступила в эксплуатацию Восточная водопроводная станция, необходимость в Крестовских башнях отпала и вскоре их разобрали в связи с реконструкцией Ярославского шоссе. Очень жаль, что эти индустриальные постройки остались лишь на старых фотографиях, но, увы, участь башен была предрешена с самого начала: планировщики не могли предвидеть бурное развитие авомобильного транспорта, а башни оказались как раз на пути прогресса.


Крестовский мост после сноса башен. 1940 год: https://pastvu.com/p/7483 Объектив украл расстояние, здание типографии Гознак находится гораздо дальше, чем видится на снимке. Прямо по центру вдали — павильоны недавно открывшейся ВСХВ.


Виндавский вокзал и Крестовские башни. 1908-1909 гг.: https://pastvu.com/p/76863

Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы несколько раз менял названия — Виндавский (Виндава — дореволюционное название латышского города Вентспилс), Балтийский, Ржевский, а с 1946 года известен как Рижский. Здание вокзала построено в 1897-1901 годах по проекту Станислава Бржозовского, курировали строительство архитекторы Юлий Дидерихс и Фома Дворжецкий-Богданович. Фасад выполнен в псевдорусском стиле с торжественной центральной частью, где находится главный вход. Вокзал был оборудован по последнему слову техники, имел свою электростанцию для освещения залов и перронов (для сравнения, Брянский вокзал в те годы освещался лампадами).


Виндавский вокзал. 1901-1910 гг.: https://pastvu.com/p/44110


Бюст архитектора Станислава Бржозовского


Виндавский вокзал, пути. 1901-1902 гг.: https://pastvu.com/p/441776

За последние десятилетия пассажиропоток снизился и вокзал предлагалось закрыть с переводом пригородных поездов на другие вокзалы. Эта идея не была осуществлена, по данным РЖД, ежедневно услугами вокзала пользуются около 10 000 пассажиров поездов пригородного сообщения и дальнего следования. Два перронных пути обслуживают поезда дальнего следования на Ригу, Великие Луки, Псков, ещё два пути — пригородные поезда Рижского направления МЖД до станций Нахабино, Дедовск, Новоиерусалимская, Румянцево, Волоколамск и Шаховская.

А на четырёх неиспользуемых путях развёрнута экспозиция Музея истории железнодорожного транспорта, состоящая из нескольких десятков отреставрированных паровозов, тепловозов, электровозов, электропоездов и служебной техники. Самый старый музейный экспонат — паровоз ОВ-841 — был построен в 1903 году.

Прибытие поезда исторического фестиваля «Времена и Эпохи-2017»


На проспекте Мира сохранилась нефтекачка депо


От моста к Знаменской церкви ведёт Водопроводный переулок, название которого появилось в XIX веке в связи с прокладкой Мытищинского водопровода. В кирпичном здании 1956 года сейчас осуществляется оптово-розничная продажа цветов.


Станция метро «Рижская». 1967-1969 гг.: https://pastvu.com/p/249483 Напротив вокзала в 1958 году открылась станция метро «Рижская», вестибюль которой оформлен в виде ротонды (архитекторы С.Кравец, Г.Голубев и Ю.Колесникова).


Вариант оформления станционного зала (эскиз 1957 года)

Интерьеры станционного зала, который находится на глубине 46 метров, выполнили латвийские архитекторы А.Рейнфельдс и В.Апситис. «Рижская» выделяется вызывающе яркой облицовкой пилонов плиткой лимонно-жёлтого цвета. Сочетание жёлтого и коричневого цветов символизирует янтарь. Латышский национальный орнамент присутствует на стенах, лавочках, вентиляционных решётках, а на пилонах можно разглядеть очертания достопримечательностей столицы Латвии.

Рисунки выполнены по сырой глине и из окна поезда почти не заметны. Но если прогуляться по залу, то можно совершить мини-экскурсию по Риге пятидесятых годов. Здесь представлены старый город, порт, Университет, Академия наук, Академический театр оперы и балета, Филармония, Музей искусств, Академия художеств, Дом Совета Министров, здание ЦК Компартии Латвии, Центральный колхозный рынок, завод ВЭФ, взморье. Изображения продублированы на пилонах на противоположной стороне.


Строительная площадка станции метро «Ржевская» ТПК. Станцию «Рижская» планируется закрыть на реконструкцию с установкой четырёх эскалаторов вместо нынешних трёх. Параллельно ведутся работы по строительству перехода с «Рижской» на новую станцию «Ржевская».

4 октября 1957 года советские учёные сделали первый шаг в освоении космического пространства, совершив успешный запуск искусственного спутника Земли. Отмечая первую годовщину запуска, в сквере у входа в метро на гранитном постаменте был установлен бронзовый памятник «Спутник» (скульптор С.Ковнер, архитектор В.Карцев).


Рижский рынок. 1989 год: https://pastvu.com/p/81433

Рядом с метро находился Крестовский колхозный сельскохозяйственный рынок, для которого к 1982 году построили большой павильон. В разгар перестройки Рижский рынок превратился в колыбель кооперативной торговли с антисанитарными уличными шашлыками, варёными джинсами, футболками с принтами, аудиокассетами с записью, иностранной жевачкой, турецким трикотажем и всем, чем ни попадя.

Говорят, что ассортимент товаров был широчайший — от пучка петрушки до автомата Калашникова. А где навар — там и бандиты, которых стали называть новым словом «рэкетиры». Не случайно в сценарий криминального сериала «Бригада» про лихие девяностые вошли сцены, происходящие на рынке: «На Рижском щас такие дела творятся, ты что. Пацаны со всего города съезжают, лохов бомбят, ведут разбор». С 1990 года торговлю с рук вяло пытались запретить и спустя несколько лет вместо уличных рядов появилось капитальное здание универмага «Крестовский».


Сейчас в павильоне Рижского торгуют цветами, мясом, овощами, а на стене сохранились эмблемы латвийских городов.

Рижский путепровод длиной в километр сдан в эксплуатацию в 1975 году, он ведёт в Красносельский район. На фотографиях того времени машин совсем немного, вероятно, трасса строилась на перспективу продления восточного участка до Сущёвского Вала, что и произошло в 1999 году. На эстакаде предусмотрена пешеходная дорожка и можно с высоты полюбоваться архитектурой Знаменской церкви.


Церковь Знамения Богородицы, что в Переяславской ямской слободе. 1882 год: https://pastvu.com/p/20063

В XVII веке на месте современного храма была деревянная церковь, освященная в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. После пожара церковь заново отсроили в 1713 году, при этом главный престол был освящён уже в честь образа Божией Матери «Знамение». По прошению ямщиков Переяславской слободы к 1766 году был возведён каменный храм, реконструированный в конце XIX века. После революции храм не закрывался, в него были переданы иконы из окрестных церквей. Среди святынь храма — иконы XVIII века «Знамение», Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, деревянный крест-распятие из разрушенного Страстного монастыря.


Здесь, в Крестовоздвиженском храме хранится тот самый дубовый крест, установленный у заставы в 1652 году в память о встрече на этом месте мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Отсюда и название заставы, моста, переулков, водонапорных башен, сельскохозяйственного рынка.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — микрорайон Курьяново и городок Метростроя…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, православие, Проспект Мира, город на память, Рижский вокзал, московские некрополи, московские храмы, Крестовский мост, метро Рижская.

Комментарии


Другие публикации

18.08.2019 в 17:29

«Город на память». 496. Кунцево. Рабочий посёлок


Кунцевские рабочие микрорайоны небогаты «архитектурными излишествами», тем не менее представляют собой примеры гармоничной застройки с уютными дворами и фонтанами.

15.08.2019 в 21:26

Удачная посадка


Аварийная посадка самолета в поле из-за столкновения со стаей птиц.

15.08.2019 в 10:33

«Город на память». 495. Из села Кунцово в Страну Лимонию


На современном гербе района Кунцево изображена куница - вероятно, местные жители промышляли охотой на пушных зверьков в этих густых лесах.

06.08.2019 в 23:02

«Город на память». 494. Сталинки в Кожухово


К середине ХХ века Кожухово превратилось в рабочую окраину Москвы, застроенную жилыми домами и общежитиями для рабочих окрестных заводов.

04.08.2019 в 20:43

«Город на память». 493. Кожуховский затон


В 1968 году воды Москвы-реки потекли по искусственным Новинковскому и Нагатинскому рукавам.

31.07.2019 в 10:44

«Город на память». 492. Лефортово


Лефортово появилось на левом берегу Яузы напротив Немецкой слободы более 300 лет назад.

27.07.2019 в 19:44

Москва за честные выборы


В столице прошел митинг в поддержку кандидатов, не допущенных на выборы в Мосгордуму.

25.07.2019 в 09:04

«Город на память». 491. Лефортовский парк


На левом берегу Яузы в 1703 году был разбит сад, который создавался по образцу знаменитого Версальского парка, поэтому современники прозвали его «Версаль на Яузе».

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.

18.07.2019 в 01:36

«Город на память». 489. Гранатный переулок


Гранатный переулок получил название в XVII веке по располагавшемуся здесь Гранатному двору - казённой мануфактуре по изготовлению гренад (гранат).

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.

10.07.2019 в 13:47

«Город на память». 486. Из села Гиреево в село Ивановское


В середине XIX века путь из сельца Гиреево (Гереево) в село Ивановское пролегал бы сначала лесом, а затем лугами мимо пруда и мыловаренного завода.

06.07.2019 в 23:28

Сергей Собянин: «В городе можно жить здорово, долго и счастливо»


На Moscow Urban Forum Мэр Москвы Сергей Собянин и руководители городских департаментов представили некоторые итоги работы за минувшее десятилетие.

03.07.2019 в 02:48

«Город на память». 484. Перово. Музей истории войны в Афганистане


После распада СССР табу было снято и появилась возможность открыто говорить об Афганской войне.