11 января 2018 года
Фотопроект «Город на память». 368. Кузьминки музейно-экологические
В финальном сюжете про усадьбу Кузьминки и окрестности вас ждёт познавательная прогулка с экологом Виктором Путиловым и экскурсии по Музею русской усадебной культуры, Московскому литературному музею-центру Константина Паустовского, Музею индустриальной культуры.
ГПБУ «Мосприрода» проводит в столичных парках природно-исторические экскурсии, лекции о биоразнообразии, творческие мастер-классы, экологические квесты, спортивные мероприятия, концерты и кинопоказы. Маршрут по парку «Кузьминки-Люблино» интересен тем, что тематически включает в себя сразу несколько экскурсий. Это познавательный орнитологический объект «Утиный остров», дендросад, вольерный комплекс и пасека.
Когда-то владельцы усадьбы Кузьминки князья Голицыны держали здесь большой птичий двор с такими экзотическими птицами, как павлины, индюки, голуби редких пород. Их всех перестреляли наполеоновские солдаты, когда заняли усадьбу в 1812 году и позднее владельцы Кузьминок не разводили птиц. Ныне здание птичника восстановлено, это постройка в стиле классицизма с флигелями и колоннадой, где и стояли клетки с птицами.
Орнитологический объект, который называют «Утиным островом» – это небольшой рукав Щучьего пруда, по воде которого плавают домики, где утки отдыхают и приводят себя в порядок, потому что им надо время от времени вылезать из воды и смазывать оперение жиром.
По легенде, этот дуб посадил Пётр I, поэтому дерево принято называть Петровским дубом. Но это лишь легенда. Возле дерева сохранились остатки фундамента дореволюционной чугунной стелы, на которой была надпись о том, что на этом месте стоял домик, где останавливался царь Пётр. Что касается собственно дерева, то его внесли в реестр старовозрастных деревьев и специалисты определили точный возраст – дуб посажен в 1813 году. Для определения возраста живого дерева эксперты используют инструмент, который называют возрастным буравом. С его помощью вынимается трубочка древесины, древесный керн, на котором по полоскам можно посчитать возраст дерева. На старинном дубе можно увидеть два вида древесных грибов, но с ними практически невозможно бороться.
Берёза и сосна – самые распространённые деревья в Кузьминках. Как и в других московских парках, им на смену приходят липы и клёны, как наиболее устойчивые к загрязнённой городской среде. Во всех парках такая тенденция.
В Кузьминках была реализована программа по инвентаризации всех деревьев парка – эти красные метки указывают порядковый номер. Точное число наш собеседник затруднился назвать, так как эта работа непрерывная – некоторые деревья утолщаются до размеров взрослого дерева, а какие-то погибают. «Взрослым», подлежащим фиксации, считается дерево с диаметром ствола шесть сантиметров.
Вольерный комплекс включает в себя мини-зоопарк, дендросад и демонстрационную пасеку. В зоопарке содержатся свыше 40 голов домашних и диких птиц. Это летний птичник, а в зимнее время обитатели вольеров переселяются в тёплый питомник, чтобы весной вернуться сюда на всеобщее обозрение. Здесь можно увидеть, например, китайского гуся – одного из двух видов одомашненных гусей. Европейцы одомашнили серого гуся, а китайцы – гуся-сухоноса. Его можно опознать по крупной шишке над клювом и тёмной полосе по всей спине. Разводить гусей выгодно, потому что для питания им требуется больше травы, чем зерна. Обычно птицы держатся стаями и при приближении человека громко кричат – наверное, помните легенду, как гуси спасли Рим, подняв шум и не позволив врагам захватить город врасплох. Проверить правдивость этой истории можно в Кузьминках – достаточно подойти поближе к вольеру и возбуждённые птицы сразу начнут кричать.
В мини-зоопарке содержатся по паре разных видов фазанов – семиреченский, зелёный, охотничий, серебряный, золотой и алмазный. Фазаны – ближайшие родственники кур и относятся к отряду куриных. Их приручили ещё древние греки, впервые встретившие этих птиц на реке Фазис (ныне река Риони в Грузии). Самцы отличаются ярким оперением, а самки гораздо скромнее, потому что им надо прятаться от хищников, выращивая потомство. Живут они в зарослях камыша, тростника или кустарника. Периодически птицы взлетают вертикально вверх, чтобы заметить приближение хищника или охотника.
В парке по пути нам встретилось несколько белок, а вот в вольере бельчатника было тихо. Как объяснил Виктор Путилов, белки наелись с утра, побегали в колесе и сидят в домиках, пока не проголодаются. Хотя их регулярно кормит человек, инстинкт накопления пищи сохраняется, и белки создают запас орехов в домике. Белки должны стачивать постоянно растущие зубы, поэтому сотрудники дают им не только очищенные орехи, но и орехи в скорлупе. Иначе основные резцы не будут стачиваться, рот не сможет закрываться и животное погибнет. Зимой белка носит серенькую, более тёплую, шубку, которая к лету линяет и сменяется менее жаркую рыжую шкурку.
У обитателей вольеров есть некоторые преимущества перед дикими сородичами: здесь нет естественных врагов, что увеличивает среднюю продолжительность жизни. Им не нужно добывать пропитание, ведь сотрудники обеспечивают животных всей необходимой пищей, а за здоровьем следит ветеринар. Опасность может исходить лишь от посетителей, которые пренебрегают правилами поведения в зоопарке. К примеру, коз нельзя кормить печеньем, сушками или баранками. В Козьем домике содержатся 2 разных вида коз и одна овца- эти одомашненные животные издавна дают человеку и мясо, и молоко, и шерсть.
В дендрарии представлены деревья и кустарники как с привычными названиями – вяз мелколистный, слива домашняя, ясень обыкновенный, калина красная, пихта сибирская – так и растения с названиями причудливыми, например, спирея Вангутта. Флора разных регионов размещена очень компактно и наглядно, неизбежно вызывая на сравнение просторы Зарядья, где вроде бы ландшафт воссоздан, но непонятно, что это такое растёт, это нечто ценное или травка, на которой можно поваляться в жаркий день. По мнению Виктора Путилова, в парке Зарядье работают очень сильные биологи, которые высадили разнообразный видовой ассортимент растений, но не везде учли антропогенную нагрузку (проще говоря, толпы бесконтрольно гуляющих горожан). На мой взгляд, если есть желание увидеть всё многообразие отечественной флоры – то лучше отправиться в один из московских ботанических садов или дендрариев.
На демонстрационной пасеке около сорока ульев и в каждом обитает одна пчелиная семья, которая живёт как единый живой организм. Главная пчела в каждом улье – матка, ежедневно откладывающая несколько сотен яиц, из которых выводятся рабочие пчёлы и трутни, существующие только для размножения и к зимовке изгоняемые из улья. Матка живёт в среднем пять лет, а рабочие пчёлы всего около 47 дней в летний период. Они строят соты, вынянчивают потомство, охраняют улей, летают за нектаром, перерабатывают его в мёд.
В определённый период жизни на брюшках рабочих пчёл выделяются крохотные пластиночки воска, которые они друг другу пережёвывают и лепят из этого воска идеально правильные, геометрически выверенные, шестигранные ячейки с оптимальной толщиной и глубиной. Это инстинкт. Как и другой инстинкт – общение пчёл между собой: во все стороны на поиски нектара летят разведчицы, а когда они возвращаются – начинают «танцевать». В их «репертуаре» свыше 170 фигур танца. И по этому танцу другие пчёлы понимают, куда именно надо лететь, на какое расстояние и какие там цветки. А зимой пчёлы собираются в клубок – в «клуб», в середине которого располагается матка и температура в центре поддерживается до 30 градусов тепла. Насекомые постоянно двигаются, меняются местами, причём весь клубок перемещается по сотам сначала снизу вверх, а затем от передней стенки к задней, поедая при этом мёд. Главная задача зимних рабочих пчёл это дожить до весны и начать выкармливать новое поколение.
Описание объектов и афишу мероприятий можно найти на сайте ГПБУ «Мосприрода»: http://mospriroda.ru/where_to_go/territorii/prirodnaya_territoriya_kuzminki_lyublino/
Кузьминки – это не только прогулки по живописным берегам Кузьминских прудов и не только развлечения в парке культуры и отдыха, но и несколько образовательных музейных проектов. В старинном голицынском Служительском флигеле развёрнута постоянная экспозиция Музея русской усадебной культуры, а на Конном дворе проходят тематические выставки.
Служительский флигель, где с 1999 года находится Музей русской усадебной культуры, – это второе из четырёх зданий местности, называемой в голицынские времена Слободкой. В крайнем доме жили священнослужители Влахернского храма, во втором – Служительском флигеле – проживали работники Голицыных, в третьем по счёту располагалась прачечная, а в четвёртом – больница. Слободка по периметру была огорожена стеной, от которой сохранился лишь фрагмент.
Сергей Михайлович Голицын известен как крупнейший московский благотворитель: он был директором двух больниц, почётным опекуном Воспитательного дома, на его деньги строился храм Христа Спасителя, он возглавлял Комитет попечительства о тюрьмах. И Служительский флигель для своих работников он построил с заботой о людях – каменным, с печами, рассчитанным на семейное проживание. Здесь жили 14 семей дворовых людей. И в больнице работали очень хорошие врачи. Дети крепостных крестьян ходили в школу и бесплатно лечились, а взрослые получали профессиональное образование цирюльников, башмачников, портных, поваров.
Когда-то здесь шумел сосновый бор, протекала речка Чурилиха, а на ней стояла старая водяная мельница. Да и вся местность изначально называлась Мельница. Двойное название села Влахернское-Кузьминки появилось с постройкой Влахернского храма во второй половине XVIII века.
Даже хозяйственные постройки имения относят к шедеврам архитектуры, потому что строилась усадьба по проектам одного из самых известных архитекторов Доменико Жилярди. Музей русской усадебной культуры является отделом музейного объединения «Музей Москвы» http://mosmuseum.ru и самая первая экспозиция была предоставлена Музеем Москвы. К 300-летию усадьбы Влахернское-Кузьминки открылась обновлённая выставка, в которой можно увидеть подлинный портрет князя Голицына, попону (сейчас находится на реставрации), нож для разрезания бумаги из письменного прибора и другие раритеты голицынских времён.
Помимо традиционных экскурсий, здесь организовывают специальные программы для детей и для взрослых «Салон князей Голицыных», ближайшие салоны будут 11 и 18 февраля. В эти дни посетители могут ощутить атмосферу того времени, почувствовать себя частью истории.
Такие программы посвящены праздникам – Масленице, Пасхе и владельцам усадьбы – семье Голицыных, дачной жизни второй половины XIX века. Когда весной расцветает музейный дворик, проводится салон «Язык цветов». Салоны состоят из познавательной части и развлекательной с играми и шарадами, в залах звучит музыка той эпохи, гостей приглашают на чай из самовара с голицынским печеньем.
В программе «Живые картины» сотрудники музея предстают перед посетителями в образах персонажей, имеющих отношение к истории усадьбы. В кабинете можно познакомиться с владельцем усадьбы Кузьминки, в бальной зале узнать, как проходили маскарады и балы, а в столовой откроются секреты приготовления старинных блюд. В частности, на господский стол подавалась рыба, выловленная в Кузьминских прудах, – стерлядь, щуки, налимы, а в теплицах и оранжереях даже в феврале созревали более 600 ананасов. В Померанцевой оранжерее выращивали лимоны, апельсины и горькие апельсины – померанцы.
В завершении салона посетители получат небольшой подарок, это может быть старинный рецепт или предсказание оракула в форме маленького письмеца. Такие мелочи придают особое очарование тому времени. Дресс-код в музейных салонах не предусмотрен и в XVIII век можно запросто заглянуть в современной одежде.
В доме, где при Голицыных жил главный садовник усадьбы, с 1987 года размещается Московский литературный музей-центр Константина Паустовского http://www.mirpaustowskogo.ru Общественный «Музей К.Г.Паустовского» вырос из школьной экспозиции, созданной в 1975 году учениками школы № 456 г. Москвы под руководством учительницы литературы Зои Квитко. Экспонаты для первой выставки школьники собирали в экспедициях по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя (Солотча, Севастополь, Одесса, Ленинград, Киев, Таруса, Рязань, Москва, Московская область).
В 1993 году бывший школьный музей получил статус государственного учреждения культуры, которое проводит постоянную работу по пополнению и научной систематизации фондовой коллекции, изучению жизни и литературного наследия писателя, издаёт журнал «Мир Паустовского». Для детей и взрослых сотрудниками музея разработана культурно-образовательная программа, в рамках которой проводятся тематические экскурсии, лекции и литературно-музыкальные вечера.
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) считается классиком русской литературы, его книги переведены на многие языки мира, повести и рассказы Паустовского вошли в советских школах в программу по литературе. На его глазах происходили революционные события, в тридцатые годы качестве журналиста газеты «Правда» Паустовский много путешествовал по стране, в Великую Отечественную служил военкором на Южном фронте, после войны жил в Москве и в Тарусе, побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах.
«С детских лет мне хотелось увидеть и испытать все, что только может увидеть и испытать человек, – писал Константин Паустовский в автобиографии. – Почти каждая моя книга — это поездка. Или, вернее, каждая поездка это книга. Жизнь всегда кажется мне смертельно интересной во всех своих аспектах. Этим, очевидно, и объясняется, что я с одинаковой охотой обращаюсь к самым разнообразным темам и жанрам — к рассказу, повести, роману, сказке, биографической повести, краеведческому очерку, к пьесе, статьям и сценариям».
В наши дни читатели чаще отдают предпочтение лёгкой развлекательной литературе и музей-центр в Кузьминках восполняет этот пробел, знакомя горожан с творческим наследием советского писателя, дважды выдвигавшегося на Нобелевскую премию. Место для музея выбрано достаточно случайно, ведь Паустовский никогда не жил на «Серой даче», возможно, и в Кузьминках не бывал. С другой стороны, этот уютный домик в лесопарке удачно выбран для размещения музея литератора, так трепетно любившего русскую природу. В экспозиции можно ознакомиться со всеми периодами творчества Паустовского, причём дизайн комнат выполнен очень профессионально, зрелищно представляя экспонаты.
На окраине парка Кузьминки в старом складском ангаре спрятался Музей индустриальной культуры https://museum-ic.ru Но о нём многие знают и рекомендуют посетить это место друзьям и знакомым, тем более, что вход в музей всегда бесплатный. Уникальность проекта в бескорыстном желании сохранить для детей и внуков воспоминания о нашей недавней истории.
Добраться до музея удобнее от станции метро «Волжская» по тропинке вдоль Люблинских прудов.
На улице Заречье помимо Музея индустриальной культуры расположены Учебно-спортивный центр ДОСААФ и Конно-спортивная база «Кузьминки-Люблино» детско-юношеской школы «Смена». Но ещё в советские годы на окраине лесопарка появились режимные объекты, про которые местные жители могут рассказать немало жутких легенд. По одной из них, ближе к Шибаевскому пруду в 1920-е был оборудован Первый испытательный военно-химический полигон РККА, где проводились исследования отравляющих веществ, включая печально известный по Первой Мировой войне иприт. По другой версии, на этом месте находились лаборатории и скотомогильник Всесоюзного института экспериментальной ветеринарии и в земле до сих пор могут оставаться не только радиоактивные отходы, но и останки животных, умерших от сибирской язвы. Другой объект горожане идентифицируют как подземный завод, где под вывеской «Овощная база» проводились испытания и сборка ракетных двигателей.
В наши дни эти территории остаются запретной зоной, хотя сталкеры с фотоаппаратами успели побывать на объектах и выложили в интернет снимки заброшенных складов, мастерских с ржавым оборудованием и помещений с пыльным и битым лабораторным стеклом. Прошли времена, когда городская окраина казалась удачным местом для размещения лабораторий, и столичным властям неплохо бы завершить вывод из Москвы этого «беспокойного хозяйства». За примерами далеко не надо ходить: упоминавшийся выше институт ВИЭВ относительно недавно освободил усадьбу Голицыных, в которой размещался с 1918 года.
Ну а Музей индустриальной культуры открылся поначалу под крылом газеты «АвтоРевю» и назывался Музей экипажей и автомобилей. У него тогда был бюджет, была получена исходно-разрешительная документация по проекту строительства нового здания, но в какой-то момент главный редактор отказался от музея. Сотрудник «АвтоРевю» Лев Железняков уволился из газеты и реанимировал самобытный музейный проект без финансирования и без прав на эту территорию. Местные власти, Департамент культуры и Департамент земельных отношений города Москвы пошли навстречу и дали время на поиски нового инвестора, которые продолжаются с 2010 года.
Варианты инвестирования предлагались, но они не укладывались в формат народного музея. Инвестору интересно вкладываться в проекты, способные приносить отдачу как можно скорее и как можно больше. А изюминка Музея индустриальной культуры в том, что это музей воспоминаний, экспонаты сюда передают сами горожане и посмотреть всё это можно бесплатно. С тех пор изменилось земельное законодательство и земля теперь предоставляется не префектурой решением комиссии, а по условиям тендера. Кадастровая стоимость этого участка 106 миллионов и торги будут проводиться исходя из стоимости этой территории, сводя шансы музея к нулю.
Многие экспонаты музея можно было увидеть в каждом доме, а некоторые раритеты вызывают вопросы: «что это, откуда, как работает?» и сотрудники постараются удовлетворить любопытство посетителей.
Ротатор – предшественник ксерокса, устройство трафаретного способа действия, способное печатать небольшие тиражи. Сначала в обычную пишущую машинку заправляли вощёную бумагу и печатали нужный текст – бумага пробивалась, получался трафарет. Трафарет устанавливали в ротатор, заливали краску и вращали рукоять барабана, получая на белой бумаге оттиск. Ротатор был изобретён в конце XIX века и использовался очень долго, пока ему на смену пришли ризографы. В музее представлен чешский ротатор Циклос выпуска шестидесятых годов, списанный из Пролетарского райсовета.
Микшерный пульт Tesla (Чехословакия) с колонками и блоками усилителей из конференц-зала Министерства торговли СССР
Бортовой самописец («чёрный ящик») на магнитной плёнке, устанавливавшийся на пассажирских самолётах Ту-154. Во время полёта одновременно работают несколько таких устройств – один записывает речь пилотов, другие фиксируют данные приборов.
Гибрид-2 – специальный манекен для проверки автомобиля на пассивную безопасность. Этот манекен весит 65 килограммов, он напичкан датчиками и принимал участие в краш-тестах.
В музее можно найти вещи по любой тематике. Часть экспозиции посвящена кустарному и артельному производству изделий для деревенских жителей. Например, в каждом селе были специалисты, изготовлявшие конную упряжь, да и в Москве работал завод конно-спортивного инвентаря. Среди хомутов прячутся старинные прялки, а продолговатый ящик с гирей – это ловушка для крыс.
Благодарю за содействие в подготовке материала сотрудников Дирекции природной территории «Кузьминки-Люблино» ГПБУ «Мосприрода» и усадьбы Влахернское-Кузьминки Осипа Тунинского, Виктора Путилова, Татьяну Глезер, Оксану Маковецкую, директора Музея индустриальной культуры Льва Железнякова.
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Малая Бронная улица…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, экология, Кузьминки, город на память, Музей индустриальной культуры, московские парки, московские музеи, музей Паустовского, Музей русской усадебной культуры.