26.12.2018 18:21

«Город на память». 387. Старосадский переулок и Петропавловский собор

14 июля 2018 года
Фотопроект «Город на память». 387. Старосадский переулок и Петропавловский собор

Район между Маросейкой и Солянкой так плотно насыщен исторической застройкой, что сейчас сложно представить, где же тут могли находиться некие Старые сады. А сады действительно здесь были разбиты, но очень-очень давно, в XV веке. Великий князь Василий I построил в те времена свой летний дворец с домовой церковью, роскошными садами и государевым конным двором.

Иван III продлил сады к нынешнему Воронцову Полю, где построил ещё один дворец. Так появилось деление на Старые и Новые сады. Со временем Белый город стал интенсивно застраиваться и от садов осталось лишь название переулка, ведущего от Маросейки к Иоанно-Предтеченскому монастырю. Прежде он назывался Космодамиановским и был переименован уже при Советской власти в 1922 году, чтобы исключить из московской топонимики названия, связанные с религией.


Старосадский переулок, 4 строение 1 — доходный дом (1849-1853)


Старосадский переулок, 5 строение 5 — выставочные залы Московского союза художников, бывший дом Е.Киппена (1806-1819). Глубокий парадный двор, расширяющийся в сторону дома, окружён асимметрично расположенными флигелями, их скромная архитектура подчёркивает выразительность фасада главного дома с монументальным тосканским портиком.


Старосадский переулок, 6 строение 1 — строился как доходный дом Саровской пустыни (1913-1916, архитектор И.Барютин), но в связи с началом Первой Мировой войны проект не был реализован в полном объёме.


Старосадский переулок, 8 строение 3


Космодамиановский переулок. 1910 год: https://pastvu.com/p/160


Старосадский переулок, 8 — в основе жилого дома И.Салтыкова в стиле ампир (1878, архитектор Константин Терский) лежат палаты XVII века. В 1930-е годы здание надстроили, а в 1980-х в нём размещалась лаборатория Института радиотехники и электроники по изучению «физических полей биологических объектов» и «феномена Д». «Д» — это Евгения Давиташвили, взявшая себе ассирийское имя Джуна и известная всему Советскому Союзу как целительница и ясновидящая. О её уникальных способностях писала пресса, ей посвящало передачи телевидение. На волне её популярности в медийном пространстве появились и другие парапсихологи, например, Кашпировский и Чумак. Вероятно, все они не раз бывали в лаборатории в Старосадском переулке.


Старосадский переулок, № 7 — комплекс зданий евангелическо-лютеранского Кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла. Здание собора возведено по проекту архитектора В.Коссова в 1903—1905 годах. Рядом с собором расположены капелла при церкви (бывшая часовня для отпевания), построенная в 1898 году по проекту Ф.Шехтеля, здание бывшей богадельни, дом причта и сторожка-дворницкая.


Евангелическо-лютеранская церковь Петра и Павла. 1883 год: https://pastvu.com/p/638085


1905-1914 гг.: https://pastvu.com/p/9260


Капелла при церкви для отпевания умерших (1892, архитектор Ф.Шехтель)


Дом Петропавловской общины (дом причта)

Лютеранство — традиционное христианское течение, созданное в XVI веке в период Реформации монахом-августинцем Мартином Лютером, борцом за обновление Церкви. Свои воззрения он изложил в своём труде «95 тезисов», обратив внимание на то, что Церковь стала слишком богатой и злоупотребляет своим статусом, на то, что Церковь уделяет всё меньше внимания потребностям людей. По его мнению, Церковь должна больше обращаться к верующим. Каждый человек должен читать Библию, изучать Божии откровения и Мартин Лютер призвал переводить её на национальные языки (официальной версией Священного Писания являлась Вульгата, написанная на латыни Святым Иеронимом, а благословение на перевод книги Церковь давала неохотно).

В России лютеране появились во времена Ивана Грозного — это были европейские купцы, военные, чиновники. Первая в Москве лютеранская церковь носила имя Святого Михаила и располагалась в Немецкой слободе (это окрестности современной Бауманской улицы). Архангел Михаил считается покровителем военных и купцов, которые как раз и селились в этих местах. Многие деятели науки и культуры того времени тоже были лютеранами. Богослужения в церкви проходили на немецком, финском, латышском, эстонском языках.

В 1812 году во время оккупации Москвы наполеоновской армией город сильно пострадал от пожара, церковь Святого Михаила была сильно повреждена, уничтожены соседние постройки лютеранской общины. Восстановление потребовало бы много времени и денег и кто-то из лютеран обратился с просьбой к своим друзьям, князьям Лопухиным, выделить участок на территории их усадьбы на Маросейке. В 1817 году началась реконструкция дома под церковь, а современный вид здание собора Петра и Павла в Старосадском переулке приобрело в 1905 году. Базилику с колокольней в стиле неоготики возвёл архитектор В.Коссов с использованием проекта известного зодчего В.Валькота.

А затем грянули революционные события и лютеранская община подверглась гонениям со стороны новых властей. Восстановленная церковь Святого Михаила была разрушена в 1928 году под строительство научно-производственного авиационного комплекса ЦАГИ. В 1937 году был расстрелян последний пастор на территории Советской России и община прекратила своё существование.

Здание Кафедрального собора в Старосадском переулке постигла участь многих московских религиозных сооружений, которые переоборудовались под производственные или административные нужды, дома культуры, общежития. В соборе сначала разместился кинотеатр «Арктика», а затем студия «Диафильм», выпускавшая пользовавшиеся большим спросом в СССР плёночные покадровые ролики с мультфильмами и образовательными программами. Внутреннее пространство было перестроено под трёхэтажный производственный корпус, в 1957 году демонтирован шпиль колокольни. Здание вернули верующим лишь в девяностые годы. В ходе масштабной реконструкции была восстановлена планировка собора, фасад обрёл исторический вид.

Интерьеры лютеранского собора выглядят аскетично в сравнении с пышным убранством православных храмов. Алтарь украшен витражами с изображениями святых: в левой части Мартин Лютер в традиционном облачении священника католической церкви с чашей Причастия и Библией, что символизирует главные таинства христианской Церкви. В центре над алтарём изображены апостол Пётр с ключами и петухом и апостол Павел с мечом и совой. Крайний справа витраж посвящён деятелю периода Реформации Филиппу Меланхтону, он был сподвижником Лютера.

Музыка — неотъемлемая часть лютеранских богослужений, ещё Мартин Лютер говорил, что христианская музыка является проводником Веры. Сейчас в соборе Петра и Павла вновь звучит старинный орган фирмы «Зауэр», носящий имя Святого Михаила. Этот механический орган создан в 1898 году. Подобных музыкальных инструментов в мире всего три, ещё два находятся в Польше и Прибалтике. Известно, что на этом органе играл знаменитый композитор Ференц Лист. Говорят, что для создания качественной акустики сначала монтируют орган, а уже затем вокруг него строят здание. В соборе регулярно проходят концерты, в репертуаре музыкантов как произведения средневековой музыки, так и современные классические произведения.


Колпачный переулок, 10, строение 2,4. Во дворе можно увидеть палаты XVI века, до революции принадлежавшие лютеранскому собору. Имена создателей и первых владельцев здания в анналы истории не попали, известно, что в XVIII веке оно принадлежало Абраму Лопухину, затем князьям Голицыным. Господа жили на втором этаже, а на первом размещались хозяйственные помещения и комнаты прислуги. По легенде одним из хозяев палат был украинский гетман-изменник Иван Мазепа, который действительно владел земельным участком в этих местах, но принадлежность ему палат не подтверждена историками. С Колпачного переулка постройка выглядит простенько, зато со двора открывается старинный барочный декор.


Колпачный переулок, 8 строение 1 — здание 47 пожарно-спасательной части (пожарной роты) было построено в 1941 году, в нём располагается гараж пожарной техники, служебно-бытовые помещения, спальные помещения, пост ГЗДС, учебный класс, кабинет офицерского состава части, столовая.


Колпачный переулок. 1974 год: https://pastvu.com/p/48718 Окраска кузова с белой полосой вдоль борта появится у советских пожарных машин в конце 1970-х годов.

Будни пожарных начинаются с развода в девять утра, но сотрудники приезжают заранее, чтобы успеть переодеться в служебную униформу, пройти медосмотр и проверить исправность личных дыхательных аппаратов ДАСК/ДАСВ, которые помогут сохранить здоровье и жизнь при тушении пожара. Баллоны с кислородом и сжатым воздухом, рассчитанные на четыре часа работы, хранятся на посту газодымозащитной службы, здесь же исправность дыхательных аппаратов проверяется при помощи прибора-тестера.

Боевая одежда пожарного расчёта перед заступлением сотрудников на дежурство извлекается из шкафов раздевалки и до момента вызова остаётся аккуратно сложенной в гараже, причём для быстроты переодевания штаны уже заправлены в сапоги. Утром заступающая на дежурство смена принимает технику у коллег, проверяет исправность оборудования. По сигналу тревоги машины выезжают из ворот и в течение одной минуты личный состав должен экипироваться и занять места в кабине. На прибытие к месту происшествия отводится пять минут.

Информация обо всех происшествиях в городе поступает на пульт дежурного и при необходимости бойцы 47 ПСЧ выезжают в другие округа за пределы «своего» района, чтобы усилить группировку на крупном пожаре. Стационарные шестиканальные рации для связи есть на машинах, а носимые рации у начальника караула и командира отделения. Диспетчер, как и боевой расчёт, дежурит по графику сутки через трое.

На вооружении 47 пожарно-спасательной части состоят четыре автомобиля — три автоцистерны на шасси КамАЗ и одна автолестница IVECO-MAGIRUS с возможностью подъёма на высоту до 50 метров. Этот вариант укомплектован подъёмником для двух человек. В других частях имеются автолестницы с более комфортной люлькой грузоподъёмностью 300 килограммов. А финские машины Bronto Skylift могут поднять люльку на высоту свыше ста метров.

Пожарная автоцистерна — наиболее распространённый тип основного пожарного автомобиля. Оборудована пожарным насосом, ёмкостями для хранения жидких огнетушащих веществ (воды и пенообразователя, используемого для получения воздушно-механической пены). В отсеках хранятся рукава, переходники, оборудование для аварийно-спасательных работ от кувалды и топора до бензорезов, способных разрезать железобетон.

Внутренний порядок в части определяется общевоинским уставом. Пока не поступит сигнал на выезд, всем найдётся работа, а отдых предусмотрен в свободное время перед отбоем. В казарме расставлены кушетки по количеству личного состава наряда, впрочем спать на них придётся не раздеваясь. Пожарные завтракают, обедают и ужинают в своей столовой, готовя еду на свой вкус.

Рассказывает сержант Павел Николаев: «У меня отец до пенсии работал в Госавтоинспекции и ещё в детстве мне захотелось пойти служить в какую-то государственную структуру — полицию, ФСБ или пожарную охрану. Образование получил среднее техническое, отслужил в армии командиром отделения на боевой машине «Град», а после демобилизации, по совету друга, который служит в 88 ПСЧ, пошёл в отдел кадров Управления. В чём-то задачи у армейских и пожарных схожие — защищать людей, Родину, Москву, только война не каждый день случается, а пожары постоянно. Хотя смены разные бывают, за три года только пять-шесть раз случалось, когда вообще не было вызовов.

На первые выезды меня просто брали посмотреть специфику профессии, даже дыхательного аппарата своего не было. Моим наставником был Николай Голубев, он сразу пошёл мне показывать машину, отсеки с оборудованием, как вяжется верёвка самоспасения. Это запомнилось. Поначалу было страшно, мы выезжали на катастрофу в тоннеле метро на перегоне «Парк Победы» — «Кутузовская». Спустились вниз, помогали спасателям, разрезали искорёженный металл. Я понял, куда попал. Коллеги в таких случаях помогали, поддерживали, объясняли. Мы работаем командой, я не могу сказать, что именно я кого-то спас и такой молодец-герой. Вот Андрей Пацев, командир отделения на второй цистерне действительно лидер, нами рулит, хотя по должности не старший здесь. Я привык все вопросы решать с ним».


Космодамиановский переулок, Общество купеческих приказчиков. 1895-1917 гг.: https://pastvu.com/p/421553


Старосадский переулок, 9 строение 1 — Государственная публичная историческая библиотека переехала в Старосадский переулок в 1938 году, причём вопрос решался на высшем уровне ЦК ВКП(б) и лично товарища Сталина. Её фонды составили книги из собрания библиотеки Института красной профессуры и библиотеки Государственного исторического музея. Были рассмотрены около 20 вариантов размещения библиотеки, включая Манеж, Политехнический музей и Дом Союзов, пока окончательный выбор не пал на здание бывшего Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков. Комплекс кирпичных зданий был возведён в 1901 году архитектором Б.Кожевниковым во владениях городской усадьбы Куманиных.

За все годы Великой Отечественной войны библиотека не закрывалась для читателей ни на один день. Была развёрнута сеть филиалов и передвижных библиотек для обслуживания раненых в госпиталях, на станции метро «Курская» во время авианалётов москвичи могли переждать бомбёжки за книгой.

Сегодня Историческая библиотека — одна из наиболее посещаемых и популярных библиотек Москвы. Помимо сохранения традиционных форм обслуживания читателей здесь активно развиваются новые формы библиотечного обслуживания, ведётся работа по переводу своих фондов и каталогов в цифровую форму. В фондах, насчитывающих свыше шести миллионов книг, хранится множество уникальных изданий, в том числе поступивших из других собраний.


Старосадский переулок, 10 строение 1 — доходный дом (1880–1881, архитекторы П.Михайлов, В.Веригин), в первой парадной которого в 1920-1930-е годы жил поэт Осип Мандельштам. На доме есть памятная табличка с его цитатой: «Я хочу, чтоб мыслящее тело, превратилось в улицу, в страну. О.Мандельштам».


Старосадский переулок, 8А — за доходным домом прячутся заброшенный морг и склад больничных химикатов Института экспериментальной и клинической терапии, основанного в 1945 году и вскоре переехавшего в Петроверигский переулок


Старосадский переулок, 11 строение 2 — храм Святого Владимира в Старых Садех

Храм Святого Владимира расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. В центре живописной местности возвышался холм, который пересекала речка Рачка, спрятанная позднее в коллектор. Место прекрасно подходило для строительства одного из одиннадцати храмов, которые в 1514 году Василий III повелел возвести в Москве. Проектирование всех зданий было доверено одному талантливому итальянскому архитектору, который в России стал известен под именем Алевиз Фрязин. Любопытно, что итальянец добирался до Москвы с приключениями и по дороге был вынужден выполнить заказ крымского хана Менгли-Гирея. Оценив работу архитектора на строительстве Бахчисарайского дворца, хан дал рекомендацию: «велми великий мастер». Почему-то вспомнились другие градоправители, повелевшие возвести в московских спальных районах аж 200 храмов и все по типовым проектам.

Увы, работу итальянского мастера мы не сможем увидеть, так как ещё в XVII веке обветшавший Владимирский храм был серьёзно перестроен. Большой урон нанесли и частые в деревянной Москве пожары. В 1937 году богоборческая власть принялась за разрушение здания, успев разрушить пять глав и уничтожить внутреннее убранство. От полного уничтожения храм был спасён вмешательством государственных органов охраны памятников архитектуры. В нём разместился резервный фонд Государственной публичной Исторической библиотеки.

Лишь в 1990 году после завершения реставрационных работ во внешней части храма он был возвращён Русской Православной Церкви. В настоящее время при храме действует воскресная школа, православная гимназия, детский сад, школа церковного пения, учебная столярная мастерская, Благотворительное братство во имя равноапостольного князя Владимира, издательство.


Ивановский монастырь. 1931 год: https://pastvu.com/p/216673 и современный вид на монастырь из Старосадского переулка

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Новая Дорога и стадион «Металлург»…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, религия, город на память, архитектура XIX века, МЧС России, Ивановская горка, Старосадский переулок, 47 ПСЧ, Петропавловский собор.

Другие публикации

05.05.2020 в 00:22

«Город на память». 578. От метро «Свиблово» в Институт пути


Открытие участка метро «ВДНХ» — «Медведково» значительно улучшило транспортную доступность северных районов, которые и в наши дни продолжают застраиваться.

03.05.2020 в 11:32

«Город на память». 576. Вятская улица


Есть мнение, что происхождение названия Вятской улицы связано не с рекой или городом Вятка, а со словом «вязь» — грязь, болотистое место.

02.05.2020 в 00:21

«Город на память». 575. Бутырская улица


Бутырская улица - это советская и современная жилая застройка, промзона и старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы с очень непростой судьбой.

01.05.2020 в 16:07

Поход в магазин – главное путешествие апреля


Апрель 2020 года, видимо, стал самым провальным месяцем в истории туризма – закрыты города и регионы, заперты границы.

01.05.2020 в 01:19

«Город на память». 574. МХАТ имени Горького


МХАТ имени Горького продолжает традиции Станиславского, хотя формально театр возник в 1987 году.

25.04.2020 в 08:45

«Город на память». 573. Сталинки на Крестьянской площади


Принятый в 1935 году Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал «разуплотнение и правильную организацию жилых кварталов с созданием здоровых условий жизни».

24.04.2020 в 12:08

«Город на память». 572. Новоспасский монастырь


В 1490 году Великий князь Иван III перевёл за город братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору - так был основан Новоспасский монастырь.

22.04.2020 в 20:29

«Город на память». 571. Таганская улица и парк Таганский


Это история советского градостроения с административными, школьными и жилыми зданиями, кинотеатром «Зенит» и Таганским парком.