12 августа 2018 года
Фотопроект «Город на память». 390. От Электрозаводской до Сортировочной
Построенная к 1912 году железная дорога Казанского направления стимулировала развитие промышленности, вдоль полотна выросли корпуса заводов и фабрик, а подмосковные деревни Гольяново и Крюковка заселялись пролетариями. Эти места считались неблагополучными и не каждый извозчик соглашался сюда везти.
Уже при Советской власти на месте рабочих бараков стали возводить четырёх-пятиэтажные жилые дома, школы, детские сады. Несколько довоенных кварталов уже снесены под современную застройку, но в целом район сохранил облик 1950-1960-х годов. В окрестностях железной дороги проходят улицы Гольяновская (по названию деревни Гольяново), Ухтомская (бывшая Александро-Михайловская, переименована в честь железнодорожника-революционера Алексея Ухтомского), Боровая (проходившая через сосновый лес), Золотая (от слова золотарь, ассенизатор, на этой улице находилась Семёновская сливная станция нечистот).
Проектировщики разбавили довольно унылый пейзаж несколькими «сталинскими» жилыми многоэтажками, а в 1944 году открылась одна из самых красивых станций московского метро – «Электрозаводская», построенная по проекту Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха. Её строительство было прервано войной и сооружения использовались под бомбоубежища.
Смотрите старые фотографии: Станция метро «Электрозаводская». 1946-1950 гг.: https://pastvu.com/p/15454
Для удобства пересадок в 1949 году открылась пассажирская платформа Электрозаводская, причём на насыпи было построено капитальное здание вокзала с билетными кассами и навесами от непогоды. Сооружение венчала башня с часами. Вокзал был снесён в 1986 году.
Смотрите старые фотографии: Платформа Электрозаводская. 1958-1959 гг.: https://pastvu.com/p/52060
Привокзальный советский дворец гигиены. Кстати, общественные туалеты в Москве до девяностых годов были бесплатными.
Смотрите старые фотографии: Вид на село Покровское. 1880-1899 гг.: https://pastvu.com/p/50458 Все постройки в кадре находятся на противоположном берегу Яузы, а фотограф стоит во дворе нынешнего жилого квартала, построенного в 1950-1957 годах в стиле сталинского ампира. В середине просторного двора находится здание школы № 414 (1951). За этими кварталами закрепилось народное самоназвание «Бобруйка», связанное с размещением во время Первой Мировой войны эвакуированного Бобруйского госпиталя.
Смотрите старые фотографии: Семёновская набережная, д3к3. 1949-1950 гг.: https://pastvu.com/p/191543
За этими кварталами закрепилось народное самоназвание «Бобруйка», связанное с размещением во время Первой Мировой войны эвакуированного Бобруйского госпиталя.
Смотрите старые фотографии: Школа и двор квартала на Семёновской набережной. 1963-1964 гг.: https://pastvu.com/p/153843
Спасательная операция, своих не бросаем.
Гольяновская улица, 3Ак2 – общежитие Московского государственного строительного университета (1930-1932)
Смотрите старые фотографии: Строительство дома № 3Ак3 по Гольяновской улице. 1948 год: https://pastvu.com/p/342569 … и фасад дома в наши дни.
Смотрите старые фотографии: Новостройки зачем-то стали возводить в непосредственной близости от электроподстанции. Электроподстанция на Гольяновском проезде. 1945-1949 гг.: https://pastvu.com/p/190610
«Площадка тихого отдыха» в Гольяновском проезде
Гольяновская улица, 4А – родильный дом № 18 принял своих первых пациенток в 1937 году, сейчас закрыт на реконструкцию
Гольяновская улица, 7с6 – детский сад 1954 года постройки
Гольяновский проезд, 5с1 – жилой дом 1936 года расселён и заброшен
Гольяновская улица, 7А – Московский научно-исследовательский телевизионный институт, созданный в 1950 году для развития отечественного телевидения. Сейчас НИИ работает над внедрением цифрового телевидения, а в перспективе плоскую картинку может заменить голография – сверхчёткое, объёмное, многоракурсное изображение.
За Семёновским путепроводом начинается промзона № 20 «Семёновская»
Золотая улица, 11 – Автокомбинат № 5 Мослегтранса
Московская чайная фабрика основана ещё до революции. Во второй половине XIX века Торговый дом Вогау расширил сферу своих интересов и через посредничество английских чайных фирм стал закупать чай на иностранных рынках для последующей перепродажи в Москве и на Нижегородской ярмарке. В 1893 году «Вогау и Ко» учредил особое Акционерное общество «Караван» для торговли и обработки разных сортов чая с лучших плантаций Востока. Представители фирмы приобретали чай без посредников в Калькутте (Индия), Коломбо (остров Цейлон), в Шанхае и Ханькоу (Китай). Фабрика, расположенная на Проломной улице, ежегодно расфасовывала 650 тонн чая.
Смотрите старые фотографии: Проходная московской чаеразвесочной фабрики имени Ленина. 1953-1960 гг.: https://pastvu.com/p/365863
Смотрите старые фотографии: В цеху Московской чаеразвесочной фабрики. 1950-1960 гг.: https://pastvu.com/p/396332
После революции предприятие получило название 5-я Государственная Рогожская чае-кофе развесочная фабрика имени В.И.Ленина, а позднее – Московская чаеразвесочная фабрика имени Ленина Минпищепрома РСФСР. В 1934 году фабрика переехала в новые корпуса на Боровой улице, здесь фасовали 32 сорта чая, в том числе «Индийский чай» высшего и первого сорта, «Цейлонский чай», «Чай № 36». Узнаваемый дизайн упаковки чая «со слоном» был разработан по заказу Московской чайной фабрики в 1967 году. По ГОСТу в состав этого «Индийского чая» входила смесь из грузинского и индийского, причём 2/3 составлял грузинский чай.
Рядом располагался завод основанной в 1912 году компании «Шестерня-Цитроэн» – российское отделение фирмы Андре Ситроена, основателя будущего автомобильного гиганта. В советские годы предприятие было известно как завод «Шестерня» имени С.М.Буденного (Завод гидроагрегатов имени Будённого), многие выпускники местных школ шли работать на «Будёшку» токарями или фрезеровщиками. Позднее предприятие стало называться Московский завод гидравлических приводов.
Смотрите старые фотографии: Боровая улица. Завод Мосгидропривод. 1976-1980 гг.: https://pastvu.com/p/71329
По соседству завод «Мосхимкраска» выпускал воздушные шарики, резиновые мячи и игрушки, а склад «Снабэлектро» заполняли большие деревянные катушки с кабелем.
Ухтомская и Боровая улицы массово застраивались в 1958-1959 годах, но даже в семидесятые на территории бывшей деревни Крюковка сохранялись деревянные дома. Было у этой местности и самоназвание «Манчжурия», говорят, что среди московского рабочего люда здесь проживали этнические китайцы, депортированные на родину во время конфликта на Китайско-Восточной железной дороге.
Бюст Алексея Ухтомского, машиниста паровоза Казанской железной дороги, который в 1905 году после поражения Декабрьского восстания вывез из Москвы сотню дружинников, спасая их от царских войск. Позднее Ухтомский был арестован и расстрелян.
Готовясь принять иностранных гостей Олимпиады-80, Москва преображалась и избавлялась от неказистых построек. На Ухтомской ликвидировали остатки Крюковки и небольшие деревообрабатывающие, красильные, пошивочные мастерские. В 1978 году была снесена Кожевенно-галантерейная фабрика № 1 Минлегпрома РСФСР, основанная в тридцатые годы как артель Мособлкожсоюза «Утилькожобъединение», а в последние годы выпускавшая спортивные аксессуары, например, велосипедные сумки из кожзаменителя.
Смотрите старые фотографии: Кожгалантерейная фабрика. 1955 год: https://pastvu.com/p/74156
Княжекозловский переулок, 25 – в этом типовом здании находилось ателье
Довоенный дом был построен для руководства Чаеразвесочной фабрики (Ухтомская улица, 4)
Ухтомская улица, 12 – школьное здание 1935 года некоторое время назад было заброшено, пережило несколько пожаров. После реконструкции вновь стало учебным учреждением.
Смотрите старые фотографии: Школа № 430. 1955-1956 гг.: https://pastvu.com/p/462892
Гипсовых бюстов классиков сейчас нет, зато вывешены баннеры с их портретами и цитатами.
Вдоль железнодорожных путей проходит Золотая улица, она скучна, длинна и пустынна, с одной стороны выстроились заводские цеха «Салюта», с другой – ряды частных гаражей. Некоторые объекты бывшей промзоны стали бизнес-центрами и выделяются облагороженными фасадами.
Но эти места знали и куда более унылые времена – на рубеже XIX-ХХ веков здесь находилась Семёновская свалка, в 1914 году построена Семёновская сливная станция для приёма и обработки нечистот, удаляемых в бочках и автомобилях-цистернах из неканализованных городских владений.
Смотрите старые фотографии: Ассенизационный обоз Покровского товарищества. 1904 год: https://pastvu.com/p/52462
Смотрите старые фотографии: Семёновская сливная станция. 1925 год: https://pastvu.com/p/415033
Юрьевская улица, 12с4 – заброшенное индустриальное здание
Юрьевский переулок, 19 – Калининская участковая ветеринарная лечебница, основана в 1918 году и является одним из старейших ветеринарных учреждений Москвы. Существующее здание построено в 1964 году.
Смотрите старые фотографии: Калининская ветеринарная лечебница. 1946 год: https://pastvu.com/p/301647
Тут же в Юрьевском переулке находится производственная территория с постройками, которые в 2016 году были признаны памятниками архитектуры. Ансамбль был возведён в 1934 году архитектором В.Никольским и включает в себя конторские здания, гараж, базисный склад Снабгресса.
Бывшее конторское здание и часть склада Снабгресса занимает профессиональное аварийно-спасательное формирование «Техноспас»
Железнодорожная платформа Сортировочная
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – проспект Будённого…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, незнакомая Москва, прогулки по Москве, промзона, жилая застройка, метро Электрозаводская.