27.12.2018 02:35

«Город на память». 392. От «Сокола» до моста Победы

16 августа 2018 года
Фотопроект «Город на память». 392. От «Сокола» до моста Победы

Ленинградский проспект возле метро «Сокол» завершается развилкой – прямо идёт Волоколамское шоссе, чуть правее сворачивает Ленинградское шоссе. Эта магистраль, связавшая две столицы, прежде называлась Петербургским (Петроградским) шоссе, а нынешнее название получила в 1924 году. Гораздо раньше, ещё до основания Петербурга, здесь пролегала большая торговая дорога из Москвы в Тверь.

Станция метро «Сокол» открылась в 1938 году в составе участка «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») – «Сокол», причём в то время для входа и выхода пассажиров был предусмотрен лишь один вестибюль – восточный, а западный построят спустя одиннадцать лет. Спроектировали станцию и восточный вестибюль архитекторы братья Константин и Юрий Яковлевы.

Смотрите старые фотографии: «Сокол». 1941 год: https://pastvu.com/p/94100


В 2016 году восточный вестибюль был отреставрирован с восстановлением некоторых утраченных элементов оформления.


Вестибюль выполнен в виде полукольца с раздельными входом и выходом на торцах. Его фасад облицован подмосковным известняком, а на площадке в центре полукольца установлен небольшой фонтан из полированного гранита. На гранитной стене в кассовом зале восточного вестибюля имеется памятная надпись: «Метрополитен имени В.И.Ленина. Станция Сокол», но если присмотреться, то можно увидеть следы от старых букв: «Метрополитен имени Л.М.Кагановича».


За станцией от главных путей ответвляются соединительные линии в электродепо «Сокол», открывшееся в том же 1938 году и обслуживающее Замоскворецкую линию.


Актёр и режиссёр Юрий Соломин осматривает тематический поезд, посвящённый истории Малого театра


Фигуристка Ирина Роднина и гимнастка Светлана Хоркина на торжественном запуске тематического поезда «ЦСКА»


Вагоноремонтное предприятие на территории депо

Смотрите старые фотографии: Ленинградский проспект. Тоннель на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. 1961 год: https://pastvu.com/p/204264 Указанное в подписи к фотоснимку название – площадь Развилки – никогда не было официальным, хотя и употреблялось местными жителями.

Под Ленинградским проспектом прокопан поперечный Алабяно-Балтийский тоннель. В оригинальном здании на разворотном трамвайном кольце разместился Диспетчерский пункт наблюдения за дорожными развязками, сотрудники мониторят ситуацию в тоннелях, на эстакадах и готовы устранить аварию или отбуксировать заглохший на дороге автомобиль.

На Ленинградке жилые кварталы чередуются с крупными научными центрами, среди которых институт «Гидропроект» имени С.Я.Жука (основан в 1930 году для проектирования гидроэнергетических и водохозяйственных сооружений – электростанций, плотин, шлюзов), авиастроительная компания «МиГ» (конструкторское бюро создано в 1939 году, у его истоков стояли Артём Микоян и Михаил Гуревич), концерн «Алмаз-Антей» (основан в 1947 году).

Смотрите старые фотографии: Ленинградский проспект. 1965 год: https://pastvu.com/p/47850 Строится 26-этажное здание института «Гидропроект»

Смотрите старые фотографии: Институт «Гидропроект» в дни государственных праздников украшал гигантский портрет Ленина. 1979-1982 гг.: https://pastvu.com/p/78374 В наши дни фасад здания, построенного в 1967 году, используется в качестве рекламного носителя.

В наши дни фасад здания, построенного в 1967 году, используется в качестве рекламного носителя.


Ленинградский проспект, 80 – замечательные образцы помпезной сталинской архитектуры с лепными украшениями на фасадах (1949-1953)


Фасад 1953 года скрывал большой производственный цех, который уже давно выведен из эксплуатации, надстроен и превращён в концертный клуб Stadium Live (новое название Adrenalin Stadium).

На сцене Stadium – Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук и «DDT», «Каста».


Ещё несколько бывших институтских корпусов занимают университет «Синергия» и бизнес-центр «ИТКОЛ-Сокол». Эти здания были построены в 1932 и 1950 годах.


Ленинградское шоссе, 4 – бывший 1-й троллейбусный парк (ныне – площадка «Ленинградская» филиала «Центральный» ГУП «Мосгортранс»). Троллейбусное сообщение в Москве открылось 15 ноября 1933 года в северо-западной части города. К запуску движения на Ленинградке был построен гараж всего на четыре машины, но уже в 1935 году открылся большой троллейбусный парк. Поначалу на линиях эксплуатировались троллейбусы ЛК (Лазарь Каганович), в 1936 году с Ярославского завода прибыл первый ЯТБ-1, а вскоре в порядке эксперимента появилась дюжина двухэтажных троллейбусов. В разные годы количество обслуживаемых троллейбусов было разным и в середине семидесятых достигало почти 400 машин, которые не помещались на площадке и выстраивались на ночь на соседних улицах.

Смотрите старые фотографии: Троллейбус ЛК на маршруте возле Белорусского вокзала. 1934-1935 гг.: https://pastvu.com/p/111711


Троллейбус ЯТБ-1, восстановленный петербургскими транспортниками, несколько дней поездил по Москве и вернулся в город на Неве. Увы, в столице своих самых первых троллейбусов не сохранилось.


Ленинградское шоссе, 6 – проходная «ОКБ имени А.И.Микояна»


На противоположной стороне Ленинградского шоссе раскинулся комплекс зданий Московского авиационного института, созданного в 1930 году и поначалу состоявшего из двух факультетов – самолётостроительного и моторного. Первые учебные корпуса на Ленинградке построили в 1933 году, вскоре вузу присвоили имя народного комиссара промышленности Серго Орджоникидзе. Современный МАИ является не только ведущим вузом страны в сфере авиации и ракетостроения, но и крупным исследовательским центром.


1-й путепровод Ленинградского шоссе был украшен скульптурной композицией «Триумф Победы».

Строительство путепровода началось ещё во время Великой Отечественной войны по проекту архитектора Дмитрия Чечулина и скульптора Николая Томского. Осенью 1941 года на этом направлении шли жестокие бои, на подступах к столице сооружался оборонительный рубеж, но спустя два года был достигнут решающий перелом в ходе войны и в Москве возобновилось мирное строительство. Открывшийся в 1943 году новый путепровод вскоре получит название Мост Победы, а его оформление будет посвящено подвигу воинов, оборонявших Москву и Ленинград. Вероятно, это первое монументальное сооружение, посвящённое победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Смотрите старые фотографии: 1-й путепровод Ленинградского шоссе со скульптурной композицией «Триумф Победы». 1947 год: https://pastvu.com/p/35409

Смотрите старые фотографии: Мост Победы. 1944-1949 гг.: https://pastvu.com/p/1206

«Триумф Победы» и «Слава русскому оружию» – так назвали скульптурные композиции, украсившие мост. Прошло не так много времени и оформление моста подверглось реконструкции по идеологическим мотивам. Ростральные колонны были избавлены от украшений из знамён и венков, цитаты Иосифа Сталина заменены на схожие по смыслу высказывания да и сама фигура генералиссимуса исчезла с медальона. В 1960-1961 годах мост был фактически отстроен заново, его пропускная способность увеличилась в два раза – проезжая часть расширена до четырёх полос движения в каждом направлении. Реконструкцию произвели архитектор Константин Яковлев и инженер И.Аршавский.

Смотрите старые фотографии: Железнодорожная платформа Ленинградская. 1979 год: https://pastvu.com/p/46492 Спешащие на лекции студенты МАИ частенько пренебрегали требованиями безопасности «Не прыгай с платформы!», «Не переходи пути перед идущим поездом!».


Ещё в 1898 году над железной дорогой появился путепровод, который был заново отстроен в 1961 году – он сейчас используется для движения трамваев, велосипедистов и пешеходов.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – МАИ…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, московский транспорт, электродепо Сокол, Ленинградское шоссе, метро Сокол, мост Победы.

Другие публикации