27.12.2018 02:35

«Город на память». 392. От «Сокола» до моста Победы

16 августа 2018 года
Фотопроект «Город на память». 392. От «Сокола» до моста Победы

Ленинградский проспект возле метро «Сокол» завершается развилкой — прямо идёт Волоколамское шоссе, чуть правее сворачивает Ленинградское шоссе. Эта магистраль, связавшая две столицы, прежде называлась Петербургским (Петроградским) шоссе, а нынешнее название получила в 1924 году. Гораздо раньше, ещё до основания Петербурга, здесь пролегала большая торговая дорога из Москвы в Тверь.

Станция метро «Сокол» открылась в 1938 году в составе участка «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») — «Сокол», причём в то время для входа и выхода пассажиров был предусмотрен лишь один вестибюль — восточный, а западный построят спустя одиннадцать лет. Спроектировали станцию и восточный вестибюль архитекторы братья Константин и Юрий Яковлевы.


В 2016 году восточный вестибюль был отреставрирован с восстановлением некоторых утраченных элементов оформления.


Вестибюль выполнен в виде полукольца с раздельными входом и выходом на торцах. Его фасад облицован подмосковным известняком, а на площадке в центре полукольца установлен небольшой фонтан из полированного гранита. На гранитной стене в кассовом зале восточного вестибюля имеется памятная надпись: «Метрополитен имени В.И.Ленина. Станция Сокол», но если присмотреться, то можно увидеть следы от старых букв: «Метрополитен имени Л.М.Кагановича».


За станцией от главных путей ответвляются соединительные линии в электродепо «Сокол», открывшееся в том же 1938 году и обслуживающее Замоскворецкую линию.


Актёр и режиссёр Юрий Соломин осматривает тематический поезд, посвящённый истории Малого театра


Фигуристка Ирина Роднина и гимнастка Светлана Хоркина на торжественном запуске тематического поезда «ЦСКА»


Вагоноремонтное предприятие на территории депо

Под Ленинградским проспектом прокопан поперечный Алабяно-Балтийский тоннель. В оригинальном здании на разворотном трамвайном кольце разместился Диспетчерский пункт наблюдения за дорожными развязками, сотрудники мониторят ситуацию в тоннелях, на эстакадах и готовы устранить аварию или отбуксировать заглохший на дороге автомобиль.

На Ленинградке жилые кварталы чередуются с крупными научными центрами, среди которых институт «Гидропроект» имени С.Я.Жука (основан в 1930 году для проектирования гидроэнергетических и водохозяйственных сооружений — электростанций, плотин, шлюзов), авиастроительная компания «МиГ» (конструкторское бюро создано в 1939 году, у его истоков стояли Артём Микоян и Михаил Гуревич), концерн «Алмаз-Антей» (основан в 1947 году).

В наши дни фасад здания, построенного в 1967 году, используется в качестве рекламного носителя.


Ленинградский проспект, 80 — замечательные образцы помпезной сталинской архитектуры с лепными украшениями на фасадах (1949-1953)


Фасад 1953 года скрывал большой производственный цех, который уже давно выведен из эксплуатации, надстроен и превращён в концертный клуб Stadium Live (новое название Adrenalin Stadium).

На сцене Stadium — Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук и «DDT», «Каста».


Ещё несколько бывших институтских корпусов занимают университет «Синергия» и бизнес-центр «ИТКОЛ-Сокол». Эти здания были построены в 1932 и 1950 годах.


Ленинградское шоссе, 4 — бывший 1-й троллейбусный парк (ныне — площадка «Ленинградская» филиала «Центральный» ГУП «Мосгортранс»). Троллейбусное сообщение в Москве открылось 15 ноября 1933 года в северо-западной части города. К запуску движения на Ленинградке был построен гараж всего на четыре машины, но уже в 1935 году открылся большой троллейбусный парк. Поначалу на линиях эксплуатировались троллейбусы ЛК (Лазарь Каганович), в 1936 году с Ярославского завода прибыл первый ЯТБ-1, а вскоре в порядке эксперимента появилась дюжина двухэтажных троллейбусов. В разные годы количество обслуживаемых троллейбусов было разным и в середине семидесятых достигало почти 400 машин, которые не помещались на площадке и выстраивались на ночь на соседних улицах.


Троллейбус ЯТБ-1, восстановленный петербургскими транспортниками, несколько дней поездил по Москве и вернулся в город на Неве. Увы, в столице своих самых первых троллейбусов не сохранилось.


Ленинградское шоссе, 6 — проходная «ОКБ имени А.И.Микояна»


На противоположной стороне Ленинградского шоссе раскинулся комплекс зданий Московского авиационного института, созданного в 1930 году и поначалу состоявшего из двух факультетов — самолётостроительного и моторного. Первые учебные корпуса на Ленинградке построили в 1933 году, вскоре вузу присвоили имя народного комиссара промышленности Серго Орджоникидзе. Современный МАИ является не только ведущим вузом страны в сфере авиации и ракетостроения, но и крупным исследовательским центром.


1-й путепровод Ленинградского шоссе был украшен скульптурной композицией «Триумф Победы».

Строительство путепровода началось ещё во время Великой Отечественной войны по проекту архитектора Дмитрия Чечулина и скульптора Николая Томского. Осенью 1941 года на этом направлении шли жестокие бои, на подступах к столице сооружался оборонительный рубеж, но спустя два года был достигнут решающий перелом в ходе войны и в Москве возобновилось мирное строительство. Открывшийся в 1943 году новый путепровод вскоре получит название Мост Победы, а его оформление будет посвящено подвигу воинов, оборонявших Москву и Ленинград. Вероятно, это первое монументальное сооружение, посвящённое победе советского народа в Великой Отечественной войне.

«Триумф Победы» и «Слава русскому оружию» — так назвали скульптурные композиции, украсившие мост. Прошло не так много времени и оформление моста подверглось реконструкции по идеологическим мотивам. Ростральные колонны были избавлены от украшений из знамён и венков, цитаты Иосифа Сталина заменены на схожие по смыслу высказывания да и сама фигура генералиссимуса исчезла с медальона. В 1960-1961 годах мост был фактически отстроен заново, его пропускная способность увеличилась в два раза — проезжая часть расширена до четырёх полос движения в каждом направлении. Реконструкцию произвели архитектор Константин Яковлев и инженер И.Аршавский.


Ещё в 1898 году над железной дорогой появился путепровод, который был заново отстроен в 1961 году — он сейчас используется для движения трамваев, велосипедистов и пешеходов.

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — МАИ…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, московский транспорт, электродепо Сокол, Ленинградское шоссе, метро Сокол, мост Победы.

Другие публикации

12.08.2020 в 16:05

ВДНХ отметила День рождения


После нескольких месяцев онлайн-мероприятий на ВДНХ вернулись развлечения.

12.08.2020 в 15:55

Ускорить оформление ДТП поможет велопатруль


В Москве на Лесной улице и внутри Бульварного кольца приступил к работе велопатруль.

22.07.2020 в 22:56

Опасная пицца


Сумка курьера парализовала движение в центре Москвы и доставила хлопот спецслужбам. Рассказывает наш корреспондент.

21.07.2020 в 22:58

«Город на память». 620. Ленинградский проспект и село Всехсвятское


До постройки Петровского путевого дворца в селе Всехсвятском царская кавалькада совершала последнюю остановку перед въездом в Москву.

21.07.2020 в 22:10

«Город на память». 619. Ленинградский проспект и снова сталинки


Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года Ленинградскому шоссе отводилась роль одной из парадной городских магистралей.

21.07.2020 в 13:30

«Город на память». 618. Ленинградский проспект, ЦСКА и «Горбачёв-Фонд»


ЦСКА первые десятилетия советской власти базировался в парке Сокольники, а в середине 1950-х годов армейцам была предоставлена земля на Ленинградском шоссе.

21.07.2020 в 00:31

«Город на память». 617. Ленинградский проспект, Петровский парк, Ходынка


Во времена правления Петра I путешествие из Петербурга в Москву занимало две-три недели, поэтому для отдыха царя и его свиты стали строить путевые дворцы.

20.07.2020 в 13:03

«Город на память». 616. Ленинградский проспект, СЮП и «Динамо»


По обе стороны Ленинградского проспекта исторически сложились спортивные рекреационные зоны - стадионы Юных пионеров и «Динамо».

19.07.2020 в 12:21

«Город на память». 615. Ленинградский проспект и ресторан «Яръ»


Ещё в XIX веке француз Транкий Яр (Tranquille Yard) основал рай для гурманов, ставший известным как ресторан «Яръ».

18.07.2020 в 13:28

«Город на память». 614. Ленинградский проспект и фабрика «Большевик»


В конце XIX века на Петербургском шоссе обосновалась сладкая империя Адольфа Сиу и его сыновей, в советские годы ставшая известной как кондитерская фабрика «Большевик».

17.07.2020 в 23:23

«Город на память». 613. Ленинградский проспект, «Слава», сталинки


Известная с XIV века древняя дорога на Тверь позднее связала две столицы - Москву и Санкт-Петербург.

15.07.2020 в 12:00

«Город на память». 612. Около Сокольников. Улица Короленко


Улица Короленко получила нынешнее название в 1925 году, а прежде называлась Ермаковской улицей в честь фабриканта Флора Ермакова, владельца шерстяной и камвольной фабрик.

14.07.2020 в 04:20

«Город на память». 611. Около Сокольников. Сокольнический Вал


На южной окраине парка Сокольники модерн соседствует с конструктивизмом, индустриальные здания с богоугодными заведениями, сталинки с православными храмами.

13.07.2020 в 09:36

«Город на память». 610. Денежный переулок


Когда-то в окрестностях Арбата располагалась слобода мастеров Государева Монетного двора и в честь гравёров и чеканщиков монет один из переулков назвали Денежным.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».