29 августа 2018 года
Фотопроект «Город на память». 394. Сталинки на «Войковской»
В 1930 году П.Сытин писал в книге «Вокруг современной Москвы»: «в треугольнике между Окружной, Балтийской дорогами и Ленинградским шоссе расположился убогий железнодорожный поселок Виндавка». Автор имел в виду местность, где сейчас находятся жилые кварталы Радиаторских улиц и Войковских проездов, но и другие окрестности Ленинградки вряд ли были в те времена живописны. Лишь после войны вблизи моста Победы стали складываться жилые кварталы из коттеджных домиков и солидных многоэтажных сталинок.
Самые старые дома расположены вдоль железной дороги, в окрестностях платформы Ленинградская, которая открылась в 1964 году вблизи моста Победы. Единственный выход с платформы ведёт как раз к этим домам.
После запуска движения электропоездов по Московскому цетральному кольцу (бывшей Московской Окружной железной дороге) было принято решение создать пересадочный узел с переносом платформы Ленинградская ближе к станции МЦК Стрешнево. Новая платформа будет оборудована терминалом для комфортной пересадки на МЦК.
Московская Окружная железная дорога открылась в 1908 году и была предназначена для доставки грузов на заводы и фабрики в обход вокзалов. В 1917 году стальное кольцо стало считаться официальной границей Москвы. Хотя на МОЖД были построены 14 станций с красивыми вокзалами в стиле модерн (архитекторы Александр Померанцев и Николай Марковников), пассажирское сообщение в то время оказалось нерентабельным – трасса пролегала через леса, болота, пашни, дачную местность и по рабочим окраинам. Спустя сотню лет ситуация в корне изменилась и по линии грузовой МОЖД теперь курсируют пассажирские «Ласточки» МЦК.
Смотрите старые фотографии: Мост через Виндавскую железную дорогу. 1907 год: https://pastvu.com/p/45194 На МОЖД были возведены десятки инженерных сооружений, предназначенных для движения на паровозной тяге. Про возможную электрификацию железных дорог тогда и не думали, поэтому большинство технических объектов пришлось перестраивать под запуск электропоездов.
Послевоенная застройка 1-го Войковского проезда:
1-й Войковский проезд, 6к1 (1950)
1-й Войковский проезд, 6к2 (1949)
1-й Войковский проезд, 10 (1951)
1-й Войковский проезд, 12 (1951)
1-й Войковский проезд, 14 (1951)
1-й Войковский проезд, 16к2 (1950)
1-й Войковский проезд, 16к3 (1949)
1-й Войковский проезд, 16к1 – семиэтажный кирпичный жилой дом (1957)
5-й Войковский проезд, 2 – четырёх-пятиэтажный кирпичный жилой дом (1950)
5-й Войковский проезд, 6 – Четырехэтажный кирпичный жилой дом (1952)
Смотрите старые фотографии: Старая застройка перед сносом. 1956-1957 гг.: https://pastvu.com/p/447178 Деревянные домики и огороды во дворах в шестидесятые годы уступили место кирпичным пятиэтажкам.
В квартале сохранились два типовых школьных здания 1940 года, одно из них (4-й Войковский проезд, 6) по какой-то причине сразу же перепрофилировали: на первом этаже разместилось отделение милиции № 100, а классы на остальных этажах перегородили под коммунальные квартиры.
Смотрите старые фотографии: 100-е отделение милиции. 1946 год: https://pastvu.com/p/84856
3-я Радиаторская улица, 15 – бывшая лыжная база детской спортивной школы (1949)
3-я Радиаторская улица, 17 – жилой дом
Складские и конторские здания (ныне предприятие № 5 ГУП «Мосгорснабпродторг»)
Насосная станция
Местные жители вспоминают, что ещё несколько лет назад между деревьями пряталась чугунная водоразборная колонка – в Москве таких было множество, пока в семидесятые годы не снесли последние бараки.
Радиаторские улицы и Войковские проезды получили название по продукции Чугунолитейного завода имени Войкова. Производство было основано братьями Кертингами в 1898 году как «Механический завод по выработке нагревательных приборов для центрального отопления «Бр. Кертинг» русского общества машиностроительного завода». В советское время предприятие специализировалось на изготовлении станков, котлов, отопительных радиаторов.
Смотрите старые фотографии: Завод имени Войкова. 1990 год: https://pastvu.com/p/437707
По воспоминаниям горожан, «грязное» производство буквально отравляло жизнь жителям Ленинградки, ветер разносил зловоние по округе на несколько километров и после ликвидации завода войковцы вздохнули с облегчением. На заводской территории в 2009 году построен торговый комплекс «Метрополис».
Смотрите старые фотографии: Ленинградское шоссе на пересечении с МОЖД. 1950 год: https://pastvu.com/p/413568 и… современный вид.
Построенная по типовому проекту станция метро «Войковская» открылась 31 декабря 1964 года в составе участка «Сокол» – «Речной вокзал». Среди предполагаемых вариантов названия фигурировали «Завод Войкова» и «Посёлок Войкова». Дипломатический работник Пётр Войков был застрелен в Варшаве белоэмигрантом в 1927 году и его память была увековечена в советской топонимике. Времена изменилась, и бурная революционная деятельность Войкова, его причастность к расстрелу императора Николая II уже не представляются в героическом свете. Общественность не раз поднимала вопрос о переименовании станции метро.
В окрестностях станции метро находится парк, носящий имя ещё одного революционера и дипломата Вацлава Воровского, также убитого белогвардейцем. В глубине парка сохранился особняк клиники доктора Коровина, открывшейся в 1898 году и специализирующейся на лечении от алкогольной зависимости. Позднее в здании размещался санаторий, госпиталь, а с пятидесятых годов – Дом пионеров Ленинградского района.
Исторический павильон на трамвайном кольце (вероятно, 1926, Е.Шервинский)
«Город на память» уже рассказывал о планах реконструкции кинотеатра «Варшава» (1970) под размещение некоего гастрономического центра, но видимых перемен пока не происходит.
Вдоль шоссе выстроились парадные сталинки. Ленинградское шоссе, 13к1 – жилой дом (1958, Е.Вулых, Н.Хлынов) строился для сотрудников Военно-Морского министерства СССР, на фасаде можно увидеть мемориальные доски в честь живших здесь героев-моряков.
Ленинградское шоссе, 15 – жилой дом (1955, архитектор А.Гурков)
Ленинградское шоссе, 17 – жилой дом (1940)
Ленинградское шоссе, 19 – жилой дом (1940)
Ленинградское шоссе, 21 – жилой дом (1940)
Главное украшение района – мост Победы, первое монументальное сооружение, посвящённое победе советского народа в Великой Отечественной войне (архитектор Дмитрий Чечулин и скульптор Николай Томский). Путепровод над путями Рижского направления Московской железной дороги открылся в 1943 году. Вспоминает скульптор Томский: «Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шёл по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов – защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь».
Сквер имени космонавта Волкова получил нынешнее название в 1975 году одновременно с открытием памятника Владиславу Волкову, погибшему в составе экипажа космического корабля «Союз-11» (Добровольский, Волков, Пацаев) 30 июня 1971 года при спуске на Землю.
1-й Новоподмосковный переулок, 2 – жилой дом (1953). По городской легенде, этот дом мог стать ещё одной сталинской высоткой, но в последний момент из проекта убрали центральную башню.
Смотрите старые фотографии: Строительство жилого массива. 1953 год: https://pastvu.com/p/288417
Улица Космонавта Волкова, 3 – жилой дом (1954)
Улица Космонавта Волкова, 5к1 – жилой дом (1955). В этом доме жил Владислав Волков.
Ленинградское шоссе, 8к2 – жилой дом (1939), в 1953 году к нему пристроили два крыла.
Смотрите старые фотографии: Ленинградское шоссе, 8к2. 1949 год: https://pastvu.com/p/439823
Смотрите старые фотографии: Бакалейно-кондитерское отделение магазина № 36 «Гастроном». 1949 год: https://pastvu.com/p/18358
Во дворе
1-й Новоподмосковный переулок, 4 – жилой дом (1954)
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – Сколково…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, архитектура СССР, сталинки, жилая застройка, метро Войковская.