27.12.2018 12:28

«Город на память». 394. Сталинки на «Войковской»

29 августа 2018 года
Фотопроект «Город на память». 394. Сталинки на «Войковской»

В 1930 году П.Сытин писал в книге «Вокруг современной Москвы»: «в треугольнике между Окружной, Балтийской дорогами и Ленинградским шоссе расположился убогий железнодорожный поселок Виндавка». Автор имел в виду местность, где сейчас находятся жилые кварталы Радиаторских улиц и Войковских проездов, но и другие окрестности Ленинградки вряд ли были в те времена живописны. Лишь после войны вблизи моста Победы стали складываться жилые кварталы из коттеджных домиков и солидных многоэтажных сталинок.

Самые старые дома расположены вдоль железной дороги, в окрестностях платформы Ленинградская, которая открылась в 1964 году вблизи моста Победы. Единственный выход с платформы ведёт как раз к этим домам.


После запуска движения электропоездов по Московскому цетральному кольцу (бывшей Московской Окружной железной дороге) было принято решение создать пересадочный узел с переносом платформы Ленинградская ближе к станции МЦК Стрешнево. Новая платформа будет оборудована терминалом для комфортной пересадки на МЦК.

Московская Окружная железная дорога открылась в 1908 году и была предназначена для доставки грузов на заводы и фабрики в обход вокзалов. В 1917 году стальное кольцо стало считаться официальной границей Москвы. Хотя на МОЖД были построены 14 станций с красивыми вокзалами в стиле модерн (архитекторы Александр Померанцев и Николай Марковников), пассажирское сообщение в то время оказалось нерентабельным — трасса пролегала через леса, болота, пашни, дачную местность и по рабочим окраинам. Спустя сотню лет ситуация в корне изменилась и по линии грузовой МОЖД теперь курсируют пассажирские «Ласточки» МЦК.

Смотрите старые фотографии: Мост через Виндавскую железную дорогу. 1907 год: https://pastvu.com/p/45194 На МОЖД были возведены десятки инженерных сооружений, предназначенных для движения на паровозной тяге. Про возможную электрификацию железных дорог тогда и не думали, поэтому большинство технических объектов пришлось перестраивать под запуск электропоездов.


Послевоенная застройка 1-го Войковского проезда:
1-й Войковский проезд, 6к1 (1950)
1-й Войковский проезд, 6к2 (1949)
1-й Войковский проезд, 10 (1951)
1-й Войковский проезд, 12 (1951)
1-й Войковский проезд, 14 (1951)
1-й Войковский проезд, 16к2 (1950)
1-й Войковский проезд, 16к3 (1949)
1-й Войковский проезд, 16к1 — семиэтажный кирпичный жилой дом (1957)


5-й Войковский проезд, 2 — четырёх-пятиэтажный кирпичный жилой дом (1950)


5-й Войковский проезд, 6 — Четырехэтажный кирпичный жилой дом (1952)

Смотрите старые фотографии: Старая застройка перед сносом. 1956-1957 гг.: https://pastvu.com/p/447178 Деревянные домики и огороды во дворах в шестидесятые годы уступили место кирпичным пятиэтажкам.


В квартале сохранились два типовых школьных здания 1940 года, одно из них (4-й Войковский проезд, 6) по какой-то причине сразу же перепрофилировали: на первом этаже разместилось отделение милиции № 100, а классы на остальных этажах перегородили под коммунальные квартиры.

Смотрите старые фотографии: 100-е отделение милиции. 1946 год: https://pastvu.com/p/84856


3-я Радиаторская улица, 15 — бывшая лыжная база детской спортивной школы (1949)


3-я Радиаторская улица, 17 — жилой дом


Складские и конторские здания (ныне предприятие № 5 ГУП «Мосгорснабпродторг»)


Насосная станция

Местные жители вспоминают, что ещё несколько лет назад между деревьями пряталась чугунная водоразборная колонка — в Москве таких было множество, пока в семидесятые годы не снесли последние бараки.

Радиаторские улицы и Войковские проезды получили название по продукции Чугунолитейного завода имени Войкова. Производство было основано братьями Кертингами в 1898 году как «Механический завод по выработке нагревательных приборов для центрального отопления «Бр. Кертинг» русского общества машиностроительного завода». В советское время предприятие специализировалось на изготовлении станков, котлов, отопительных радиаторов.

Смотрите старые фотографии: Завод имени Войкова. 1990 год: https://pastvu.com/p/437707

По воспоминаниям горожан, «грязное» производство буквально отравляло жизнь жителям Ленинградки, ветер разносил зловоние по округе на несколько километров и после ликвидации завода войковцы вздохнули с облегчением. На заводской территории в 2009 году построен торговый комплекс «Метрополис».

Смотрите старые фотографии: Ленинградское шоссе на пересечении с МОЖД. 1950 год: https://pastvu.com/p/413568 и… современный вид.


Построенная по типовому проекту станция метро «Войковская» открылась 31 декабря 1964 года в составе участка «Сокол» — «Речной вокзал». Среди предполагаемых вариантов названия фигурировали «Завод Войкова» и «Посёлок Войкова». Дипломатический работник Пётр Войков был застрелен в Варшаве белоэмигрантом в 1927 году и его память была увековечена в советской топонимике. Времена изменилась, и бурная революционная деятельность Войкова, его причастность к расстрелу императора Николая II уже не представляются в героическом свете. Общественность не раз поднимала вопрос о переименовании станции метро.


В окрестностях станции метро находится парк, носящий имя ещё одного революционера и дипломата Вацлава Воровского, также убитого белогвардейцем. В глубине парка сохранился особняк клиники доктора Коровина, открывшейся в 1898 году и специализирующейся на лечении от алкогольной зависимости. Позднее в здании размещался санаторий, госпиталь, а с пятидесятых годов — Дом пионеров Ленинградского района.


Исторический павильон на трамвайном кольце (вероятно, 1926, Е.Шервинский)


«Город на память» уже рассказывал о планах реконструкции кинотеатра «Варшава» (1970) под размещение некоего гастрономического центра, но видимых перемен пока не происходит.


Вдоль шоссе выстроились парадные сталинки. Ленинградское шоссе, 13к1 — жилой дом (1958, Е.Вулых, Н.Хлынов) строился для сотрудников Военно-Морского министерства СССР, на фасаде можно увидеть мемориальные доски в честь живших здесь героев-моряков.


Ленинградское шоссе, 15 — жилой дом (1955, архитектор А.Гурков)


Ленинградское шоссе, 17 — жилой дом (1940)


Ленинградское шоссе, 19 — жилой дом (1940)


Ленинградское шоссе, 21 — жилой дом (1940)


Главное украшение района — мост Победы, первое монументальное сооружение, посвящённое победе советского народа в Великой Отечественной войне (архитектор Дмитрий Чечулин и скульптор Николай Томский). Путепровод над путями Рижского направления Московской железной дороги открылся в 1943 году. Вспоминает скульптор Томский: «Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шёл по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов — защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь».


Сквер имени космонавта Волкова получил нынешнее название в 1975 году одновременно с открытием памятника Владиславу Волкову, погибшему в составе экипажа космического корабля «Союз-11» (Добровольский, Волков, Пацаев) 30 июня 1971 года при спуске на Землю.


1-й Новоподмосковный переулок, 2 — жилой дом (1953). По городской легенде, этот дом мог стать ещё одной сталинской высоткой, но в последний момент из проекта убрали центральную башню.

Смотрите старые фотографии: Строительство жилого массива. 1953 год: https://pastvu.com/p/288417


Улица Космонавта Волкова, 3 — жилой дом (1954)


Улица Космонавта Волкова, 5к1 — жилой дом (1955). В этом доме жил Владислав Волков.


Ленинградское шоссе, 8к2 — жилой дом (1939), в 1953 году к нему пристроили два крыла.

Смотрите старые фотографии: Ленинградское шоссе, 8к2. 1949 год: https://pastvu.com/p/439823

Смотрите старые фотографии: Бакалейно-кондитерское отделение магазина № 36 «Гастроном». 1949 год: https://pastvu.com/p/18358


Во дворе


1-й Новоподмосковный переулок, 4 — жилой дом (1954)

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете — Сколково…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, архитектура СССР, сталинки, жилая застройка, метро Войковская.

Другие публикации

19.01.2021 в 02:04

«Город на память». 636. Поварская улица — Воровский, Фемида, Кальмеер


В древности по трассе нынешней Поварской улицы проходила торговая Волоцкая дорога, ведущая из Москвы к Великому Новгороду.

13.01.2021 в 01:28

«Город на память». 635. Московские кинотеатры. «Урал»-«Янтарь»


Ревизия показала, что за последние годы кинотеатры советской постройки понесли большие потери, но ещё сохранившиеся продолжают борьбу за зрителя.

11.01.2021 в 23:30

«Город на память». 634. Московские кинотеатры. «Саяны»-«Улан-Батор»


В кинотеатре «Спутник» в Лефортово зрители могут не только посмотреть новые фильмы, но и побывать на выставке раритетного кинопроекционного оборудования.

10.01.2021 в 22:48

«Город на память». 633. Московские кинотеатры. «Полярный»-«Сатурн»


Самый известный московский кинотеатр носил название «Россия», он открылся в 1961 году и сохранил на фасаде оригинальную вывеску. Сейчас зал арендует Театр мюзикла.

09.01.2021 в 23:19

«Город на память». 632. Московские кинотеатры. «Орёл»-«Полёт»


Как писал в 1954 году путеводитель «По Москве», «в пятой пятилетке в Москве намечается построить 27 новых благоустроенных кинотеатров на 12500 мест».

08.01.2021 в 12:33

«Город на память». 631. Московские кинотеатры. «Ладога»-«Орбита»


Содержание и ремонт кинотеатров требовали серьёзных расходов и администрациям кинотеатров ничего не оставалось, как сдавать помещения в аренду.

07.01.2021 в 17:50

«Город на память». 630. Московские кинотеатры. «Звёздный»-«Кунцево»


В третью часть обзора советских кинотеатров попал уникальный технический аттракцион - Круговая кинопанорама, открывшаяся 16 июня 1959 года на ВДНХ.

05.01.2021 в 00:53

«Город на память». 628. Московские кинотеатры. «Авангард» — «Владивосток»


«Город на память» навёл справки о 138 кинотеатрах, работавших в Москве в 1970-1980-х годах.

23.12.2020 в 02:08

«Город на память». 627. Камушки и «Москва-Сити»


Камушками называют пресненский жилой микрорайон, расположенный почти на самом берегу Москвы-реки на месте старых Дорогомиловских каменоломен.

23.11.2020 в 11:28

Жизнь в красной зоне


Будни ковидного госпиталя на ВДНХ.

09.11.2020 в 22:51

«Город на память». 625. Красноказарменная улица


Очередной лефортовский сюжет посвящён не петровским или екатерининским временам, а преимущественно советской науке и студенчеству.

08.11.2020 в 13:34

«Город на память». 624. Рогожская слобода


Своим возникновением Рогожская слобода обязана императрице Екатерине II, выделившей старообрядцам землю в благодарность за вклад в борьбу с эпидемией чумы.

07.11.2020 в 12:29

«Город на память». 623. Сталинки на Первомайской улице


Окрестности села Измайлово вошли в состав столицы в 1935 году как часть нового района - Сталинского.

15.10.2020 в 23:12

«Город на память». 622. Северный речной вокзал 2020


Главным украшением канала Москва-Волга стал Северный речной вокзал, построенный по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского.

08.09.2020 в 00:30

День закрытия 33-й Московской международной книжной ярмарки в «Манеже»


Корреспондент «РБ» делится фото и сопровождает их судорожной рефлексией от крайнего дня ММКЯ