27.12.2018 12:28

«Город на память». 394. Сталинки на «Войковской»

29 августа 2018 года
Фотопроект «Город на память». 394. Сталинки на «Войковской»

В 1930 году П.Сытин писал в книге «Вокруг современной Москвы»: «в треугольнике между Окружной, Балтийской дорогами и Ленинградским шоссе расположился убогий железнодорожный поселок Виндавка». Автор имел в виду местность, где сейчас находятся жилые кварталы Радиаторских улиц и Войковских проездов, но и другие окрестности Ленинградки вряд ли были в те времена живописны. Лишь после войны вблизи моста Победы стали складываться жилые кварталы из коттеджных домиков и солидных многоэтажных сталинок.

Самые старые дома расположены вдоль железной дороги, в окрестностях платформы Ленинградская, которая открылась в 1964 году вблизи моста Победы. Единственный выход с платформы ведёт как раз к этим домам.


После запуска движения электропоездов по Московскому цетральному кольцу (бывшей Московской Окружной железной дороге) было принято решение создать пересадочный узел с переносом платформы Ленинградская ближе к станции МЦК Стрешнево. Новая платформа будет оборудована терминалом для комфортной пересадки на МЦК.

Московская Окружная железная дорога открылась в 1908 году и была предназначена для доставки грузов на заводы и фабрики в обход вокзалов. В 1917 году стальное кольцо стало считаться официальной границей Москвы. Хотя на МОЖД были построены 14 станций с красивыми вокзалами в стиле модерн (архитекторы Александр Померанцев и Николай Марковников), пассажирское сообщение в то время оказалось нерентабельным — трасса пролегала через леса, болота, пашни, дачную местность и по рабочим окраинам. Спустя сотню лет ситуация в корне изменилась и по линии грузовой МОЖД теперь курсируют пассажирские «Ласточки» МЦК.


Мост через Виндавскую железную дорогу. 1907 год: https://pastvu.com/p/45194 На МОЖД были возведены десятки инженерных сооружений, предназначенных для движения на паровозной тяге. Про возможную электрификацию железных дорог тогда и не думали, поэтому большинство технических объектов пришлось перестраивать под запуск электропоездов.


Послевоенная застройка 1-го Войковского проезда:
1-й Войковский проезд, 6к1 (1950)
1-й Войковский проезд, 6к2 (1949)
1-й Войковский проезд, 10 (1951)
1-й Войковский проезд, 12 (1951)
1-й Войковский проезд, 14 (1951)
1-й Войковский проезд, 16к2 (1950)
1-й Войковский проезд, 16к3 (1949)
1-й Войковский проезд, 16к1 — семиэтажный кирпичный жилой дом (1957)


5-й Войковский проезд, 2 — четырёх-пятиэтажный кирпичный жилой дом (1950)


5-й Войковский проезд, 6 — Четырехэтажный кирпичный жилой дом (1952)


Старая застройка перед сносом. 1956-1957 гг.: https://pastvu.com/p/447178 Деревянные домики и огороды во дворах в шестидесятые годы уступили место кирпичным пятиэтажкам.


В квартале сохранились два типовых школьных здания 1940 года, одно из них (4-й Войковский проезд, 6) по какой-то причине сразу же перепрофилировали: на первом этаже разместилось отделение милиции № 100, а классы на остальных этажах перегородили под коммунальные квартиры.


100-е отделение милиции. 1946 год: https://pastvu.com/p/84856


3-я Радиаторская улица, 15 — бывшая лыжная база детской спортивной школы (1949)


3-я Радиаторская улица, 17 — жилой дом


Складские и конторские здания (ныне предприятие № 5 ГУП «Мосгорснабпродторг»)


Насосная станция


Фото: http://wikimapia.org/ Местные жители вспоминают, что ещё несколько лет назад между деревьями пряталась чугунная водоразборная колонка — в Москве таких было множество, пока в семидесятые годы не снесли последние бараки.


Завод имени Войкова. 1990 год: https://pastvu.com/p/437707

Радиаторские улицы и Войковские проезды получили название по продукции Чугунолитейного завода имени Войкова. Производство было основано братьями Кертингами в 1898 году как «Механический завод по выработке нагревательных приборов для центрального отопления «Бр. Кертинг» русского общества машиностроительного завода». В советское время предприятие специализировалось на изготовлении станков, котлов, отопительных радиаторов.

По воспоминаниям горожан, «грязное» производство буквально отравляло жизнь жителям Ленинградки, ветер разносил зловоние по округе на несколько километров и после ликвидации завода войковцы вздохнули с облегчением. На заводской территории в 2009 году построен торговый комплекс «Метрополис».


Ленинградское шоссе на пересечении с МОЖД. 1950 год: https://pastvu.com/p/413568

На фото внизу — современный вид


Построенная по типовому проекту станция метро «Войковская» открылась 31 декабря 1964 года в составе участка «Сокол» — «Речной вокзал». Среди предполагаемых вариантов названия фигурировали «Завод Войкова» и «Посёлок Войкова». Дипломатический работник Пётр Войков был застрелен в Варшаве белоэмигрантом в 1927 году и его память была увековечена в советской топонимике. Времена изменилась, и бурная революционная деятельность Войкова, его причастность к расстрелу императора Николая II уже не представляются в героическом свете. Общественность не раз поднимала вопрос о переименовании станции метро.


В окрестностях станции метро находится парк, носящий имя ещё одного революционера и дипломата Вацлава Воровского, также убитого белогвардейцем. В глубине парка сохранился особняк клиники доктора Коровина, открывшейся в 1898 году и специализирующейся на лечении от алкогольной зависимости. Позднее в здании размещался санаторий, госпиталь, а с пятидесятых годов — Дом пионеров Ленинградского района.


Исторический павильон на трамвайном кольце (вероятно, 1926, Е.Шервинский)


«Город на память» уже рассказывал о планах реконструкции кинотеатра «Варшава» (1970) под размещение некоего гастрономического центра, но видимых перемен пока не происходит.


Вдоль шоссе выстроились парадные сталинки. Ленинградское шоссе, 13к1 — жилой дом (1958, Е.Вулых, Н.Хлынов) строился для сотрудников Военно-Морского министерства СССР, на фасаде можно увидеть мемориальные доски в честь живших здесь героев-моряков.


Ленинградское шоссе, 15 — жилой дом (1955, архитектор А.Гурков)


Ленинградское шоссе, 17 — жилой дом (1940)


Ленинградское шоссе, 19 — жилой дом (1940)


Ленинградское шоссе, 21 — жилой дом (1940)


Главное украшение района — мост Победы, первое монументальное сооружение, посвящённое победе советского народа в Великой Отечественной войне (архитектор Дмитрий Чечулин и скульптор Николай Томский). Путепровод над путями Рижского направления Московской железной дороги открылся в 1943 году. Вспоминает скульптор Томский: «Знаете, когда я был безмерно счастлив? В утро перед Парадом Победы в 1945 году я шёл по мосту, а к центру двигались войска. Колонны, завидев мост, переходили с марша на строевой шаг, держа равнение на монументы воинов — защитников Москвы, командиры отдавали памятнику честь».


Сквер имени космонавта Волкова получил нынешнее название в 1975 году одновременно с открытием памятника Владиславу Волкову, погибшему в составе экипажа космического корабля «Союз-11» (Добровольский, Волков, Пацаев) 30 июня 1971 года при спуске на Землю.


Строительство жилого массива. 1953 год: https://pastvu.com/p/288417


1-й Новоподмосковный переулок, 2 — жилой дом (1953). По городской легенде, этот дом мог стать ещё одной сталинской высоткой, но в последний момент из проекта убрали центральную башню.


Улица Космонавта Волкова, 3 — жилой дом (1954)


Улица Космонавта Волкова, 5к1 — жилой дом (1955). В этом доме жил Владислав Волков.


Ленинградское шоссе, 8к2. 1949 год: https://pastvu.com/p/439823


Ленинградское шоссе, 8к2 — жилой дом (1939), в 1953 году к нему пристроили два крыла.


Бакалейно-кондитерское отделение магазина № 36 «Гастроном». 1949 год: https://pastvu.com/p/18358


Во дворе


1-й Новоподмосковный переулок, 4 — жилой дом (1954)

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

В следующем сюжете — Сколково…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, прогулки по Москве, архитектура СССР, сталинки, жилая застройка, метро Войковская.

Комментарии


Другие публикации

19.07.2019 в 14:10

«Город на память». 490. Центральный дом архитектора


Архитектурный ансамбль ЦДА в Гранатном переулке включает в себя постройки разных эпох: дореволюционный особняк Анны Леман, сталинскую центральную часть и здание 1975 г.

18.07.2019 в 01:36

«Город на память». 489. Гранатный переулок


Гранатный переулок получил название в XVII веке по располагавшемуся здесь Гранатному двору - казённой мануфактуре по изготовлению гренад (гранат).

13.07.2019 в 23:16

«Город на память». 488. Фили «для служебного пользования»


«Город на память» показывает не только «застывшую в камне музыку» (как назвал архитектуру Иоганн Вольфганг Гете), но и живую современную жизнь мегаполиса.

11.07.2019 в 23:41

«Город на память». 487. Филёвский автобусно-троллейбусный парк


Филёвский автобусно-троллейбусный парк — один из старейших в Москве, он открылся в 1940 году.

10.07.2019 в 13:47

«Город на память». 486. Из села Гиреево в село Ивановское


В середине XIX века путь из сельца Гиреево (Гереево) в село Ивановское пролегал бы сначала лесом, а затем лугами мимо пруда и мыловаренного завода.

06.07.2019 в 23:28

Сергей Собянин: «В городе можно жить здорово, долго и счастливо»


На Moscow Urban Forum Мэр Москвы Сергей Собянин и руководители городских департаментов представили некоторые итоги работы за минувшее десятилетие.

04.07.2019 в 00:07

«Город на память». 485. Новогиреево


Современный район Новогиреево вырос из одноимённого дачного посёлка, основанного предпринимателем Александром Торлецким в начале ХХ века.

03.07.2019 в 02:48

«Город на память». 484. Перово. Музей истории войны в Афганистане


После распада СССР табу было снято и появилась возможность открыто говорить об Афганской войне.

28.06.2019 в 15:37

«Город на память». 483. Сталинки в Перово


В старину к северу от села Перово располагались обширные сельскохозяйственные и охотничьи угодья, эта местность получила название Перово поле.

25.06.2019 в 13:47

«Город на память». 482. Из села Карачарово в село Перово


Времена были неспокойные, да и места безлюдные: путники на старой Коломенской дороге запросто могли стать жертвами разбойников, прятавшихся в окрестных лесах.

21.06.2019 в 02:33

Столице — надёжное энергоснабжение


Подстанция «Берсеневская» введена в эксплуатацию в сентябре 2016 года в качестве замены ГЭС-2, в реконструируемых корпусах которой в будущем откроется музей.

16.06.2019 в 17:19

«Город на память». 481. Люблино спальное


Современный район Люблино, в котором проживает свыше 170 000 человек, вырос из небольшого одноимённого села.

15.06.2019 в 21:35

«Город на память». 480. Люблино сталинское


Московская улица - главная улица города Люблино - в 1930-1950-е годы застраивалась жилыми домами для сотрудников станции, депо и Люблинского литейно-механического завода.

11.06.2019 в 00:43

«Город на память». 478. Сталинки на Октябрьском Поле


В 1930-е годы московские власти отказались от дальнейшей постройки конструктивистских рабочих городков и принялись возводить куда более комфортные ведомственные дома.

28.05.2019 в 16:01

Самолеты, вертолеты, змеи и детская радость в подмосковном небе


25 и 26 мая на аэродроме «Черное» прошел единственный в России фестиваль, целиком и полностью связанный с небом – «Небо: теория и практика».