13 сентября 2018 года
Фотопроект «Город на память». 396. Улица Сергея Эйзенштейна
В 1968 году Четвёртый Сельскохозяйственный проезд был переименован в улицу Сергея Эйзенштейна в честь кинорежиссёра, основоположника советской кинематографии, многие годы преподававшего здесь во ВГИКе. На улице, которая является административной границей между Останкино и Ростокино, находятся Киностудия имени Горького, Трамвайное депо имени Баумана, а по нечётной стороне раскинулись владения ВДНХ.
Памятник «Рабочий и колхозница» был создан скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном к Всемирной выставке, проходившей в 1937 году в Париже. Монументальная композиция как символ единения советских трудящихся – пролетариата и колхозного крестьянства – украсила павильон СССР, а по завершении выставки её планировалось установить на Рыбинском шлюзе на Волге.
Так как строительные работы на гидроузле ещё продолжались, скульптуру по частям перевезли из Парижа в Москву, где и собрали к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. При демонтаже и транспортировке некоторые детали оказались повреждены – их заменили на вновь изготовленные, а постамент построили небольшой, что огорчило Веру Мухину: «постановка уничтожила весь порыв скульптуры».
Смотрите старые фотографии: «Рабочий и колхозница». 1953-1954 гг.: https://pastvu.com/p/372474
Со временем металлическая конструкция серьёзно пострадала от коррозии, в 2003 году памятник был вновь демонтирован, разобран на 40 фрагментов и специалисты нескольких институтов провели реставрацию под руководством скульптора Вадима Церковникова. Лишь в ноябре 2009 года рабочий и колхозница вернулись на проспект Мира. Новый постамент в общих чертах повторяет тот самый парижский павильон, на фасаде воссозданы барельефы, внутри оборудованы залы для музейно-выставочных экспозиций.
Редкий кадр – скульптура временно развёрнута в сторону ВДНХ
Когда ВСХВ открылась перед войной, Главным входом служила довольно скромная арка, к которой вели широкие аллеи. Первоначальный вариант был построен в 1937 году по проекту Вячеслава Олтаржевского, однако в 1939 году арку разобрали и возвели заново — уже по проекту Леонида Полякова. Её украшали горельефы, которые не сохранились до наших дней, от прежнего декора остались гирлянды из плодов, колосьев, виноградных лоз. Утрачены и располагающиеся по обе стороны арки здания касс, разобранные в семидесятые годы.
Второе рождение выставки состоялось в 1954 году с новой планировкой территории и довоенная арка потеряла свои функции. Некоторые детали исторического оформления восстановили в ходе нынешней реконструкции территории ВДНХ.
Обширное пространство между аркой и памятником Мухиной постепенно заполнялось новыми выставочными зданиями, самое интересное из которых – павильон СССР, созданный для международной выставки Экспо-67 в канадском Монреале (архитекторы Михаил Посохин, Ашот Мндоянц, Борис Тхор).
Смотрите старые фотографии: Павильон межотраслевых выставок. 1973 год: https://pastvu.com/p/14255
Здание из алюминия, стекла, дерева и бетона произвело фурор на ЭКСПО-67, его посетило 12 миллионов человек, а по окончании выставки было разобрано (и так же как скульптура Веры Мухиной) вернулось на Родину.
Павильон не был спроектирован как сборно-разборный и на воссоздание его на ВДНХ потребовалось около десяти лет. В 1975 году он открылся под официальным названием «Павильон межотраслевых выставок» или попросту «монреальский». При Лужкове ВДНХ было переименовано во Всероссийский выставочный центр (ВВЦ), причём вместо выставок в павильонах разместились торговые точки. Павильон получил новое название Центр внедрения достижений науки и техники «Москва». В 2009 году были озвучены планы разобрать «монреальский» павильон и отдать землю под строительство нового выставочного комплекса, но дни Лужкова на посту мэра были сочтены, а при Собянине (хотя и к нему есть вопросы) к архитектурному наследию прошлого стали относиться бережнее.
В 2016 году возле «монреальского» павильона устроили выставку средств противовоздушной обороны. Могу ошибаться, но кажется, на ВСХВ и ВДНХ СССР военная техника никогда не экспонировалась.
Лужковский проект под названием Московская монорельсовая транспортная система был воплощен в жизнь и в 2004 году первые пассажиры проехали в небольших вагончиках-кабинках от станции «Улица Сергея Эйзенштейна» до станции «Тимирязевская». Общественный транспорт сложно сделать прибыльным, он существует на дотациях, а в случае с монорельсом убыточность проекта быстро стала очевидной да и экспериментальные вагоны с годами пришли в негодность и заменить их оказалось нечем.
В 2018 году рассматриваются варианты использования конструкций монорельса после его вероятного закрытия, например, вместо путей можно создать прогулочную зону с висячими садами и бассейном.
Смотрите старые фотографии: Музей общественного транспорта. 2000 год: https://pastvu.com/p/236618 Депо для поездов монорельса с поворотным кругом построено на территории Трамвайного депо имени Баумана (Сельскохозяйственная улица, 9), на площадке, где несколько лет экспонировались раритеты Музея общественного транспорта.
Смотрите старые фотографии: Площадь перед Главным входом на ВСХВ. 1940 год: https://pastvu.com/p/759680
А сегодня это место выглядит так. Улица Сергея Эйзенштейна, строение 1 – возможно, первая в Москве многоярусная подземная автостоянка, которую начали строить в конце семидесятых годов, а открыли в 1989 году. Сооружение, внешне напоминающее какие-то фортификационные редуты, относилось к объединению «Мосавтотехобслуживание». Восемь подземных этажей паркинга занимают площадь 65 000 квадратных метров.
Проспект Мира, 125 – административно-конструкторское здание ГосНИИП построено в 1943 году в стиле постконструктивизм.
Ростокинское трамвайное депо открылось 1 ноября 1933 года, а спустя четыре года транспортному предприятию присвоили имя Баумана в память о революционере Николае Баумане. Современное официальное название депо – Трамвайная площадка № 2 Единого трамвайного филиала ГУП «Мосгортранс».
Смотрите старые фотографии: Депо имени Баумана. 1964 год: https://pastvu.com/p/23222
На территории сохранились довоенные здания, бюст Баумана, мемориал в память о сотрудниках, погибших на Великой Отечественной войне.
С 2017 года депо эксплуатирует новейшие российские трамваи 71-931М «Витязь-М», заменившие усть-катавские 71-619. Подвижной состав состоит из 120 вагонов, которые используются на маршрутах 7, 9, 11, 13, 17, 36.
Для работников трамвайного депо было построено общежитие (1951, Сельскохозяйственная улица, 9к1), а для их детей – ясли-сад (1953, Сельскохозяйственная улица, д7к1). По другой версии общежитие предназначалось для военнослужащих.
Дом построен в 1954 году как диспетчерская конечной станции. Вверху фото 2012 года, спустя шесть лет видим уже реконструированный фасад.
Смотрите старые фотографии: Возле ограды депо в 1-м Сельскохозяйственном проезде снимался эпизод кинокомедии «Операция Ы и другие приключения Шурика». 1964 год: https://pastvu.com/p/13967 На заднем плане дымит труба фабрики «Детская мебель».
Это здание мебельной фабрики, основанной ещё в 1903 году. Предприятие сейчас закрыто, постройки используются под склады и есть планы сноса бывшей «Детской мебели» под стартовую площадку для реновационных жилых домов.
На верхнем фото – 2012 год, на нижнем – кирпичный фасад скрыт сайдингом.
2-й Сельскохозяйственный проезд, 2 – школьное здание 1956 года, одно из первых в стране коррекционных учебных заведений для детей с нарушением зрения
2-й Сельскохозяйственный проезд, 4к1 – типовая школа 1953 года, сейчас Административный корпус МГПУ
2-й Сельскохозяйственный проезд, 6 – первая в Москве специализированная станция технического обслуживания создана в 1950-х годах. Со временем предприятие было реконструировано для обслуживания автомобилей иностранного производства. В автосервис обращались дипломаты, партийная элита, спортсмены, артисты – счастливые обладатели иномарок.
Смотрите старые фотографии: Станция техобслуживания. 1961 год: https://pastvu.com/p/148104
Панорама Ростокино. На переднем плане – улица Сергея Эйзенштейна, справа – так называемый «Студийный дом», в котором жили Кулиджанов, Ростоцкий и другие деятели киноиндустрии, а в левой части снимка – корпуса киностудии имени Горького.
Улица Сергея Эйзенштейна, 8. Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М.Горького недавно отпраздновала столетний юбилей. В 1915 году костромским купцом-старовером Михаилом Трофимовым и инженером Моисеем Алейниковым было основано Киноателье «Русь». Во время открытия на Бутырской улице первого студийного павильона Трофимов произнёс речь: «Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве! На жизнь зарабатываю подрядами, кинематограф полюбил крепко и хочу, чтобы русская картина превзошла заграничную, как русская литература и русский театр…» Согласно принципам, провозглашенным основателем, компания делала основной упор на экранизацию русской классики, а для участия в фильмах приглашались актеры московских театров. О художественных достоинствах первых кинолент сложно судить по названиям, ориентированным на привлечение внимания публики: «В чаду опиума», «Катерина-душегубка», «Скальпированный труп».
После революции Михаил Трофимов покинул Россию, а его предприятие в 1924 году превратилось в киностудию «Межрабпом-Русь», снимавшую совсем другие фильмы – «Аэлита», «Морозко», «Мать». В том же 1924 году здесь сняли один из первых советских мультфильмов «Межпланетная революция» о бегстве буржуев с планеты Земля. Киностудия несколько раз меняла название «Межрабпомфильм» (1928), «Союздетфильм» (1936), Киностудия имени Горького (1948).
За сотню лет киностудия выпустила более тысячи фильмов, среди которых: «Мать» Пудовкина, «Путёвка в жизнь» Экка, «Окраина» Барнета, «Дом, в котором я живу» Кулиджанова и Сегеля, «Тихий Дон» Герасимова, «Анна на шее» Анненского, «А зори здесь тихие» Ростоцкого, «Семнадцать мгновений весны» Лиозновой, «Гостья из будущего» Арсенова и многие другие. Здесь снят и самый кассовый фильм советского кинопроката – «Пираты XX века» Бориса Дурова, этот фильм, снятый в жанре боевика, посмотрели 98 000 000 зрителей.
На студии работали такие прославленные режиссёры, как Яков Протазанов, Исидор Анненский, Александр Роу, Сергей Юткевич, Марк Донской, Лев Кулешов, Леонид Луков, Марлен Хуциев, Сергей Герасимов, Василий Шукшин, Станислав Ростоцкий.
Сегодня киностудия имени М. Горького активно занимается собственным производством фильмов и предоставляет полный комплекс услуг для создания кино- и телепроектов. Студии принадлежит 3,4 гектара земли, телестудия, цифровая линейка для монтажа и цифровое оборудование для пост-продакшн, огромная коллекция костюмов (более 10 тысяч), обширная актёрская картотека.
Официальный сайт: http://gorkyfilm.ru
Самый старый из нынешних корпусов киностудии построен в 1939 году, а котельная – ещё раньше.
По нечётной стороне за забором – территория ВДНХ и сравнительно новые выставочные павильоны № 69 «Товары народного потребления и услуги населению» (1986, архитектор И.Виноградский) и № 75 Международный выставочный комплекс «Россия» (2008). Первый из них расположен вдоль улицы Сергея Эйзенштейна и не портит перспективу, а вот второй напрочь уничтожил историческую планировку. Площадь вокруг старой входной арки раньше называлась Октябрьской, в 1993 году на ней расположился один из первых в Москве оптово-розничных рынков «Ярмарка на ВВЦ», ну а потом пришли строители. Павильон № 75 просторный и востребован для проведения самых разных выставок, но место для него выбрано крайне неудачное.
Выставки в 69 павильоне – «Золотая осень», «Некрополь»
Выставки в 75 павильоне – Православный молодёжный форум, «Архитектура Астаны»
Фотографии: Евгений Чесноков
В следующем сюжете – улица Вильгельма Пика…
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, ВДНХ, город на память, московский транспорт, ВСХВ, киностудия имени Горького, улица Сергея Эйзенштейна, депо имени Баумана, монорельс.