27.12.2018 20:37

«Город на память». 401. Рязанский проспект и ВНИИМЕТМАШ

8 октября 2018 года
Фотопроект «Город на память». 401. Рязанский проспект и ВНИИМЕТМАШ

Рязанский проспект – это семикилометровая радиальная магистраль, начинающаяся от пересечения с Московской Окружной железной дорогой (станция МЦК «Нижегородская») и ведущая в сторону МКАД. В XVII—XVIII веках в окрестностях дороги на Рязань селились крестьяне и названия старинных деревень нашли отражение в современной топонимике: Карачарово, Плющево, Вязовка, Выхино. Живописные места облюбовали для своих загородных усадеб знатные горожане – Шереметевы, Голицыны, Разумовские, но дачную идиллию разрушила индустриализация, расставившая вдоль Рязанки кирпичные заводские корпуса и заселив пролетариями рабочие посёлки.

Красивые примечательные места из туристических путеводителей – Кузьминки, Кусково – остались чуть в стороне, а этот сюжет посвящён архитектуре рабочей окраины и нынешнему редевелопменту промышленных зон. На картах разных лет магистраль называлась Бронницкое шоссе, Нижегородское шоссе, Рязанское шоссе, улица Карачарово.

Смотрите старые фотографии: Карачарово. Последствия урагана. 1904 год: https://pastvu.com/p/5703

Патриархальные деревушки в советские годы снова были сметены ураганом – нашествием индустриализации.


Развитию промышленности поспособствовало открытие МОЖД – индустриального железнодорожного кольца, которое нашим современникам знакомо как Московское центральное кольцо (МЦК). Вестибюль станции «Нижегородская» оформлен неприхотливо, но на сегодняшний день (пока здесь не построено метро) это важная и востребованная станция.


С платформы открывается вид масштабного строительства

Начало Рязанского проспекта сегодня – это просто праздник для строительных компаний, причём подряды есть на любой профиль: возведение жилых комплексов и торговых центров, прокладка новой линии метро, строительство железнодорожной платформы и автомобильных эстакад.


Железнодорожная платформа Карачарово переносится ближе к МЦК и станет частью транспортного узла – железная дорога, МЦК, метрополитен, наземный транспорт

В 1774 году в селе Карачарове вместо Трёхсвятительского и Знаменского деревянных шатровых храмов на средства прихожан был возведен храм Троицы Живоначальной. В 1930-е годы богослужения в храме запретили, а здания перестроили под нужды Экспериментально-механического завода швейной промышленности и скульптурной мастерской.

Смотрите старые фотографии: Троицкая церковь. 1988-1989 гг.: https://pastvu.com/p/405206

Карачаровский механический завод специализируется на изготовлении лифтов, башенных кранов, телескопических вышек, подъёмников различного назначения. В 1948 году было принято решение о создании в подмосковном селе Карачарове мастерских, поставляющих металлоконструкции для строящегося высотного здания МГУ, под что на окраине села выделили обширную территорию. Первые лифты Московского Университета и шпиль со звездой на Главном здании МГУ созданы именно в этих мастерских, в 1950 году получивших название «Карачаровский механический завод».

Смотрите старые фотографии: Карачаровский механический завод. 1960-1970 гг.: https://pastvu.com/p/658544

Смотрите старые фотографии: Карачаровский механический завод. 1963-1970 гг.: https://pastvu.com/p/658543

Больше фотографий можно посмотреть на сайте: http://www.kmzlift.ru/company/history/

Металлоконструкции из стали и алюминия, изготовленные на заводе, использовались при строительстве и отделке таких уникальных зданий, как Кремлёвский дворец съездов, Останкинский телецентр, цирк на проспекте Вернадского, кинотеатры «Пушкинский», «Октябрь», «Мир», Третьяковская галерея, мемориал на Поклонной горе.

В 1957 году на заводе началось серийное изготовление лифтов, ставших основной продукцией в заводском ассортименте. В номенклатуре предприятия насчитывается более 70 моделей лифтов различной грузоподъемности (от 100 до 5000 кг), скорости и модификации. При этом предлагается не только широкий спектр моделей лифтов, но и полный комплекс услуг, связанных с сервисом — от проектирования и изготовления оборудования до его монтажа и технического обслуживания.

В наши дни производственная территория КМЗ существенно сократилась и на освободившихся площадях ведётся жилищное строительство.


Торговый комплекс «Город Рязанский проспект» (2006) размещается в реконструированном производственном здании КМЗ, построенном в 1965 году


Административное здание (1947) на Газгольдерной улице, на задворках торгового центра


Рязанский проспект, владение 2 – жилой квартал Sreda на бывшей территории КМЗ (жильё комфорт-класса, коммерческая недвижимость, паркинг, школа, детский сад)


Рязанский проспект, 2 строение 24 – Дом пионеров (1976). К нему примыкает Инженерный корпус Карачаровского механического завода (1968)


Рязанский проспект, 2 строение 25 – цех № 12 Карачаровского механического завода (1979), офис продаж жилого комплекса SREDA


Рязанский проспект, 2 строение 27 – заводская постройка (1970), автосалон


Рязанский проспект, 9 – профессионально-техническое училище № 157 (1973), сейчас Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова


Рязанский проспект, 11 – стоматологическая поликлиника (1989)


Рязанский проспект, 4Ас2 – склады плодоовощной базы (1976)

За эстакадой по чётной стороне Рязанского проспекта продолжается промышленная зона. В 1929 году здесь открылся завод, изготавливавший фитинги – соединительные детали трубопроводов. В годы Великой Отечественной войны вместо мирной продукции в его цехах был освоен выпуск корпусов для реактивных снарядов «Катюши», миномётных мин и ручных гранат. С 1943 года здесь ремонтировали танки Т-34, а с 1944-го производили корпуса авиационных бомб.

В мирное время производство по-прежнему работало на оборону и безопасность государства уже под названием Государственный союзный завод № 48, его сотрудники выполняли правительственные задания по атомному проекту. Широкий спектр продукции был востребован в авиастроении, металлургии, энергетике, радиотехнической и микроэлектронной промышленности. Предприятие получило новое название Машиностроительный завод «Молния».

В советские годы работать на «Молнии» было престижно – по зарплате и соцобеспечению завод был одним из лучших в Москве, для его сотрудников построены жилые дома, Дом культуры имени 40-летия Октября, стадион «Комета», детские сады, подмосковные санатории. Но были и минусы секретного предприятия – пропускной режим, вредное производство. По слухам, радиоактивная составляющая производства занимала небольшой подземный цех «Кораблик», уже вывезенный с территории. Часть корпусов «Молнии» снесена и вместе с соседним участком предприятия по фасовке поваренной соли «Моссоль» идёт под застройку жилыми зданиями.


В 1934 году на участке между селом Карачарово и деревней Вязовка были возведены корпуса цехов Карачаровского металлокомбината, с 1945 года Перовского машиностроительного завода, ориентированного на удовлетворение нужд коммунального хозяйства. Он производил калориферы, водонагревные котлы, водоразборные колонки, трубонарезные станки и другое оборудование. После войны основной продукцией завода стало подъёмно-транспортное оборудование (редукторы, лебедки, канатные дороги, эскалаторы метро).

В 1959 году на его базе организован опытный завод ВНИИМЕТМАШ (Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт металлургического машиностроения имени академика А.И.Целикова) – предприятие, занимающееся разработкой и созданием металлургического оборудования. Продукция института нашла применение во многих отраслях промышленности, среди которых оборонная, авиационная, ракетно-космическая, энергетическая, нефтегазовая, автомобилестроительная. Разработки специалистов ВНИИМЕТМАШ востребованы во многих странах мира, в том числе и с высокоразвитой экономикой, таких как Япония.


Александр Целиков (1904—1984) — советский учёный-металлург, конструктор прокатных станов и других агрегатов. Его прокатные станы и сейчас работают практически в каждом горячем цехе российских металлургических предприятий.


Славен завод героическими подвигами своих рабочих. Лётчик-истребитель Герой Советского Союза Алексей Хлобыстов, работавший с 1937 по 1940 год на заводе электромонтёром, во время Великой Отечественной войны совершил три тарана вражеских самолетов, из них два – в одном бою и один на горящем самолете. На его счету четыре сбитых лично фашистских самолета и 16 – в группе. Именем Хлобыстова названа одна из московских улиц.


Производство чего-либо начинается с разработки в конструкторском бюро. Инженеры-конструкторы занимаются проектированием деталей, сборочных единиц, узлов и всего агрегата. Сначала появляется эскизный проект, затем технический рабочий проект и на выходе – техническая документация, которая передаётся на завод для последующего изготовления, сборки, наладки изделия. Документация попадает к технологам, которые составляют маршрутную карту, в которой последовательно перечислены все операции изготовления детали – токарная, фрезерная, шлифовальная. Обязательно происходит сопровождение проекта – инженеры идут в цеха, наблюдают процесс, при необходимости вносят изменения.


В цехах установлены строгальный, фрезерный, шлифовальный станки для обработки крупных деталей и другие металлообрабатывающие станки. Стропальщики перемещают изделия на рабочие места при помощи кранов, которые бывают мостовые, портальные, козловые, консольные. Наиболее манёвренны и широко применимы кран-балки.


В электрических печах цеха термообработки изделие закаливают, нагревают до 650 градусов для придания эластичности, снятия остаточного напряжения металла


Горожане могут ознакомиться с производственными процессами в рамках городских образовательных акций «День без турникетов»

Фотографии: Евгений Чесноков

В следующем сюжете – Рязанский проспект и улица Михайлова…

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, промзона, редевелопмент, московские храмы, Рязанский проспект, завод ВНИИМЕТМАШ.

Другие публикации