15.01.2019 09:07

Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!

Громкая премьера театрального сезона МХТ им. Чехова – драматический пластический спектакль «XX век. Бал», который поставила хореограф Алла Сигалова в неожиданном соавторстве с Константином Эрнстом, вызвал бурные и противоречивые мнения.

Безмолвная беспристрастная летопись столетия в России, обозначенного двумя римскими крестами, с полной кастрацией даже намёка на политическую оценку происходящих событий. Зритель здесь всего лишь свидетель – не судья. И даже, правильнее сказать, отвлечённый созерцатель бесперебойного конвейера событий, которые неутомимо штамповала эта долгая, и по страшному красивая эпоха.

Создатели спектакля дали редкую возможность взглянуть на жизнь сограждан через культурные вехи, увидеть крах империи Российской, рождение империи Советской, наблюдать за трансформацией человека русского в советского плакатного гражданина. Для воплощения этого замысла в спектакле использовали богатый, разнообразный, но очень разнородный «инструментарий», были задействованы культовые имена, музыка, песни, живопись, скульптура, одежда, движения, кинофильмы, театральные постановки, кинохроника, фотографии, события, литература, поэзия, привычки, быт.
Сценография феноменальная. Поначалу хотелось уточнить это спектакль или кино? Спектакль.

Костюмы до 60-го года создавала театральный художник Мария Данилова, а после 60-го винтажом из своих запасов поделился историк моды Александр Васильев. Все два действия актеров от зрителей отделял почти невидимый прозрачный экран, поверхность которого служила фоном для световых потрясающих эффектов. На зрителей мчался поезд, шел настоящий снег, под дождём бежала та самая девушка, которую придумал Шпаликов и снял Данелия, транслировались кадры кинохроники и многое другое.

Зрителей посадили в поезд Времени, стрелки часов отвели назад и путешествие началось.

Первая половина почти безмолвна. Вторая более театральна. Оба действия поражают безупречной хореографией, великолепной пластической игрой актёров, роскошными костюмами и гримом, и повторюсь, потрясающей сценографией. «Старые» герои и современная реальность резко контрастируют друг с другом.
Белладонна в глазах, длинные мундштуки и хэндбэнды с пером поменялись на скрипучие кожанки и военную форму.
Вместо дамы с собачкой появляется новая героиня – комиссарша из «Оптимистической трагедии».
Плач Пьеро Вертинского стал хрипом Гамлета Высоцкого.
Толпы распоясавшихся матросов заменились толпой фанатов на концерт Вана Клиберна.
Пуля в виске Маяковского и петля на шее Есенина сменились на психушку Бродского.
Вычурная театральность декаданса уступила место «Таганке» Любимова.
На смену ванильным «Весёлым ребятам» приходит горечь «Ностальгии» Тарковского.
Слёзы вдов в Отечественную войну и слёзы от проводов Олимпийского мишки.
Выстрелы во врагов сменились выстрелами в своих.
Вера в светлое будущее заменилась обречённой безысходностью Зилова из «Утиной охоты».
Вместо танца босоногой Айседоры Дункан – рок-н-ролл в исполнении работницы железнодорожного транспорта Жанны Степановны Драник в программе «А ну-ка, девушки!». К слову заметить, блестящие работы Ольги Ворониной и Ирины Пеговой.

Многослойное миксование реалий и иллюзий, жизни и смерти, радости и страданий, встреч и разлук, страха и свободы, несуществующих и реальных персонажей достаточно сложная задача для пластического спектакля. Первое действие заканчивается салютом Победы и бестактно прерывается антрактом. Исторические страницы второго наполняются уже собственными воспоминаниями, но, тем не менее, больше похожи на мелководье, хотя также включает в себя множество культурных и культовых примет и имён времени. Только отчего-то накал драматургии ослабевает, многоэтажность композиционной структуры становится шаткой, проседает, значимость событий на фоне предыдущей половины века несколько теряется, размывается, то ли их так мало, что подтянуты почти все, то ли они мелки калибром и не дотягивают в сравнении, чтобы достойно презентовать породившие их годы, то ли это заслуженная закономерность общественных изменений. Но даже эти предположения более приемлемы, чем молчаливое осознание горькой правды, которой так хочется избежать. Всё что происходит, какое этому можно дать определение – страшный сон, нелепый сюр, вселенская несправедливость, козни демонов или искупление грехов человечества? За что страдала Россия? Нет ответа.

Не забыты ни стиляги, ни фарцовщики, ни интердевочки, ни вещевые рынки, ни пьянство сограждан, звучат песни Кобзона и Магомаева, Бродский читает стихи, голос Визбора звучит с магнитофонной бобины, Гагарин летит в космос «выполняя задания партии и правительства», Роднина и Зайцев танцуют свою незабвенную «Калинку», не забыты и малиновые пиджаки вкупе с лунной походкой Майкла Джексона, и как-то совсем незаметно эпоха обнуляется. Спектакль, начавшийся божественно красиво и акварельно, заканчивается карикатурно, но не по форме, она безупречна, а по сути. Начался спектакль как «Бал», потом стал «Грустным вальсом», «Маршем», «Реквиемом», «Поганым плясом», а финишировал блатным шансоном и корпоративным банкетом по встрече 2000-го года. За что страдает Россия и что нас ждёт впереди? Нет ответа.

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Сергей Милицкий

Рубрика: Культура. Метки: премьера, рецензия, МХТ имени Чехова.

Комментарии


Другие публикации

09.08.2019 в 10:08

Однажды Тарантино побывал в Москве


Автор культовых картин «Убить Билла», «Криминальное чтиво», «Бесславные ублюдки» Квентин Тарантино представил в Москве свой новый фильм.

05.08.2019 в 01:53

Любовь, честь и отвага — «Три мушкетёра» в Московском музыкальном театре


30 июля в Московском Государственном музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева с успехом прошла премьера мюзикла Владимира Качесова «Три мушкетёра».

19.07.2019 в 00:30

«Танцпол» — танцы со смертью


Очередная премьера Балета Москва в ЦИМе навеяна американскими танцевальными марафонами времен Великой депрессии.

12.07.2019 в 11:02

На сцене Театра Луны попробовали современный танец


В Москве в начале июля прошел фестиваль современного танца «Проба No 3», в рамках которого состоялись мастер-классы от топовых хореографов и танцовщиков.

02.07.2019 в 17:44

Страшно красивая премьера: Дом семи повешенных в Мастерской Петра Фоменко


В спектакле «Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» всё смешано, все перепутано, все вывернуто наизнанку и доведено до максимального абсурда и сарказма.

28.06.2019 в 18:41

«Зобеида» — страшная сказка с хорошим концом


По сценарию спектакля «Зобеида» злой царь и колдун Синодаб развлекал себя тем, что похищал самых красивых девушек и обманом завоевывал их сердца.

27.06.2019 в 17:20

В поединке за сердце адмирала Нельсона побеждает Англия


Во МХАТе имени Горького под занавес сезона состоялись премьерные показы спектакля «Леди Гамильтон» в постановке Александра Дмитриева.

15.06.2019 в 22:00

Уроки ОбщеЖития в стиле contemporary dance


«ОбщеЖитие» - это совместное существование, уклад жизни, поиск своего места среди людей, школа построения отношений.

08.06.2019 в 21:38

Моя прекрасная леди


Сюжет о простой цветочнице, которая усилиями педагога превращается из «гадкого утенка в прекрасного лебедя» и о чувстве вспыхнувшем между ними, поразил Аллу Сигалову.

07.06.2019 в 12:42

Высокая вода венецианцев


Мы видим человека, нет, не смирившегося со своей участью, скорее умиротворенного, готового принять свою судьбу, но не оставляющего надежды на благополучный исход.

22.05.2019 в 10:46

Поющие в советском терновнике


Первая шокирующая деталь – режиссёр разместил актёров спектакля «Московский хор» не на сцене, а в зрительном зале.

14.05.2019 в 23:56

Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег»


Сергей Женовач: «Булгаков - это тот автор, которого любишь, чувствуешь, каждая фраза живёт и откликается в тебе».

25.04.2019 в 12:26

Спасите умирающее сердце


Иногда нам так необходима обыкновенная история с простыми человеческими чувствами, болью, одиночеством, трепетом и страхом смерти.

21.04.2019 в 16:41

Венеция, Монако, Пупзения и другие проблемы геополитики в одной парижской квартире


12 апреля на экспериментальной сцене Театра Российской армии состоялась премьера комедии «Венеция в снегу» в постановке Татьяны Морозовой.

08.04.2019 в 21:48

Вечный Мэр, ЛОХи и ОРКи в спектакле Максима Виторгана о городе Лжедмитрове


Театральная критика ещё до премьеры дружно обругала спектакль Максима Виторгана «В городе Лжедмитрове», подвергнув сомнению его способности как режиссёра.

31.03.2019 в 20:17

Конфликт поколений в эпоху интернета


Интрига в спектакле «Это всё она» начинается еще до начала действия, когда зрителей приглашают прямо на сцену, где стулья расположены спиной друг другу.