22.01.2019 22:44

«Город на память». 430. Тверская улица и Концертный зал Чайковского

22 января 2019 года
Фотопроект «Город на память». 430. Тверская улица и Концертный зал Чайковского

В советское время улица Горького продолжалась и дальше до Белорусского вокзала, но с возвращением дореволюционной топонимики главная московская улица вновь поделилась на два отрезка — на Тверскую и 1-ю Тверскую-Ямскую. Финальный сюжет про достопримечательности Тверской улицы завершается в Концертном зале имени Чайковского, открывшемся в 1940 году на месте «очага безнравственности» — именно так до революции современники называли театр «Буфф-миниатюр» Шарля Омона.


Московская глазная больница. 1940 год: https://pastvu.com/p/763929
Во время реконструкции улицы Горького в 1940 году Московская глазная больница была не только передвинута вглубь переулка, но и развёрнута фасадом. Новая площадка была ниже на четыре метра, что позволило сначала возвести там фундамент и первый этаж, а после надвинуть на них историческую постройку.

Когда-то это была городская усадьба, которую в 1830 году владельцы продали глазной больнице — Отдельному заведению для пользования страждущих глазными болезнями. Больница была задумана как благотворительная, чтобы «безденежно подавать помощь бедным людям, страждущим глазными болезнями, и снабжать их, без всякой платы, потребными лекарствами». Стационарное лечение для неимущих пациентов также было бесплатным.


Тверская улица, 24 — жилой дом

В Старопименовском переулке причудливо сочетается застройка разных эпох: городская усадьба Хованских XVII века соседствует со сталинкой Октябрьского райсовета (построенной, по слухам, на месте церковных захоронений), доходный дом 1914 года оказался окружён брежневками, то тут, то там растут современные новостройки.


Тверская улица, 26 — гостиница «Мариотт Гранд-Отель» (1997), в которой останавливаются высокопоставленные зарубежные гости, музыканты, голливудские звёзды и даже президенты США Клинтон и Буш. На месте фешенебельного отеля стоял заброшенный комплекс дореволюционных доходных домов, который периодически поджигали хулиганы или бездомные. Впрочем, как говорят, в Москве просто так ничего не горит.


Пожар на улице Горького. 1986-1990 гг.: https://pastvu.com/p/170905

В Благовещенском переулке жил великий Аркадий Райкин.


Тверская улица, 27-29 — жилой дом состоит из нескольких объёмов, в основе которых сохранены дореволюционные здания (1946—1949, архитектор И.Соболев)


На фото: журналист Илья Варламов на собственном опыте проверяет доступность городской среды для инвалидов на Тверской улице.


Тверская улица, 28 — доходный дом Александра Пороховщикова (1873, архитектор Август Вебер) в девяностые был реконструирован — фактически выстроен заново, остался лишь фасад.


Улица Горького, 30. 1967 год: https://pastvu.com/p/250592


Тверская улица, 30с5-6 — доходный дом XIX века в первые годы советской власти стал коммуналкой, на первом этаже открылись магазины. Хотя здание считается ценным (в его основе палаты XVIII века, в доме жил и работал художник-передвижник Василий Перов), у городских властей были планы его сноса под строительство гостиницы. Сейчас дом завешан строительной сеткой в ожидании то ли сноса, то ли реконструкции.


За ним в 1902 году был построен доходный дом (Тверская улица, 30с1, архитектор Н.Сычков), фасад которого в советские годы был украшен по тогдашней архитектурной моде.


Триумфальная площадь. Театр Омона. 1905-1915 гг.: https://pastvu.com/p/828998

В 1897 году известный антрепренёр Шарль Омон взял в аренду сад «Чикаго», переименовал его в «Аквариум», а спустя несколько лет построил новое каменное здание театра «Буфф», для чего были снесены все павильоны бывшей электрической выставки на Садовой-Триумфальной улице. Архитектор Модест Дурнов планировал сделать вход в виде пасти дракона, поглощающего поток публики, но губернатор Москвы князь Владимир Голицын посчитал эту идею безнравственной.

Не менее безнравственными оказались концертные программы Омона «с настоящим парижским канканом и самой изысканной парижской порнографией» (как писал журнал «Новое слово»). Впрочем, публика была в восторге. В увеселительном заведении предприимчивого француза выступали французские звёзды и российские артисты — цыганский хор, танцовщики, куплетисты.

После революции национализированное здание передали Театру РСФСР, позднее Гостеатру имени Мейерхольда. Всеволод Мейерхольд планировал реконструировать здание, превратив его в самый большой и современный театр в Москве. Проект с трансформируемой сценой, крышей-куполом и стеклянным потолком был подготовлен архитекторами Сергеем Вахтанговым и Михаилом Бархиным. Главной задумкой режиссёра было создание общего пространства сцены и зрительного зала. Но Мейерхольд попал в опалу, театр был закрыт.


Триумфальная площадь. 1920-1935 гг.: https://pastvu.com/p/6798


Здание Концертного зала имени П.И.Чайковского. 1957-1959 гг.: https://pastvu.com/p/68482

Недостроенное здание в 1938 году передали Московской филармонии и спустя два года в нём открылся Концертный зал имени Чайковского, отделочными работами руководил архитектор Дмитрий Чечулин. В концертном зале сейчас сохранилась изначальная внутренняя планировка — расположение зрительных мест, поднимающихся вверх в виде амфитеатра, большие проходы, связывающие фойе, зал и сцену в традициях средневекового площадного театра. По легенде, руководитель первого в СССР профессионального ансамбля народного танца Игорь Моисеев осмелился намекнуть Сталину об отсутствии помещения и обращение балетмейстера к вождю резко ускорило темпы строительства Московской филармонии, которое завершили метростроевцы, работавшие тут же на станции «Маяковская».

Станция «Маяковская» открылась в 1938 году в составе участка «Площадь Свердлова»-«Сокол». Своды центрального зала украшают мозаичные панно, выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки.


Концертный зал имени Чайковского. Фойе. 1940-1942 гг.: https://pastvu.com/p/3860


Концертный зал имени Чайковского. Зрительный зал. 1940-1942 гг.: https://pastvu.com/p/3859

В 1950 году над сценой водрузили Герб СССР с шестнадцатью лентами (рекордное количество советских республик, позднее Герб был заменён), впервые в СССР в зале была применена система приточной вентиляции через каналы в спинках зрительских кресел. В 2004-2005 годах зал реконструировали, установив новые кресла, изготовив сцену-трансформер, усовершенствовав акустику. При этом в фойе вернули некоторые утраченные детали интерьера тридцатых годов. В зале проходят музыкальные фестивали, концерты академической музыки и спектакли, которые ежегодно посещают более 350 000 человек.

Фотографии: Евгений Чесноков и https://pastvu.com

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, Тверская улица, улица Горького, Концертный зал имени Чайковского.

Другие публикации

15.04.2019 в 14:54

Москвичи выступили против строительного произвола


Активисты и неравнодушные горожане собрались на митинге «Защитим Москву».

27.03.2019 в 09:55

«Город на память». 441. ВСХВ-ВДНХ СССР. Центральный павильон


В детском возрасте в этом павильоне было скучно, а позже - противно: за роскошными фасадами обосновался не внушающий доверия азиатский вещевой рынок. А что сейчас?

25.03.2019 в 11:35

«Город на память». 440. ВСХВ-ВДНХ СССР. Главный вход


Ежегодно ВДНХ посещает около 25 000 000 посетителей и большинство из них попадают на территорию через Главный вход - триумфальную арку с барельефами и скульптурами.

23.03.2019 в 22:31

«Город на память». 439. ВСХВ-ВДНХ СССР. Северный вход


Уникальный архитектурный ансамбль, сложившийся в 1939-1954 годах, расположен в Останкино на обширном пространстве, в разные периоды называвшемся ВСХВ-ВДНХ СССР-ВВЦ.

15.03.2019 в 12:29

Токийские волки в погоне за горизонтом


Не важно, который раз вы пришли на наш концерт, но пока нам всем нравится рок-н-ролл - мы друзья!

12.03.2019 в 18:04

Двери Земли


Большая персональная выставка художницы Марии Комысы.

12.03.2019 в 17:18

Постановка «Про мою маму и про меня»


В минувшие выходные, жительниц СВАО поздравили бесплатным спектаклем по пьесе известного драматурга Елены Исаевой.

10.03.2019 в 12:43

«Город на память». 438. Метро никогда не спит


Но и ночью метро не спит - на станциях проводят уборку, в тоннелях проверяют состояние путей, а в электродепо поезда готовят к новому рабочему дню.

08.03.2019 в 00:05

«Город на память». 437. Швивая горка и кинотеатр «Иллюзион»


Среди достопримечательностей Швивой горки: Афонское подворье, Музей русской иконы, кинотеатр «Иллюзион».

05.03.2019 в 20:35

Революция в Останкино. Ой, реновация


В Москве закипели очередные страсти вокруг многострадальной реновации.

05.03.2019 в 00:59

«Город на память». 436. Бункер-703


На сегодняшний день в Москве рассекречены уже двенадцать бункеров. Бункер ЧЗ-703 несколько десятилетий действовал в качестве защищённого спецархива МИД СССР.

04.03.2019 в 12:12

«Город на память». 435. Музей архитектуры


Первые предложения создать в Москве музей архитектуры высказывались ещё в XIX веке, но реализовать эту идею удалось только при Советской власти.

03.03.2019 в 21:46

«Город на память». 434. Воздвиженка


В XIII—XIV веках на месте современной Воздвиженки проходила «волоцкая дорога» — торговый путь из Москвы в Смоленск через Волоколамск.

20.02.2019 в 19:18

«Тобол» Гардемарины возвращаются


Когда хочется уехать в отпуск надо ходить на такие фильмы, как «Тобол» - сразу и остынешь, и успокоишься.

20.02.2019 в 16:54

В Москве прошла премьера эпоса «Тобол»


В торжественной обстановке съемочная группа представила картину на суд зрителей.

20.02.2019 в 02:20

Московское метро. Остановка по требованию


Журналистам показали, как метрополитен использует вынужденный простой на благо пассажиров.