28 января 2019 года
Фотопроект «Город на память». 431. Неглинная улица, 29 и «Школа современной пьесы»
Точная дата постройки здания на Неглинной, 29 в анналах истории не сохранилась, известно, что ему около двухсот лет, тогда это был жилой дом в комплексе доходных домов на углу Трубной площади и Неглинной улицы. Имя архитектора тоже неизвестно. Гурманы приходили обедать в трактир «Крым», один из залов которого назывался «Ад» (это для специфической публики с самого дна, но с деньгами), в ресторан «Эрмитаж» месье Оливье – кулинара, придумавшего ставший чрезвычайно популярным салат.
Башня на крыше задумывалась как остеклённый световой колпак над залом.
Москва – город контрастов. Окрестности вокруг вполне респектабельных заведений назывались Грачёвкой, в этой слободе на Трубной издавна селились ремесленники, а позднее трущобы превратились в воровские «малины». У Гиляровского можно прочитать, что выражение «концы в воду» появилось именно здесь: преступники избавлялись от трупов жертв, сбрасывая тела в канализационные люки и они уплывали по водам убранной в коллектор речки Неглинки. Собирались в этих местах не только уголовники, политические тоже скрывались в трущобах, строя планы будущих революций.
Здесь находилась и специфическая гостиница с табличкой «Приезжих не обслуживаем», нумера сдавались не для проживания, а для любовных утех на час. Купец Пегов открыл в заведении так называемые «Торговые бани» с мужскими и женскими купальнями и именно Яков Пегов подружился с Люсьеном Оливье и образовал совместное предприятие «Товарищество гостиницы «Эрмитаж-Оливье».
Ресторан «Эрмитаж» располагал тремя залами, в Большом зале была предусмотрена сценическая площадка для выступлений знаменитых исполнителей. Это уже был не трактир, а солидное заведение на уровне «пяти звёзд», в котором устраивала банкеты московская богема, творческая интеллигенция.
Смотрите старые фотографии: Ресторан «Эрмитаж». 1899-1900 гг.: https://pastvu.com/p/526978 Башня на крыше задумывалась как остеклённый световой колпак над залом.
Смотрите старые фотографии: Рынок на Трубной. 1900-1901 гг.: https://pastvu.com/p/57457
Смотрите старые фотографии: Дом Крестьянина. 1936 год: https://pastvu.com/p/502 Ну а потом наступил 1917 год и новая власть перепрофилировала особняк под культурно-образовательный проект – Дом колхозников с кинотеатром и библиотекой.
Смотрите старые фотографии: Трубная площадь. 1970-1979 гг.: https://pastvu.com/p/849536
В советский период в здании располагалось издательство «Высшая школа» и в большом зале оборудовали клетушки-кабинеты для сотрудников. В конце восьмидесятых годов на Неглинную, 29 постепенно проникла «Школа современной пьесы» http://neglinka29.ru — сначала здесь репетировали, но играли на других площадках, а затем студия стала государственным театром и вытеснила издательство. Как и в былые времена, на Неглинку стали приходить знаменитые люди искусства. Отмечавший юбилей Булат Окуджава вышел с гитарой на балкон и пел для собравшихся на площади поклонников, положив начало традиции проведения в День Победы фестивалей бардовской песни.
Историческая планировка ресторана не предусматривала устройство большого закулисного пространства, был только один небольшой карман слева от сцены. Вместо кабинетов «Высшей школы» появились ряды зрительских кресел, расположенных амфитеатром с небольшим подъёмом.
Особняк на Неглинной окружён таким количеством легенд и увлекательных историй, что Иосиф Райхельгауз планирует приглашать сюда не только театралов, но и организовать экскурсии для любителей старой Москвы. Неглинная, 29 – это не только «преданья старины глубокой», но и история современной культуры, ведь на эту сцену выходили Алексей Петренко, Людмила Гурченко, Любовь Полищук, Альберт Филозов, Михаил Глузский, Лев Дуров, здесь читали свои стихи Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, свои авторские вечера проводил Булат Окуджава.
Возгорание в театре случилось 3 ноября 2013 года. Как писал тогда «Русский блоггер», «Пожар начался в воскресенье в 11:42 по московскому времени. МЧС сообщило, что в здании горели деревянные перекрытия между вторым этажом и чердачным помещением. Около 13:00 произошло частичное обрушение перекрытий в здании театра, а к трем часам дня пожар был потушен. Официальной причиной возгорания театра «Школа современной пьесы» стала неисправность проводки».
Сразу же после пожара был созван совет в Мосгордуме для решения оперативных вопросов, очень важно было перекрыть крышу и сохранить историческую часть, уцелевшую в огне. Деньги были выделены, но полное восстановление затянулось, немало времени ушло на подготовку и согласование проекта.
На пять лет «Школа современной пьесы» стала кочевым театром – в первые месяцы своей сценой делился Театр Маяковского, затем ШСП получила временную прописку в бывшем Доме культуры имени Серафимовича, но его снесли под жилую застройку, и «блуждающие звёзды» Иосифа Райхельгауза отправились обживать Дом культуры «Кросна».
Дом культуры имени Серафимовича (Средний Тишинский переулок, 5). Здесь уместно отвлечься от основной темы и вспомнить историю здания, которое уже снесено.
Согласно архивным данным, его основу составляет каменный фабричный корпус бывшей бумаго-красительной фабрики купца Н.Шустова, построенный в 1888 году по проекту московского архитектора К.Терского, автора нескольких театральных зданий (в том числе здания Театра имени Моссовета), доходных домов, ансамбля усадьбы Покровское и других.
Интересно, что пристройка (Средний Тишинский переулок, д.5 строение 2) выполнена из кирпичей с клеймом «ИФ». Можно предположить, что и облицовка основного здания ДК выполнена кирпичами завода Ивана Фецкина. Подобные клейма можно также обнаружить на кирпичах Хамовнических казарм, домов на Болотной площади, Мясницкой улице и в Кривоколенном переулке.
В 1930 году здание было реконструировано под размещение рабочего клуба, надстроен третий этаж, появились мраморные маршевые лестницы. В то время это был клуб оборонного завода Авиаприбор. Вскоре предприятие разделилось с выводом основного производства на новую площадку, а в Грузинах остался Тизприбор (завод 230), выпускающий теплоизмерительную аппаратуру.
В центральной части здания (в объеме постройки 1888 года) располагались входной вестибюль и зрительный зал. В пристроенном по периметру объёме – две широкие лестницы, фойе и клубные комнаты. Входы были организованы на западном и восточном фасадах в непосредственной близости к лестницам. Фасады получили лаконичное оформление: рустованная штукатурка первого этажа с окнами трапециевидной формы, сплошная оштукатуренная плоскость стен в уровне второго и третьего этажей на главном и западном фасадах.
В издании «Строительство Москвы. Номер 4, 1935 год» сообщается, что реконструкция Клуба завода «Авиаприбор» выполнена по проекту известного архитектора-конструктивиста Б.Штивеля. В конце 1940-х — начале 1950-х годов потребовались дополнительные служебные площади и здание ДК имени А.С.Серафимовича было частично надстроено четвёртым этажом. В восьмидесятые незначительная реставрация была произведена под руководством архитектора Юрия Гнедовского.
В доме купца Шустова поселился литератор Леонид Андреев, которого считают родоначальником русского экспрессионизма. У Андреева останавливался и ещё один известный литератор — Александр Серафимович (Попов), который во время Первой мировой войны был военным корреспондентом «Русских ведомостей», а в Гражданскую ездил по фронтам, сотрудничая с партийной газетой «Правда». В 1924 году по горячим следам Серафимович написал свою главную повесть — «Железный поток» — о реальных событиях Гражданской войны, походе Таманской армии. Его творчество в тот период оказалось настолько актуально и важно, что в 1933 году автор был награждён орденом Ленина, в его честь при жизни названа улица в районе Якиманки и новый рабочий клуб в Среднем Тишинском переулке.
В этом клубе в 1930-е годы работали разнообразные кружки для детей и взрослых, базировался Первый Московский Рабочий Театр, выступали артисты Московского Театра танца Веры Майя. Участники танцевально-хоровой группы завода ТИЗПРИБОР (руководитель И.Скворцов) с большим успехом исполняли хоры из опер «Садко» и «Снегурочки» Римского-Корсакова, «Мейстерзингеры» Вагнера и других.
В 1961 году Е.Свешникова создала в ДК имени Серафимовича детскую хоровую студию «Веснянка», а в 1970 году был основан детский танцевальный коллектив «Калинка» имени А.Н.Филиппова. Оба коллектива существуют и в настоящее время. В доме культуры неоднократно проводился московский фестиваль самодеятельного хорового искусства «Хоровая весна», работал киноклуб, где показывались старые ленты и шедевры мирового кино. Здесь прошли премьерные показы фильмов «Асса» Говорухина, «Маленькая Вера» Пичула с участием создателей фильмов. В этом зале в разные годы состоялись творческие встречи с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Владимиром Высоцким, Василием Лановым, Арменом Джигарханяном и другими легендарными артистами.
В июне 2017 года в Среднем Тишинском переулке начался снос Дома культуры имени Серафимовича, в котором разместился театр «Школа современной пьесы». Застройщик внезапно выселил артистов и подогнал строительную технику. Местные жители и активисты-градозащитники смогли привлечь внимание к ситуации и уже на следующий день работы по разрушению исторического здания были временно приостановлены. Несмотря на протесты, здание всё-таки было снесено, на месте Дома культуры и прилегающей малоэтажной застройки компания «Дон-строй» планирует возвести шестнадцатиэтажный жилой комплекс класса «премиум» с магазинами и физкультурно-оздоровительным комплексом.
Последними премьерами «Школы современной пьесы» на сцене ДК Серафимовича стали спектакли «Шинель/Пальто» – непредсказуемая интерпретация бессмертного произведения Гоголя с участием Владимира Качана, Анжелики Волчковой, Татьяны Цирениной, Николая Голубева и других актёров и «Рок-н-ролл на закате» – лирическая комедия с Татьяной Веденеевой и Александром Овчинниковым в главных ролях.
Взамен театру было предложено другое помещение по адресу: Пресненский Вал, 29. Это Дом культуры «Кросна», в недавнем прошлом – Дом культуры «Красный Октябрь» Московского электромашиностроительного завода Памяти революции 1905 года. О нём известно немного, клуб открылся в 1937 году для организации культурного досуга заводских рабочих, а само здание построено в 1917 году.
В дни празднования Хануки на сцене ДК «Кросна» состоялась премьера постановки «Умер-Шмумер, лишь бы был здоров!». На этот раз Иосиф Райхельгауз предложил актёрам сыграть сборник еврейских анекдотов. Труппа «Школы современной пьесы» настолько талантлива, что могла сыграть бы и телефонный справочник, однако оставалось дождаться финальной реакции зрителей. И оказалось, что люди, заполнившие зрительный зал, шли вроде бы посмеяться над анекдотами, а выходили со слезами на глазах.
Труппа «Школы современной пьесы» несколько раз посетила историческую родину на Трубной – во время празднования 25-летия театра и на сборах перед началом сезона.
Тем временем, реставрационные работы на Неглинной улице вышли на финишную прямую. В старинном особняке силами профессиональных реставраторов и студентов художественных вузов продолжалась работа над восстановлением исторического декора. После пожара сохранились уцелевшие фрагменты и по этим образцам один к одному воссоздавался цвет стен и позолота.
25 января 2019 года состоялось долгожданное возвращение домой, в этот вечер актёры театра провели для гостей экскурсии.
Теперь в парадном фойе видно, чем жил этот особняк с двухсотлетней историей – реставраторы оставили на стенах обнаруженные слои краски разных эпох, всего 24 слоя краски. Фрески на стенах восстановлены частично, некоторые утраченные фрагменты не стали имитировать современными методами, сохранив тем самым ауру старинного дома. Здесь можно увидеть некоторые сохранившиеся исторические артефакты – фонарь и зеркала, в которые смотрелись Чехов, Достоевский, Толстой, Тургенев, Чайковский.
На оборотной стороне зеркала остался автограф: «Мастер Пётр Симонов, март 1863 года». Во время пожара зеркало успели вынести, в ожидании реставрации худрук бережно хранил реликвию у себя на даче. Позднее в театре будут установлены витражи, созданные по эскизам и под наблюдением художника Михаила Врубеля. В советские годы витражи скрывались за драпировкой и обнаружились недавно в ходе реставрации здания. Рисунок кафельной плитки на полу фойе также выполнен Врубелем.
На оригинальной кирпичной кладке коридоров закреплены фрагменты лепнины конца XIX века.
Большой зал театра теперь будет называться «Эрмитаж», в нём сочетаются антураж XIX века и передовые театральные технологии – сцена состоит из элементов-трансформеров, которые могут подниматься на разную высоту, эти элементы легко перемещаются по залу, сегодня из них собирается сцена для спектакля, а завтра – подиум для показа мод. Под потолком среди старинных люстр и лепных ангелочков смонтированы штанкеты, подъёмники для светового и звукового оборудования.
Максим Горький приводил в этот зал Станиславского и Немировича-Данченко, сначала писатель показал режиссёрам трактир «Ад», передал текст пьесы «На дне», а после премьеры они отмечали успех в ресторане. 25 января в день Святой Татианы начинались каникулы в Московском Императорском университете и это был единственный день в году, когда студенты и профессора вместе пьянствовали в «Эрмитаже». Накануне нашествия официанты вместо дорогой посуды выставляли дешёвую. Швейцары подписывали на шинелях адреса клиентов – напившиеся до поросячьего визга студента сами не смогли бы найти дорогу домой.
В этой ложе пели Фёдор Шаляпин и Леонид Собинов
Элемент сцены-трансформера
Ещё один зал назывался Зимним садом, потому что был украшен пальмами в кадках. Сейчас этот зал выкрашен в тёмно-синий цвет, в нём тоже установлена сцена-трансформер.
Смотрите старые фотографии: Ресторан «Эрмитаж». Зимний сад. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/29436
Овальный бывший Белый зал выкрашен в модный оливковый цвет, в нём будут заниматься подшефные студенты ГИТИСа. Уже сейчас готовы спектакли мастерских Галибина, Райхельгауза, Кудряшова, спектакль своего курса предлагает Женовач.
Старинный камин в кабинете художественного руководителя. Возможно, именно в этом кабинете Антон Чехов и Алексей Суворин обсуждали коммерческие нюансы издания первого полного собрания сочинений писателя. Суворин покровительствовал Чехову, но дружба дружбой, а денежки счёт любят.
Смотрите старые фотографии: Банкет в ресторане «Эрмитаж». Ореховый зал. 1907 год: https://pastvu.com/p/103701
В этом небольшом зале состоялась свадьба Петра Чайковского и студентки консерватории Антонины Милюковой, закончившаяся грустно для девушки. Женитьбой композитор попытался победить свою нетрадиционную сексуальную ориентацию, которую считал порочной, но эксперимент не удался, молодые так не жили вместе ни одного дня.
«Школа современной пьесы» отметила возвращение на Трубную площадь гала-импровизацией «Труба зовёт!» с участием актёров и друзей театра.
На праздничном вечере руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский не удержался от соблазна процитировать господина Скалозуба, говорившего про Москву: «Пожар способствовал ей много к украшенью». Конечно, лучше бы пожара не было, но он случился и городские власти выделили необходимые средства для возрождения исторического здания. Актёры, впервые пришедшие в свой театр после завершения ремонта, не узнали его – здесь многое изменилось. Как заметил Кибовский, «это совершенно обновлённый объект, имеющий все условия для творческой работы. Город получил огромную культурную площадку в самом центре и это очень радостное событие».
Ирина Алфёрова и Даниэлла Селицка
Вахтанговцы во главе с Римасом Туминасом и Кириллом Кроком
Михаил Левитин
Павел Дроздов
Максим Дунаевский
Даниэлла Селицка и Екатерина Директоренко
Людмила Петрушевская
Анатолий Чубайс
Александр Минкин и Леонид Якубович
Иосиф Райхельгауз и Сергей Никитин
Елена Камбурова
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Школа современной пьесы, Неглинная улица, Трубная площадь.