С момента создания «Гаража» вынашивались планы устроить мастерские для художников: всё, что демонстрируется на выставках современного искусства, сначала предстоит где-то создать. У многих творцов элементарно нет места для работы, произведения искусства подчас рождаются на чердаках, в подвалах или на кухнях. Минуло десять лет и вот на ВДНХ открывается долгожданная арт-резиденция художников.
Ещё в 2012 году «Гараж» стал выдавать гранты и нынешнее открытие нового арт-пространства – это продолжение темы материальной поддержки художников. «Гараж» развивается как кампус, в одном здании сосредоточены мастерские десятков художников. Цель этого проекта – создать среду для творчества, для обмена знаниями, опытом, контактами. В 2019 году проект работает в тестовом режиме, для публики планируется проводить Дни открытых дверей, есть желание приглашать и зарубежных художников.
По словам кураторов Антона Белова и Снежаны Кръстевой, художники могут использовать предоставленные пространства на своё усмотрение, по согласованию с куратором мастерские могут быть публичными или закрытыми. Всем художникам – и московским, и иногородним – помещения предоставляются бесплатно плюс выдаётся стипендия на покупку материалов. Первые участники были выбраны внутренним кураторским советом, среди них много творческих личностей, приглашённых в столицу из регионов и работающих в разной технике и в разных жанрах от живописи до видеоарта. Самому молодому из резидентов 21 год, а самому старшему – 45 лет. Каждый из них может работать здесь от трёх до шести месяцев, мастерские не предназначены для проживания, но организаторы помогают иногородним и с билетами, и с жильём.
Постконструктивистская постройка 1939 года изначально представляла собой образцовую сельскую школу на 280 учащихся в рамках экспозиции «Новое в деревне». Со временем концепция главной выставки страны изменилась и экспозицию колхозной архитектуры свернули. У школы появились новые пристройки и она превратилась в поликлинику – действующее медицинское учреждение для обслуживания сотрудников ВДНХ. С 2011 года здание не использовалось и Правительство Москвы передало его «Гаражу». В ходе ремонта сохранены уцелевшие за минувшие десятилетия исторические элементы, но их осталось немного.
Флагманские выставочные объекты «Гаража» расположены в Парке Горького, а ВДНХ более приспособлена для творческого процесса – это сложившийся город с магазинами, кафе, музеями. Кстати, по соседству уже находится Парк ремёсел.
Виталий Черепанов, Анна Черепанова:
«Мы сформировались как художники в Нижнем Тагиле, потом перебрались в стратегически важный для нас Екатеринбург – провели много выставок. Но мы не стремимся уехать в центр или в Европу, искусство можно развивать и в маленьких русских городах. Мы хотим показать, что художники не умерли сто лет назад, искусство не закончилось. Среди наших главных учителей Владимир Селезнёв, он наш куратор, который дал понимание ценности общения и дружбы между творческими людьми. Само искусство – это коммуникация и что бы мы ни изображали, важно событие, на которое мы приглашаем множество людей для общения.
В Москву нас пригласили кураторы Музея «Гараж», мы знакомы несколько лет, они видели наши проекты на Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Для художников это бесплатная история, более того, на месяц выдаётся стипендия для покупки красок и инструментов. Мы приехали для реализации своих целей, обязательно снимем фильм под веб-камерами, хотим провести аукцион работ художников из разных регионов. Нам кажется, что сейчас Москва интересуется провинциальным искусством, а жители провинции всегда интересовались Москвой, и мы хотим наладить коммуникацию между художниками из разных городов. Мы уже побывали в Перми, Краснодаре, собираемся в апреле в Саратов.
В Нижнем Тагиле мы три года делали галерею современного искусства «Кубива», Мы создали «благоприятную почву» для целого поколения молодых художников Тагила. В Екатеринбурге замечательные люди, большое культурное сообщество, много музеев, которые поддерживают молодых художников и сами художники работают в этих институциях. У Екатеринбурга очень большой творческий потенциал.
Мы не суперуспешны в коммерции, но есть люди, готовые поддержать, купить живопись. Но нет такого: сегодня я рисую на продажу, а завтра рисую для души. Мы зарабатываем на других работах, не связанных с искусством, зарабатывааем физическим трудом, можно работать строителем, уборщиком, красить стены. Такая работа даёт новые знакомства, новые навыки, ведь нельзя всё время общаться только с художниками и произнесённое триста раз за день слово «искусство» обесценивает его значение, возникает профессиональный вакуум.
ВДНХ – особое место, когда её только задумали, это была красивая идея и большая амбиция, настолько большая, что до сих пор её не могут реализовать. Эту территорию сложно освоить. Мы в 2014 году делали проект в Москве и на ВДНХ проходила масштабная реконструкция, спустя четыре года здесь по-прежнему стройка. Но нам на ВДНХ нравится, здесь есть лес (не парк, а именно – лес), мы очень любим гулять в лесу. Когда вышли за пруды, пожалели, что не взяли с собой лыжи».
Альберт Солдатов, художник
Маяна Насыбуллова, художник
Екатерина Муромцева, художник
Даша Кузнецова, художник
Настя Кузьмина, видеохудожник
Собака Фемми от слова «феминизм»