16.02.2019 13:11

Молчите. И не говорите, что вас это не касается

На сцене московского театра Школа Современной Пьесы под руководством Иосифа Райхельгауза состоялась премьера спектакля «Ганди молчал по субботам» по одноименной пьесе талантливого драматурга Анастасии Букреевой. В течение года пьеса “Ганди молчал по субботам” была поставлена восемь раз на сценах различных российских театров.

Махатма Ганди действительно молчал один день в неделю. Такая аскеза называется мауна – священное молчание, один из способов духовного самосовершенствования в индуизме и буддизме. Совершать аскезы по субботам очень логично для политика и миротворца, каковым являлся Ганди, так как в идуистской традиции суббота посвящена Сатурну, планете, управляющей судьбой человека, а также это день особого почитания предков. Следовательно, аскезы, совершаемые по субботам – это попытка изменить свою судьбу в лучшую сторону, задобрив мрачный Сатурн. Так принято считать в Индии. Возможно, там это работает, но герои пьесы Анастасии Букреевой живут в России. Здесь все по-другому.

Лиза сидела в переходе и внимательно разглядывала идущих мимо людей. Каждый день рано утром она приходила сюда и сидела, пытливо всматриваясь в лица идущих мимо. Ей нельзя было никого пропустить. Ей нельзя было ошибиться. Лиза молчала. Не отвечала на вопросы, ни на что не реагировала, не отвлекалась. Ей нельзя было расслабляться. Она жила под мостом и мылась в фонтане. У нее ничего не было, кроме плюшевого медведя и надежды.

Мот жил в городской квартире со всеми удобствами и очень любил свою семью: папу, маму, дедушку, сестру и таксу Карамельку. Он точно знал, что его семья – самая счастливая на свете. Это главное, что Мот знал в свои 15 лет.
Иногда жизнь человека делится на “до” и “после”. “До” и “после” войны, клинической смерти, катастрофы, стихийного бедствия, непоправимой потери. “До” и “после” жизни, которой больше нет. Мот и Лиза встретились “после”.

Конечно, папа был ни в чем не виноват. Виноват был кризис среднего возраста. И “несекретарша” тетя Лена была ни в чем не виновата. Виновата была мама, которая недосолила пельмени. Поэтому папа обиделся и ушел. А на его месте появилась Лиза. Она ни на что не обижалась и не жаловалась на пельмени. Она молча искала кого-то в переходе. Каждый день. До самой своей смерти.

Мужчина – глава семьи. Он ее корень и фундамент. Он альфа и омега, начало и конец, ибо не живет дерево без корня, не стоит дом без фундамента. По желанию мужчины семья возникает, по его воле она может быть разрушена. Основа спектакля – это диалог двух мужчин: отца и сына. Мот молчит, когда с ним говорит отец, и разговаривает с отцом, даже когда молчит. Для него, почти ребенка, пока еще черное – это черное, а белое – это белое. Любимая фраза взрослых “вырастешь – поймешь” тонет в грохоте попсы. Что именно должен понять Мот? Что подлость – это нормально? Что так поступают все, и он должен быть как все? А если он не согласится, что будет тогда? “Лиза! Когда я совсем вырасту, я стану предателем, как мой отец!” – кричит Мот прежде, чем замолчать. Совсем замолчать.

Махатма Ганди женился, когда ему было 13 лет на девочке такого же возраста. Они прожили вместе более шестидесяти лет и воспитали четверых детей. Но Ганди жил в Индии и молчал по субботам.

Лиза умерла через 22 года бесконечного молчания и безрезультатных поисков своего сына, которого она потеряла в переходе. Есть ли смысл разговаривать в мире, в котором отец учит сына тому, что в предательстве нет ничего страшного?

На этот раз на сцене театра Школа Современной Пьесы идет гениальный спектакль. Гениальный в своей простоте и правдивости. Без попыток что-то прикрыть, как-то повернуть, чем-то подкрасить, оправдать, подретушировать. Это не просто смело – это вызов. Вызов современному обществу, где ложь – это норма. Попытка показать, что чувствует подросток – человек, уже настолько выросший, чтобы все понимать, но еще не настолько испорченный, чтобы сознательно не отличать дурное от доброго, если это в его интересах. Это о том, как юный человек отказывается заключать сделку со своей совестью и о том, какую цену он за это платит. Спектакль семейный. Если вам не страшно вдруг понять своих детей и своих родителей, сходите. Может быть, еще не поздно.

Режиссер Филипп Гуревич. В ролях: Кирилл Снегирев (Мот), Татьяна Циренина (Лиза), Алексей Гнилицкий (папа), Джульетта Геринг (мама), Николай Голубев (дедушка), Даниэлла Селицка (Катя).

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метки: премьера, Школа современной пьесы.

Другие публикации