20.02.2019 14:36

«Северный лес»: Поехали!

14 февраля в Карелии бахой «Северный Лес» открылся мировой и национальный сезон ралли-рейдов.

«Северный Лес» – первая гонка сезона, два соревнования в одном. Это единственный снежно-ледовый этап Кубка мира по бахам и первый этап российского национального чемпионата по ралли-рейдам. В этом году в Сортавалу прибыло 46 машин. 26 приняли участие в этапе Кубка мира, 34 – в чемпионате России. Несколько экипажей заявилось сразу в обоих зачетах, правила это позволяют.

Гонка начинается с АП и ТИ – административных проверок и технических инспекций. Экипажи заполняют разнообразные бумаги, технические комиссары проверяют машины на соответствие регламентам. На фотографии это выглядит скучновато, в жизни же – тепло и эмоционально. Пилоты и организаторы встречаются, обнимаются, обмениваются историями с недавно завершившихся Дакара и «Африка Эко рейс». Для журналистов это удобная возможность пообщаться с руководством гонки и фаворитами. Затащив собеседника в тихий и светлый уголок, они пишут короткие интервью: работают диктофоны, стрекочут камеры.

Первый гоночный день открывается прологом. Это совсем короткий спецучасток, всего 19 километров. В него гонщики входят по порядку, определяемому прошлыми заслугами. Поэтому открывает пролог самый титулованный гонщик «Северного леса-2019», многократный чемпион международных и национальных соревнований, россиянин Владимир Васильев в руле Mini Cooper (штурман Константин Жильцов).

Журналисты и видеооператоры входят в канал задолго до начала пролога, чтобы неспешно распределиться и занять места не мешая гонщикам. Боевые машины несутся по узкому каналу между снежными брустверами с огромной скоростью. Ни отвернуть, ни притормозить в случае чего возможности у них не будет.

Посеянный под седьмым стартовым номером финский экипаж Тапио/Тони Лауронен быстро догнал идущий перед ним BMW Х3 Дениса Кротова и Дмитрия Цыро. По правилам гонок передний экипаж должен в такой ситуации уступить дорогу, но тандем Кротов/Цыро не расслышал истошно голосящий в кабине сентинель (система, заменяющая гонщикам гудок), и продолжил неспешно плестись по каналу: проблемы с колесом, то-сё, да и куда торопиться? Пришлось Лауронену вежливо постучать им в бампер. Бампер треснул. На финиш экипажи пришли взаимно недовольные друг другом, но судьи приняли сторону финнов: Кротова отчитали и наказали дополнительным временем.

Пролетели участники пролога, отстрекотали камеры, спустились к хозяевам коптеры. Перед окончательным закрытием канала по нему двигается «метла» – машина технической поддержки. Подгоняет застрявших журналистов, подбирает первых жертв «Северного леса»: пролог прошли не все. Застряла в сугробе парочка арабов, скучает в кювете в ожидании лебедки аргентинский экипаж, а чуть дальше лежит на крыше целый Toyota Land Cruiser. Пока водитель «Соболя» прессы разматывает трос, чтобы вернуть бедолагу на колеса, я беседую со штурманом потерпевшего бедствие экипажа.

Таисия Штанева, штурман, LTA Rally:

«Падать не страшно. Страшно, когда лежишь на лобовом стекле и не можешь открыть двери: мы попали между двух деревьев. Нам еще и запах дыма почудился, стало совсем жутковато. Хорошо, что мимо проезжал туркменский экипаж, остановились и помогли нам выбраться»


Помятая крыша и вдребезги разбитое лобовое стекло – не повод для схода с гонки. Механики заменят стекло, выправят крышу, и завтра мы увидим тандем Мельцер/Штанева на боевой трассе.

Вечером – торжественное открытие гонки. Боевые машины чинной вереницей въезжают на подиум под приветствия зрителей и отправляются в сервисный парк. «В сервисном парке кипит работа» – фраза шаблонная, но верная. Всего час есть у механиков, чтобы подготовить болиды к следующему гоночному дню. Потом машины уходят в закрытый парк, куда есть доступ только у экипажей. Заправка, проверка жидкостей и узлов, – работы хватает, даже если машина вернулась с трассы в идеальном состоянии, а ведь кое-кому надо успеть сменить рулевую тягу или заменить лобовое стекло.


Второй день гонки – два спецучастка: 104 километра и 170. За ночь подморозило, к обеду подтаяло: условия на трассе меняются непрерывно. Лидерство в снежной гонке захватил финский экипаж: по итогам третьего спецучастка он на 2 с лишним минуты впереди Васильева. На стороне Лауронена – опыт и мастерство: на не самом новом и мощном Mitsubishi Pajero он обошел соперников на современных гоночных прототипах. Третий в абсолюте – литовско-польский тандем Бенедиктас Ванагас и Бартоломей Боба, Toyota Hilux.

Третий, финальный день оказался ветреным. Легким багги без шуток приходилось делать на трассе поправку на ветер. В итоге погода прервала финальный спецучасток: на трассу упало дерево и полностью её перегородило; пройти успели лишь две машины лидеров. В итоге пятый спецучасток был отменен, результаты гонки определены по итогам первых четырех.

Тройка лидеров Кубка осталась неизменной. Главный приз «Северного леса»: кубок и право участия в ралли-марафоне “Шелковый путь» без стартового взноса получил Тони Лауронен, вторым стал Владимир Васильев, третьим – Ванагас. Национальный чемпионат возглавил Васильев, второе и третье место – Андрей/Владимир Н. и Рудской/Загороднюк, оба экипажа – команда G-Force.

Настоящий бойцовский характер показали неудачники первого дня, оманский и аргентинский экипажи. Опоздание к финишу в расчетное время отбросило их к концу турнирной таблицы по итогам пролога, но парни мчались как черти. Тандем Альварес/Монастероло (Volkswagen Amarok) закончил этап восьмым в абсолюте, а Аль Зибар/Аль Раджи (CAN-AM Maverick X3) – одиннадцатым в общем зачете и вторым в своём классе.

В национальном зачете отлично себя показали экипажи команды «ГАЗ Рейд спорт». Тяжелые машины на равных соревновались с наисовременнейшими прототипами, прошли маршрут на высоких скоростях и без серьезных поломок. Зеленая «ГАЗель Next» Алексея Игнатова/Дмитрия Чумака финишировала пятой в абсолютном зачете чемпионата страны, белая «ГАЗель Next» Евгения Суховенко и Антона Николаева стала седьмой. В своем классе «Рейд спорт» ребята заняли первое и второе место.


Машины команды совсем недавно вернулись из Африки, где они впервые принимали участие в ралли-марафоне «Африка Эко Рейс». Домой в Ульяновск, где базируется команда, «ГАЗельки» уже не успевали, и зимовали в Петербурге, в теплом и гостеприимном доме дилерского центра «ГАЗ «Балтийский». Петербуржцы не только приютили у себя гоночные болиды, но и провели полную подготовку к соревнованию. Вытряхнуть из «ГАЗелек» африканский песок и подготовить их к карельским снегам – задача нешуточная. В гонках машина работает на износ: нужна тщательная проверка и замена всех узлов, рамы, ходовых частей. Дилер отлично справился: в победном дубле команды есть и его заслуга.

Открытие сезона прошло успешно. Дальше участников Кубка мира ждет пустынный вызов – «Abu-Dhabi Desert Challenge», россиян – Баха «Пено» в Тверской области. Не переключайтесь.

Итоги этапа Кубка мира
Итоговая классификация этапа чемпионата России

КМ1КМ2ЧР1ЧР2ЧР3

Текст: Анна Горностаева
Фото: Сергей Беляков

Рубрики: Репортаж, Спорт. Метки: Карелия, ралли-рейд, Северный лес.

Другие публикации