В маленьком королевстве Монако в январе 2019 года случилась большая сенсация! Триумфатором 43-го фестиваля в Монте-Карло стал «Королевский цирк» Гии Эрадзе! Впервые за всю историю ежегодного Международного циркового фестиваля (Festival international du cirque de Monte-Carlo) высшую престижную награду «Золотого клоуна» получил не отдельный номер, а российский коллектив целиком. «Серебряного клоуна» россияне также увезли с собой за акробатический аттракцион на качелях. С 22 февраля Гия Эрадзе вместе с Московским цирком Никулина представляет новое шоу «Бурлеск», и российский зритель первым увидит уникальные номера, которые так высоко оценило международное жюри вместе с принцессой Стефанией.
На вопросы отвечают генеральный продюсер «Королевского цирка» и главный режиссёр компании «Росгосцирк», заслуженный артист России и Грузии Гия Эрадзе, и генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре Максим Никулин.
– Расскажите, пожалуйста, о вашем новом шоу, которое называется «Бурлеск».
Максим Никулин: Мы не можем рассказывать вам о том, что будет, это бессмысленно, новое шоу надо видеть! О своих предварительных ощущениях я могу сказать так: первое, огромная радость от того, что этот проект, задуманный почти три года назад, осуществился, и глубокая благодарность Гие Эрадзе за то, что очень много сил, нервов, таланта, средств было затрачено на осуществление этого проекта. Очень рад тому, что мы работаем вместе, поскольку это очень полезно для цирка, для российского цирка, для искусства цирка вообще, для его развития.
Золото 43-го циркового фестиваля в Монте-Карло было отдано «Королевскому цирку» Гии Эрадзе, но он приехал не из Америки, а из России. Гия Эрадзе – единственный человек в нашем цирковом мире сегодня, который настолько люто, истово относится к развитию циркового искусства. В Королевском цирке его коллектив, его артисты, его имя, его марка, но цирк российский, всё равно цирк наш! Все ассоциируют эту блистательную победу с нашим национальным цирком, и всё оформление, хореография, декорации, адаптация номеров, всё это наша цирковая культура!
Нам, действительно, есть чем гордиться.
Многие меня спрашивали после Монте-Карло, вот сейчас Эрадзе выступит у вас в манеже, что вы будете показывать после этого? Скептикам отвечаю: не волнуйтесь, у нас много проектов, мы не пропадём, для нас это не рубеж, и я убеждён, что в дальнейшем мы однозначно будем работать с Гией и его артистами.
Гия Эрадзе: Мы задумали совместный проект на манеже Московского цирка Никулина, шоу называется «Бурлеск», и сегодня, наконец-то, он будет представлен российскому зрителю. Мы очень долго репетировали, как только вы, зрители, зайдёте в зал цирка, то увидите эксклюзивные декорации, которые специально создавались под шоу. Также специально шились костюмы, подгонялись и адаптировались номера, над проектом работала большая творческая команда композиторов, режиссёров, балетмейстеров, сценографов, которые совместно со мной создавали эту программу.
Пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо Московскому цирку Юрия Никулина за возможность поставить проект здесь, в качестве режиссёра, полностью от начала и до конца, в двух отделениях. Это топовая площадка, это лучший цирк в мире, это старый цирк, классический цирк. Номера, которые имеют право выходить на этот прославленный манеж, должны быть высокого класса, поэтому мы постарались и объединили в эту программу одних из самых лучших артистов российской государственной компании «Росгосцирк» на сегодняшний день. Это практически все те артисты, которые были недавно на фестивале в Монте-Карло. Хочу сказать спасибо Евгению Шевцову и Ольге Полтарак, которые принимали участие в подготовке целикового спектакля вместе со мной. Для «Бурлеска» манеж Старого Московского цирка будет первым, как первым будет и российский зритель, который придёт к нам на спектакль и будет оценивать увиденное. Мы, действительно, постарались и сделали всё возможное! Это ярко, это красиво, празднично и очень сильные номера.
Тонны декораций, более 350 эксклюзивных костюмов, пошитых специально к шоу «Бурлеск» в Цирке на Цветном бульваре, включая и те костюмы, которые были с нами в Монако и созданы специально для фестиваля. Будут и вода, и дождь, и животные, и акробаты, и гимнасты, выступление традиционно сопровождает клоун, Заслуженный артист России Игорь Яшников, один из лучших клоунов на сегодня, которые у нас есть.
Программа многожанровая, как всегда во всех моих проектах, в ней занято очень много животных: тигры, леопарды, пантеры, лигры (помесь льва и тигра), зебры, обезьяны, лошади, собаки, дикобразы, медведи. Будет аттракцион «Баронеты», который имеет 10 высших мировых наград, где дрессировщики Андрей и Наталья Широкаловы выступают со смешанной группой хищных животных.
Акробатический жанр представлен замечательным номером «Встречные качели», который на 43-ем цирковом фестивале в Монте-Карло стал обладателем «Серебряного клоуна». Михаил Филинов со своей группой акробатов также является обладателем множества золотых наград всемирных цирковых фестивалей в Китае и Италии.
Программа заканчивается под замечательную песню «Аплодисменты», которую сочинил замечательный композитор Алексей Гарнизов, и любезно согласился исполнить сам король эстрады Филипп Киркоров. Она сегодня впервые прозвучит для зрителя, и мы специально под неё сделали эпилог в стиле старого цирка. Вся наша программа представляет собой симбиоз классического «ретро» и современного цирка.
Максим Никулин: Шоу «Бурлеск» будет работать до 1 сентября, потом последует пауза, когда будет проходить наш цирковой фестиваль, потом на короткий сезон в октябре-ноябре программа «Бурлеск» возобновится, но уже в трансформированном виде, в неё будут добавлены новые номера, что-то мы поменяем, потому что все номера очень яркие и легко запоминаются. Мы хотим выстроить «Бурлеск-2», потом будут новогодние каникулы, ёлки, Новый год, Рождество, и далее мы закрываем цирк до февраля. Следующий новый проект начнётся в феврале 2020 года.
Гия Эрадзе: На Новый Год на основе шоу «Бурлеск» мы сделаем новогоднюю сказку под названием «Тайна новогодней звезды». Это будет абсолютно новый костюмированный спектакль посвященный Новому году и Рождеству, который никогда не был на манеже Старого цирка, но это будет попозже.
– Примите поздравления с триумфом на 43-м цирковом международном фестивале в Монако, который прошёл в январе 2019, и заслуженной наградой «Королевского цирка» Гии Эрадзе «Золотым клоуном». Как принцесса Стефания выразила вам свое восхищение?
Гия Эрадзе: Впервые за 43 года проведения этого престижного фестиваля весь коллектив «Королевского цирка» Гии Эрадзе целиком получил «Золотого клоуна», а не конкретно какой-то номер. Безусловно, решение о награждении принимает международное жюри вместе с принцессой Стефанией, которая проводит фестиваль в Монте-Карло. И в знак того, что принцессе понравилось, она мне сделала официальное предложение поставить 45-й фестиваль, его буду создавать я, как режиссёр-постановщик. Это произойдёт через 2 года, но я готовлюсь уже сейчас, и после запуска шоу «Бурлеск» буду конкретно заниматься фестивалем в Монако.
Максим Никулин: Как принцесса оценила? Мы с ней давно знакомы, много лет дружим. Стефания достаточно сдержанная девушка и это понятно, от её слов зависит многое, тем более в цирковом мире. Но её отношение для меня определилось следующим. Она приезжает в Москву на один день, 7 марта, чтобы посмотреть на полноценный спектакль в нашем цирке! Принцесса сказала: «Я хочу увидеть это шоу целиком, то, что я видела в Монако это замечательно, это прекрасно, это оценено высоко, но мне интересно посмотреть шоу целиком». И вот, несмотря на то, что у неё куча дел, Стефания на один день прилетит, чтобы посмотреть “Бурлеск”. Это дорогого стоит!
– Как возникла идея уникального номера «Фаберже», который вы представили на конкурсе в Монте-Карло, и покажете в шоу «Бурлеск» российским зрителям?
Гия Эрадзе: Номер «Фаберже» мы готовили именно для этого фестиваля. Прежде всего, хотели сделать что-то новое. Трансформация это хороший жанр в цирке, но он не новый, поэтому мы придумали групповую трансформацию на 12 человек. Сегодня аналогов этому номеру нет. Вы увидите, что этот номер очень филигранно выстроен.
Стилистика Фаберже как художника полностью подходит к шоу «Королевского цирка», плюс он был русским художником, который когда-то эмигрировал в Европу и дальше проживал уже там. Музей Фаберже существует в Петербурге на Фонтанке, и я был в нём неоднократно. Вся стилистика этого номера: костюмы-трансформеры, балет, реквизит сделаны в стиле яиц Фаберже. Вы увидите целое модное дефиле, на артистках будут костюмы в виде достопримечательностей Петербурга, есть даже костюм «Цирк Чинизелли», потому что это один из старейших цирков нашей страны.
В номере есть связующее звено. Когда мы этот номер делали с Евгением Шевцовым, то увидели, что главным персонажем здесь должен быть сам Щелкунчик, который в конце трансформируется в белого принца. На этом связующем звене основан весь номер «Фаберже». Специально под этот номер русская классическая музыка была частично аранжирована композитором Денисом Гарнизовым. Мы так быстро готовили трансформацию к фестивалю, что, можно сказать, не успели обкатать. Такого не бывало никогда раньше, в первый раз мы её отработали в Штутгарде, Германии, чтобы его показать на фестивале в Монте-Карло. Русский зритель увидит впервые этот номер вообще, как и всю программу целиком.
– Наши артисты приезжают на зарубежные гастроли, а насколько реально пригласить к нам зарубежных артистов? Например, у нас итальянский клоун недавно выступал, иллюзионист приезжал. Возможно ли пригласить, например, знаменитого дрессировщика Мартина Лейси?
Максим Никулин: Абсолютно реально и я открою вам секрет – в нашей следующей проект процентов на 80 будут приглашены артисты из-за рубежа.
Пригласить Мартина Лейси (Martin Lacey) сложнее, потому что там животные в большом количестве, что предполагает сложное ветеринарное оформление, проблемы с транспортом, таможней. Но все это решаемо, поэтому, если мы такую задачу поставим, то мы её выполним. Есть ещё нюанс, Мартин работает в мюнхенском цирке Крона (Circus Krone). Этот цирк круглосуточный, а номера Лейси там главные. Мы разговаривали с ним на эту тему теоретически, и он сказал, как, кстати, и многие другие цирковые звёзды говорят, что российские гастроли рассчитаны на большие сроки, месяца на три, а значит, что он на это время выпадает оттуда из программы, к тому же контракты и гастроли подписаны, с рекламой там договариваются за год, как это всё увязать непонятно. Но с точки зрения возможностей, почему нет?
Я не согласен, кстати, с Эдгардом Запашным, что из засилья зарубежных артистов нашим некуда деваться. Ерунда всё это, на самом деле, страна большая, есть куда деваться и где работать. Наши артисты начинают расслабляться, а когда приезжает иностранец, который показывает, что он в буквальном смысле в клетке живёт, как Мартин Лейси, или такой как Алексис Грюсс (Alexis Gruss) из цирка Арлетт Грюсс (Cirque Arlette Gruss), единственного в мире, являющегося национальным достоянием Франции, который заявил, что у него больше двухсот лошадей, и он всех своих лошадей знает по кличкам и «в лицо» – это потрясает. Такое отношение у многих здесь в России, к сожалению, утрачивается, народ распустился, разленился.
Однажды к нам с Сашей Гримайло, подошли ребята, один говорит, что придумал уникальный трюк, совершенно никто не делал, перелёт с одной доски на другую. Гримайло отвечает, нет, в 68 году уже был такой номер, посмотри в интернете. Я говорю, что сам лично помню, что были такие Никитины, у них в финальном трюке с подкидной доской отбивали тройной сальто-мортале на колонну из четырёх человек, об этом в энциклопедии написано. Парень удивлённо плечами пожимает, не знает как это делается, не ищет информацию.
Подобное происходит не от того, что это невозможно, просто люди сами себе ставят какие-то рамки. Когда всё хорошо, контракты есть, деньги зарабатываем, семья в порядке, чего корячиться? Нет уже такого фанатизма, как раньше был раньше, я ведь его помню прекрасно, и пример моих родителей в том числе. Он, к сожалению, уходит, фанатиками цирка остаются единицы, но зато эти единицы сейчас составляют основу мирового цирка, и практически все они собираются в Монте-Карло.
– Гия Гиулевич, с 1 февраля 2019 года вы назначены главным режиссёром Росгосцирка. С чего вы начнёте свою работу, каких позитивных перемен следует ожидать?
Гия Эрадзе: Как главный режиссёр я буду заниматься только творчеством. Мы уже открыли творческую мастерскую по созданию новых современных креативных номеров и творческих решений, будем вплотную этим заниматься. У нас очень есть много номеров и аттракционов, из которых можно сделать полноценную хорошую программу, этим я и буду заниматься.
Я считаю, что большой профессиональный цирк не может состоять из 20-30 человек, у меня большая команда в 120-130 человек. Когда я ребёнком попал в Союзгосцирк, ещё в национальном коллективе Грузии, то помню большие труппы. Для меня цирк это масштаб, люблю, когда в программе 2-3 групповых номера, большой аттракцион. Люблю воплощать масштаб в глобальные программы, сделанные в сегодняшнем современном ключе, программы о которых будут говорить.
Я считаю, что нужно доказывать всегда делом. Говорить ведь можно долго, рассуждать о концепции, составлять сметы составлять. Я не в том возрасте, чтобы сидеть и числиться главным режиссёром, зачем мне это нужно, мне это неинтересно. Если я пришёл в Росгосцирк, то буду заниматься делом и фактами доказывать, а вы потом скажете, Эрадзе создал то-то, сделал то-то, и это будет видно, шила в мешке не утаить.
Я сам о себе не люблю говорить, не считаю это правильным. Я пришел в цирк в 11 лет, и шаг за шагом шёл по сложной цирковой дороге. Был артистом, дрессировщиком, продюсером, создателем, режиссёром. Все средства сам заработал, не украл. Было время, когда мне нечего было есть, мы катали на пони, зарабатывали деньги, а на них умудрялись ещё и делать номера. И своим трудом, и желанием, и любовью к цирку я создал всё то, что имею на сегодняшний момент.
Без цирка моя жизнь не существует. Утро, день обед, вечер начинаются цирком и заканчиваются цирком. Создавая этот проект, мы в 4 утра уходили и приходили в 8. В последние дни перед запуском программы по два часа в день спали. Мы жили этим и не день, не два, а годы.
Идей у меня миллион! И есть для этого всё: и силы, и возможности, и команда. Мы сделаем быстро и в кратчайшие сроки. Я живу цирком, для меня деньги второстепенны, мне их не жалко – заработаю, вложу в новый проект. У меня нет недвижимости за рубежом, нет даже загородного дома, у меня есть прекрасная квартира в Москве, где я живу, большего мне не надо. Все мои деньги здесь – в шоу, в искусстве – они видны.
Рубрика: Интервью. Метки: цирк никулина, Гия Эрадзе.