Музей русской иконы был создан по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова, первые крупные выставки из его собрания прошли в Третьяковской галерее и в ГМИИ имени Пушкина, став заметными явлениями в культурной жизни России. К 2011 году два старых дома на Гончарной улице были отреставрированы и приспособлены для размещения Музея с несколькими экспозиционными залами, фондами, реставрационными мастерскими.
На вопросы корреспондента РБ ответила заместитель директора по экспозиционной и выставочной работе Наталия Горькова.
В начале 2000-х годов Михаил Абрамов серьёзно заинтересовался русским иконописным искусством, первой приобретённой иконой стало изображение Архангела Михаила, его небесного покровителя. Со временем он привлёк крупных искусствоведов, историков, знатоков иконы, стал общаться с коллекционерами, и итогом этого сотрудничества стала крупная коллекция, охватывающая весь период русской иконописи от древних времён до начала ХХ века.
Первые иконы на Руси появились ещё в домонгольское время, например, икона Владимирской Богоматери написана в XII веке, но такие столпы иконописи, как Феофан Грек и Андрей Рублёв, которые повлияли на развитие всего древнерусского искусства, жили и творили позже. На иконах изображались сцены из Евангелия и образы Святых, которые несли евангельскую миссию людям.
Иногда говорят, что росписи в храмах – как «Евангелие для неграмотных людей», но это заблуждение. Первой напечатанной на Руси книгой был «Апостол», а рукописные книги существовали и раньше. Иконы в храмах – это визуальный ряд, который дополнял переживания и эмоции людей, уже знавших и слышавших евангельскую историю и послания апостолов. Верующие смотрели на икону и понимали, что изобразил художник.
К тому же буквально каждая деталь имеет важное символическое значение. Вот новгородская икона Святого Георгия, иллюстрирующая в Музее расцвет русской иконописи XVI века. Это эпоха митрополита Макария, который был чрезвычайно образованным человеком, эстетом и очень радел о церковных искусствах. В фигуре Святого Георгия, его развевающемся плаще видна невероятная динамика, это очень тонкая живопись. Каноническое искусство предполагает изображение на иконе определённых атрибутов, присущих именно этому Святому. На этой иконе присутствуют Богоматерь с перевязью, Христос с венцом мученика в руках и ангел, который этот венец опускает на голову Святого Георгия. Всё это традиционные атрибуты мученичества.
Изображение Георгия Победоносца, поражающего змия, часто встречается на русских иконах. Это всё каноническое искусство, хотя иконописцы из разных регионов и школ использовали свои приёмы. Художник был свободен в рамках канона. В XV-XVII веках самыми мощными были ростовская, новгородская, псковская, московская, тверская школы. Над иконами и росписями храмов работали артели художников, мастерские открывались при монастырях. При Иване Грозном некоторые вольности не одобрялись, Стоглавый Собор 1551 года постановил равняться на живопись уже признанных мастеров – на Феофана Грека и Андрея Рублёва. В качестве основы для создания иконы, как правило, использовалась липовая доска, хвойные породы деревьев, реже дуб и кипарис.
У каждого образа есть своя трактовка сюжета, предыстория, почему Святой изображён именно так. Военачальник Христофор был невероятно красивым человеком и, по его мнению, это обстоятельство мешало ему быть христианином. Он посчитал свой облик препятствием для своей святой жизни и попросил Господа лишить его красоты. Господь его услышал и даровал пёсью голову вместо человеческой. Изображение мученика Христофора с пёсьей головой встречалось в допетровское время, позднее первый российский император запретил подобную трактовку образа.
В середине XVII века в Православии произошла реформа, инициированная патриархом Никоном, но часть верующих её не приняла, случился раскол. В собрании Музея представлены и иконы старообрядцев, противников реформы.
Форма иконы могла отличаться от прямоугольной, к примеру, в Музее можно увидеть круглые иконы и навершие Царских врат, внешне напоминающее кокошник. Такую деталь убранства храма тоже можно назвать иконой.
Размеры изображения варьировались и зависели от архитектуры храма, от внутреннего убранства и формы иконостаса. В Музее русской иконы представлен греческий резной иконостас рубежа XVII – XVIII веков, обнаруженный в частной коллекции в Германии. Прежний владелец использовал его как библиотеку.
Старообрядческая молельня была найдена в одной из экспедиций в лесах Тверской области. После длительных переговоров с областной администрации Музей получил разрешение вывезти полуразрушенное строение и представить его в музейном зале. Внутри сруба воссоздан интерьер старообрядческой молельни со всеми атрибутами.
Оклад иконы используется для её украшения, это знак особого почитания образа, это дар. Помимо металлических окладов часто использовались сшитые оклады. Техника украшения образов была очень изощрённой, мастера старались применить весь свой талант.
Музей русской иконы проводит тематические выставки, к примеру, до конца мая здесь представлена экспозиция «Невьянская икона» из собрания одноимённого музея, основанного в Екатеринбурге историком и общественным деятелем Евгением Ройзманом.
Полезную информацию для посетителей можно найти на сайте: http://new.russikona.ru
Вход в музей свободный.
Трёхкратное погружение в иордань стало на Руси одной из традиций празднования Крещения Господне.
История города Дзержинский началась в 1920-х годах, когда в закрытом Николо-Угрешском монастыре была создана детская трудовая коммуна.
Храм во имя священномученика Климента, Папы Римского, был построен на Пятницкой улице к 1769 году на средства купца Козьмы Матвеева.
2 мая православные отмечают главный христианский праздник - Пасху, победу Христа над смертью.
Марфо-Мариинский монастырь был основан как женская обитель в 1909 году Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой.
В старину Москву называли златоглавой за изобилие позолоченных куполов церквей, возвышавшихся над малоэтажной жилой застройкой.
Высоко-Петровский мужской монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси, Московским чудотворцем.
Крапивенский переулок известен с начала XVII века, когда здесь была возведена церковь преподобного Сергия Радонежского, которую называли «в Старых Серебренниках».
Бутырская улица - это советская и современная жилая застройка, промзона и старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы с очень непростой судьбой.
До революции в кремлёвских соборах совершались богослужения, москвичи могли свободно гулять в Тайницком саду и посещать царские дворцы.
Очередная поездка в рамках проекта «Лучшие сыны Московии» была посвящена истории российского купечества и благотворительности.
Среди достопримечательностей Швивой горки: Афонское подворье, Музей русской иконы, кинотеатр «Иллюзион».
Ходынский бульвар двухкилометровой дугой огибает территорию бывшего Центрального аэродрома имени Фрунзе.
В названиях современных московских районов сохранилась память о сёлах, некогда находившихся на берегах Яузы - Богородском и Преображенском.
Пересечение Камер-Коллежского вала и дороги на Ярославль охранялось таможней с заставой, а рядом были установлены часовня и крест.
Великий князь Василий III дал обет: «Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь».