25.02.2019 21:11

«Стеклянный зверинец»: хрупкие люди с непоправимым будущим

8 февраля в театре «У Никитских ворот» состоялась премьера спектакля «Стеклянный зверинец» по одноименной пьесе Теннесси Уильямса в постановке Марка Розовского.

Я бы назвала Уильямса мастером романтической безысходности и певцом Великой Депрессии, находившим красоту в безотрадных американских буднях середины 20 века. Его персонажи, срисованные с натуры, и, может быть, слегка принаряженные для сцены в сентиментальность и трагизм, должны были бы вызывать у зрителя чувство жалости. Но рука мастера превратила их заурядные истории в пьесы, которые смотрят и пересматривают зрители всего мира вот уже почти восемьдесят лет. Марк Розовский, уже поставивший «Трамвай «Желание», вполне логично перешел к «Стеклянному зверинцу» и не ошибся, украсив репертуар театра «У Никитских ворот» двумя жемчужинами современной американской драматургии.

Итак, грядет Вторая Мировая. Том Уингфилд, молодой человек, продающий ботинки и пишущий стихи, живет в одном из переулков Сент-Луиса вместе с матерью и сестрой. Его отец -это портрет, обаятельно и нагловато улыбающийся со стены. С ним постоянно разговаривает неутомимая Аманда Уингфилд, его жена и мать его детей, но он всегда молчит. И это хорошо, потому что говорящие портреты -совсем другая история. Аманда рассказывает портрету новости, задает вопросы, признается в любви и предъявляет претензии, нисколько не смущаясь отсутствием диалога. Зато как только она поворачивается спиной к импровизированному домашнему божеству, в диалог активно включаются ее дети. Черно-белому кумиру глубоко безразличны жизни и чувства членов давно забытой им семьи: шестнадцать лет тому назад его человеческое воплощение исчезло в неизвестном направлении. С тех пор Аманда Уингфилд пытается воспитать своих детей нормальными людьми. Для того, чтобы стать нормальными, Том и Лаура Уингфилд должны получить профессию и тщательно пережевывать пищу. Это главные, но не единственные условия из кодекса респектабельного американца среднего класса. Том почти вписался в заданные рамки, хотя это ему дорого стоило, но его сестра Лаура -хрупкий ребенок, неспособный нести тяжкий крест американской респектабельности, согласно которому она должна выйти замуж любой ценой.

Ника Пыхова, играющая Лауру, создает образ испуганной, зажатой и бесконечно одинокой девочки, ищущей защиты и поддержки: скованные движения, сутулость, взгляд исподлобья как у затравленного зверя, осторожная грация искалеченного животного. Ее мир – это прозрачный зоопарк вдоль края сцены, всегда готовый упасть и разбиться. Аманда Уингфилд, созданная Яной Прыжанковой, вызывает противоречивые чувства: одновременно жалость и восхищение, раздражение и умиление, сочувствие и насмешку. Ее мир так же неустойчив, как стеклянный зоопарк Лауры, и так же странен и бестолков как ее неуютное съемное жилище с пожарной лестницей вместо парадного входа. Только Том (Максим Якимов) свободен, но эта свобода куплена жестокой ценой. Есть еще один персонаж -Джим О’Коннор (Александр Панин) – обаятельный молодой человек, который появляется только для того, чтобы поставить точку в этой трагической истории.

«Стеклянный зверинец» -это спектакль о сломанных судьбах людей, которые, кажется, родились для другой жизни, но вынуждены приспосабливаться к тому, что есть, безнадежно и безрезультатно. Впрочем, таков весь Уильямс – от начала и до конца. Марк Розовский воспроизвел авторский замысел максимально аккуратно и изящно, поэтому можно смело пожелать всем зрителям приятного вечера в компании маэстро Уильямса в театре «У Никитских ворот».

 

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.

Другие публикации

24.11.2021 в 22:18

Я люблю тебя, мой пупсик. «Лолита» в Театре «У Никитских ворот


В случае «Лолиты» в театре «У Никитских ворот» давайте называть вещи своими именами.

07.05.2021 в 11:18

Хлыст для царя


В Театре у Никитских ворот долгожданная премьера: русский мюзикл Марка Розовского «Тайна Распутина».

03.03.2021 в 09:23

От страдания к состраданию – «Сон смешного человека»


Театр у Никитских ворот подготовил к юбилею Достоевского премьеру спектакля по рассказу «Сон смешного человека». Режиссер, художник и исполнитель — Николай Рингбург.

27.09.2020 в 10:52

Образ жизни – террор


В театре «У Никитских ворот» состоялась премьера спектакля Марка Розовского «Фанни»

13.11.2019 в 10:49

Убивец


В Театре у Никитских ворот состоялась премьера спектакля «Убивец». Написал и поставил пьесу Марк Розовский.

10.09.2019 в 08:31

Мудрец


Театр У Никитских ворот открыл сезон премьерой спектакля «Мудрец», поставленного Аркадием Кацем по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

11.03.2019 в 00:39

Памятник неизвестному стиляге


Брюки-дудочки, клетчатый пиджак, яркий галстук-селедка, набриолиненный кок - вот устойчивый образ стиляги, тиражируемый советской пропагандой...

23.06.2022 в 14:59

«Город на память». Политехнический музей. Открытая коллекция


В связи с реконструкцией исторического здания Политехнического музея его фонды размещаются в корпусах бывшего автозавода в Текстильщиках.

22.05.2022 в 04:40

«Ночь музеев» в Ленинградской области прошла во главе с Петром Великим


Авторские экскурсии, старинные песни и подарок от Арины Родионовны — 21 мая Ленинградская область присоединилась к Всероссийской акции «Ночь музеев»

09.05.2022 в 16:44

«Любимые песни о главном» прозвучали в Петербурге


Победители Олимпиады в Пекине и участники проекта «Ледниковый период» показали специальные номера под живое исполнение песен из советских кинофильмов

04.05.2022 в 10:36

Новая трактовка “Дон Кихота” в Театре на Таганке


Объединенный Театр на Таганке показал премьеру спектакля Дениса Хусниярова "Дон Кихот"

21.04.2022 в 11:59

«Город на память». 721. Улица Образцова и Бахметьевский гараж


В Бахметьевском автобусном парке после проведения реставрации с 2012 года размещается Еврейский музей.

21.04.2022 в 11:02

«Душа моя Павел» – спектакль о свободе выбора. РАМТ


На редкость удачная и своевременная премьера спектакля «Душа моя Павел» состоялась в Российском Молодежном театре.