25.02.2019 21:11

«Стеклянный зверинец»: хрупкие люди с непоправимым будущим

8 февраля в театре «У Никитских ворот» состоялась премьера спектакля «Стеклянный зверинец» по одноименной пьесе Теннесси Уильямса в постановке Марка Розовского.

Я бы назвала Уильямса мастером романтической безысходности и певцом Великой Депрессии, находившим красоту в безотрадных американских буднях середины 20 века. Его персонажи, срисованные с натуры, и, может быть, слегка принаряженные для сцены в сентиментальность и трагизм, должны были бы вызывать у зрителя чувство жалости. Но рука мастера превратила их заурядные истории в пьесы, которые смотрят и пересматривают зрители всего мира вот уже почти восемьдесят лет. Марк Розовский, уже поставивший «Трамвай «Желание», вполне логично перешел к «Стеклянному зверинцу» и не ошибся, украсив репертуар театра «У Никитских ворот» двумя жемчужинами современной американской драматургии.

Итак, грядет Вторая Мировая. Том Уингфилд, молодой человек, продающий ботинки и пишущий стихи, живет в одном из переулков Сент-Луиса вместе с матерью и сестрой. Его отец -это портрет, обаятельно и нагловато улыбающийся со стены. С ним постоянно разговаривает неутомимая Аманда Уингфилд, его жена и мать его детей, но он всегда молчит. И это хорошо, потому что говорящие портреты -совсем другая история. Аманда рассказывает портрету новости, задает вопросы, признается в любви и предъявляет претензии, нисколько не смущаясь отсутствием диалога. Зато как только она поворачивается спиной к импровизированному домашнему божеству, в диалог активно включаются ее дети. Черно-белому кумиру глубоко безразличны жизни и чувства членов давно забытой им семьи: шестнадцать лет тому назад его человеческое воплощение исчезло в неизвестном направлении. С тех пор Аманда Уингфилд пытается воспитать своих детей нормальными людьми. Для того, чтобы стать нормальными, Том и Лаура Уингфилд должны получить профессию и тщательно пережевывать пищу. Это главные, но не единственные условия из кодекса респектабельного американца среднего класса. Том почти вписался в заданные рамки, хотя это ему дорого стоило, но его сестра Лаура -хрупкий ребенок, неспособный нести тяжкий крест американской респектабельности, согласно которому она должна выйти замуж любой ценой.

Ника Пыхова, играющая Лауру, создает образ испуганной, зажатой и бесконечно одинокой девочки, ищущей защиты и поддержки: скованные движения, сутулость, взгляд исподлобья как у затравленного зверя, осторожная грация искалеченного животного. Ее мир — это прозрачный зоопарк вдоль края сцены, всегда готовый упасть и разбиться. Аманда Уингфилд, созданная Яной Прыжанковой, вызывает противоречивые чувства: одновременно жалость и восхищение, раздражение и умиление, сочувствие и насмешку. Ее мир так же неустойчив, как стеклянный зоопарк Лауры, и так же странен и бестолков как ее неуютное съемное жилище с пожарной лестницей вместо парадного входа. Только Том (Максим Якимов) свободен, но эта свобода куплена жестокой ценой. Есть еще один персонаж -Джим О’Коннор (Александр Панин) — обаятельный молодой человек, который появляется только для того, чтобы поставить точку в этой трагической истории.

«Стеклянный зверинец» -это спектакль о сломанных судьбах людей, которые, кажется, родились для другой жизни, но вынуждены приспосабливаться к тому, что есть, безнадежно и безрезультатно. Впрочем, таков весь Уильямс — от начала и до конца. Марк Розовский воспроизвел авторский замысел максимально аккуратно и изящно, поэтому можно смело пожелать всем зрителям приятного вечера в компании маэстро Уильямса в театре «У Никитских ворот».

 

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Рубрика: Культура. Метка: Театр У Никитских ворот.

Другие публикации

24.11.2021 в 22:18

Я люблю тебя, мой пупсик. «Лолита» в Театре «У Никитских ворот


В случае «Лолиты» в театре «У Никитских ворот» давайте называть вещи своими именами.

07.05.2021 в 11:18

Хлыст для царя


В Театре у Никитских ворот долгожданная премьера: русский мюзикл Марка Розовского «Тайна Распутина».

03.03.2021 в 09:23

От страдания к состраданию — «Сон смешного человека»


Театр у Никитских ворот подготовил к юбилею Достоевского премьеру спектакля по рассказу «Сон смешного человека». Режиссер, художник и исполнитель — Николай Рингбург.

27.09.2020 в 10:52

Образ жизни — террор


В театре «У Никитских ворот» состоялась премьера спектакля Марка Розовского «Фанни»

13.11.2019 в 10:49

Убивец


В Театре у Никитских ворот состоялась премьера спектакля «Убивец». Написал и поставил пьесу Марк Розовский.

10.09.2019 в 08:31

Мудрец


Театр У Никитских ворот открыл сезон премьерой спектакля «Мудрец», поставленного Аркадием Кацем по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

11.03.2019 в 00:39

Памятник неизвестному стиляге


Брюки-дудочки, клетчатый пиджак, яркий галстук-селедка, набриолиненный кок - вот устойчивый образ стиляги, тиражируемый советской пропагандой...

09.12.2021 в 01:06

«Город на память». 706. Зеленоград и Крюково


Строящийся город был переориентирован на развитие электроники и микроэлектроники по подобию технопарка Кремниевая долина в Калифорнии.

08.12.2021 в 20:01

Стивен Спилберг реинкарнировал «Вестсайдскую историю»


Возможно, Спилберг взялся за реинкарнацию «Вестсайдской истории» потому, что сейчас людям как никогда необходима не просто романтический сюжет, а высокие чувства,

06.12.2021 в 03:08

«Город на память». 705. Особняк Третьякова — Рябушинского


Главный дом городской усадьбы на Гоголевском бульваре, 6 датируется второй половиной XVIII века, когда земельным участком владел князь Пётр Меншиков.

04.12.2021 в 18:31

«Город на память». 704. Бирюлёво индустриальное и дендропарк


В советские годы вокруг посёлка железнодорожников станции Бирюлёво-Товарная сложилась крупная индустриальная зона.

03.12.2021 в 19:59

Вы продаёте котят? «САНСАРА», Пермский театр «У Моста»


«Сансара» Богаева забавно и эклектично обыгрывает восточную эзотерику в виде переселения душ, «Сансара» Федотова - это спектакль специфично русский и очень глубокий.