01.03.2019 14:42

Юрий Соломин: «Настоящая классика — вечная, она как солнце, небо, звёзды»

Народная артистка России Людмила Полякова получила превосходный подарок к своему юбилею – главную роль в новом спектакле «Дальше – тишина». В наше время понимание артистического статуса «звезда» несколько девальвировалось. Не успев мелькнуть в каком-нибудь сериале, артисты уже выстраиваются в «звёздную» очередь. В отношении Людмилы Петровны Поляковой ни в коем случае нельзя быть умеренными в комплиментах её поистине выдающемуся таланту. Она настоящая «мега-звезда», заслужив это почётное и неоспоримое звание и народной любовью, и всей своей жизнью служения российским театру и кинематографу.

Поляковой ничего и никому не нужно доказывать, достаточно её увидеть на сцене, чтобы безоговорочно понять масштаб её актёрского дара. Небольшой отрывок из нового спектакля, на открытой репетиции, показанный журналистам на сцене Филиала Малого театра на Большой Ордынке, заставил с трудом сдержать подступающие слёзы. История американской супружеской «лебединой» пары, которых на старости лет разлучают собственные дети исключительно из меркантильных соображений, замаскированных фальшивой заботой. Тема настолько глубокая, пронзительная, щемящая, что, совершенно неважно в какой стране происходят события. Я не знаю, и не могу себе представить, кто ещё из актрис мог так невозможно нежно, так обаятельно и мощно сыграть Люси Купер как великолепная русская актриса Людмила Полякова! Под стать актрисе и прекрасный Владимир Носик в роли Барклея Купера.

Спектакль «Дальше – тишина» это также подарок Малого театра всем нам, благодарным зрителям.

Юрий Соломин, режиссер-постановщик, Народный артист СССР: «Нам предлагали поменять название, но «Дальше – тишина»… наверное, вы понимаете, о чем идёт речь. Пусть каждый зритель, который придет на спектакль, уходит с этим названием. Возможно оно странное, но у нас всех дальше тишина. У Островского любое название это тема, я зацепился за это название, мне очень нравится «Дальше – тишина». Этот спектакль о нас, о людях, неважно, где они живут и что делают, важно, как друг к другу относятся. В каждом названии заключена суть содержания. Мы пытаемся проникнуть в суть того, что написали авторы. Не хотелось открывать Америку, но суть в людях — будь то американцы, англичане, молдаване или русские, везде есть папы, мамы, дети — об этом пьеса «Дальше тишина». Этот спектакль делался специально для нашей артистки Людмилы Поляковой. Она сама выбрала эту пьесу себе к юбилею».

Людмила Полякова: «40 лет назад я посмотрела этот потрясающий спектакль с гениальными актёрами Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом, и буквально заболела пьесой. Во мне поселилась надежда, мечта, что когда-нибудь я достигну такого же возраста и тоже это сыграю. И вот, наконец, я достигла такого рубежа, когда смело сказала: «А давайте по этой пьесе сделаем спектакль!». В этой работе мы поднялись до общечеловеческого уровня. Когда мы подгоняли текст, я старалась как можно меньше произносить иностранных имен, эти бесконечные жоржи, аниты. Спектакль адресован всем нам, нашим близким, родным людям. Ребята, давайте заглянем вовнутрь себя, и по возможности постараемся что-то поменять. Юрий Мефодьевич пошутил, что хотел бы, чтобы на выходе стояло три скорой помощи, и чтобы люди после каждого спектакля выходили, хватались за голову и говорили: «Что же мы со своей жизнью делаем!»
Я не считаю, что «Дальше тишина» это пессимистическое названия, думаю, что мы еще поборемся!
Мы с Владимиром Носиком играем пожилую семейную пару, которые не утратили своих чувств друг к другу. Юрий Мефодьевич назвал нас эдакими Ромео и Джульеттой, только постаревшими через 50 лет. Кстати, отчасти по подобной теме у нас есть спектакль по драме начала прошлого века Найдёнова «Дети Ванюшина».

Юрий Соломин: «В Щепкинском училище, где я учился, преподавали великие артисты – Межинский, Владиславский, Ильинский, Бабочкин, Жаров. Моя учительница, также великая актриса, Вера Николаевна Пашенная всегда говорила своим студентам: «Уходя со сцены, оставляйте кусочек своего сердца». Я каждый день это повторяю, людям, которые приходят в зрительный зал, платят деньги за билеты, надо оставлять кусочек сердца, а не показывать фокусы. Вот кто мне может ответить, что значит «современное решение классики»? Нужно ли понимать под «сыграть любовь по-новому» необходимость раздеться, что-то снять что пониже? Ничего подобного! В классике есть всё, что есть в любом человеке: любовь, предательство, доверие и недоверие, скандалы и интриги. Настоящая классика вечная, она как солнце, небо, звёзды, как всё прекрасное. Она заставляет задуматься. Вспомните себя, когда вы вечером смотрите на звёзды, сколько мыслей возникает у каждого человека.
Этот год объявлен годом театра, мне очень хочется, чтобы акция не стала профанацией. Мы очень много ездим по стране с гастролями, показываем не отбросы, а ведущий репертуар. Мы видим полные залы и то, как на наши спектакли зрители реагируют открытым сердцем».

Владимир Носик: «Благодарен Людмиле Поляковой за то, что она меня увидела в этой роли. Это, действительно, очень хороший, интересный, сложный и глубокий материал. У меня есть ощущение, что он на века, мне жаль, что с ним мало работали другие. Когда я прочёл, а потом перечитал сценарий, то у меня сложился свой образ, но после первой читки с Юрием Мефодьевичем понял, что представлял своего героя примитивно, не ценил его многослойность и глубину. Работа над ролью была тяжелой и мучительной, но сейчас замечаний мне делается меньше. Я благодарен судьбе, что я здесь и играю эту роль.
Я смотрел этот спектакль в Театре Моссовета и даже пересматривал его в записи. Наш спектакль — совсем другой спектакль. Для меня печально, что роман написан в начале прошлого века, но он актуален, потому что те проблемы до сих пор остались. В нашем спектакле мы размышляем на сложную тему взаимоотношений детей и родителей, общества и людей, которые в нём живут, это очень важно. Я определяю театр как один из институтов философии. Щепкин сказал, что театр это храм, либо священнодействуй, либо убирайся вон. Для нас всех важно было духовное начало, которое присутствует в Малом театре, оно ощущается и в нашем спектакле и должно дойти до зрителя. Спектакль «Дальше – тишина» не только для взрослых, но и для молодёжи. Если молодое поколение что-то для себя найдёт и поймёт, мы будем счастливы».

Малый театр. Сцена на Ордынке. 28.02.19.03.Малый театр. Дальше тишина. 28.02.19.01.Малый театр. Дальше тишина. 28.02.19.03.Малый театр. Дальше тишина. 28.02.19.05.Малый театр. Дальше тишина. 28.02.19.06.Малый театр. Дальше тишина. 28.02.19.09.Малый театр. Дальше тишина. 28.02.19.12.Малый театр. Дальше тишина. 28.02.19.13.Малый театр. Дальше тишина. 28.02.19.14.Малый театр. Дальше тишина. 28.02.19.15.Малый театр. Дальше тишина. 28.02.19.16.Малый театр. Дальше тишина. 28.02.19.20.Малый театр. Дальше тишина. 28.02.19.24.Малый театр. Людмила Полякова. 28.02.19.06.Малый театр. Юрий Соломин. 28.02.19.01А..

Текст: Наталья Анисимова
Фото: Евгений Чесноков

Рубрика: Культура. Метка: Малый театр.

Другие публикации

01.04.2020 в 00:01

«Город на память». 558. Серпуховская площадь


Вместо рынка на площади обустроены сквер и транспортные развязки, открылись станция метро и филиал Малого театра, а Садовое кольцо спряталось в тоннель.

11.03.2020 в 23:13

Малый театр отметит день рождения Эйнштейна премьерой спектакля «Физики»


Попав внутрь элитной лечебницы для душевнобольных, инспектор полиции пытается понять, что на самом деле скрывается за его роскошным фасадом...

22.12.2018 в 17:26

«Город на память». 358. Театральная площадь и Малый театр


Под руководством Осипа Бове был разработан проект будущей Театральной площади с четырьмя симметрично стоящими зданиями по периметру.

09.09.2014 в 11:22

Малый театр готовится к открытию 259-го сезона


Состоялся традиционный предсезонный сбор труппы Государственного академического Малого театра.

06.07.2020 в 11:26

«Город на память». 609. Гоголевский бульвар, хиппятник и два Гоголя


Первый памятник Гоголю был установлен на бульваре в 1909 году, когда вся Москва отмечала столетие со дня рождения писателя.

06.07.2020 в 10:32

Жирона – приятное дополнение к путешествию


Мало кто из вас, вращая глобус и выбирая цель для очередного путешествия, ставил палец на Жироне и говорил – «Именно сюда я хочу съездить! Где там ближайший аэропорт?»

05.07.2020 в 10:17

«Город на память». 608. Гоголевский бульвар от Шолохова до Жукова


В переулке Сивцев Вражек жил писатель Михаил Шолохов, автор «Тихого Дона», «Донских рассказов» и «Поднятой целины».

03.07.2020 в 19:01

«Фиксаж» вышел из карантина


4 июля в Новой Третьяковке открывается первый после пандемии коронавируса фестиваль современной фотографии «Фиксаж».

02.07.2020 в 16:00

У лукоморья дуб зеленый


1 июля, в последний день общенационального голосования по поправкам в Конституцию, на Пушкинской площади в Москве прошли несанкционированные протесты.

30.06.2020 в 06:08

«Город на память». 606. Фрунзенская набережная, сталинки и ПВСВ


В 1933 году на Хамовнической (Фрунзенской) набережной открылись первые павильоны Постоянной Всесоюзной строительной выставки.

29.06.2020 в 18:27

«Город на память». 605. Фрунзенская набережная и Андреевский мост


Андреевский мост сначала назывался Сергиевским, он строился в 1905-1907 годах по проекту инженера Проскурякова и архитектора Померанцева.

29.06.2020 в 15:04

#ОСТАВАЙСЯНАУЛИЦЕ


Ещё месяц назад мы сидели дома под лозунгом #оставайсядома. Но есть люди, у которых дом это улица. Куда деваться им?

29.06.2020 в 00:14

«Город на память». 604. Фрунзенская набережная и кинотеатр «Фитиль»


Малоэтажная застройка появилась на Хамовнической набережной в конце XIX века, а современный вид левый берег Москвы-реки обрёл в 1930-1950-е годы.

28.06.2020 в 13:21

«Город на память». 603. Плавательный бассейн «Чайка»


После закрытия культового бассейна «Москва» город не остался без искусственного всепогодного водоёма - во дворах Пречистенской набережной прячется бассейн «Чайка».

27.06.2020 в 13:57

«Город на память». 602. Пречистенская набережная


На Хотевском плане 1852 года Пречистенская набережная незатейливо обозначена как Проезд по берегу реки Москвы, а современный топоним появился на плане Москвы 1881 года.