04.03.2019 12:12

«Город на память». 435. Музей архитектуры

4 марта 2019 года
Фотопроект «Город на память». 435. Музей архитектуры

Первые предложения создать в Москве музей архитектуры высказывались ещё в XIX веке, но реализовать эту идею удалось только при Советской власти. Музей при Академии архитектуры разместился поначалу на территории Донского монастыря. По инициативе архитектора Алексея Щусева в 1945 году музею были предоставлены здания старинной усадьбы Талызина на Воздвиженке.

В 1917 году Комитет по делам искусств под руководством Максима Горького опубликовал «Воззвание о сохранении произведений искусства», а спустя год Комиссия по охране памятников искусства и старины предложила «создать новый тип музея, где люди учились бы понимать красоту архитектуры — создать проходные пассажи, галереи, целые улицы, где проходящий и гуляющий народ между делом и прогулкой невольно воспринимал бы в графических и художественных произведениях красоту рассыпающихся кругом архитектурных богатств…» В качестве площадки для размещения экспозиции рассматривался бывший Английский клуб, однако здание было передано Музею революции.

Организация музея шла неспешно, создавались комиссии с участием ведущих архитекторов, но лишь в 1934 году решением Президиума ЦИК СССР были созданы Академия архитектуры и подведомственный музей. В 1935 году его основная экспозиция разместилась в Большом соборе Донского монастыря, посетители могли осмотреть также другие монастырские сооружения, старинный некрополь, а вдоль стен были выставлены художественные фрагменты разрушенных при реконструкции старой Москвы памятников.

В 1945 году Вячеслав Молотов подписал Указ о создании в Москве Республиканского музея русской архитектуры, которому предоставлялась городская усадьба Талызиных на улице Коминтерна (так в то время называлась Воздвиженка). Возглавляемая Алексеем Щусевым архитектурно-проектная мастерская провела научную реставрацию здания – памятника русского классицизма XVIII, построенного Матвеем Казаковым. По замыслу Щусева сама усадьба стала музейным экспонатом, а филиалы музея планировалось открывать и в других ценных исторических зданиях Москвы. С 1949 года музей носит имя Алексея Щусева – его вдохновителя и первого директора.

Смотрите старые фотографии: Улица Калинина. Музей русской архитектуры имени Щусева. 1950-1955 гг.: https://pastvu.com/p/91162

Смотрите старые фотографии: Воздвиженка. Усадьба А.Талызина. 1933-1934 гг.: https://pastvu.com/p/56825

Во дворе усадьбы

Смотрите старые фотографии: Во дворе усадьбы. 1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/162161

Смотрите старые фотографии: Музей архитектуры имени Щусева. 1947 год: https://pastvu.com/p/109996

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Алексея Щусева образован в 1964 году в результате слияния с музеем Академии архитектуры СССР в Донском монастыре (до возвращения монастыря Русской Православной Церкви в нём размещался филиал с постоянной экспозицией древнерусского зодчества). Сегодня Музей Архитектуры располагает тремя выставочными пространствами на Воздвиженке: это Анфилада главного дома усадьбы Талызиных-Устиновых XVIII-XIX веков, обновленный Флигель «Руина» и средневековое пространство Аптекарского приказа – трапезных палат XVII века. Во дворе представлены подлинные фрагменты Триумфальной арки Осипа Бове, решётки оград XIX-XX веков, садово-парковая скульптура XVIII-XIX веков. Филиалом является Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке – памятник архитектуры авангарда, возведенный в 1927-1929 годах.

Хотя фонды насчитывают более 800000 единиц хранения, из-за нехватки пространства выставочная деятельность ограничена проведением тематических выставок. Постоянная экспозиция представлена моделью Большого Кремлёвского дворца Василия Баженова. Дефицит площади вызван ремонтными работами в здании, конструкции которого были деформированы ещё при прокладке Калининской (Филёвской) линии метро.

Ознакомиться с расписанием выставок и правилами посещения Музея архитектуры можно на сайте: http://muar.ru

Знакомство с экспозицией музея начинается во дворе, где выставлены скульптуры, барельефы и декоративные фрагменты Триумфальной арки. Арка была сооружена архитектором Осипом Бове в 1829-1834 годах по инициативе императора Николая I в честь победы в Отечественной войне. В создании арки также участвовали скульпторы И.Витали и И.Тимофеев. В 1936 году арка была разобрана, но часть оформления сохранено Музеем архитектуры на территории Донского монастыря.

В уличной экспозиции также представлены памятник Екатерине II (1830-е годы, скульптор В.Демут-Малиновский), скульптуры львов из усадьбы Хераскова на Тверской улице (XVIII век), итальянские садовые гермы XVIII века – Геракл в львиной шкуре и бог виноделия Дионис, садовые вазы с масками Диониса из подмосковной усадьбы Петровское-Алабино.


О флигеле «Руина» рассказывает директор Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Елизавета Лихачёва:
«Этот флигель когда-то был каретным сараем усадьбы, несколько раз перестраивался, а в середине девяностых годов сгорел и лишился крыши. Почти пятнадцать лет это было холодное пространство без крыши и окон, с лопнувшими трубами отопления. Директор Музея архитектуры Давид Саркисян вместе с архитектором Александром Бродским создал музейно-выставочную площадку под названием флигель «Руина». Сейчас это пространство объективно одно из самых интересных мест в городе. Первый этаж был построен во второй половине XVIII века, позднее здание дважды надстраивалось. На втором этаже мы видим оборотную сторону полуциркульных сводов с подпружной аркой, которые образуют крестовый свод. Вместо чердака сейчас стропила».

А это современные интерьеры бывшей усадьбы Талызиных (вестибюль и выставочное пространство Анфилада Музея архитектуры)


Фрагменты макета Большого Кремлёвского дворца Василия Баженова. В конце XVIII века императрица Екатерина II и архитектор Баженов собрались преобразить ансамбль Московского Кремля, возведя гигантский дворец. В ходе строительства были разобраны несколько старинных построек, церквей, башен, часть кремлёвской стены, но реализация проекта вскоре застопорилась из-за эпидемии чумы в Москве. Восстание Пугачёва и война с Турцией отвлекли внимание императрицы от дорогостоящего архитектурного проекта и в 1775 году работы над дворцом были окончательно прекращены.

Чтобы представить императрице проект во всей красе, в 1768 году большой коллектив столяров, скульпторов, живописцев во главе с Василием Баженовым создали деревянный макет дворца. Модель в длину превышала 17 метров, а для её перевозки в Петербург потребовался обоз из 120 саней. По возвращении в Москву конструкция была собрана и выставлялась на всеобщее обозрение в Кремле, Румянцевском и Политехническом музеях. В советские годы сохранившиеся фрагменты были реставрированы и переданы в фонд Музея архитектуры.

«Московское метро – подземный памятник архитектуры»

16 марта 2016 года в Музее архитектуры имени Щусева было многолюдно, ну не так, конечно, как в час пик на Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена. Краеведы, архитекторы, дизайнеры, ветераны Метростроя и другие метропассажиры стали первыми посетителями выставочного проекта «Московское метро – подземный памятник архитектуры», который представляет в фотографиях и графических работах «золотой век» столичной подземки – 1930-1950-е годы.

Алексей Душкин, Алексей Щусев, Дмитрий Чечулин, братья Веснины и другие светочи отечественной архитектурной мысли внесли свой вклад в создание подземного города. При проведении конкурсов на оформление станций была озвучена установка создания «дворца для народа», «критического освоения наследия прошлого» и архитекторы задачу партии и правительства выполнили.

Вспомнился наивный эпизод из старой детской книжки: мальчик приехал в Москву и боялся спускаться в метро, он думал, что внизу тёмный, холодный погреб. Когда родители его всё-таки уговорили прокатиться на лестнице-чудеснице, то бишь эскалаторе, он увидел под землёй не погреб, а натурально дворец с мозаикой, скульптурами, огромными люстрами.

На выставке можно было увидеть около 200 эскизов и чертежей станций Московского метрополитена и наибольший интерес посетителей вызывают проекты нереализованные. Это другое, незнакомое метро – с фонтанами на станции «Охотный ряд», десятками бюстов героев Великой Отечественной войны на «Новокузнецкой», статуями гладиаторов на «Спартаковской» (нынешней «Бауманской»). Реализации некоторых идей помешала война, наиболее помпезные варианты были отвергнуты из практических соображений, чтобы излишний декор не мешал свободному передвижению пассажиров.

В оформлении станций в стиле социалистического реализма был заложен и пропагандистский смысл, этот художественный метод должен воспитывать советских людей в духе коммунизма. После разоблачения культа личности Сталина многочисленные изваяния «вождя народов» демонтировали, а скульптурные и мозаичные советские люди и сейчас продолжают выращивать урожай зерновых, охранять границы и культурно отдыхать в свободное время. Впрочем, для большинства спешащих пассажиров сегодняшнее метро – не заповедник соцреализма, а средство передвижения.

В 1955 году вышло постановление Никиты Хрущёва «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» и античные храмы, восточные дворцы и триумфальные арки сталинской эпохи уступили место экономичным, упрощённым типовым проектам. Многочисленные современные станции (совсем недавно введена в строй уже 200-я станция метро – «Саларьево») вновь проектируют непохожими друг на друга, но это уже другие материалы, другие технологии, другая история.


Динамо. 1937 год. проект


Красные ворота. 1934. проект


Охотный ряд. 1934. проект


Новокузнецкая. 1943. проект


Завод имени Сталина (Автозаводская). 1939. проект


Новослободская. 1950. проект


Рижская. 1957. проект

«АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции»

Выставка «АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции» открылась 1 декабря 2017 года. Октябрьская революция повлекла за собой и революционные перемены в искусстве и архитектуре. Авангард должен был переформатировать купеческую Москву в совершенно новый город с другим темпом жизни и другими ориентирами населения.

Куратор Ирина Чепкунова: «Вся наша выставка построена по типологическому принципу и размещается в семи залах. Открывается экспозиция архитектурной фантазией Город Солнца архитектора Ивана Леонидова, что символично, ведь свет авангарда и в наши дни продолжает будить архитекторов, вдохновлять на поиски».

Если в первом зале показаны утопические идеи, то в других представлены вполне прагматичные проекты, привязанные к реальности двадцатых годов: жилые, индустриальные, административные здания, учреждения культуры. Архитектурный стиль авангард просуществовал недолго – с середины 1920-х годов до начала 1930-х, но за этот период было построено очень много – промышленные гиганты, жильё, рабочие клубы, фабрики-кухни. В то время было создано само понятие жилого квартала в его современном понимании – со всей необходимой жителям инфраструктурой, школами, магазинами, спортивными объектами, кинотеатрами. Рабочие клубы – заводские центры досуга с театральным залом и помещениями для кружков и секций – строили в каждом районе. Вскоре после окончания Гражданской войны началось массовое жилищное строительство, и это важно было – преодолеть разруху и начать новую жизнь. Хотя улучшение жилищных условий и растянулось на десятилетия, но уместно вспомнить, что советское государство предоставляло трудящимся квартиры бесплатно.

Авангард начался с изменений в государственной политике и спустя десяток лет завершился так же при смене политической конъюнктуры. Архитекторов загнали в профессиональный союз и они стройными рядами отправились строить здания в единой стилистике, названной «сталинской архитектурой» или, как говорили в те времена, «освоением классического наследия».

Многие проекты советских архитекторов-авангардистов были востребованы, некоторые остались на бумаге, в эскизах и чертежах. Пожалуй, эти нереализованные идеи – самая интересная часть выставки.


Проект Дома Наркомтяжпрома архитектора Леонидова. Такой небоскрёб, спроектированный в 1934-1935 годах, мог появиться на Красной площади. Это яркий и масштабный проект, опередивший своё время, ведь многие современные архитекторы используют подобную энергетику. Крайне неудачной была лишь предлагаемая локация новостройки в историческом центре возле Кремля и, вероятно, это обстоятельство и повлияло на то, что проект оказался невостребованным.


Телеграф


Жилой дом для рабочих


Завод имени Сталина


Станция Клязьма


Аэропорт

«Архитектура стадионов»

До недавнего времени стадион представлялся довольно архаичной конструкцией, мало изменившейся со времён олимпийских игр в Древней Греции или гладиаторских боёв в Риме. Действительно, за прошедшие столетия функционал остался прежним – стадион это спортивная площадка с игровым полем в окружении зрительских трибун, но в наши дни в архитектурном и технологическом плане каждый новый спортивный объект становится уникальным сооружением.

В преддверии Чемпионата мира по футболу уместно было вспомнить историю ставших легендарными советских спортивных объектов и узнать, чем от них отличаются современные стадионы, возведённые к мундиалю-2018. В фондах Государственного музея архитектуры собрано немало архивных материалов на эту тему, они представлены в экспозиции выставки «Архитектура стадионов», которая экспонировалась в мае-августе 2018 года.

Первые стадионы в Москве появились ещё до революции и представляли собой футбольные поля с деревянными трибунами, игровые площадки, теннисные корты, лыжные базы и сопутствующую инфраструктуру. Одним из первых был построен стадион в Сокольниках, принадлежащий Обществу любителей лыжного спорта и ставший позднее колыбелью спортивного общества ЦДКА-ЦДСА-ЦСКА. В пятидесятые годы он перестал соответствовать запросам спортсменов, для армейцев отвели большой участок на Ленинградке, а о стадионе в Сокольниках теперь ничто не напоминает.

Первые действительно масштабные архитектурные проекты появились уже при советской власти, когда в 1920-е годы было решено освоить склоны Воробьёвых (Ленинских) гор. По мнению партийного деятеля Н.Подвойского, стадион на склоне должен был стать мировым памятником революции и свободного духа человеческого, а режиссёр В.Мейерхольд загорелся идеей театрализации физической культуры. Когда-то Воробьёвы горы уже становились строительной площадкой храма Христа Спасителя, но сложная геология не позволила реализовать ни проект храма, ни проект стадиона-гиганта, о котором сейчас напоминает лишь горнолыжный спуск от смотровой к Москве-реке.

Ещё один канувший в Лету проект советские архитекторы попытались воплотить в жизнь в тридцатые годы, когда в Измайлово развернулось строительство Центрального стадиона СССР имени Сталина со спортивной ареной и полем для митингов. Архитекторы предлагали построить трибуны почти на 200 000 зрителей, а на поле стадиона во время парадов могли маршировать коробки полков и маневрировать танковые колонны. По мнению историков, в этот проект была заложена и секретная составляющая – подземное защитное сооружение для Сталина, включающее в себя базу для бронетехники и подземную автомобильную трассу до Кремля. По каким-то причинам власти воздержались от продолжения строительства в Измайлово, но и сейчас здесь есть футбольное поле и возведённые в те годы трибуны. Под ними открыт музей «Бункер Сталина».

Тем временем во всех районах столицы возникали небольшие заводские стадионы, напоминавшие уже упомянутый дореволюционный ОЛЛС, а первым состоявшимся большим проектом стал стадион спортивного общества «Динамо» в Петровском парке. Он возведён в 1928 году и считался шедевром советского архитектурного авангарда, пока не был снесён под современную застройку. Дело в том, что в наши дни стадионы перестали быть просто местами проведения спортивных соревнований, за границей ещё в семидесятые годы арены стали площадкой для проведения масштабных рок-концертов, а первым выступил на стадионе король рок-н-ролла Элвис Пресли. Со временем в стадионную инфраструктуру вошли гостиницы, торговые и развлекательные центры, автомобильные парковки. Это нормально, ведь строительство и содержание спортивных объектов очень дорогое удовольствие, требующее окупаемости. На новом динамовском стадионе под одной крышей объединятся футбол и хоккей, будут созданы комфортные условия для просмотра матчей.

В послевоенные годы архитекторы стали предлагать модернистские решения и этот период совпал с возросшей популярностью футбола и успехами советских футболистов. В 1956 году в Лужниках раскинулся целый город спорта, украшением которого стала Большая спортивная арена, вмещавшая свыше 100 000 зрителей. Сейчас в такую посещаемость трудно поверить, но были времена, когда футбол собирал в Лужниках аншлаги на матчах сборной СССР и топовых играх московского «Спартака». К сожалению, архитектурный ансамбль не обладал охранным статусом и арена неоднократно перестраивалась сначала к Олимпиаде-80, затем к финалу еврокубка и, наконец, к Чемпионату мира.

Современная история знает примеры, когда олимпийские стадионы в Загребе, Афинах, бразильских городах по окончании Игр не находили дальнейшего применения, зарастали травой и превращались в руины. На этом фоне радует, что советские архитекторы, готовясь к Олимпиаде-80, выбрали правильные локации на карте города и даже спустя 38 лет все олимпийские объекты остаются востребованы и продолжают функционировать (с учётом нынешних требований были реконструированы Большая спортивная арена в Лужниках и гребной канал в Крылатском, ожидают реконструкцию спортивный комплекс «Олимпийский» на проспекте Мира и конно-спортивный комплекс в Битце) и лишь плавательный бассейн в Лужниках был снесён, но лишь для того, чтобы на его месте вырос новый бассейн.

Главные матчи мундиаля состоялись в Москве и Санкт-Петербурге, а всего в чемпионате задействованы 12 стадионов в 11 городах. Какова их дальнейшая судьба по завершении мирового футбольного турнира – это уже вопрос не архитектуры, а эксплуатации. В небольших городах, таких как Самара, Нижний Новгород, Калининград, чаша стадиона может стать местом привлечения народа, это уже социокультурный проект. Будут ли они востребованы или порастут бурьяном – покажет время.


«Динамо»


Лужники

«Матвей Казаков и допожарная Москва»

Матвей Казаков – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма и самый известный представитель русской псевдоготики. Получая образование в архитектурной школе Дмитрия Ухтомского, он постигал основы архитектуры по трактатам Витрувия, Палладио и Виньолы. Казаков впитал любовь и к древнерусскому зодчеству. Он оттачивал свой талант упорным трудом и глубоким изучением работ своих предшественников. Так сформировалась характерная черта творческого стиля Казакова – сочетание классической и древнерусской архитектуры. Сначала работая под руководством Василия Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, к 1786 году Казаков возглавил Экспедицию и фактически стал ведущим архитектором Москвы, подарив ей здание Сената в Кремле, новое здание Московского университета, Дом Благородного собрания, Голицынскую и Павловскую больницы, Петровский путевой дворец, усадьбы Демидова, Губина и Барышникова.

Подлинные авторские проекты, архитектурная графика, гравюры и серии рисунков Казакова, объемные модели самых значимых зданий – многие материалы впервые представлены широкой публике. Особо ценными экспонатами выставки стали хранящиеся в Музее архитектуры знаменитые «Альбомы Казакова». Архитектурная графика и акварели современников Казакова составляют богатейший материал по истории многих общественных и жилых сооружений города второй половины XVIII века. Допожарные виды города позволят сегодня, в начале XXI века, визуально восстановить облик давно ушедшей, «казаковской» Москвы. Выставка проходила с декабря 2018 года по март 2019 года.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, Музей архитектуры, город на память, Воздвиженка.

Другие публикации