08.03.2019 00:05

«Город на память». 437. Швивая горка и кинотеатр «Иллюзион»

7 марта 2019 года
Фотопроект «Город на память». 437. Швивая горка и кинотеатр «Иллюзион»

Швивой горкой в старину стали называть юго-западный склон Таганского холма, поднимавшегося от Яузы к Таганской площади. Одна из распространённых версий происхождения названия местности: здесь могли селиться швецы, портные. Горку также называли и Вшивой: допустим, что на горке собиралась публика с самого низа, босяки – разносчики малоприятных насекомых, ещё здесь действовал рынок по продаже подержанных вещей, «вшивый» рынок. Неблагозвучное название не помешало купцам, мещанам и чиновникам строить на Швивой горке свои особняки. Среди местных достопримечательностей: Афонское подворье, Музей русской иконы, кинотеатр «Иллюзион».

Первое летописное упоминание о храме Никиты Мученика относится к 1476 году, а сохранившийся до наших дней каменный храм возведён в 1595 году. До революции он не раз перестраивался – появилась шатровая колокольня, сооружены новые приделы, а отличительной особенностью была галерея-гульбище, с которой открывался вид на Москву-реку и Кремль. В советские годы закрывшийся для богослужений храм использовался как складское помещение, в частности, в качестве склада студии «Диафильм».

Смотрите старые фотографии: Вид на Таганский холм. 1937 год: https://pastvu.com/p/205004

Смотрите старые фотографии: Церковь Никиты за Яузой на Швивой горке. 1932-1937 гг.: https://pastvu.com/p/5539

Смотрите старые фотографии: Церковь Никиты Мученика на Швивой горке. Въездные ворота. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/67904

Смотрите старые фотографии: Церковная ограда, вид со стороны набережной. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/28709

В 1991 году храм Никиты Мученика был передан Русской Православной Церкви и вскоре стал подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря, где проходят подготовку будущие насельники этой обители. На территории появились новые постройки, а исторические были восстановлены и используются для церковных нужд.


Старая фотография складских помещений на территории церкви


Часовня в честь преподобного Силуана Афонского (башенка слева) и часовня великомученика и целителя Пантелеимона (башенка справа)


Храм Святого апостола Андрея Первозванного в доме причта


Дом причта


Храм в честь всех афонских Святых в братском корпусе


Водосвятная часовня


Хозяйственные постройки

Наверное, не случайно место для Музея русской иконы было выбрано напротив старинного православного храма.

Музей русской иконы был создан по инициативе предпринимателя и мецената Михаила Абрамова, первые крупные выставки из его собрания прошли в Третьяковской галерее и в ГМИИ имени Пушкина и стали заметными явлениями в культурной жизни России. К 2011 году два старых дома на Гончарной улице были отреставрированы и приспособлены для размещения Музея с несколькими экспозиционными залами, фондами, реставрационными мастерскими.

На вопросы корреспондента РБ ответила заместитель директора по экспозиционной и выставочной работе Наталия Горькова.


В начале 2000-х годов Михаил Абрамов серьёзно заинтересовался русским иконописным искусством, первой приобретённой иконой стало изображение Архангела Михаила, его небесного покровителя. Со временем он привлёк крупных искусствоведов, историков, знатоков иконы, стал общаться с коллекционерами и итогом этого сотрудничества стала крупная коллекция, охватывающая весь период русской иконописи от древних времён до начала ХХ века.

Первые иконы на Руси появились ещё в домонгольское время, например, икона Владимирской Богоматери написана в XII веке, но такие столпы иконописи, как Феофан Грек и Андрей Рублёв, которые повлияли на развитие всего древнерусского искусства, жили и творили позже. На иконах изображались сцены из Евангелия и образы Святых, которые несли евангельскую миссию людям.

Иногда говорят, что росписи в храмах – как «Евангелие для неграмотных людей», но это заблуждение. Первой напечатанной книгой на Руси был «Апостол», а рукописные книги существовали и раньше. Иконы в храмах – это визуальный ряд, который дополнял переживания и эмоции людей, уже знавших и слышавших евангельскую историю и послания апостолов. Верующие смотрели на икону и понимали, что изобразил художник.


К тому же буквально каждая деталь имеет важное символическое значение. Вот новгородская икона Святого Георгия, иллюстрирующая в Музее расцвет русской иконописи XVI века. Это эпоха митрополита Макария, который был чрезвычайно образованным человеком, эстетом и очень радел о церковных искусствах. В фигуре Святого Георгия, его развевающемся плаще видна невероятная динамика, это очень тонкая живопись. Каноническое искусство предполагает изображение на иконе определённых атрибутов, присущих именно этому Святому. На этой иконе присутствуют Богоматерь с перевязью, Христос с венцом мученика в руках и ангел, который этот венец опускает на голову Святого Георгия. Всё это традиционные атрибуты мученичества.

Изображение Георгия Победоносца, поражающего змия, часто встречается на русских иконах. Это всё каноническое искусство, хотя иконописцы из разных регионов, разных школ использовали свои приёмы. Художник был свободен в рамках канона. В XV-XVII веках самыми мощными были ростовская, новгородская, псковская, московская, тверская школы. Над иконами и росписями храмов работали артели художников, мастерские открывались при монастырях. При Иване Грозном некоторые вольности не одобрялись, Стоглавый Собор 1551 года постановил равняться на живопись уже признанных мастеров – на Феофана Грека и Андрея Рублёва. В качестве основы для создания иконы, как правило, использовалась липовая доска, хвойные породы деревьев, реже дуб и кипарис.


У каждого образа есть своя трактовка сюжета, предыстория, почему Святой изображён именно так. Военачальник Христофор был невероятно красивым человеком и, по его мнению, это обстоятельство мешало ему быть христианином. Он посчитал свой облик препятствием для своей святой жизни и попросил Господа лишить его красоты. Господь его услышал и даровал пёсью голову вместо человеческой. Изображение мученика Христофора с пёсьей головой встречалось в допетровское время, позднее первый российский император запретил подобную трактовку образа.


В середине XVII века в Православии произошла реформа, инициированная патриархом Никоном, но часть верующих её не приняла, случился раскол. В собрании Музея представлены и иконы старообрядцев, противников реформы.


Форма иконы могла отличаться от прямоугольной, к примеру, в Музее можно увидеть круглые иконы и навершие Царских врат, внешне напоминающее кокошник. Такую деталь убранства храма тоже можно назвать иконой.


Размеры изображения варьировались и зависели от архитектуры храма, от внутреннего убранства и формы иконостаса. В Музее русской иконы представлен греческий резной иконостас рубежа XVII – XVIII веков, обнаруженный в частной коллекции в Германии. Прежний владелец использовал его как библиотеку.


Старообрядческая молельня была найдена в одной из экспедиций в лесах Тверской области. После длительных переговоров с областной администрации Музей получил разрешение вывезти полуразрушенное строение и представить его в музейном зале. Внутри сруба воссоздан интерьер старообрядческой молельни со всеми атрибутами.


Оклад иконы используется для её украшения, это знак особого почитания образа, это дар. Помимо металлических окладов часто использовались сшитые оклады. Техника украшения образов была очень изощрённой, мастера старались применить весь свой талант.

Музей русской иконы проводит тематические выставки, к примеру, до конца мая 2019 года здесь представлена экспозиция «Невьянская икона» из собрания одноимённого музея, основанного в Екатеринбурге историком и общественным деятелем Евгением Ройзманом.

Полезную информацию для посетителей можно найти на сайте: http://new.russikona.ru
Вход в музей свободный.

Украшением местности стало одно из семи сталинских высотных зданий – это жилой дом на Котельнической набережной, состоящий из двух объёмов. Первый корпус был возведён ещё до войны, а в 1948-1952 годах архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский пристроили к нему 176-метровую высотку.

Смотрите старые фотографии: Двор высотки на Котельнической набережной. 1964 год: https://pastvu.com/p/21736

В здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение и ещё одна достопримечательность – кинотеатр «Иллюзион».

Кинотеатр «Иллюзион» – один из немногих действующих советских кинотеатров – с 1966 года и до наших дней это демонстрационная площадка Госфильмофонда. В исторических интерьерах «Иллюзиона» уже больше полувека показывают классику отечественного и зарубежного кино на плёночных проекторах. После ремонта кинотеатр вновь открыт, обновлён график работы, на его экране можно посмотреть и современные цифровые фильмы.

В тридцатые годы обнаружилось, что кинофабрики недостаточно бережно относятся к хранению архивных копий, а из 2000 созданных в дореволюционной России картин сохранилось всего 300. Кинематографическое наследие надо было спасать. Первая отечественная фильмотека появилась во ВГИКе в 1933 году, но уже спустя два года вопрос решился на государственном уровне – постановление бюро ЦК ВКП(б) предписывало создать в Москве «центральное хранилище негативов». Среди возможных площадок рассматривалась территория киностудии «Мосфильм», но в итоге строительство комплекса началось не в столице, а в дачном посёлке Белые Столбы, который сейчас входит в состав города Домодедово.

В 1948 году Всесоюзное фильмохранилище стало Госфильмофондом СССР, а в наши дни это учреждение носит название Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации. На территории в 170 гектаров построены десятки корпусов – хранилища для роликов с плёнкой и бумажного архива (афиши, сценарии, фотографии), аппаратные, монтажные, а в 2008 году было построено новое административное здание. Коллекция Госфильмофонда насчитывает десятки тысяч наименований фильмов всех времён и народов. А современное оборудование позволяет переводить изображение с плёнки на цифру и обратно на плёнку.

Госфильмофонд СССР создавался не только для хранения творческого наследия, но и выполнял культурно-просветительскую миссию. В 1966 году в помещении кинотеатра «Знамя» в сталинской высотке на Котельнической набережной специально для демонстрации фильмов Госфильмофонда открылся новый кинотеатр «Иллюзион». 18 марта первым зрителям была представлена советская и американская классика «Броненосец «Потёмкин» и «Огни большого города». Само название «Иллюзион» подразумевало атмосферу ретро, это слово давно устарело и вышло из употребления, но именно так в старину называли чудесное зрелище движущихся картин на белом экране, известное также как синематограф.

Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Иллюзион».1981 год: https://pastvu.com/p/46034

Смотрите старые фотографии: Кинотеатр «Иллюзион».1970-1980 гг.: https://pastvu.com/p/108985

В советский период репертуар «Иллюзиона» отличался от большинства прокатных кинотеатров – в собрании Госфильмофонда были ленты, которые не шли в широком прокате и их можно было увидеть только на Котельнической. В шестидесятые годы в кинотеатре были популярны ретроспективы зарубежного кино — итальянского, польского, американского, в советское время при «Иллюзионе» работал киноуниверситет, предлагавший различные образовательные программы. И в наши дни здесь часто проходят тематические вечера, предпремьерные показы, встречи с кинематографистами, собирающие немало слушателей – любителям кино интересно пообщаться с создателями фильмов.

Девяностые годы стали эпохой видеосалонов и домашних видеомагнитофонов, когда зритель массово ушёл из прокатных кинотеатров. С тех пор в Москве несколько десятков советских кинотеатров снесены, заброшены или используются не по назначению. «Иллюзион» пережил печальный для российского кинопроката период благодаря уникальному репертуару и поддержке Госфильмофонда, а также включив в программу актуальные новинки кинопроката. Кстати, сейчас в «Иллюзионе» проходит программа «Странное время», посвящённая кинематографу девяностых.


Фото 2012 года

Историческое помещение несколько раз ремонтировалось. Летом прошлого года кинотеатр закрывался на два месяца для косметического ремонта зала и фойе. Входная группа избавлена от нависавшей массивной конструкции и сейчас фасад кинотеатра выглядит почти как полвека назад. «Иллюзион» разработал свой фирменный стиль, изменилась цветовая гамма, стены выкрашены в серый цвет в сочетании с белым или чёрным. Разумеется, оригинальная лепнина и люстры по-прежнему украшают интерьеры кинотеатра, причём новая подсветка подчёркивает рельеф лепных украшений. Для создания атмосферы первозданного «Иллюзиона» современная мебель в фойе выполнена в эстетике шестидесятых годов. Для безопасности посетителей был заменён разрушавшийся неровный мраморный пол на новый, гранитный.

Кинозал рассчитан на 217 мест, в подлокотниках мягких кресел предусмотрены ниши для стаканчиков с напитками, а вот поп-корн здесь не приветствуется. «Иллюзион» располагается в жилом доме и в ходе ремонта была улучшена звукоизоляция зала.

Фото предоставлено пресс-службой Госфильмофонда

Фото предоставлено пресс-службой Госфильмофонда

В перспективе «Иллюзион» может стать многозальным. Тогда в репертуаре будет больше архивного и авторского кино. Основу коллекции Госфильмофонда составляют художественные фильмы, именно игровое кино можно посмотреть в «Иллюзионе».

Современная афиша сочетает архивное и арт-хаусное кино, фестивальные фильмы (на языке оригинала с русскими субтитрами) и новинки проката. Получается микс, привлекательный для широкого круга зрителей. Зрительская аудитория самая разная, в зале и пенсионеры, и студенты, в том числе студенты ВГИКа, которые приходят в кинотеатр на творческие встречи с режиссёрами, а также имеют возможность сотрудничать с Госфильмофондом, получая необходимые материалы. Молодёжь, выросшая на фильмах со спецэффектами, охотно идёт и на плёночные фильмы, старое киноискусство вызывает интерес. Очень большой спрос на семейные фильмы, такие показы проходят с аншлагами.

Обновлён и график работы кинотеатра, теперь по выходным дням «Иллюзион» открыт круглосуточно, причём можно приобрести абонемент на всю ночь и посмотреть три фильма подряд за 600 рублей. Архивные сеансы до 17:00 в будние дни можно посетить бесплатно по предварительной регистрации, а цена билета на вечерний сеанс составляет 150–200 рублей. На прокатные картины цена билета не превышает 350 рублей.

Ознакомиться с афишей «Иллюзиона» можно на сайте: http://illuzion-cinema.ru

Сеанс начинается по сигналу билетёра (администратора зала), в аппаратной звучит звонок и киномеханик запускает проектор.

Когда-то «Иллюзион» был оснащён кинопроекторами КПТ-7 производства ленинградского предприятия ЛОМО (в наши дни в Москве только в Круговой кинопанораме на ВДНХ сохраняются похожие проекторы ЛОМО ПКП-5), затем их сменили 23КПК.


На фото: кинопроектор ПКП-5 на ВДНХ

ЛОМОвская аппаратура славилась своим высоким качеством и могла бы работать до сих пор, но технологии менялись и в «Иллюзионе» в 2003 году устаревшее советское оборудование было заменено на кинопроекторы, произведённые в Германии. Помимо двух немецких плёночных проекторов в аппаратной смонтирована техника для использования цифровых носителей – с флэшки или диска фильм закачивается на сервер проектора. Коммерческое использование цифрового кино ограничено – на электронную почту приходит ключ (пароль), который действует фиксированный период времени, сколько сеансов кинотеатр оплатил прокатной компании.

Каждый плёночный фильм состоит из нескольких частей и для непрерывного показа типовой советский кинотеатр оснащался как минимум двумя постами: сначала работает один проектор, а когда первая бобина заканчивается, происходит синхронное переключение на второй аппарат, который заранее заряжен продолжением фильма. На бобину проектора можно намотать две части (одна часть помещается в стандартную металлическую коробку для транспортировки и хранения), это 600 метров плёнки или 16-20 минут экранного времени. Автоматическое переключение происходит по специальным меткам-окошкам на плёнке, эти сигнальные точки стоят на каждой части фильма за семь кадров до конца части.

Другой вариант демонстрации фильма возможен с использованием платтера, когда все части фильма предварительно подклеиваются одна за другой, размещаются на большом горизонтальном диске и при помощи системы роликов плёнка подаётся в лентопротяжный тракт одного проектора. Киномеханику остаётся лишь наблюдать за просмотром, но процесс зарядки платтера довольно сложный.

Кинопроектор состоит из двух частей – осветителя (под его кожухом находится ксеноновая лампа) и станины (на ней закреплены лентопротяжный тракт с бобинами, а внутри располагается двигатель). Тут же под рукой киномеханика панель с тумблерами, включающими-выключающими свет в зале, открывающими-закрывающими занавес.

Некоторые технологии воспроизведения плёночного фильма сегодня кажутся архаичными. Каждую часть фильма после показа необходимо вернуть в исходное положение, к началу ролика, и для этого используется стол для перемотки, такой же, как полвека назад.

В первой половине ХХ века плёнка для киноиндустрии изготовлялась с использованием нитроцеллюлозы, эта гибкая и прозрачная плёнка обладала одним серьёзным недостатком – могла самовоспламениться и очень быстро сгореть. Ей на смену пришла триацетатная плёнка, она изнашивается несколько быстрее и по нормативам рассчитана на 480 киносеансов. А современная плёнка делается на основе лавсана и практически вечная.

Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/

Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, город на память, Кинотеатр Иллюзион, Музей русской иконы.

Другие публикации