23 марта 2019 года
Фотопроект «Город на память». 439. ВСХВ-ВДНХ СССР. Северный вход
Ушедшие в небытие империи оставляли после себя прах вождей, истлевшие хоругви, память о великих победах военачальников, чудесные произведения искусства. Нагляднее всего можно прочитать прошлое по сохранившимся памятникам архитектуры, за этим миллионы туристов приезжают в Египет осмотреть пирамиды, в Италию побродить по арене Колизея или в Грецию прикоснуться к колоннам античного храма Парфенон. Москвичам вовсе не обязательно выезжать за границу, чтобы оказаться в совершенно другой эпохе. Исторический архитектурный ансамбль, сложившийся в 1939-1954 годах, расположен в Останкино на обширном пространстве, в разные периоды называвшемся ВСХВ-ВДНХ СССР-ВВЦ.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) открылась для посетителей 1 августа 1939 года. Павильоны тогда строились из дерева, они были красивыми, изящными, но быстро обветшали и оказались разрушены, перестроены или перепрофилированы. Особое внимание на выставке уделялось колхозному сельскому хозяйству, экспозиция «Новое в деревне» занимала двенадцать гектаров и иллюстрировала труд и быт советских крестьян. О хозяйствах с рекордными урожаями или надоями узнавала вся страна, передовики награждались медалями ВСХВ, их имена заносились в Книгу Почёта.
В центральной части ВСХВ павильоны располагались вокруг гигантской железобетонной скульптуры товарища Сталина (ныне на этом месте можно увидеть макет ракетоносителя «Восток» в натуральную величину).
Выставка с её парками, прудами, кафе и ресторанами сразу стала столичной достопримечательностью и популярным местом отдыха горожан. В 1939-1941 годах здесь снимались эпизоды кинофильмов «Подкидыш», «Светлый путь», «Свинарка и пастух». В годы Великой Отечественной войны ценные экспонаты были эвакуированы в Челябинск, павильоны опустели, а на территории установили батареи зенитных орудий.
«Любая выставка по определению – это очень изменчивый объект, где всё время происходят обновления, меняются экспозиции и внешнее оформление. Новичков на выставке всегда сбивает с толку еще одно: павильоны постоянно переименовывались, экспозиции переезжали из одного здания в другое»,- писал историк Павел Нефёдов на сайте Архнадзора: http://www.archnadzor.ru/2008/10/20/vshv-39/ (в этой статье дан полный перечень самых старых сооружений ВСХВ, сохранившихся с 1939 года). Проект «Город на память» попытается зафиксировать наиболее значительные изменения, произошедшие с 1939 по 2019 год на территории главной выставки страны и разобраться в назначении павильонов.
Первое серьёзное обновление произошло в 1954 году, когда ВСХВ открылась во второй раз – и тоже 1 августа. Советский Союз к тому времени уже был мощным индустриальным государством и, хотя название новой экспозиции осталось прежним, – Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, формат начал меняться в сторону демонстрации достижений машиностроения, науки и техники. Персональные павильоны каждой советской республики символизировали дружбу народов великой страны, победившей фашизм и строящей счастливое светлое будущее. Большинство выставочных павильонов 1954 года сохранились до наших дней и признаны архитектурными памятниками.
Спустя несколько лет Всесоюзная сельскохозяйственная выставка стала делить территорию с Всесоюзной промышленной выставкой, а в 1959 году произошло историческое слияние сельскохозяйственной, промышленной и строительной (располагавшейся на Фрунзенской набережной) выставок с присвоением выставочному комплексу в Останкино нового названия – Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ СССР). Смена вывески повлекла и структурные изменения – республиканские павильоны срочно перепрофилировали под павильоны отраслей народного хозяйства.
Шестидесятые годы материализовались на ВДНХ несколькими модернистскими зданиями, а устаревшие «республиканские» фасады павильонов на Площади колхозов спрятались за фальш-фасадами. Уже в наши дни эти кожухи были демонтированы и удивлённым взорам горожан предстал изрядно обветшавший, но подлинный сталинский ампир. Семидесятые годы и на ВДНХ оправдали своё прозвище «эпоха застоя» – каких-то глобальных перемен на её территории не случилось.
А вот «лихие девяностые» сокрушительным катком прокатились по заповеднику советской архитектуры, уничтожая уникальные интерьеры и разворовывая экспонаты. Ещё в 1988 году ВДНХ была переведена на хозрасчет, а затем и вовсе лишилась государственного финансирования. В 1992 году на волне антисоветской кампании Выставка достижений народного хозяйства была преобразована в открытое акционерное общество «ГАО ВВЦ». Хотя новая аббревиатура ВВЦ означала Всероссийский выставочный центр, выставочными экспозициями здесь и не пахло, зато запахло шашлыком, азиатским ширпотребом и подержанными иномарками. Выставка надолго превратилась в вещевой рынок, что, вероятно, устраивало и руководство ВВЦ, и мэра Юрия Лужкова.
Лишь весной 2014 года евангельский сюжет про изгнание торговцев из храма неожиданно воплотился в Останкино. Новый столичный мэр Сергей Собянин не сразу, но всё-таки обратил внимание на плачевное состояние уникального общественного пространства и принял решительные меры. Вскоре после визита градоначальника по аллеям и площадям ВВЦ прошли бульдозеры, снеся около 300 незаконных временных построек, а торговцы (арендаторы исторических павильонов) получили предписание в течение месяца освободить помещения. Вместо неприжившегося названия ВВЦ выставке вернули привычное ВДНХ, впрочем, местные жители так её и называли даже в смутные времена. Косметический ремонт нескольких знаковых павильонов был завершён довольно быстро, но очередные серьёзные обновления ВДНХ не за горами, у инвесторов большие планы на застройку южных и северных окраин выставки.
В одном из телевизионных фильмов, посвящённых ВДНХ, прозвучала фраза: «Как будто бы никому из тех, кто приходит сюда, не хочется верить, что праздник закончился и каждый надеется на его повторение». Идеальный гармоничный мир ВДНХ рухнул вместе с создавшим его государством и выставка не станет прежней даже после реставрации всех исторических павильонов. ВДНХ останется знаковым местом на карте города, но содержание выставки будет другое.
На этом можно завершить преамбулу о хронологии перемен на территории ВСХВ-ВДНХ СССР и вернуться к традиционному формату проекта «Город на память», то есть к просмотру фотографий разных лет, запечатлевших плоды труда советских архитекторов, инженеров, рабочих, создавших монументальные шедевры. Признаюсь, что к употреблению устаревшей аббревиатуры ВСХВ привыкнуть было непросто, но именно так в тексте должна называться выставка до её переименования в ВДНХ. Кстати, открывшаяся неподалёку станция метро в 1958-1959 годы тоже называлась «ВСХВ».
Смотрите старые карты. План Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. 1940 год: http://retromap.ru/show_pid.php?pid=g1345
ВСХВ и окрестности. Аэрофотосъёмка 1942 года: http://retromap.ru/061942_55.833252,37.629375
Смотрите старые фотографии: ВСХВ. 1939 год: https://pastvu.com/p/61007
Решение продемонстрировать достижения коллективизации и устроить площадку для обмена практическим опытом было принято в 1935 году на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Проектирование выставки и организация строительных работ на пустующих останкинских землях началось практически сразу – планировалось, что ВСХВ символично откроется к двадцатилетию Октябрьской революции. Первым главным архитектором ВСХВ стал Вячеслав Олтаржевский, получивший это право по итогам конкурса на лучшее планировочное и архитектурное решение выставки.
Но что-то пошло не так – строительство затягивалось, открытие ВСХВ пришлось дважды переносить. Промедление с выполнением идеологически важного заказа было оценено как вредительство и стоило Олтаржевскому нескольких лет лагерей. Ему вменялось, в частности, то, что «из-за имевшегося на выставке вредительства её строительство было проведено без продуманного генерального плана. Такой важный раздел выставки, как показ новой и старой деревни, совершенно не нашел отражения в генеральном плане». Курировавший ВСХВ нарком земледелия Михаил Чернов был арестован и расстрелян по другому делу (он проходил обвиняемым на процессе Бухарина).
На место Олтаржевского был назначен архитектор Сергей Чернышев, а позднее его сменил Анатолий Жуков. Хотя Генеральный план выставки, подготовленный Олтаржевским, подвергался критике, преемники сохранили планировку практически без изменений, а вот архитектуру павильонов пришлось заменить, подчиняясь принятому Верховным Советом Закону о ВСХВ: «уже выстроенные павильоны явно не отвечают тем требованиям, которые поставлены перед Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой».
Вот так мучительно и жестоко рождалась выставка, призванная стать витриной социалистического образа жизни. И вот наступил день церемонии открытия выставки – 1 августа 1939 года, когда в присутствии 10 000 собравшихся председатель Совнаркома Вячеслав Молотов произнёс пространную речь, начинавшуюся со слов: «Товарищи! Открытие Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки является всенародным торжеством. В ней находит свое отражение великая победа колхозного строя, окончательно очистившего советскую землю от кулаков и других эксплуататоров, освободившего путь для победоносного подъёма социалистического сельского хозяйства и всей нашей страны».
По словам Молотова, «на Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке получили право участвовать 15 059 колхозов, 11 004 колхозных фермы, 268 МТС, 795 совхозов, 155 821 человек из передовиков и знатных людей сельского хозяйства». Выступление завершилось традиционным «Да здравствует великий вождь страны колхозов и социализма товарищ Сталин!», после чего представители правительства и передовые колхозники отправились осматривать достижения советских аграриев.
Хотя скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» установлена за пределами ВСХВ, она стала одним из символов выставки, создавая атмосферу монументальной поступи советских трудящихся в светлое завтра. Вообще-то скульптурная композиция оказалась здесь случайно. Монумент был создан скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном для украшения павильона СССР на Всемирной выставке, проходившей в 1937 году в Париже. По завершении международного форума «Рабочего и колхозницу» планировалось установить на Рыбинском шлюзе на Волге, но на гидроузле ещё продолжались строительные работы, а в Москве ВСХВ уже готовилась к открытию и скульптура украсила площадь перед Главным входом на выставку.
Смотрите старые фотографии: На съёмках фильма «Светлый путь». 1940 год: https://pastvu.com/p/704257
Смотрите старые фотографии: Сквер у скульптуры «Рабочий и колхозница». 1939-1940 гг.: https://pastvu.com/p/81332
Со временем исчез бассейн перед памятником, сквер стал напоминать пустырь и лишь бетонные полукруглые фрагменты подчёркивали прежние границы сквера.
В 2009 году завершилась реставрация пострадавшей от коррозии скульптуры, но вернулась она на новый высокий постамент, стилизованный под советский павильон на Всемирной выставке. Сквер благоустроен в эстетике ландшафтного искусства 1930-х годов.
В павильоне проходят выставки и концерты
Самая первая входная арка была построена в 1937 году по проекту Вячеслава Олтаржевского, но уже спустя год её разобрали по причине недостаточно торжественного архитектурного облика.
Смотрите старые фотографии: Главный вход. 1937 год: https://pastvu.com/p/48708
Смотрите старые фотографии: Главный вход. 1940 год: https://pastvu.com/p/704258 Кадр из фильма «Светлый путь»
Возведённая в 1938-1939 годах арка архитектора Леонида Полякова решена в стиле ар-деко и состоит из трёх пролётов с полуциркульными сводами, придающими облику постройки лёгкость и устремлённость вверх.
Колонны арки украшены барельефами на сельскохозяйственную и индустриальную тематику (скульптор Георгий Мотовилов) – барельефы были утрачены, но частично воссозданы при реставрации арки.
К 1954 году планировка выставки несколько изменилась, Главный вход расположили южнее, а здесь открылся Северный вход. Во времена ВДНХ СССР территория ещё больше увеличилась и бывшая входная арка оказалась посреди выставки.
Огромную площадь возле Главного входа занимала автомобильная стоянка. Позднее заасфальтированное пространство будет использовано в качестве открытой площадки для технических выставок, пока на этом месте не построят павильоны № 69 и № 75 (в современной нумерации).
Смотрите старые фотографии: Автомобильная стоянка. 1939 год: https://pastvu.com/p/63697
Смотрите старые фотографии: Трамвайная станция ВСХВ. 1939 год: https://pastvu.com/p/1966 Трамвайное кольцо с конечной станцией «ВСХВ-Северная» будет ликвидировано в 1972 году.
Трамвайное кольцо (судя по картам) находилось на территории нынешней ВДНХ, этот павильон-кафе, возможно, служил в те времена диспетчерской.
Смотрите старые фотографии: Конечная станция ВСХВ-Северная. 1954 год: https://pastvu.com/p/83825
Смотрите старые фотографии: Автостанция ВДНХ-Северная. 1976-1978 гг.: https://pastvu.com/p/4754
Деревянная автобусная станция междугородних маршрутов в Продольном проезде возле Северного входа будет снесена практически в наши дни (как и ВДНХ-Южная), а последнюю в Москве типовую автостанцию уничтожат в Лужниках во время подготовки к Чемпионату мира по футболу.
Смотрите старые фотографии: Главный вход. 1939-1941 гг.: https://pastvu.com/p/63100 А вот мы уже на территории ВСХВ.
Площадь за аркой на довоенной схеме указана как Административная, позднее её назовут Октябрьской. Любопытно, что современное здание администрации ВДНХ повторяет конфигурацию старого корпуса Управления выставки 1939 года.
Смотрите старые фотографии: Слёт ударников коммунистического труда. 1957 год: https://pastvu.com/p/546825 На фотографии запечатлён актовый зал административного здания ВСХВ.
В окрестностях Северного входа есть ещё несколько служебных зданий советской постройки.
Дом связи (Телефонный узел ВСХВ)
Это здание строилось для общежития милиции
Современная административно-офисная застройка. Главная аллея 1939 года проходила в этих местах, где построено здание 619.
Октябрьская площадь используется для проведения общественных мероприятий. На фото: презентация памятника Гагарину, показательное выступление ГИБДД в День московского транспорта, экспозиции выставок «ЭкспоСитиТранс» и «Комплексная безопасность», конкурс спасателей МЧС.
Это Сибирский проезд 1954 года (мало кто из горожан знает, что большинство скверов и аллей на территории ВДНХ не безымянные, у них есть официальные названия), ведущий от арки в сторону фонтана «Дружба народов».
Смотрите старые фотографии: Главная аллея и стела Конституции. 1939 год: https://pastvu.com/p/79543
От Октябрьской площади Главная аллея по диагонали вела к павильону Узбекской ССР, а выставочная экспозиция начиналась сразу же – слева посреди лесного массива построили павильон «Юные натуралисты».
Смотрите старые фотографии: Павильон «Юные натуралисты». 1939 год: https://pastvu.com/p/67131 (не сохранился)
Нынешние натуралисты могут изучить поведение белок, но их осталось не слишком много.
Справа от Главной аллеи гостей выставки ждала гастрономическая экзотика из среднеазиатских советских республик – Узбекская чайхана и Восточный ресторан. По соседству находился кинотеатр.
Смотрите старые фотографии: Узбекская чайхана. 1939 год: https://pastvu.com/p/14446
Смотрите старые фотографии: Восточный ресторан. 1939 год: https://pastvu.com/p/466533
Смотрите старые фотографии: Большой кинотеатр. 1941 год: https://pastvu.com/p/864712
Смотрите старые фотографии: Кафе-мороженое. 1954 год: https://pastvu.com/p/2829
Ко второму открытию ВСХВ в Узбекском сквере появилось стильное кафе-мороженое в виде айсберга. По воспоминаниям горожан, обветшавшее здание кафе снесли в 1989 году.
Где-то здесь чайхана и кафе-мороженое поджидали проголодавшихся посетителей
Восточный колорит в северо-восточной части выставки не случаен – здесь размещался павильон Узбекской ССР. К 1954 году для Узбекистана возведут ещё более помпезное здание, которое в 1960-1980-е годы станет известно как павильон «Советская культура».
Смотрите старые фотографии: Павильон Узбекской ССР. 1939-1940 гг.: https://pastvu.com/p/270702
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»: https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/
Рубрика: Личные блоги. Метки: Москва, ВДНХ.